Метод долговременного внутришкольного проекта

В педагогическом процессе учителю принадлежит решающая роль. Деятельность учителя и учащихся имеет свою специфику, свои цели. Цель учителя - обучая, воспитывать ученика, сообщая ему знания, развивать его ум, культуру чувств, формировать нравственные понятия, духовно богатую, активную личность, Цель учащихся - выполнение заданий учителя.   Процесс обучения осуществляется посредством применения методов обучения.   Критерием в обосновании методов служит содержание обучающей деятельности учителя и с...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В помощь учителю.

Метод проектов.

Теория.

С началом реформирования школьного образования проектная система обучения, широко распространенная в 20-е г. прошлого века, стала возрождаться в последние годы. Следует различать широкое толкование проекта как понятия замысла для создания реального объекта или какого-либо теоретического продукта и конкретную образовательную технологию - «метод проектов».

Под методом понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. По - другому можно сказать, что это «обучение посредством деятельности».

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению в жизнь.

Учебный проект - организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В школе его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Работая над проектом, ученик чувствует, что процесс ориентирован на него и его личность, его деятельность строится на собственном опыте, интересах и склонностях. В работе над проектом важнейшее значение приобретает обсуждение и разрешение проблем, которые интересны самому школьнику. Дети получают возможность обсуждать интересные темы и проблемы литературоведческого, философского, общечеловеческого характера, учатся высказывать свое мнение, обосновывать собственную позицию, анализировать информацию, обобщать результаты исследовательской работы.

Немаловажным является тот факт, что дети работают в различных режимах: самостоятельно, в парах, в группах. Группы могут менять свой состав в зависимости от интересов ребенка и «производственной» необходимости. Обучение в сотрудничестве - это модель организации деятельности учащихся в малых группах, при которой все они вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого.

На уроках осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Свободный выбор формы общения благотворно сказывается на психологическом климате в целом и чувстве комфортности каждого. В ходе работы над проектом учитель является и психологом, и координатором, и наставником, и создателем атмосферы сотрудничества и взаимопонимания между учителем и учащимися. Она видит каждого ребенка, группу и класс в целом, обеспечивает условия для создания атмосферы творчества.

Деятельность в рамках проекта позволяет учащимся по-новому интерпретировать информацию, знакомиться с новыми подходами к изучению темы, оценивать и систематизировать информацию, выходить на новый уровень осмысления проблем.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В - третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Основные признаки для типологизации проектов могут быть:

  • доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролевой - игровой, ознакомительно - ориентировочный и прочие;

  • характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);

  • характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);

  • количество участников проекта;

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

  • исследовательские.
    Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости,

  • продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

  • творческие.
    Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);

  • приключенческие, игровые проекты
    В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;

  • информационные проекты
    Этот тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

  • практико - ориентированные
    Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат

  • деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона).
    Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  • индивидуальные
    (выполняемые самостоятельно одним учеником);

  • личностные
    (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах) ;

  • парные
    (между парами участников);

  • групповые
    (между группами участников).

И, наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочными
    (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;

  • средней продолжительности
    (от недели до месяца);

  • долгосрочные
    (от месяца до нескольких месяцев).

Метод проектов, обучение в сотрудничестве (cooperative learning) находят все большее распространение в системах образования разных стран мира по разным причинам. Главные среди них, видимо, следующие:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника, пр.);

  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;

  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Если выпускник школы приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.

Основные требования к использованию метода проектов.

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду; проблемы молодежи и др.)

  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий и др.)

  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

  4. Структурирование содержательной части проекта

( с указанием поэтапных результатов).

  1. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, пр.).

Поисково-исследовательская деятельность учащихся в самых общих чертах имеет следующую структуру: предмет информационного поиска-> определение поисковой стратегии с обозначением промежуточных результатов-> аналитическая работа и оценка значимости собранных фактов -> выводы-> корректировка выбранного направления (если требуется)-> дальнейший поиск информации по уточненным направлениям-> анализ новых фактов-> обобщение-> выводы, и так далее до получения данных, удовлетворяющих всех участников проекта-> заключение, оформление результатов (обсуждение, редактирование, презентация, оценка).

Деятельность учащихся в рамках учебно-исследовательского проекта связана:

  • со свободным поиском данных из различных источников,

  • со способами организации данных,

  • с областью поиска,

  • с умениями пользоваться ключевыми словами, анализировать информацию и представлять ее в конкретном виде (таблица результатов интервью, социологических опросов; сбор информации о жизни и творчестве писателя, оформление результатов исследования виде публикации, веб - сайта и т.п.).

При подведении итогов работы над проектом важным является то, что учащиеся сами оценивают свою деятельность, анализируют собственные достижения, видят перспективы дальнейшего совершенствования.

