Занятие-путешествие для учащихся 1-4 классов «Как прекрасен этот мир»

Разработка этого мероприятия может быть использована в рамках недели биологии и экологии. Для подготовки к мероприятию привлекаются и оказывают помощь старшеклассники.В разработанном мероприятии раскрывается мир прекрасного, расширяются знания учащихся о природе. Оно должно пробудить интерес детей к живому миру, подтолкнуть их воспринимать красоту окружающего мира, чувствовать и беречь его.С младшего возраста мы должны воспитывать в детях экологическую культуру, ведь это так сейчас актуально, пр...
Раздел Классному руководителю
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие-путешествие для учащихся 1-4 классов

Как прекрасен этот мир


Методическая разработка внеклассного мероприятия

Как прекрасен этот мир

(занятие-путешествие для учащихся 1-4 классов)

Цель:

- формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;

- формирование в сознании детей современной экологически ориентированной картины мира,

- формирование чувства уважения к своему природному окружению.

Зал празднично оформлен (в соответствии с содержанием занятия), приготовлен и разложен по столам необходимый для занятия материал.

Ведущий:

Дни становятся длинней,

Солнышко приветливей.

По Сибири моей

Мчатся ветры летние.

Открывай, дружок, страницу -

И услышишь рокот грез, Крик кедровки, свист синиц,

Шорох крылышек стрекоз.

Ты увидишь у тропы

Летним утром ранним,

Как лобастые грибы

Землю протаранили.

Помечтаешь у костра…

Словом, снова в путь пора.

Ю. Могутин.

Звучит музыка П. Чайковского, отрывок из «Лебединого озера». Поочередно выходят дети, показывая соответствующие иллюстрации, читают четверостишья, которые начинаются со слов «посмотри, погляди и послушай», и в конце говорят: «Разве это некрасиво?» (домашнее задание), например:

  1. Ты посмотри:

Улиток полон луг.

И все

Антенны выставили вдруг (Ф. Миронов)

  1. Погляди, паук идет,

Еле берегом бредет:

Руки в боки, ноги - врозь,

По дороге вкривь и вкось (В. Плудон)

  1. Посмотри сюда, дружок,

На этот яркий огонек,

Что растет невдалеке

От березы в тишине.

  1. Ты послушай поутру,

Как синички тенькают в саду.

С ветки на ветку все летают,

Петь вольным птицам помогают.

  1. Послушай ветра-ветерка,

Он часто меняет голоса:

То только шепот раздается,

То с вихрем, бурей унесется.

Ведущий: Как прекрасна природа нашего края! Только нужно уметь увидеть эту красоту. Любящий природу человек не может жить без запаха прелых листьев, без звонкого ручья, без шелеста трав, без мелодичных трелей птиц, звонкого пенья кузнечиков и, просто, без сверкающей на солнце водной глади озер, рек и прибрежного камня.

В нашей стране много удивительных волшебников слова, звука, краски, способных передать красоту нашей родной земли. Как прекрасна картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели»! Сколько в ней таится надежды, радости ожидания и пробуждения природы! С полотен художника И.И. Шишкина лес впервые зашумел, задышал и, как восторженно говорили первые зрители: « Сосной на выставке запахло!». «Вот что нужно пейзажисту - понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет», - говорил Левитан. - «Какое это великое счастье!»

Во всех русских песнях слышится такое ласковое, жалостливое, любовное отношение к деревьям, травушке-муравушке. А как прекрасно передают музыкой звуки природы композиторы П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, М. Глинка, С. Прокофьев, Д. Шостакович, Ц. Кюи и многие другие. В произведениях А. Пушкина, А. Толстого, Ф, Тютчева, С. Есенина и многих других запечатлены образы явлений природы всех времен года. (Детям предлагается посмотреть слайд-презентацию с картинами различных художников о природе. С детьми проводится беседа).

