- Преподавателю
- Классному руководителю
- Тренинг Конфликт. Пути его решения
Тренинг Конфликт. Пути его решения
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Калин-оол Д.К. |
Дата | 12.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГБОУ РТ РС(К) ОШ-И VI -вида для детей с НОДА
Воспитатель группы:
Калин-оол Д. К.
Ак-Довурак
Тема тренинга: «Конфликт. Пути его решения».
Цель занятия: определить понятие «конфликт», познакомить учащихся с различными стратегиями поведения в конфликте.
Задачи:
-
формирование понятия «конфликт», стратегии поведения в конфликте;
-
развитие познавательного интереса;
-
развитие умения диагностировать свою личность, анализировать, рассуждать, делать выводы;
-
воспитание у учащихся стремления к выбору наиболее эффективной стратегии поведения с помощью техники выхода из конфликтных ситуаций;
-
развитие эмпатии, повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.
Необходимые материалы: презентация, СD запись мелодии В.А.Моцарта, мяч, книга, ватман для мостика.
Ход занятии
1. Приветствие "Привет всем".
Участники берутся за руки и приветствуют друг друга.
2.Упражнение "Новое, хорошее"
Цель: актуализация позитивного опыта участников.
Ребята, что хорошее, новое произошло у вас за прошедшие дни? Что красивого, смешного вы видели?
3. Обсуждение понятия "конфликт".
Цель: осознание ребятами личностного смысла понятия "конфликт".
Сегодня я хотела бы с вами обсудить наши взаимоотношения. В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации. И на занятии нам необходимо выяснить, что такое конфликт, как возникает конфликт, как вы ведете себя в конфликтных ситуациях, узнаем как можно выйти из конфликтной ситуации. Итак, начнем.
1. Ребята, я бы хотела узнать, как вы понимаете слово "конфликт" или какие ассоциации вызывает у вас это слово?
Конфликт - это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и подробностей одного человека.
Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов.
2. Ребята, как вы думаете, почему возникают конфликтные ситуации?
-
не понимают друг друга;
-
не уступают друг другу;
-
не владеют своими эмоциями;
-
не принимают чужого мнения;
-
пытаются во всём доминировать;
-
не умеют слушать других;
-
хотят умышленно обидеть друг друга.
Вывод: ребята, самое важное при общении с другими людьми, это владеть собой при общении, принимать чужое мнение, уметь слышать других, очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей, и тогда многих проблем можно избежать.
4. Упражнение "На мостике"
Цель: развитие конструктивных способов поведения в конфликтных ситуациях.
Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется "На мостике". Разбейтесь на 2 команды.
Инструкция: Представьте себе, что вы находитесь на мостике, внизу пропасть. Ваша задача- пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть. При этом постарайтесь прочувствовать ваши чувства.
Обсуждение:
1. Что вы чувствовали при выполнении упражнения?
2. Как выглядят со стороны два упрямых человека?
3.К чему приводит взаимное упрямство?
4. Что можно противопоставить такому поведению?
5. В жизни вы предпочитаете уступить или идти напролом?
5. Ролевое проигрывание ситуации "Дай мне книгу!"
Цель: поиск конструктивных приёмов эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.
Инструкция. Я сейчас зачитаю ситуацию, а вы представьте себя в этой ситуации, и подумайте, как бы вы поступили в данной ситуации.
"Вы заходите в класс и видите на столе интересную книгу в красивой обложке. Вам очень хочется взять её и полистать, взглянуть на картинки. Вы приближаетесь к столу, но в этот момент книгу берёт ваш товарищ. А посмотреть книгу так хочется. Как вы поступите в этой ситуации".
Обсуждение по кругу: Как бы вы поступили в данной ситуации?
А сейчас разбейтесь на пары. Я зачитаю наиболее распространенные варианты получения книги, а вы проиграете одну из ситуаций.
-
Попытка отобрать книгу силой, вплоть до драки;
-
Намерение овладеть книгой хитростью, обманом;
-
Покупка или бартер (обмен книги на деньги или другую вещь);
-
Просьба ("Дай, пожалуйста" или "Давай вместе почитаем").
Обсуждение: Ребята, какая пара показала наиболее конструктивную форму достижения результата (получение книги)?
6. Беседа: Приёмы - техники выхода из проблемных ситуаций.
Цель: обучение детей техниках выхода из конфликтных ситуациях.
Ребята, что вы испытываете в конфликтных ситуациях, какие внутренние ощущения у вас возникают в эти моменты?
Для того, чтоб сдержаться, быстро успокоиться, не наделать глупостей в состоянии горячности, существуют специальные приёмы - техники, помогающие сдержаться, быстро успокоиться, не довести ситуацию до конфликта.
(Звучит медленная музыка для выполнения упражнений)
-
Самый простой способ - это посчитать до десяти, прежде чем начать действовать;
-
Можно обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди - это поза выдержанного, сильного духом человека;
-
Можно сильно до боли сжать кулачки и медленно разжать. Давайте попробуем. Как вы себя чувствуете?
-
Можно сделать глубокий вдох и медленный выдох.
-
Способов может быть множество. Важно найти свои, те, которые помогут именно тебе.
7. Упражнение "Комплименты".
Цель: развитие эмпатии, повышение чувства уверенности, эмоциональная разрядка.
Материал: мяч.
Дети, встав в круг и перекидываясь мячом, по очереди говорят что - нибудь приятное одному из участников группы. Имя соседа произносят в ласковой форме, и что им нравится в нём. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, манера поведения.
Обсуждение:
1. Какие чувства испытывали, произнося комплименты?
2. Что вы чувствовали, когда вам говорили комплименты?
3. Испытывали ли вы какие - то сложности в ходе придумывания комплементов? Какие?
4. Какие комплименты производят большее впечатление общие или конкретные? Почему?
8. Рефлексия.
-
Что нового, интересного узнали на занятии?
-
Что было самым трудным?
-
Что понравилось - не понравилось сегодня?
-
Какие приёмы для вас наиболее приемлемы для решения в жизни проблемных ситуаций?
9. Ритуал выхода "Улыбка".
Все берутся за руки и "передают" улыбку по кругу: каждый участник поворачивается к своему соседу слева или справа и, пожелав чего - нибудь хорошего и приятного, улыбается ему, тот улыбается следующему и т.д.