Проекты учащихся организованы в виде:

  • конкурсов по созданию тематических презентаций, публикаций;

  • проведения анкет, анализа ответов на вопросы;

  • викторин, олимпиад по предмету (вопросы могут быть подготовлены и учителями, и учащимися),

- написания статей, рассказов, сказок и др. творческих работ,

  • создания учебно-методического пособия,

  • "дней" издания газет (проведение специальных выпусков газет, возможно, с проведением конкурса),

  • творческих отчетов по изученным материалам,

  • создания СD,

  • экскурсий и др.

  • исследований по публикациям об исторических аспектах тех или иных стран, моделирования исторических событий.

Используя метод проектов, педагог должен определить для себя, какие общие подходы к структурированию проектов следует использовать, остановившись на следующем:

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.

  2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т. д.). В данной ситуации уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.

  3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

  4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

  5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях кружка, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

  6. Защита проектов, оппонирование.

  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.

Прежде чем перейти к конкретному примеру по организации проекта подведу некоторые итоги к вышеизложенному материалу.

Итак, проект- это «шесть П»: проблема, проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация - портфолио (папка с рабочими материалами, отчетами, черновиками и др.)

Глава 2

Проектная деятельность в школе № 1039.

Практика проектной деятельности.


Проектная деятельность в ГОУ СОШ №1039 имеет солидный опыт работы, причем участвуют в ней даже младшие школьники с 1 по 4 класс.

В 1998 году состоялось открытие кабинета Москвоведения. Это был первый удачный проект по организации выставочной деятельности. Через 5 лет, в 2003 году, открытие «Музея истории Москвы в творчестве детей». Выставка «Никто не забыт. Ничто не забыто» была открыта в 2004 году. «Дни воинской славы России»- в 2005 году. На данном этапе к проектной деятельности были привлечены учащиеся начальной и средней школы.

Музей постоянно растет, развивается и пополняется. В нем дети узнают главное: «я москвич, я горжусь своим городом, я его знаю и люблю».

В помещении музея сосредоточены замечательные проекты детей, связанные с историей города: «Древние поселения вятичей», «Первый славянский поселок», «История русского костюма», «Боярская усадьба», «Крестьянская изба», «Верования славян», «Русские монастыри и заставы», «Дворянская усадьба».

Проект «Боярский костюм», подготовленный 8-классниками нашей школы, был представлен на всероссийском конкурсе проектов и занял там 2 место.

В 2003 году музей наградили диплом 1степени за участие в городском конкурсе. Через год участники проектной деятельности повторили успех.

В настоящий момент проектная деятельность ежегодно охватывает многих учащихся школы. Прежде всего, это касается таких предметов, как литература, география, биология, химия, английский язык и экономика.

В 2008- 2010 г.г. самым грандиозным мероприятием в ГОУ СОШ № 1039 стал долгосрочный групповой проект «КЛУБ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА», который стал продолжением предыдущего проекта 2007 года («Молодёжный центр ДОСУГ») и охватил учащихся 8, 9, 10 и 11 классов. В целом его реализация заняла два с половиной учебных года .

Тема проекта была выбрана неслучайно. В результате опроса учащихся школы (с 8-11 класс) одной из актуальных задач, требующей обязательного решения, была выдвинута проблема неправильного и нерационального использования свободного времени, которое часто расходуется бездарно и безответственно, иногда проводя к появлению травм и конфликтам на переменах и вне стен школы.

На предварительном этапе проектной недели в результате опроса и «мозгового штурма» были выявлены наиболее острые негативные моменты: курение, случаи школьного вандализма, конфликтные ситуации между учащимися, пессимизм, апатия, незнание, куда можно приложить свои силы; и выдвинута цель - постараться решить большую часть проблем (Как проводить свободное время с пользой для себя? Как самореализоваться в школе? Как жить в гармонии с коллективом и самим собой? Как повысить веру в себя? и др.) путем организации «КЛУБА ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА».

Школьный проект должен был решить следующие задачи:

1) переключить внимание учащихся на позитивную, созидательную деятельность, приносящую пользу;

2)выявить интересы и предпочтения учащихся;

3)объединить в группы по интересам;

4)научить работать совместно и самостоятельно;

5)объединить учащихся разных классов в коллектив единомышленников и партнеров;

6)выявить наиболее талантливых и одаренных;

7)наладить шефскую работу в младших классах;

8)стимулировать и научить самостоятельно работать с разными источниками информации;

9)повысить самооценку учащихся;

10)создать возможность для самореализации и самовыражения.

Для решения задач использовались следующие методы:

-креативный ( метод придумывания, «мозговой штурм», эвристика, ученик в роли учителя, администратора, дизайнера экскурсовода и др.)

-оргдеятельностый (метод учебного целеполагания, планирования, контроля, рефлексии и др.)

-когнитивный (исследование способов управления коллективом, проблем успешного ведения бизнеса и др. )

Проект «КЛУБ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА», являлся по продолжительности двугодичным, в целом носил практико-ориентированный характер с элементами исследования, сбора информации, а также творческой деятельности учащихся.

