Конспект классного часа Права ребёнка-твои права

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Дракинская средняя школа»










«Имею право на права»







Классный руководитель 10 класса


Нужина О.П.









2014 учебный год.



Классный час

«Имею право на права».

Цели: ознакомить учащихся справами несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка); способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Ход мероприятия.

1. Вступление.

1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и с юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, покланялись разным богам.

2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

3-й ученик. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было воин, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

4-й ученик. Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

1- й ученик С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения прав ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Наши повседневные поступки часто име6ют правовую оценку.

2-й ученик. 20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

2. Учитель: Для этого мы должны ответить на первый вопрос: когда начинается и заканчивается детство согласно Конвенции о правах ребенка

На доске пишется 4 варианта ответов:

  1. до 14 лет;

  2. до 16 лет;

  3. до 18 лет;

  4. до 21 года.

Подумали? А теперь дадим правильный ответ.

Хорошо, действительно в соответствии с первой статьей Конвенции ООН ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18 летнего возраста.

Во всеобщей декларации прав человека сказано, что каждый человек должен обладать всеми указанными в ней правами и свободами. Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества.

С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 2 сентября 1990 года.

В соответствие с этим международным договором Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Вопрос участникам

Как вы думаете в чем различие в таких важных документах, как Декларация и Конвенция?

Учащиеся дают правильный ответ или его дает учитель?

3. Учитель: Мы предлагаем вам выполнить небольшую практическую работу.

Ребята, кагда мы говорим о правах, то должны понимать, что право дает нам возможность удовлетворять какие - либо потребности, т е необходимость в чем - то. На доске вы видите перечень потребностей двухмесячного ребенка. Как изменятся потребности ребенка по достижению 13 лет?

Потребности 2-х месячного ребенка

Потребности 13-ти летнего ребенка

Имя

Уход

Медицинская помощь

Питание

Любовь и ласка

Забота

Защита

Медицинская помощь

Образование

Друзья, общение

Жилище, питание

Родители, семья

Свобода слова

Свобода мысли

Поддержка родителей

Собственность

Учитель. Сейчас вам будет предоставлен небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией.

  • Дети имеют право расти и развиваться физически и духовно здоровыми, нормальным путем, в условиях свободы и сохранения достоинства

  • Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

  • Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

  • Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

  • Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

  • Дети имеют право на особую свободу и защиту, на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.

  • Дети имеют право на любовь, понимание прежде всего со стороны родителей и семьи, но при их отсутствии со стороны правительства.

  • Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества

  • Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

  • Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

  • Детей должны научить жить в мире и дружбе со всеми людьми, проявлять внимание и терпимость. Они должны воспитываться в сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу людей.

  • Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

4. Учитель. Исходя из данного перечня мы видим, что Конвенция признает ребенка субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе воспитания его в духе мира достоинства, терпимости, свободы, равенства.

Знакомясь с Конвенцией о правах ребенка мы должны помнить, что положения в конвенции не избирательные, а распространяются на всех. Зная свои права не следует забывать, что все окружающие вас люди так же имеют права. Сейчас мы рассмотрим несколько ситуаций и попробуем выяснить чьи и какие права были нарушены.

Сценка «Чужое письмо»

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Таня: А ты не пойдешь на физкультуру?

Маша: Нет, я освобождена.

(Все уходят кроме Маши. Она садится и начинает рисовать.)

Маша: Ой, стёрки нет. У кого же взять? У Вики посмотрю. (Лена роется в портфеле Вики. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Вика.

Таня: Почему ты открыла мой портфель? И почему читаешь мое письмо?

Маша: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела? Разве нельзя?

Учитель. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

Ситуация. «На уроке истории»

Ученик. Марья Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофёром буду? Да и Вы сами истории не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя истории дадут, который поумнее Вас.

Учитель истории. Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?

Ученик. Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, потому что я вчера от него пострадал: меня за вашу двойку наказали и не разрешили в кино сходить. Так что слушайте: преподаватель вы плохой, неумелый.

Учитель. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя - он виноват во всех наших бедах. Однако в данной ситуации закон на стороне Марии Ивановны. Чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? (Чтобы пострадала репутация других людей. Статья 13)

Ситуация. «Я получаю образование»

Мама. Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Сын. Мама, у меня завтра контрольная.

Мама. Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак!

Сын. Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Учитель. Как вы разрешите подобную ситуацию? (Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В статье 32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приеме на работу и условиях работы.)

5. Подведение итогов.

