Воспитательный час. Бабий Яр

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Воспитательный час. Бабий Яр.



Воспитательный час:

«Это плач сердец наших.

Жуткая память Бабьего Яра»







Презентацию и методическое сопровождение

к проведению воспитательного мероприятия

подготовила Усенко Елена Николаевна,

учитель биологии и химии

ГОУ ЛНР «Селезневская школа №18»








2015

Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

И. Бауэр

Цель: познакомить учащихся с трагедией еврейского народа в годы Великой Отечественной войны

Задачи:

  • воспитывать непримиримое отношение к нацизму, как к идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества;

  • формировать умение оценивать исторические события

Слайд 1

Звучит отрывок из 13-ой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Сегодня мы будем открывать страницы истории, читать стихи, размышлять, а значит - ПОМНИТЬ.

Перед вами хронология событий, связанных с Бабьим Яром (для каждого учащегося данная информация распечатана на отдельном листе)

01. 09. 1941 г. - Германские войска вошли в г. Киев.
20. 09. - 24. 09. 1941г. - Центр города потрясли мощные взрывы. Была разрушена крепость, где размещался один из штабов немецкой армии, комендатура и другие здания на Крещатике. Погибло много немецких солдат и офицеров, а также мирных жителей.
26. 09. 1941г. - В Киеве состоялось секретное совещание, в котором участвовал военный губернатор города генерал Эбергард и высшие чины СС. Решено свалить вину за взрывы на киевских евреев и покарать их смертной казнью.
29 - 30. 09. 1941г. - В Бабьем Яру было расстреляно около 50 тыс. евреев. В акции по уничтожению евреев принимали участие: зондеркоманда 4а, части охранного полка СС «Юг» - всего 300 человек под руководством штандартенфюрера СС П. Блюбеля и 1200 человек «Буковинского куреня» частей ОУН, возглавляемого П. Войновским.
С 01. 10. 1941г. по 01. 10. 1943г. - фашистами расстреливались в Бабьем Яру: цыгане, военнопленные, партизаны, мирные жители города Киева - всего около 100 тыс. человек.
12. 08. 1942г. - Расстреляны в Бабьем Яру футболисты киевского «Динамо».
Август 1943г. - Подразделения 105-А под командованием офицера СС Баумана начало сжигать трупы погибших в Бабьем Яру.
29 .09. 1943г. - Побег из концлагеря Бабий Яр заключенных - свидетелей сжигания трупов.
Январь 1945г. - В журнале «Новый мир» опубликовано стихотворение

И. Эренбурга «Бабий Яр».
Март 1946г. - В журнале «Октябрь» опубликована поэма Л. Озерова «Бабий Яр».
1947 - 1953гг. - Разгул государственного антисемитизма в СССР, подготовка к депортации евреев в Сибирь.
1957г. - За симфонию «Бабий Яр» композитор Д. Клебанов был зачислен в буржуазные националисты, а поэт С. Голованивский за поэму «Авраам» обвинен в ненависти к советскому народу и оскорблении русских и украинцев.
1957г. - Принято решение о создании в Бабьем Яру пульпохранилища.
13. 03. 1961г. - Прорвало плотину пульпохранилища и масса полужидкой глины и песка, смешанные с человеческими останками, обрушились на лежащий в низине пригород Киева, неся смерть и разрушения.
19. 09. 1961г. - В «Литературной газете» впервые опубликовано стихотворение Е. Евтушенко «Бабий Яр».
Декабрь 1962г. - Впервые звучит «Тринадцатая симфония» Д. Шостаковича, в которой стихотворение «Бабий Яр» Е. Евтушенко переложено на музыку.
1966г. - Журнал «Юность» опубликовал документальную повесть

А. Кузнецова «Бабий Яр»
29. 09. 1966г. - 25-я годовщина страшной трагедии отмечена митингом в Бабьем Яру. На митинге выступили писательВ. Некрасов и публицист