Нацеленный на решение социальных задач, он отражал интересы участников проекта и самой школы. Результаты проектной деятельности позднее использовались на уроках экономики, литературы, обществоведения, биологии и географии. Реализация проекта позволила школьникам побывать в различных ролях (личность, потребитель, производитель)

По характеру контактов проект являлся внутришкольным, так как объединял несколько классов.

В качестве приоритетного направления проект выдвинул проблему нерационального использования свободного времени молодежи, нередко связанную с нарушением общественного порядка, поставил перед собой задачи: на деле познакомиться с экономическими понятиями (бизнес-план, фирма, конкуренция и др.), приобрести прикладные знания по предпринимательской деятельности, бизнесу, основам маркетинга и менеджмента, открыть в себе новые способности и реализоваться в конкретной работе как творческой активной личности.

Исходя из опыта подобных мероприятий, мы избрали форму группового проекта, так как он имеет ряд преимуществ:

-в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

-проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

-на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации (каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон).

В процессе проектной деятельности все учащиеся разделились на подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения. Элемент соревнования между ними повышает мотивацию участников и положительно влияет не качество выполнения проекта.

Наш проект затронул одну из актуальных проблем школы, попытался создать возможность для ее решения и поставил цель - вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, позволивший:

-четко осознать где, каким образом, для чего могут быть приобретены знания;

-учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;

-уметь работать в сотрудничестве, приобрести коммуникативные навыки и умения, работая в разнообразных группах и исполняя разнообразные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.), знакомясь с разными точками зрения на одну проблему;

-приобрести навык использования практических умений исследовательской работы: собирать необходимую информацию, учиться анализировать факты, рассматривая их с разных точек зрения; выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Все темы программы проекта должны раскрыть 3 основные роли, в которых выступает учащийся, желающий стать полноправным членом общества, так как каждый человек является одновременно личностью, производителем и потребителем.

Развитие человека как личности включает умение разработать характеристику собственных потенциальных возможностей, умение брать ответственность на себя, стремление к сотрудничеству и, в итоге,- достижение собственной ранее поставленной цели.

Производитель учится понимать важность и ценность работы, узнает о множестве видов работ, выполняемых людьми.

Потребитель принимает решения о том, как правильнее распределить ограниченные ресурсы.

Проект «КЛУБ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА» объединил вокруг себя три основных направления работы: научно - издательская деятельность (Издательство «Ноев ковчег»), художественно - прикладная («Дизайн - креатив») и развлекательная («Центр развлечений и туризма»)

Проект «КЛУБ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА» должен был решить триединую задачу:

1.РАЗВИВАЮЩАЯ ЗАДАЧА.

*Развитие коммуникативных навыков учащихся.

*Развитие мышления, проведение аналогий, сопоставлений, сравнений, умения выделить главное, обобщить, сделать вывод, применить ранее полученных знаний при выполнении задания.

*Развивать умение высказывать суждение и отстаивать свою точку зрения

*Развитие эмоциональных качеств за счет использования в работе творческого материала и чувства сопричастности.

*Развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности, умение самостоятельно разобраться в инструкции к заданию.

*умение ориентироваться в информационном пространстве

* самостоятельно конструировать свои знания

*интегрировать знания из различных областей

*научить критически мыслить

2.ОБУЧАЮЩАЯ ЗАДАЧА.

*Продолжить формирование и развитие специальных умений и навыков (анализ текстов, определение темы, идеи, выполнение самостоятельной работы по образцу, творческой работы)

*Закрепить следующие общенаучные навыки и умения: навыки планирования ответа, самоконтроля, работы с информацией, самостоятельной работы.

*Сформировать навыки учебного труда: понимание задания, продумывание хода его выполнения, подготовка к активной работе, соблюдение рационального режима труда.

*Сформировать навыки и умения учебно-познавательного характера: активное прослушивание объяснений учителя, установление сходства и различия с ранее изученным материалом по заданной теме, работа с литературой, продумывание и выделение главного, составление плана, выписка главного и т. д.

3.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА.

*Работа над проблемой отношений с одноклассниками.

*Воспитание критического отношения к себе.

*Воспитание активной жизненной позиции.

*Формирование нравственных отношений в процессе совместной деятельности (учитель - ученик, ученик - ученик)

*Формирование сознательной дисциплины, нравственных черт личности, способность аргументировано отстаивать свои убеждения.

Циклограмма работы над проектом включила в себя несколько этапов.

Вводный этап

(Факультативное занятие).

На совместном факультативном занятии учеников 8-11 классов было проведено предварительное совещание, рассмотрены и приняты основные темы для реализации проекта.

Путем открытого анкетирования (см. приложение №1, задание №1) предварительно были выдвинуты представители на роль школьников-администраторов, входящих в АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР, и намечены основные направления в работе.