Ведущий: Посмотрите, как красив, строен пронизанный светом березняк, который постоянно меняет свой наряд. На исходе зимы он первым скажет нам о весне своими налитыми почками, которые начинают пробрызгивать своей первой зеленью. Но до этого, приглядись внимательно, наша стройная, гибкая березка стоит вся в сережках, как в ажурном платье. Смотришь на нее, становится радостно и тревожно и хочется поклониться русской красавице. Наступит осень, войдет она туда с особым нарядом - золотым. Необыкновенно красив и торжественен березовый лес осенью. Светло и спокойно береза примет и снег. Ветер покачает ее голые ветки, и блестит на морозном солнце вечно обновленная ее береста. Как прекрасен березовый лес во все времена года!

Вот сосны. Прямоствольны и упруги,

Колючие - ветром не разорвать,

Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,

Спокойные, как Игорева рать.

В. Рождественский.

Давайте вместе приглядимся к сосновому лесу. Как он красив в любое время года (проводится беседа с детьми, а затем ведущий делает заключение). Как стройна, горда, высока, будто бы одетая в медную броню, стоит сосна. Влюбленная в солнце, тянется к нему она каждой веточкой - сине-зеленым встопорщенным ежиком. Сказочными великанами стоят старые сосны среды молоденьких сосенок, которые одна к одной тесно прижимаясь, блестят на солнце ярко-зеленым нарядом. Как хорош и красив сосновый бор!

В нашем крае можно любоваться не только красотой березового или соснового леса, но и сказочными елями. Поглядите вот на эту картину - чуть ли не черными рисуются елки средь светлой зелени веселых берез и торжественных сосен. Посмотришь на густоту ее веток, идущих от самой земли до макушки, их темный оттенок, и кажется, что там таится великая сила. Придет лето, покроются елочки светло зеленой бахромой (зелень свежих побегов), и замрешь от удивления, на них глядя - нарядных, пышных, свежих, но скромно прекрасных.

А это дерево мы замечаем больше осенью, когда после первого мороза вспыхнет оно багряным, огненно-рыжим и желтым пламенем. Летом же скромная осина затеряется в лесу среди общей зелени. А как хороша осина зимой, ее зеленоватый ствол одет в узорчатое серебристо-сизое сплетение голых ветвей.

Сколько незабываемых оттенков дает смешанный лес. Здесь рядом с сосной стоят береза, ель, осина. Много разных кустарников, трав и цветов. Осень придет - на лесное разноцветье не налюбуешься. Даже в глазах рябит! Словно прошелся кистью художник-чародей: тут лес желтый, там - коричневый, где-то - темно-зеленый, где-то золотой, а осинки, те словно огнем горят. (Из книги «Почемучка»).

Красоту любому лесу придают и разнообразные оттенки его подлеска (черемухи, рябины, калины, смородины, шиповника и т.д.), особенно во время его цветения и созревания плодов.

Ведущий предлагает ребятам найти каждому растению свое место и прикрепить соответствующие иллюстрации около березы (чина весенняя, медуница, горошек лесной, володушка золотистая, борщевик) или сосны (мох, брусника, черника, лишайник, кошачья лапка, страусовое перо, грушанка), а затем проводит беседу на тему: «Почему мир, окружающий нас, такой разноцветный».

Человек различает около шестидесяти оттенков видимого спектра. Поэтому для человека окружающий мир столь прекрасен. А как видят животные? Каждое животное по-своему видит: так, например, пчелы различают лишь сине-зеленые цвета и невидимый для человека ультрафиолетовый. Единственные из насекомых, которые различают красный цвет, - это бабочки. Многие животные, например, совы, собаки, мыши не видят все вокруг не цветным, а черно-белым. Лягушкины глаза видят только то, что движется, а черепаха видит только все зеленое.

Проводится игра «Сорви нужный гриб». Дети должны четко отгадать, в каком лесу растут какие грибы, и выполнять соответствующие движения, придуманные ведущим, под слова:

Я вошел в сосновый бор,

Увидел здесь много грибов:

Моховиков,

Боровиков,

Рыжиков,

Лисичек,

Подосиновиков-молодцов,

Розоватых волнушек,

Подберезовиков,

Маслят,

Сыроежек смелых.

Я в березовом лесу,

Быстро грибы все отыщу:

………………………….

Я грибов набрал в лесу

И в корзинке их несу:

Есть и рыжик,

Есть и груздь,

Всех считать их не берусь.

Е. Карасев.

