- Преподавателю
- Классному руководителю
- ЧАС ОБЩЕНИЯ «БЫТЬ ДОБРЫМ НАДО ПО ПРИВЫЧКЕ»
ЧАС ОБЩЕНИЯ «БЫТЬ ДОБРЫМ НАДО ПО ПРИВЫЧКЕ»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хмеликова В.В. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ЧАС ОБЩЕНИЯ «БЫТЬ ДОБРЫМ НАДО ПО ПРИВЫЧКЕ».
ЦЕЛЬ: разделить в представлении воспитанников понятия «добро»,
«зло», «терпимость»; убедить в необходимости добра и недопустимости зла.
Задачи:
Воспитательные: Формировать у воспитанников уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Образовательные: Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Ход занятия
Добро и зло творить всегда во власти всех людей,
Но зло творится без труда, добро творить трудней.
(запись на доске)
- Добрый день, ребята! Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну из актуальных тем. Называется она «Добро и зло». Обратите внимание на эпиграф. Согласны ли вы с этим высказыванием?
Итак, сегодня наш разговор пойдет о добре и зле. Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение? Послушайте индийскую сказку « Награда», ответьте на вопросы, затем попробуйте продолжить ее.
Награда
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил из ямы и говорит:
Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем! Страшно стало путнику.
Ох, тигр, - сказал он, - неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро? Она и есть, - ответил тигр.
Какая же это награда - платить злом за добро? - возразил путник.
Давай спросим кого-нибудь - награда это или нет? Неподалеку росло дерево.
Путник и тигр подошли к дереву и спросили:
Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
Злом! - ответило дерево. - Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как
придет пора уходить, рубят мои сучья. Обрывают листья. Так они платят мне злом
за мое гостеприимство.
Ну, теперь-то я тебя съем! - обрадовался тигр.
Давай еще кого-нибудь спросим! - взмолился путник. Прошли они еще немного.
Видят: на пустоши пасется корова.
Эй, корова! - окликнули они ее. - Скажи, чем платят за добро?
Злом! - отвечает корова. - Судите сами: пока я была молода и давала много молока,
мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь.
Того и гляди, на мясо сдадут! Выслушал ее тигр и сказал путнику:
Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!
Подожди немного! - попросил человек. - Давай спросим еще кого-нибудь третьего.
Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня...
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и
спросили ее:
- Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
- Добром! - ответила птица. - Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть. Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям. Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые дела и поступки.
Вопросы.
-
Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь
бескорыстной? -
Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника
продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же? -
Так нужно ли платить за добро?
-
А чем платят за зло?
-
Как закончится сказка?
-
Съест ли тигр путника?
-
Удастся ли героям найти того.
-
Кому за добро платили добром?
Добро - все положительное, хорошее, ласковое, приветливое; хорошее, доброе
дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро.
Зло - все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство,
гнев, досада.
Добрый человек - человек, обладающий мягким характером, расположенный
к людям, сострадательный, сердечный.
Злой человек - человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.
Юноша и морские звезды.
Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца. Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! - сказал старик. Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес: Толк есть для этой морской звезды.
Вопросы.
1. Что побуждало юношу бросать в воду морских звезд?
2. Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это не ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся?»
Перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?
А теперь представьте, что доброта - это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества, которые включают в себя понятие «доброта». Представьте, что злоба - это темная тучка. Нарисуйте ее и напишите на ее капельках те качества, которые включает в себя понятие «злоба».
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
ЗЛОБА - чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо; желание причинить зло.
Итог занятия
Мы с вами много внимания уделили понятиям «добро», «зло». В завершении нашей беседы хочу вас ознакомить с правилами, помня о которых вы научитесь понимать друг друга.
-
Ставь интересы других людей выше собственных.
-
Будь уверен и надежен.
-
Уважай других, уважая себя.
-
Терпимо относись к другим точкам зрения.
-
Воспринимай людей как равных себе.
-
Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
-
Умей прощать и не будь обидчив.
-
Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.
-
Проявляй чуткость.
-
Будь свободен от лжи и обмана.
- Умей контролировать свои желания и поступки.
- Стремись делать все как можно лучше.