Для подведения итогов мы предлагаем вспомнить всем вам известные сказки и

6.Учитель: 1. Нарушаются ли ваши права дома? В чем это выражается?

2. Нарушаются ли ваши права в школе?

3. Знаете ли вы кто является участником учебного процесса?

4. К кому вы можете обратиться за помощью в школе, в случае нарушения ваших прав

5. Информация об уполномоченном по правам участников учебного процесса в нашей школе

Заключение.

1- й ученик :Ежегодно более 10 миллионов детей умирают, хотя в большинстве случаев их можно было бы спасти; 100 миллионов детей (из них 60% - девочки) все еще не имеют возможности посещать школу; 150 миллионов детей страдают от недоедания; вирус СПИДа среди детей распространяется с катастрофической быстротой. Все еще распространены нищета и дискриминация; социальные службы не получают достаточного финансирования. Миллионы детей по-прежнему страдают от эксплуатации их труда, детской работорговли и других форм злоупотреблений, эксплуатации и насилия.
Для успешного решения этих проблем на Генеральной сессии принята Ассамблеи ООН в мае 2002 года была декларация Мир, пригодный для жизни детей, где определены основные принципы дальнейшего развития системы защиты прав детей во всем мире, а также план действий по ее реализации.

2 - ученик: Основные положения декларации можно условно разделить на три группы:
- создание наиболее благоприятных условий на начальном этапе жизни для всех детей (сюда входят проблемы детской смертности, питания, медицинской помощи, развитие системы социальных услуг и т.п.). Особое внимание отводится проблеме ВИЧ-инфицированных детей и профилактике распространения этого вируса среди детей и молодежи;
- обеспечение качественного базового образования для всех детей;
- предоставление всем детям, особенно подросткам, возможностей для деятельного участия в жизни их общин (возможности активного участия в жизни общества детей-инвалидов, создание в государствах систем и программ, позволяющих им получать образование, профессию, посещать общественные места, участвовать в культурной и социальной жизни общества).

Ученик 3. Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. В детстве нет забот, становясь взрослее, ты начинаешь чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые каждый должен решать только сам. Готовь себя к этому!

Ученик 4. Защищая индивидуальность, Конвенция помогает созданию свободного общества. Индивидуальность - это великий дар природы. Способности каждого из вас и ваших друзей - это будущее богатство нашего народа. Вот почему Конвенция дает каждому право оставаться самим собой, требовать уважения к себе и защищает достоинство личности.

Ученик 1. Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

Учитель. Подводя итоги, можно отметить, что, в начале 21 века Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире. Что касается встреч на международном уровне - то помимо практической оценки реализации положений Конвенции в тех или иных странах и выработки плана дальнейших действий с учетом актуальных проблем современного общества, они выполняют еще одну важную задачу - акцентируют внимание международного сообщества на проблемах защиты прав детей.

Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях граждан по отношению к другим гражданам.Каждый из нас обладая правами гарантированными Декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией нашей страны должен усвоить, что каждое право подразумевает под собой обязанность. Пользуетесь простейшим жизненным принципом: «Уважая права других защищаешь свои»

Основные положениями Конвенции ООН о правах ребёнка:


  1. Все права, охраняющие детство и ребёнка, должны быть защищены;

  2. Каждый ребёнок имеет право на имя, национальность и индивидуальность;

  3. Каждый ребёнок имеет право на чистую окружающую среду;

  4. Каждый ребёнок имеет право на мир без наркотиков;

  5. Каждый ребёнок имеет право на качественное образование;

  6. Каждый ребёнок имеет право на любящую и заботливую семью;

  7. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без дискриминации;

  8. Каждый ребёнок имеет право на дом;

  9. Каждый ребёнок имеет право на понятную и соответствующую возрасту информацию;

  10. Каждый ребёнок имеет право на всестороннее и полноценное развитие;

  11. Каждый ребёнок имеет право на полноценное питание;

  12. Каждый ребёнок имеет право на защиту от похищения и торговли;

  13. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь;

  14. Каждый ребёнок имеет право на защиту от жестокого обращения и притеснения;

  15. Каждый ребёнок имеет право встречаться и обмениваться информацией;

  16. Каждый ребёнок имеет право на защиту во время войны;

  17. Каждый ребёнок имеет право на необходимое медицинское обслуживание;

  18. Каждый ребёнок имеет право знать и сохранять культуру своего народа;

  19. Каждый ребёнок имеет право на самовыражение;

  20. Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «ИМЕЮ ПРАВО»



ЦЕЛЬ I уровня:

  1. Создание условий для формирования гражданственности, способствующей становлению ценностей, направленных на развитие цивилизованного общества, справедливости, демократии, уважения закона.