Ведущий: Посмотрим, ребята, каких мы с вами набрали грибов. Затем проводится с детьми беседа и выясняется как отличить ядовитые грибы.

Дети прослушивают несколько фрагментов (лес, луг, река) аудиозаписи «Звуки природы», а затем с ними проводится беседа о том, что и кого они услышали. Предположительно выясняется, о чем могли «говорить» животные, в том числе птицы. В заключение дети составляют рассказы или поочередно могут прочитать стихи.

В заключение ведущий читает отрывок из книги В. Танасийчука «Кто видит ушами»: Давно ли заснеженный лес был пустым и молчаливым, только морозный ветер свистел в голых ветках. Сейчас он зелен, праздничен, полон звуков. Из каждого дерева и куста несется птичье пение. В цветках жужжат пчелы, среди травы звенят кузнечики, а где-нибудь в укромном овражке весело тявкают лисята, впервые вылезшие наружу из темной норы.

И, кажется, что весь многоголосый хор птиц, зверей, насекомых звучит просто от радости. Оттого, что после холодной зимы настало наконец теплое, благодатное лето.

А ведь это не совсем так. Каждая песенка, которая поется в лесу, имеет свой смысл. Чирикание, пересвист, жужжанье, кваканье - это язык животных. С его помощью они что-то сообщают, «говорят» друг другу. И очень внимательно слушают, что «говорят» другие, что происходит вокруг. Без ушей в лесу не прожить. Уши помогают найти друзей, спастись от врагов, поймать добычу».

Вот эти волшебные звуки леса, птичьи перепевы, разговор ветра, журчание ручья - это все прекрасная музыка природы. Эти звуки, шум мы слышим благодаря ушам. Шум - это звук любого рода (шелест листьев, журчанье ручья, пение птиц, стрекотание кузнечиков, многое другое). Уровень шума измеряется в децибелах. Так вот, естественный шумовой фон леса составляет 10-20 децибелов, который благоприятно влияет на развитие всего живого, и без этого невозможна жизнь человека. Допустимая граница громкости звуков для человека в основном колеблется в пределах 80-85 децибелов (шум нормального дыхания, шелест травы - 10, громкая речь - 60-70, звон будильника - 55-80, электробритвы - 70-90, радио, магнитофона - 50-90, уличного транспорта - 80-100, реактивного самолета - 75-90 децибелов). Звук в 130 децибелов вызывает у человека болевые ощущения, а в 150 - становится для него непереносимым.

Учеными установлено, что жизнь людей в шумных городах укорачивается на 8-12 лет. Сильный шум в лесу или в другом месте отрицательно влияет на его обитателей. Так, от включенного на всю мощность транзистора или магнитофона, или громкого крика не могут подняться в воздух, шмели, жуки, пчелы и многие другие насекомые. Птицы, звери от такого затянувшегося «развлечения» навсегда покидают свои гнезда и норы. Кроме того, многие опыты ученых привели их к заключению, что растения так же отрицательно реагируют на сильный шум - они замедляют свой рост.

Итак, благодаря зрению и слуху мы видим мир природы таким прекрасным. Но у человека есть органы чувств (обоняние, вкус, осязание), с помощью которых он чувствует аромат спелых ягод земляники, цветущих полян, определяет на вкус сладкий, горький или кислый плод и ощущает на ощупь все природные объекты. А как же животные?

(С детьми проводится мини-конкурс «Неправда ль, это интересно?!»).

1. Какой лес шумит, а какой шелестит? Чем вызваны эти звуки? (В лиственном лесу слышен шелест слабый или сильный, в зависимости от ветра. Вызывается он трением отдельных листьев друг о друга, а в хвойном лесу струи воздуха при ветре огибают ветви и иголки хвои, при этом за ними образуются маленькие вихри, издающие слабый шипящий звук. Сливаясь вместе, эти звуки создают шум леса).

2. Когда летом слышны звуки лучше, в жаркий полдень или рано утром и почему? (Утром и вечером воздух холоднее и «плотнее», и влажнее, поэтому в эти часы звукопроводимость сильнее).

3. Кто видит и в воздухе, и в воде? (Жучок-вертячок. Каждый глаз у вертячек разделился на половинки. Нижняя видит в воде, а верхняя - глядит в воздух).