Администраторам поручено разработать принципы эффективной работы, тексты анкет и заданий для организации фирм, входящих в состав «КЛУБ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА», разработать план и тактику проведения проектной недели.

На стартовой планерке были поставлены цели и задачи проектной недели.

На начальном этапе перед участниками проекта были выдвинуты следующие требования:

1 обязательность выполнения заданий в указанные сроки;

2 взаимопомощь в работе;

3 равноправие и свободу в выражении мыслей и идей;

4 уважение чужого мнения

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР, объединяющий и координирующий деятельность всех участников проекта, выдвинул и обсудил принципы эффективной работы:

- начинать работу с постановки целей;

- выполнять подготовительную часть работы быстро, но тщательно;

- выбирать кратчайший путь достижения цели;

- добиваться результата с первого раза.

ИТОГ мероприятия.

В ходе первого занятия (факультатив) было принято решение:

1)выдвинуть 3 учащихся на роль администраторов;

2)создать «ЯЩИК ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

3)оформить ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТЕНД, для освещения подробностей мероприятия в рамках проектной деятельности в школе.

4)составлены специальные задания для участников проекта (см. приложение №1, задания № 2,3)

5)разработаны принципы эффективной работы, выдвинуты основные требования к участникам проекта.

Поисково-исполнительский этап

На 1 уроке участники проектной недели ознакомились с предварительными итогами факультативного занятия и предложенной проблемой.

В результате «мозгового штурма», анкетирования (см. приложение № 2, анкета №1) и последующего обсуждения были определены основные пути решения проблем, проведена коррекция кадров, окончательно определены основные направления деятельности в разных группах по интересам.

В связи с актуальностью школьной проблемы, перед всеми участниками была поставлена цель - выбрать определенный вид досуговой деятельности, результатом которой должно быть осуществлено производство определенного продукта и его презентация.

Был разработан ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР, включивший в себя стенд и консультации по важным вопросам у представителей администрации.

Перед учащимися были поставлены следующие цели проектной работы:

1 познакомиться с планом проведения проектной недели;

2 выбрать творческую группу по интересу;

3 собрать информацию (по необходимости);

4 создать продукт;

5 осуществить его презентацию.

ИТОГ мероприятия.

На первом занятии учащиеся скорректировали планы и окончательно подтвердили состав АДМИНИСТРАТИВНОГО ЦЕНТРА.

Произошло деление школьников по интересам в зависимости от выбранной ими формы продукта.

Было принято единогласное решение об образовании ПРЕСС - ЦЕНТРА, фиксирующего основные этапы деятельности и помогающего администрации проекта, куда вошли 2 участницы. Начат сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и особенностями работы. Прошли консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.

В итоге организация проекта «КЛУБ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА» стал иметь следующую структуру:

1уровень:

***Администрация проекта

(учитель и 4 помощника - администратора)

Цель деятельности - организация, разработка стратегии и принципов работы

( см. приложение №2), своевременная помощь и контроль мероприятия.

***Пресс-центр

(корреспонденты; фотограф; видеооператор.)

Цель деятельности - сбор и оформление информации в рамках проектной недели (создание «Ящика предложений», пресс - стенда и др.)

2уровень

Фирмы

*№1 Издательство «Ноев ковчег»

*№2 Дизайн - креатив

*№3 Центр развлечений и туризма

Итак, «КЛУБ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА» объединил 3 основных направления работы. (см. схему)

Метод долговременного внутришкольного проекта.

В результате предварительного обсуждения и планирования деятельности учащихся была определена специализация каждого школьника, участвующего в проекте.

Фирма Издательство «Ноев ковчег»

выбрала работу по следующим направлениям:

-создание школьных сайтов;

-создание научных рефератов-исследований;

-оформление газет на экономическую тему;

-создание учебных коллажей (Тематика: ресурсы, товары и услуги и др.)

-создание развлекательно-познавательного СD и др.

Фирма «Дизайн-креатив»

взяла на себя обязанность

-организовать и оформить 3 выставки: «Ювелирная фирма», «Витрины» и выставку тарелок с экономической тематикой для оформления интерьера кабинета экономики.

-принимать участие в школьных мероприятиях по оформлению актового зала, рекреаций и школьных стендов.

Фирма «Центр развлечений и туризма»

приняла решение организовать следующие мероприятия:

-проведение досуга на переменах для 3 - 6 классов (анимация).

-проведение экскурсий.

-создание виртуальных турфирм.

-организация и проведение сказки «Про Федота - стрельца, удалого молодца».

(2 урок)

На следующем занятии школьники

-разрабатывали и корректировали планирование деятельности своих фирм,

-работали с различными источниками информации,

-обменивались опытом.

-участники окончательно определили свое место в проекте.

