Статья Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бондаренко Юлия Викторовна

учитель начальных классов

Макеевкой ОШІ І-ІІІст.№34



Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников.

Экологическая составляющая в изучении предметов природоведческого цикла.

Статья Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников.



Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников . Экологическая составляющая в изучении предметов природоведческого цикла.

Темп современной жизни выдвигает новые требования к развитию личности. Как найти нужную информацию во всем многообразии источников и удовлетворять свой интерес к разным областям знаний. Вот чему мы должны учить современного школьника. Компьютер занял значительное место в круге детских интересов. ИКТ обеспечивают школьника важными знаниями о мире, облегчают понимание сложных вещей и явлений, развивают у ребёнка интеллектуальные умения тем самым, решая, прежде всего, образовательную задачу.

Познавательный интерес, который формирует правильное использование ИКТ в образовательном пространстве, является важным фактором успешного учения и дальнейшего становления личности в целом. Человек, не имеющий познавательных интересов, лишен внутреннего стержня, не способен пережить радость интеллектуального удовлетворения в любой своей последующей деятельности.

В течении последних лет ведущим принципом в преподавании наук природоведческого цикла остаётся комплексный поход.

Экологическая тематика интегрирована в большинство учебных предметов и не только природоведческого курса.

Таким образом, активное формирование начальных природоведческих представлений у детей младшего школьного возраста происходит быстрее и качественнее при правильном включении в процесс обучения и воспитания итерактивных технологий.

В процессе ознакомления детей начальных классов с природой учитель решает ряд задач: формирует представления о некоторых предметах и явлениях живой и неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учит различать особенности внешнего вида животных, части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Учитель обучает детей и несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку. На этой основе воспитывает бережное отношение к растениям и животным, вызывает у детей чувство радостного удивления, эстетические переживания.

Школьный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей.

Задача учителя посредством ИКТ помочь школьнику преодолеть путь от простого любопытства к любознательности, и далее к познавательной потребности.

В настоящее время на первое место в нашей работе выходят компьютерные технологии.

Использование учебных видеоматериалов, в современном уроке открывает широкие возможности для интеграции информации, представленной видеофрагментами, анимацией. Все это помогает привлечь внимание и вызвать интерес ученика на уроке, а это очень важно в начальной школе.

Использование ИКТ на уроках природоведческого цикла , позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции.

ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.

Суть инновации:

Видеофрагменты представляют собой короткие фильмы, посвященные отдельным вопросам программы. Время демонстрации видеофрагмента от трех од пяти минут. Учебные видеоленты обладают рядом специфических качеств, делающих их незаменимыми средствами обучения на урока природоведческого цикла.

Используя на своих уроках экологические видеоролики ,преследую следующие цели:



  • сделать обучение интересным и разнообразным по форме; Статья Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников.


  • показать в динамике сложные для понимания процессы;Статья Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников.

  • вступить в диалог с компьютерной программой; Статья Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников.

  • легко пользоваться справочным материалом; Статья Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников.

  • выполнять небольшие исследования и проекты. Статья Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников.

Статья Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников.

Во время просмотра видеофильма происходит не только зрительное и слуховое восприятие изучаемого материала, но и эмоциональное, что способствует лучшему усвоению материала.

На уроке решаются следующие задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме. Получая определенную систему знаний на уроках "Природоведение", ученики должны усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе .

Опыт работы позволяет сформулировать несколько основных принципов организации урока, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся.

  1. Использование преимущественно игровых форм занятий.

  2. Высокая степень самостоятельности выполнения детьми заданий ,как основное средство безболезненного постепенного перехода от привычной игровой к новой более сложной учебно-познавательной деятельности.

  3. Максимальное использование мультимедийных возможностей компьютера. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик-компьютер».

  4. Создание обстановки психологического комфорта на уроке. Как следствие, дети не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.

Статья Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников.

Перечисленные принципы организации уроков позволяют уже на ранних этапах обучения обеспечить для большинства учеников переход от пассивного восприятия учебного материала к активному, осознанному овладению знаниями. Активизация учебно-познавательной деятельности связана с использованием компьютерных технологий.

Еще К. Д.Ушинский советовал: включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Использование занимательного материала на уроках природоведения помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей.

Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с мультимедийными источниками, ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей. Таким образом, повышается познавательная деятельность учащихся.

Статья Использование ИКТ как фактор развития познавательных интересов младших школьников.

Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы и методы. Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Как перехитрить маленьких учеников, не принуждая учиться? Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение, внедрение ИКТ.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью на уроках природоведческого цикла с помощью учебных видеоматериалов, средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Он повышает качество знаний, продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития, создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся.

За прошедший год ученики моего класса достигли следующих результатов

Период

Название

Результат

1

Октябрь

Городской конкурс

«Духовные богатства Украины»


Активное участие,

городские грамоты

Безуглый М.

2

Ноябрь

Городской конкурс

экологических

видеороликов


Лауреат конкурса

Гололобов Владислав

3

Декабрь

Международный конкурс «Русский медвежонок»


Сидорова В, Дорогавцев В,

Шевченко А.,Ободовский Ал.

Федосова К.

4

Январь

Всеукраинский конкурс «Сохрани елочку» Областной этап


Групповая работа

ІІІ -место по области

5

Март

Городской конкурс «Сохрани первоцветы!»


Голубева София

ІІ -место

Гололобов Владислав ІІІ- место

6

Апрель

Городской этап областного конкурса ученических робот, посвященный 80-летию Донецькой области «Мій край у моєму серці


Гупповая работа учеников ІІ- место

Участие учащихся 4-Г класса в областных, городских и школьных мероприятиях за 2011-2012

уч. г

Приложение :

-видеоролик «Красная книга»

-видеоролик «Птицы»

-видеоролик «Давайте сохраним!»


© 2010-2022