4. Кто видит все вокруг себя? (Хамелеон. У него каждый глаз сам по себе. Один может вниз посматривать, а другой назад или в сторону. Кроме того, многие насекомые тоже могут видеть все вокруг себя, например, богомол. Глаза у него круглые, состоящие из множества маленьких глазков. Эти глазки направлены в разные стороны, поэтому и видит богомол сразу и впереди, и снизу, и сверху, и позади).

5. Сколько глаз у мухи? (В каждом глазу у мухи около 4000 глазков).

6. Кто «поет» крыльями? (Комары, мухи, пчелы, осы, шмели. Во время полета они бьют по воздуху крыльями так быстро, что он начинает дрожать, и чем больше крылышко у насекомого, тем более пронзительный звон).

7. Кто слышит ушами? (У комаров, мух, пчел усики устроены так, что они могут чувствовать звуки).

8. Какое из домашних животных лучше видит в темноте? (Кошка).

9. У какого животного верхняя половина глаза видит в черно-белом цвете, а нижняя - прекрасно различает яркие, пестрые цвета? (Стрекоза).

10. Кто видит ушами? ( Летучая мышь в полете не молчит, а постоянно попискивает, при этом слушает эхо от своих звуков, благодаря которому она замечает даже самые мелкие предметы).

Ведущий: Зайдет человек в лес и сразу почувствует, что он напоен различными ароматами. Какой своеобразный аромат у березы, сосны, смородины, черемухи! Летучие вещества, выделяемые черемухой, убивают бактерий и простейших животных - инфузорий, амеб. Эти вещества назвали губителями микробов - фитонцидами. Особенно сильно мы чувствуем фитонциды, которые выделяет чеснок, лук, хрен. Выделяемые листьями растений эти вещества (особенно хвойных пород) создают вокруг себя противомикробную зону. Многими учеными установлено, что человек, находящийся среди природы, вдыхает и витамины, которые выделяют растения. В одном килограмме воздуха местности, богатой растительностью, содержится один миллиграмм витаминов. Таким образом, надо помнить, что гуляя по лесам и полям, человек вдыхает ароматный и безмикробный воздух и питается витаминами.

С детьми проводится игра «Подбери нужные слова». Ведущий говорит слова, например, «ветка ели». Дети должны ответить: шершавая, колючая, жесткая и т.д.

В заключение ведущий подводит итог, читая стихотворение:

Услышу ль сосен шум в полдневный час,

Журчанье струй

Средь камушков у брода,

- О, люди, мыслю я,

У всех у нас

Есть Мать одна

По имени природа!

У ней для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлев навеки

В душе ее прекраснее черты -

Поля, луга, леса, моря и реки.

………………………………..

О, человек!

Природа-мать ни рек

И не морей от глаз твоих не прячет.

Ни рослых трав, ни голубых озер…

Цени ее доверие, Природы!

Не обмани его!

И в темный лес

Входи, как в храм под мраморные своды.

С. Викулов.

Список рекомендуемой и используемой литературы

  1. Акимушкин М. Мир животных. - М.: Мысль, 1989.

  2. Атрохин В., Солодухин Е. Лесная хрестоматия. - М., 1998.

  3. Балабашев Н.Н. Из жизни леса. - Л., 1987.

  4. Луговой А. Крылатые друзья. - Саранск, 1981.

  5. Петров В. Из жизни зеленого мира. - М.: Просвещение, 1982

  6. Петров В. Лесные тайны. - М.: Лесная промышленность. 1989

  7. Петров В. Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвеще ние, 1991.

  8. Птицы. Окно в мир. - М.: Лазурь, 1995; Растения. - М.: Очевидец, 1995.

  9. Рохлов В. Занимательная ботаника. - М.: АРС - ПРЕСС. 1999

  10. Теремов Л. Занимательная зоология. - М.: АРС - ПРЕСС 1999

  11. Трайтак Д.И. Растения. - М.: Просвещение, 1996.

Интернет-ресурсы


  • picture.art-catalog.ru/

  • rukatalog.com

  • artzapasnik.ru/



© 2010-2022