Членами администрации была составлена таблица специализации учащихся проекта (см. приложение № 2)

Администрация проекта разработала основные принципы успешной работы (см. приложение №3)

Этот этап работы над проектом работники «КЛУБ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА» посвятили изготовлению продукта

ИТОГ мероприятий.

Составлен окончательный план деятельности, собрана необходимая информация, изготовлены продукты.

(см. приложение № 3 )

Обобщающий этап

Этот этап включил в себя:

-оформление результатов проектной деятельности,

-доработку проектов с учетом замечаний и предложений,

-подготовку публичной защиты проектов,

-совещание лиц ответственных за защиту проектов.

Заключительный этап

Данный этап был посвящен публичной защите проектов (презентации), подведению итогов, обобщению материалов, оформлению отчетов о выполненной работе и стендовой информации по итогам защиты проектов. Учащиеся проанализировали результаты своей деятельности, а также свое отношение к данному мероприятию.

(см. приложение №4)

Краткая презентация отчетов о деятельности фирм.

Фирма «Издательство».

ХАРАКТЕРИСТИКА.

1.Название: Школьная компания «Издательский дом»

2.Место расположения: Юридический адрес: 115516, г. Москва, ул. Бирюлевская, д.31, тел 329-20-20

Фактический адрес: ул.Белореченская, д. 23, тел.358-33-92 /ГОУ СОШ №1039/.

3.Географические границы действия фирмы: г. Москва.

4.Организационно-правовая форма: Производственный кооператив (артель) Издательский дом « Ноев ковчег». Добровольное объединение граждан для совместной хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом участии в работе предприятия и на объединении участниками паевых взносов.

5.Деятельность фирмы: издательство печатной продукции и производство информационного диска.

6.Продукты компании: школьные газеты, журналы молодых авторов "Поговорим о главном", «Ноев ковчег», «Путеводитель по Московскому зоопарку», компакт диск "Эти забавные животные", создание сайтов.

7.Задачи компании:

-Изготовление качественной, отвечающей современным требованиям продукции.

-Предоставление своим клиентам возможности использовать информационные источники, молодым авторам - возможности издания своего творчества.

-Выработка навыков экономического мышления и предпринимательства у участников программы.

На протяжении всей проектной компании Издательский дом «Ноев ковчег» занимался выпуском различной печатной продукции: школьных газет на экономическую тематику («История денег», «Экономическая мозаика», «Купюры России» и др.), коллажей на экономическую тематику («Ресурсы», «Экономика потребления», «Потребительские товары»), журнала «Поговорим о главном», «Ноев ковчег», создание школьных сайтов.

Выпуск любых изданий - трудоемкий и материалоемкий процесс, состоящий из следующих этапов:

1.собрание журналистов и редакторов, где определяются основные темы будущего номера;

2.сбор и редактирование материала, верстка;

3.выпуск продукции.

В течение проектной деятельности компания Издательский дом «Ноев ковчег" выпустила 14 газет, 25 коллажей, журнал молодых авторов "Поговорим о главном", Журнал «Ноев ковчег», «Путеводитель по Московскому зоопарку», компакт- диск "Эти забавные животные", создал школьные сайты.

ХАРАКТЕРИСТИКА.

1.Название: Школьная компания ОАО «Дизайн-креатив».

2.Место расположения: г. Москва, ул.Белореченская, д. 23, тел.358-33-92 /ГОУ СОШ №1039/. Географические границы действия фирмы: г. Москва.

3.Организационно-правовая форма: Акционерное общество открытого типа. ОАО «Дизайн-креатив» зарегистрирован в Москве, руководствуется в своей деятельности правилами акционеров.

4.Деятельность компании разнообразна и носит прикладной характер. Она включает в себя: оформление макетов витрин магазина, производство ювелирной продукции, а также производство декоративных тарелок для оформления интерьера в кабинете экономики.

5.Продукты компании: Продукты компании: макеты витрин (15экз.), ювелирные украшения: колье, серьги, бусы, декоративные украшения (более 20 экз.) , декоративные тарелки (9 шт.), креативная упаковка (10 шт.)

6.Задачи компании:

-Изготовление качественной продукции.

-Предоставление возможности для творческого самовыражения.

-Выработка навыков экономического мышления и предпринимательства у участников программы.

Третье направление - Центр развлечений и туризма - включила в себя разнообразную деятельность: организацию туристических фирм и экскурсионно - досуговые мероприятия.

ХАРАКТЕРИСТИКА.

1.Название: Школьная компания ООО «Центр развлечений и туризма» объединила 2 фирмы: Метод долговременного внутришкольного проекта.и ООО «Ноt rest») 2.Юридический адрес:127051, Москва, пл. М. Сухаревская, д.10, стр.7, фактический адрес: 129090, Проспект Мира, д. 3, стр. 2

3.Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью.

4.Деятельность компании разнообразна: экскурсии, анимация.

