Адаптация первокурсников в техникуме

Адаптация - процесс приобщения к учебно-воспитательному процессу средне специального учебного заведения, его характеру, содержанию, организации, к различным его компонентам. На начальном этапе первокурсникам необходимо присвоить себе нормы и ценности образовательного учреждения. Они приспосабливаются к новой среде, друг к другу в группе и к новым преподавателям в техникуме, воспитателям в общежитии. Это и есть неизбежный этап для формирования студенческого коллектива, формируются навыки и умения...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Адаптация первокурсников в техникуме.



А.Т.Осипова

преподаватель

ГБПОУ «Якутский сельскохозяйственный техникум»

Каждый год тысячи абитуриентов пополняют ряды студенческой молодежи. Бывшие абитуриенты становятся первокурсниками. Какие важные педагогические проблемы возникают в этот период? Одной из первоочередных таких проблем является их адаптация.

Адаптация (от лат. adapto- приспособляю) - процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Адаптация - процесс приобщения к учебно-воспитательному процессу средне специального учебного заведения, его характеру, содержанию, организации, к различным его компонентам. На начальном этапе первокурсникам необходимо присвоить себе нормы и ценности образовательного учреждения. Они приспосабливаются к новой среде, друг к другу в группе и к новым преподавателям в техникуме, воспитателям в общежитии. Это и есть неизбежный этап для формирования студенческого коллектива, формируются навыки и умения организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается режим труда, досуга и быта.

Фактор успешной адаптации студентов первого курса к условиям обучения и воспитания в ССУЗЕ - является одним из основных факторов, влияющих на познавательную деятельность.

Студенту первого курса приходится сталкиваться с основными противоречиями адаптации: он уже студент по статусу, но еще не закрепился в ССУЗЕ, не вполне поверил в себя. Поэтому куратор и всему пед.коллективу надо вести целенаправленную организационную работу, так как от успешной адаптации зависит и дальнейшее учебно-познавательное деятельность студентов.

Работу по адаптации студентов первокурсников следует начинать с подробного изучения их познавательных и психологичеких особенностей. С этой целью ведется изучение личных документов, характеризующих первокурсников, проводятся анкетирования, групповые и индивидуальные беседы, изучаются

бытовые условия в общежитии. От качества этой работы во многом зависит эффективность обучения и воспитание студентов во все последующие годы, и в результате качество подготовки всесторонне развитых личностей.

Адаптация как специфический процесс в становлении и развитии студента имеет большое значение и является довольно сложной системой мер по приобщению первокурсников к студенческому коллективу. Очень важно с первых дней учебы создать у них положительную психологическую настроенность.

В техникуме сложились традиция проведения такого мероприятия как «День знаний», где куратор знакомится с группой, создается доверительное атмосфера в группе. Торжественное «Посвящение в студенты» проходит в общетехникумовском масштабе. Перед новичками выступает директор, заведующие отделений, ветераны, опытные преподаватели, заведующий музея, студактив. Первокурсники знакомятся с историей техникума, об особенностях избранных профессий, о радостях и трудностях жизни техникума - все это создает приподнятое настроение, эмоциональную настроенность. Это в свою очередь положительно сказывается на становлении у первокурсников положительного отношении к предстоящей учебе.

Между тем одной эмоциональной настроенности для достижения полного успеха недостаточно. На первой же лекции начинается обучение первокурсников организации самостоятельного учебного труда. Очень важно их сразу же ознакомить с особенностями обучения в техникуме, дать необходимые установки. С этой целью в ЯСХТ воспитательным отделом разработаныметодические рекомендации о том, как организованно начать и успешно продолжать обучение. Каждому первокурснику выдается «Памятка для первокурсника», в которой имеются методические советы о том, как сочетать учебу и отдых, слушать и записывать лекции, работать с книгой и многое другое, что особенно важно для первокурсников. В этот период с ними работают преподаватели, мастера производственного обучения, кураторы, психолог, социальный педагог, воспитатели общежития, участковые по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Во время осенней практики, сельскохозяйственных работ проявляются такие качества как выносливость, взаимовыручка, взаимоподдержка, чувство коллективизма. Привлечение студентов к общественному труду положительно сказывается на адаптации к учебе и к коллективу. Совместная деятельность невольно принуждает их к общению, и тем самым помогает адаптироваться. В первые месяцы учебы в техникуме стало традицией проводить музыкально эстрадный фестиваль «Новые имена»- содружество слова, музыки и танца. Когда студенты готовятся к фестивалю, совместная творческая деятельность сплачивает и объединяет, формирует дружный целостный коллектив.

Физическое воспитание решает воспитательные и образовательные задачи. Студенты участвуют в «Кроссе наций», в ежегодной легкоатлетической эстафете памяти Н.Н.Мачитова. Проводятся соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису, боксу, борьбе «Хапсагай» среди первокурсников под руководством преподавателя физвоспитания Осипова О.С.. Спортивные соревнования являются одним из самых интересных форм внеурочной работы. Также в период адаптации студентов нового набора проводятся такие мероприятия как «День учителя», «День рождения техникума», «Посвящение в жильцы общежития» и т.д. Первокурсники активно участвуют в тренингах, играх, в анкетировании. Проводятся психологическое исследование каждого студента. В итоге кураторами составляется социальный паспорт группы. С начала учебного года студенты первокурсники вовлекаются в работы предметных , спортивных и культурных кружках и секциях.

Вся проводимая работа в техникуме по адаптации первокурсников направлена на создание для них такой образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем.

Опыт работы в техникуме как преподавателя и как куратора нескольких групп позволяет сделать вывод, что процесс приспособления, то есть уровень адаптации студентов на учебе, ее мотивы и направленность бывают различными по длительности, интенсивности и целеустремленности у разных студентов. Одни из них довольно успешно адаптируются в течении первого семестра, другие к концу второго семестра. А кое-кому это вообще не удается, поэтому необходимо учитывать индивидуальность каждого.





© 2010-2022