Общешкольное мероприятие Все мы - разные, все мы - равные

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МК ООУ «Санаторная школа-интернат № 82»







Методическая разработка общешкольного мероприятия


«Все мы - разные, все мы - равные»






Составила:

Воробьева И.И.,

классный руководитель,

учитель русского языка и литературы,










г. Новокузнецк , 2013г


Введение

Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобретает особенно большую значимость. В обществе наблюдается активный рост агрессивности, насилия, экстремизма. Сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической и религиозной почвах. Не обошли эти тенденции и школу. Миграция населения привела к тому, что многие школы становятся своего рода микрокосмом культурного многообразия, что нередко и порождает конфликты.

Толерантность является одной из основных универсальных ценностей современного общества, условием мира и развития всех народов. Поэтому необходимо постоянно укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу, и не только в отношениях между отдельными людьми, но и в отношениях на уровне семьи, общины, трудового коллектива, других социальных образований и институтов. Большая роль в данном процессе отводится образованию. Школа как важнейший социальный институт призвана помочь обществу стать более гуманным и толерантным. Это место открытого человеческого общения, поэтому ее психологический климат должен способствовать личностному росту учеников, учителей, администрации, родителей.

Межкультурному взаимопониманию, примирению нужно учить. Соответственно, одной из задач школы становится совершенствование содержания и организация толерантного воспитания.

Особенность обучения толерантности заключается в том, что здесь важно не только и не столько передавать знания, но и обеспечить воспитание нравственности и правовой культуры, сформировать уважительное отношение к людям, окружающему миру.

Разработанный классный час «Все мы разные, все мы равные» позволит познакомить обучающихся с понятием «толерантность» и расширить имеющиеся знания о правах и обязанностях детей.

Представленный материал включает в себя сценарий классного часа, слайд-презентацию и видеоклипы. Мультфильм «Все мы разные, все мы равные» с первых минут мероприятия помогает ребят задуматься, что общего между людьми и чем они отличаются, а хорошо ли было бы, если бы мы все были одинаковыми. Слайды, с ярким по содержанию материалом, позволяют воздействовать на эмоциональный настрой обучающихся. Ребята не только узнают от одноклассников о сущности толерантности, но и благодаря клипу «Давайте дружить» наглядно убеждаются, что люди разных национальностей пользуются достижениями культуры другого народа.

В связи с 70-летием Кемеровской области на классном часе затрагивается вопрос о многонациональности людей, живущих в Кузбассе.

Первая часть мероприятия, связанная с понятием «толерантность», плавно переходит во вторую, связанную с формированием правовой культуры обучающихся. И здесь снова звучит мысль, что все люди не зависимо от их национальности обладают одинаковыми правами и обязанностями.

Работа обучающихся в группах, совместное исполнение заключительной песни воспитывает чувство коллективизма, сплочённости, способствует развитию уважительного отношения между детьми.

Данный классный час был проведен в 7 классе, но представленные методические материалы можно использовать в 5,6 классе. Методическая разработка «Все мы разные, все мы равные» может быть полезна и интересна не только классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования, но и родителям.




Основная часть


Классный час: «Все мы - разные, все мы - равные»

Класс: 7

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной личности;

  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;

  • формирование правовой культуры подростков.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;

  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;

  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися;

  • расширить имеющиеся у учащихся знания о правах и обязанностях детей в семье и школе.

Ход мероприятия


Классный руководитель. Ребята, накануне Дня толерантности мы с вами постараемся разобраться, что такое толерантность. Подумаем, одинаковыми ли правами обладают дети с разных концов Земли. И есть ли у детей наряду с правами обязанности и ответственности.

Просмотр мультфильма «Все разные, все равные».

Ведущая 1

На огромной на планете
Очень разные есть дети:
Тихие и шумные,
Глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки,
Молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик,
Кто-то слабый ученик.

Ведущая 2
У одних - большие ушки,
У других - кругом веснушки.
Кто- то рыж, а кто-то бел,
Кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться,
Никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться,
Словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете
Так чудесно будет жить!