6.Задачи компании:

-Ознакомиться с основами предпринимательской деятельности.

-Разработать стратегию и тактику деятельности в конкурентной среде (одинаковая специализация фирм - туристическая деятельность).

-Провести экскурсионную и анимационную работу.

-Предоставить возможность для творческого самовыражения участников проекта.

Работа над проектом «КЛУБ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА», организованного на базе средней общеобразовательной школы №1039, ставила перед собой целью углубление и расширение теоретических знаний учащихся, полученных ими на уроках и факультативных занятиях, получение опыта практической деятельности в предпринимательской среде и на этой основе формирование активной, конкурентоспособной личности, наделенной экономическим мышлением, способной легко адаптироваться в новых условиях.

За все время проектной недели школьники продемонстрировали живой интерес к программе, высокую предпринимательскую активность, у них появился действенный мотив к изучению курса экономики, стремление связать свою будущую профессиональную деятельность с предпринимательством и бизнесом. В то же время деятельность учащихся в обстановке, приближенной к реальной, показала, что их реакция на встречающиеся трудности и неудачи была не всегда адекватной, а при принятии многих решений они пытались руководствоваться чувствами, эмоциями, личными отношениями, а не экономическими принципами и законами. Но благодаря работе в школьной компании, ребята постепенно научились действовать рационально, планировать свою работу, поэтапно идти к поставленной цели. Хочется надеяться, что школьный проект сплотил многих в компанию единомышленников, занимающийся реальным, значимым как для каждого из членов «КЛУБ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА», так и для всей школы делом. В настоящий момент наш творческий коллектив в центре большинства общешкольных дел, он организатор и вдохновитель многих проводимых в школе мероприятий. Члены школьной компании научились брать на себя ответственность, отвечать за результаты своей деятельности. Своим трудом, своей деятельностью они заработали высокий рейтинг и авторитет в школе.

Можно с уверенностью утверждать, что данный эксперимент являлся инновационным обучением - моделью управления саморазвитием обучающихся.

Проектная деятельность была построена на принципах управления саморазвитием обучающихся:

  • ЦЕЛОСТНОСТИ (понимание системы рефлексивной самоорганизации человека);

  • ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ (стремление к сохранению и развитию индивидуального творчества);

  • САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (обеспечение самостоятельности в действиях и поведении обучающегося);

  • РЕФЛЕКСИВНОСТИ (организация взаимопонимаемых отношений в процессе обучения);

  • СИСТЕМНОСТИ (соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств и результатов обучения);

  • ЭЛЕКТИВНОСТИ (предоставление обучающемуся определенной свободы выбора форм обучения);

  • ОСОЗНАННОСТИ (осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения);

  • РАЗВИТИЯ (инициирование и формирование у обучающегося новых образовательных потребностей и способностей);

  • КОНГРУЭНТНОСТИ (единство типа впечатлений - информационные воздействия не должны разрушать самоорганизацию внутреннего мира обучающегося).

Проектная деятельность учащихся послужила поводом для возможности участия в благотворительной акции спасения лошади, сбитой машиной. Проект «КЛУБ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА» создал возможность учащимся

  • познать себя и выбрать будущую профессию в сфере бизнеса и предпринимательства;

  • открыть в себе предпринимательские способности;

  • познакомиться с рядом экономических профессий;

  • создать проект школьной компании и его реализовать;

  • формировать личностно- значимые качества: коммуникабельность, толерантность, готовность к командной работе, самопознание, лидерство.

Проект «КЛУБ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА» функционировал, руководствуясь следующими нормативными и правовыми актами и методическими пособиями:
- гражданский Кодекс РФ (статьи 26 и 28);
- инструкция Госналогслужбы РФ № 35 от 29.06.95г. (статья 8 пункт "р");
- учебно-методический комплект "Школьная Компания" (год издания - 1997).
- методическое руководство по программе «Школьная компания», Шустов В.А., Комаров Д.Ю., (год издания 2000 или 2001).

Благодаря работе в школьной компании, ребята постепенно научились действовать рационально, планировать свою работу, поэтапно идти к поставленной цели.

Проектная деятельность «КЛУБ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА» вышла за рамки нашей школы.

2 декабря 2008 года первые результаты проектной деятельности «Клуба делового человека» были отмечены ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКВЫ, ДЕПАРТАМЕНТОМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ, КОМИССИЕЙ ПО ДЕЛАМ ЮНЕСКО. Проект получил диплом III степени VIII городского смотра-конкурса образовательных учреждений участников движения «Москва на пути к культуре мира»

19 марта 2009, 25 марта 2010 г.г. организаторы проекта получили дипломы за участие в ХII и XIII городских научно - практических конференциях старшеклассников по экономике и предпринимательству (ГОУ Гимназия № 1503).