ЦЕЛИ II уровня:

  1. Познакомить участников с определением понятия «права человека», а также с тем, какими должны быть права человека.

  2. Выявить факты нарушения прав человека, подготовить речи в защиту прав человека.

  3. Сформировать понятие о единстве права и ответственности.

Ход игры.

Первый этап. Наши права.

Вступление ведущего:

10 декабря 1948 г. принята Всеобщая декларация прав человека.

В ней перечисляются основные права и свободы человека:

  • право на жизнь;

  • запрет пыток, бесчеловечного или унизительного обращения или наказания;

  • запрет рабства;

  • запрет незаконного ареста;

  • свобода собраний;

  • право на справедливый суд;

  • право на уважение частной и семейной жизни;

  • свобода мысли и слова, религии;

  • право на труд;

  • право на образование;

  • право на гражданство;

  • право свободно передвигаться по своей стране и переезжать в другую страну.

(подготовить на плакате или на отдельных листах и заранее развесить по залу)

Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка.

Что же ребенок вправе делать или обязан соблюдать, если ему исполнилось……

Деление участников на группы:

каждый участник получает карточку, на которой стоят цифры 0; 1,5; 3; 6; 10; 14; 15; 16; 17;18 (это возраст детей).

Участники делятся на десять групп, каждой из которых предлагается составить перечень прав, которыми он обладает, достигнув соответствующего возраста. Группа получает лист ватмана формата А-1 и цветные маркеры. На выполнение задания отводится 10 минут, по истечении которых представители групп презентуют перечень прав.

После обсуждения представленных плакатов каждый участник получает перечень прав, которые он может реализовать по мере взросления (увеличения объема его дееспособности), а также резюме «Конвенции о правах ребенка». (Приложение 1)

Второй этап. Нарушение прав человека.

1 Индивидуальная работа. Заполнение «Квадранта прав человека». (5 мин.)

2. Работа в группах. Обсудить результаты индивидуальной работы, составить «Квадрант прав человека» (групповой). Презентовать его.

3. Работа в группах. Инсценировка. Выбрать один из случаев, когда Вы были свидетелем нарушения прав человека, инсценировать его и выступить защитником (подготовить речь).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ В ГРУППАХ.

Третий этап. Дискуссия «Пустое кресло».

Тема дискуссии «Единство прав и обязанностей или ответственности?».

Ход дискуссии.

В центре зала стоят четыре пустых стула, на спинках которых закреплены высказывания:

  1. Игорь: ЕСЛИ ЕСТЬ «ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ», ТО ДОЛЖНА БЫТЬ И «ДЕКЛАРАЦИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ».

  2. Лена: У МЕНЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ СВОИ ПРАВА, И Я НИКОМУ И НИЧЕГО НЕ ОБЯЗАНА.

  3. Слава. У КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ, ЗА НЕИСПОЛНЕНИЕ КОТОРЫХ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ СТРОГО НАКАЗАН. И НИКАКИХ «ДЕКЛАРАЦИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА».

  4. ?

Участники дискуссии читают высказывания и останавливаются возле того стула, на котором помещено высказывание, с которым они согласны. Так формируются группы.

В течение 5 - 7 минут участникам предлагается подготовить аргументы в защиту того мнения, которое они разделяют. Группе, которая собралась у стула №4, предлагается сформулировать свое собственное мнение и попытаться его аргументировать. Когда обсуждение закончено, ведущий ставит пять стульев, на четыре из которых садится представитель каждой группы, отстаивающий ее мнение. Это постоянные участники дискуссии, которые не могут покинуть свой стул. Пятый стул остается свободным для остальных участников дискуссии, и его может занять любой член группы, если хочет продвинуть дискуссию. Важно соблюдать два правила:

1. Как только на стул кто - либо садится, все замолкают, и говорить может только тот, кто сидит на стуле №5 .

2. Сесть на стул, чтобы продвинуть дискуссию, можно только один раз.

Продолжительность дискуссии 15 - 20 минут. Завершает ее ведущий, заняв пустой стул и предложив участникам проголосовать еще раз. Это позволит определить победителя (того, кто нашел больше аргументов в поддержку своей позиции и сумел изменить общественное мнение). Если этого не произойдет, победителя может назвать жюри. Критерий оценки - убедительность выступающих.










© 2010-2022