Ведущая 1: 16 ноября жители многих стран Мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Необходимо учиться взаимопониманию между людьми различных культур. Воспитание толерантности необходимо в целях реализации прав человека и достижения мира. На разных языках слово «толерантность» определяется по-разному.

Ученик 1: На французском языке - отношения, допускающие, что другие люди могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Ученик 2: На китайском языке - способность принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Ученик 3: На английском языке - готовность быть терпимым, снисходительность.

Ученик 4: На арабском языке - прощение, милосердие, мягкость, сострадание и терпение

Ведущая 2: Каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать право других быть такими, какие они есть, не допускать причинения им вреда. Люди отличаются друг от друга цветом кожи, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Ведущая 1: У каждой национальности своя культура, история, ценности, язык, которые достойны уважения. Посмотрите, какие мы разные. Но мы все одинаково любим свою Родину. И хотя в нашей великой стране живут более 160 разных народов, мы все вместе составляем один большой и дружный российский народ.

Ученик 1:

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

Просмотр клипа «Давайте дружить»

Ведущая 2:

На территории Кемеровской области зарегистрировано 124 народа и народности. Все народы Кузбасса живут в единой дружной и многонациональной семье. В области не было ни одного межнационального конфликта.

Ребята, я предлагаю вам игру «Человек, живущий в Кузбассе».

(Класс делится на 5 команд, каждая заранее приготовила доклад об одной из национальностей, распространенных на территории Кемеровской области) Командиры команд, получите шаблон человека. На основе этого шаблона вам необходимо коллективно создать человечка, добавляя свои индивидуальные особенности (фоном звучит музыка).

Затем следует обсуждение.

  • Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)

  • Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Каждая команда рассказывает о своем человечке

Да, ребята, мы еще раз убедились, что все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен всем остальным. Прикрепите своих человечков на НИТЬ ДРУЖБЫ. ( На нить прикрепляются все фигурки, нить прикрепляется на карту Кемеровской области)

Ведущая 1:

Ребята, давайте вырастим для новых жителей планеты красивые цветы, но цветы эти будут не простые. Я предлагаю вам создать «цветок толерантности». Подумайте, какими качествами должен обладать толерантный человек и напишите эти качества на лепестках.

(Милосердие, уважение других, терпение, великодушие, дружелюбие, отзывчивость, доброта, прощение, сотрудничество). Классы коллективно обсуждают качества толерантной личности и пишут на лепестках.

Вы готовы? Пожалуйста, прочитайте, какими качествами должен обладать толерантный человек. Вот какой букет из «цветов толерантности» у нас получился.

Ведущая 2: Если люди будут обладать такими качествами, как доброта, милосердие, отзывчивость, чуткость, сострадание, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. И очень важно, чтобы рядом были ваши друзья. Нужно уметь дружить и соблюдать законы дружбы.

Стихотворение Трутневой "Доброта"

Ученик 1

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.

Ученик 2

Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

Ученик 3

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

Ученик 4

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Ведущая 1: Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.

Ведущая 2: В честь Дня толерантности мы хотим вручить каждому из вас закладки с напоминанием «Будьте толерантными». Командиры команд получите, пожалуйста, закладки и раздайте одноклассникам.

Ведущая 1: Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди.

Ведущая 2: Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда не было больше войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Поэтому все они вместе приняли очень важный документ, приведя в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, и в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах детей. Конвенция - это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами.

Ведущая 1: Согласно определению, данному в Конвенции, «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18летнего возраста. Правовой статус ребенка - это его права, обязанности, ответственность от рождения до достижения совершеннолетия.

Основные права детей представлены на слайде:

Гражданские права и свободы детей:

  • право на имя и гражданство

  • право на защиту жизни, чести, достоинства

  • право на свободу мысли, совести и религии

  • право на свободу выражения мнения.