В 2009 году работа участниц проекта « Клуб делового человека» Головлёвой Яны и Букреевой Марии получила высокую оценку в следующих конкурсах:

1 место в районном творческом конкурсе учащейся молодёжи Люблино «Если б я был главой управы» (рабочая группа «Клуба делового человека» - «Издательство», Тема: «Подросток на рынке труда».)

Проект прошёл в финал конкурса ЮВАО г. Москвы. Головлёва Яна за участие в конкурсе получила ценные подарки и грамоту от префекта ЮВАО

В.Б. Зотова.

В апреле 2010г. проект получил сертификат участника конкурса «Грант Префекта ЦАО для школьников», а также благодарственное письмо.

В марте 2010 участники проекта Мартынчук Евгений и Аносова Александра представляли проект «Клуб делового человека - 2010» на окружном конкурсе проектов в сфере экономической науки и прикладной экономики. Проект занял 3 место.

В феврале 2010г. участники проекта « Клуб делового человека» стали делегатами форума «Молодёжь и наука» ЮВОУО ДО г. Москвы.

С октября 2009 по март 2010 г.г. участники «Клуба делового человека» еженедельно посещали субботние семинары по развитию молодого предпринимательства в «МИВТ - центре».

К огромному сожалению, глобальность, массовость и широкий охват проектной деятельности «Клуба делового человека» в ГОУ СОШ № 1039 постоянно сталкивалась с ограничениями во время участия в конкурсах, где требовалось единичное участие. Так как в основном приветствовались индивидуальные проекты учащихся (не более 2 человек). Исключением стал лишь конкурс «Москва на пути к культуре мира».

Решение проблемы было найдено в сегментировании (разделении) нашей общей деятельности, согласно требованию конкурсов.

Полученный нами опыт совместной деятельности, несомненно, имеет большую значимость для дальнейшей работы и жизни. Тем более, что у ребят есть твердое намерение и в дальнейшем развивать деятельность своей компании, привлекая новых учащихся, учителей и родителей, о чем свидетельствует разрабатываемые ими долгосрочные проекты.

Заключение.

Настало время подвести итоги всему вышесказанному. Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культурного, способного влиять на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.

Личностно ориентированное обучение предполагает:

1. Признание ребенка субъектом развития, обучения и воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе субъект - субъектных и субъект - объектных образовательных воздействий.

2. Признание способности ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей.

3. Смену позиции педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика.

4. Приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных траекторий.

5. Приоритет продуктивного компонента содержания образования, выражающегося в созидательной функции ученика, над репродуктивным компонентом, который важен для передачи ученику технологий его образовательной деятельности, но не готовой информации и знаний.

Педагог вступает в особые взаимоотношения с ребенком, которые основаны на понимании его основных интересов, уровня развития и актуального состояния.

Сейчас много внимания уделяется сути личностно ориентированной педагогики. Большинство педагогов считают, что воспитывать и обучать, развивать и корректировать поведение нужно без насилия, уважая свободную личность ребенка, внимательно и чутко выявляя, поддерживая и развивая способности и склонности ребенка.

Метод проектов, включающий в себя проблему, планирование деятельности, поиск информации, создание продукта и его презентацию,- как нельзя лучше подходит для реализации целей современной школы. Это явление достаточно сложное, требующее много усилий и энергии.

Умение пользоваться этим методом, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Использование метода проектов в школе имеет большое значение: позволяет педагогу повысить эффективность образовательного процесса в системе профильного обучения, осуществить на новом качественном уровне интеграцию учебных дисциплин, совмещать инновационное содержание образования, в частности, овладение средствами и процедурами исследовательской деятельности, а также современные методы учебной работы - учебные исследовательские проекты, групповую работу учащихся, что, в свою очередь, способствует более полному и глубокому освоению учебного материала учащимися.

В преподавании различных дисциплин, в частности, экономики, использование учебно-методических проектов дает возможность, во-первых, по-новому интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию, что позволит отказаться от репродуктивного уровня усвоения материала и выйти на новый уровень осмысления различных проблем. Именно на это нацеливает поиск основополагающего вопроса при планировании учебного проекта. Формулирование проблемных вопросов учебной темы потребует от учащихся знания содержания материала, навыка работы с различными источниками информации, позволит высказать собственное мнение с непременным обоснованием своей позиции. Все это способствует развитию диалогического мышления, необходимого современному человеку.

Проект нацелен на личностно-ориентированное обучение, позволяет развивать креативные способности учащихся, переносить имеющиеся знания, умения и навыки в новую учебную ситуацию. Проект способствует развитию диалогического мышления и формированию собственной точки зрения, что необходимо в подростковом возрасте. Для более широкого осмысления заявленных вопросов используются элементы мультимедиа, позволяющие усилить содержательную часть проекта и помогающие восприятию наиболее сложных вопросов.

Безусловно, метод проектов открывает новые позитивные возможности. Однако, если преподаватель будет использовать неправильную методику проведения занятий и поддерживать только индивидуальные проекты, у отдельных учащихся может развиться индивидуализм. Поэтому правильнее уделять внимание и коллективным проектам.

Самостоятельная серьезная работа и время - это два препятствия, которые стоят на пути широкого внедрения метода проектов и совершенствования качества технологической подготовки. Существующая система образования и организация учебного процесса по своей сути являются консервативными. Большинство учителей чувствуют себя наиболее комфортно в той обстановке, которую они знают и к которой привыкли. Чтобы метод проектов «работал», нужны не только увлеченные преподаватели, но и поддержка администрации. Многие начинания в процессе работы над методом проектов приостанавливаются, потому что руководители учреждений возвращаются к традиционным путям управления. Такая позиция может легко привести учителей к утрате интереса, к скептицизму, а также к уверенности, что невозможно что-либо изменить. Преподавателю трудно проявить свои лучшие качества, если он не чувствует, что ему доверяют и к его мнению прислушиваются. В связи с этим необходимо сделать ставку на переподготовку преподавателей, развивать их навыки, необходимые для реализации метода проектов.

Включать данный метод необходимо в программы основного курса школьного обучения. Конечно, существуют разнообразные возможности, которые открывает дополнительное образование, но введение метода проектов в основное образование кажется путем не только многообещающим, но даже необходимым для педагогического процесса.

Преподавателю следует выбирать проекты, которые по-настоящему интересуют школьников. Действительно, уже пора перейти от концепции «обучения чему-либо» к изучению конкретных вещей, «интересных именно учащимся». В этом смысле проектная педагогика исключительно перспективна. В междисциплинарном проекте учебные предметы естественным образом утрачивают свой изолированный и абсолютный характер, а деятельность по внедрению этого проекта приобретает особый смысл. Кроме того, подобный педагогический проект позволяет объединять работу на уроках, после уроков и вне школы.

Метод проектов постепенно совершенствуется, а накопленный опыт позволяет углублять и уточнять его теоретическую и практическую базу. Вскоре этот метод станет одним из основных в образовательной политике будущего. А будущее предполагает глобальное образование личности и глубокое педагогическое обновление на основе проектных технологий.

Итак, что же такое метод проектов? Вывод может быть только один: перед нами проблема огромной не только педагогической, но и социальной важности. Может быть, слишком прямолинейно высказала свое мнение о методе проектов в 1925 г. С. Тюрберт, но оно современно звучит и сегодня: «Метод проектов - это последнее звено в развитии педагогических идей от школы учебы, с неподвижным сидением за партой, зубрежкой и мертвечиной, школы обуздывания детской жизнерадостности, поставщицы "оболваненных" людей, по выражению Л.Н. Толстого, - солдат и послушных чиновников, - к свободной школе жизни и действиям - необходимой принадлежности индустриального государства… Словом, вся школьная процедура подлежит коренному перестроению, ее сердцевиной является уже не пассивное усвоение знаний и даже не живой самостоятельный эксперимент, но акт сознательной целеустановки и живая деятельность в достижении намеченных целей».






Список литературы.

Метод долговременного внутришкольного проекта.Источники: Метод долговременного внутришкольного проекта.

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Директор шк.-2002.-№8;

  2. Официальные документы в образовании.- 2002.- №27;

  3. Образование в современной школе-2003.-№2.

  4. Алексеев Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся.//- В ж. "Исследовательская работа школьников", 2002.

  5. Артемова Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения //Школьные технологии.- 2003.- №4;

  6. Баскаев Р. На пути к профильной школе /Баскаев Р. //Учитель.-2002.-№6.

  7. Белянкова Н. Плюсы и флюсы профилизации //Практич. журнал для учителя и администрации школы.- 2004.- №4;

  8. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

  9. Методическое руководство для преподавателей и консультантов «Достижения молодых», М. 1996 год;

  10. Петряков П.А. Метод проектов в преподавании образовательной области "Технология". - Вел. Новгород, 2000;

  11. Полат Е.С. Новые педагогические технологии /Пособие для учителей - М., 1997;.

  12. Полат. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.//- М., 2000;.

  13. Программа курса «Основы рыночной экономики» для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательных школ, лицеев, колледжей. Под редакцией Соловьевой И.Б. М.,1993 год.

  14. Приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». 2002.

  15. Розанова Н.И. «Моя фирма», «Вита-Пресс», 2006г.

  16. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», М 1998 год.

  17. Соболева Е.Н. Школьникам о предпринимательстве, М.Просвещение,2005г.

  18. Темплар Р. Энциклопедия менеджера. Алгоритмы эффективной работы, М. 2005 год

  19. Тюрберт С. Метод проектов.- М.,1025

  20. Выписка из Образовательной программы Московского Культурологического лицея № 1310.

  21. Internet - ресурсы: www mosfund.ru., www ego.ru.vkkb.ru. и др.


© 2010-2022