Права детей в семье:

  • право жить в семье (родители обязаны обеспечить достойное воспитание ребенка, образование и содержание)

  • право на защиту от жестокого обращения, отрицательного влияния или отсутствия заботы со стороны родителей

Права детей на выживание и развитие:

  • право на жизнь

  • право на достойный уровень жизни

  • право на охрану здоровья

  • право на получение медицинской помощи

Права детей на учебу и отдых:

  • право на образование

  • право на получение информации, способствующей всестороннему развитию

  • право на отдых, игры и возможности участвовать в культурной и творческой жизни общества

Права детей на особую защиту:

  • от любого вида опасности или насилия

  • от похищения и торговли людьми

  • от эксплуатации детского труда

Просмотр видео «Права детей в мультфильмах»

Ведущая 2: Ребята, давайте все вместе заполним таблицу и убедимся, что каждый день мы пользуемся тем или иным своим правом (таблица на слайдах).

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

Спал на тихом часе

Завтракал, обедал

Общался с друзьями, гулял, посещал кружки

Смотрел телевизор, читал газеты, журналы, книги

Сходил в школу

Право на отдых

Право на здоровье

Право на отдых и досуг

Право на получение информации

Право на образование

Мы еще раз убедились, что каждый ребенок обладает правами, которые должны соблюдаться.

Ведущая 1: А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни.

Сценка «Чужое письмо»

(девочки с портфелями)

- Ты пойдешь на физкультуру?

- Нет, я освобождена (все уходят, девочка начинает рисовать).

- Ой, резинки то нет. У кого же взять? У Насти посмотрю.

(Роется в портфеле. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Настя)

- Ты почему открыла мой портфель? А почему читаешь мое письмо?

- А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Ведущая 1: На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение? (выслушивается мнение ребят)

Вы правы, на лицо нарушение права частной собственности, права на невмешательства в личную жизнь.

Вывод: мы имеем не только права, но и обязанности по отношению к другим гражданам.

Обязанности детей представлены на слайдах

Каждый ребенок обязан:

  • слушаться родителей или лиц их заменяющих

  • принимать родительскую заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого отношения к ребенку с их стороны

  • получать основное общее образование

  • соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах

  • уважать права других лиц.

Какую обязанность не выполнила девочка из разыгранной сценки? (уважать права других людей)

Ответственность детей:

Каждый ребенок несет ответственность:

  • перед своей совестью

  • перед родителями или лицами их заменяющими

  • перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.

Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.

С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы:

  • исключение из школы

  • возмещение причиненного вреда

  • уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.

С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность

Ученик 1: Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

Ученик 2: Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто нарушит твои.

Ученик 3: Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав - к рабству.

Ученик 4:

Права человека - что это такое?

Свобода в поступках иль что-то другое?

Веселье и радость, и ясное небо,

Улыбка любимого брата, а мне бы

Хотелось всем детям Земли пожелать:

Здоровыми быть и учиться «на пять».

Ученик 5:

Лишь только хорошие книги читать,

Играть, танцевать, и все время мечтать

О радостях жизни, без горя, печали,

О том, чтоб людьми мы хорошими стали,

Ученик 6:

Могли помогать обездоленным детям

(Таких не должно быть на нашей планете!)

Имеем мы право счастливыми быть,

И дом свой и Родину сильно любить.

И мы - поколение нового века -

Встаем на защиту прав человека! (хором)

Ребята исполняют песню про дружбу.

Барбарики «Если друг не смеется»







Список литературы


  1. Ковынева М.В. Методика активного обучения и воспитания (современный подход к гражданскому образованию и воспитанию), Ростов -на -Дону «Феникс», 2005,с.75.

  2. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе.- Генезис, 2006г.


  1. Степанов П.В.Феномен толерантности//Классный руководитель.-2004.-№ 3.-С.5-14.

  2. Битянова М. Волшебный кристалл: Игра на развитие толерантности для учащихся 6-х кл.//Литература: Еженед. газ. Изд. Дома «Первое сентября».-2002.-№ 39.-С.7-8.


© 2010-2022