И. Дзюба, которые заклеймили антисемитизм.
1968г. - За выступление на траурном митинге в Бабьем яру был арестован

Б. Кочубинский.
1968 -1970гг. - Прокладка через Бабий Яр автомагистрали и строительство на его территории телецентра.
1976г. - Вблизи Бабьего Яра установлен памятник, ни в композиции, ни в надписи которого не отражена трагедия массового уничтожения евреев.
1991г. - В Бабьем Яру установлен памятный знак «Менора».
Август 2001г. - Покаяние и просьба о прощении Папы Римского Иоанна Павла II у памятного знака «Менора» за злодеяния, которые творились католиками по отношению к евреям.

Слайд 2-3

Залпы Великой Отечественной давно отгремели…

Страшно представить, но так было - на протяжении многих лет по окончании ее на этом месте не было ни памятника, ни даже таблички. Хотели стереть из памяти и из истории трагедию Холокоста?

Не позволялось даже отдать дань уважения безвинно погибшим. Во времена Сталина те, кто приходил поклониться месту гибели своих родных, рисковали оказаться в тюрьме.

В начале 1960-ых годов было принято решение о полном уничтожении памяти о трагедии Бабьего Яра. Овраг, в который фашисты скидывали тела расстрелянных, было решено выровнять и построить на его месте стадион.

Но 20 сентября 1966 года, в 25-ю годовщину начала расстрела евреев, в Бабий Яр со всего Киева стали собираться люди. Выступившие на этом не санкционированном властями митинге писатель Виктор Некрасов, еще в 1959 году высказавшийся в печати о необходимости установления в Бабьем Яре памятника, и публицист Иван Дзюба потребовали увековечить память о погибших.

Именно в 1960-е гг. в советском обществе впервые открыто заговорили о трагедии Бабьего Яра. Появились повесть Анатолия Кузнецова «Бабий Яр», знаменитое стихотворение Евгения Евтушенко, начинавшееся со слов «над Бабьим Яром памятников нет».

Роман Анатолия Кузнецова «Бабий Яр» был впервые опубликован в журнале «Юность» в 1966 году, а год спустя его выпустило отдельной книгой издательство «Молодая гвардия». Это не просто роман, это - роман-документ.

Вступительная глава «Пепел» начинается с такого предложения: «Все в этой книге - правда».

И здесь же А.Кузнецов рассказывает: «Я, Кузнецов Анатолий Васильевич, автор этой книги, родился 18августа 1929 года в городе Киеве. Вырос я на окраине Киева Куреневке, недалеко от большого оврага, название которого в свое время было известно лишь местным жителям: Бабий Яр. Как и прочие куреневские окрестности он был местом наших игр, местом, как говорится, моего детства. Потом сразу в один день он стал очень известен…

Это был огромный, можно даже сказать величественный, овраг - глубокий и широкий, как горное ущелье. На одном краю его крикнешь - на другом едва услышат»

Кузнецов рассказывает и о своей встрече с Е.Евтушенко: «Мы стояли над крутым обрывом, я рассказывал, откуда и как гнали людей, как потом ручей вымывал кости, как шла борьба за памятник, которого так и нет. «Над Бабьим Яром памятника нет…», - задумчиво сказал Евтушенко»

Стихотворение легло в основу 13-ой симфонии Дмитрия Шостаковича.

Памятник был поставлен лишь в 1976 году. И он сразу разочаровал тех, кто так долго боролся за его создание, так как это был памятник не жертвам, а борцам, что не соответствовало действительности. Более того, там вообще не упоминалось о трагедии еврейского народа. Памятник назывался «Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам советской армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру».

И только в 1991 году, к 50-й годовщине расстрела, над оврагом была поставлена Менора - еврейский семисвечник, на котором на украинском языке и на иврите была высечена цитата из Библии: «Голос крови брата твоего взывает ко мне от земли».

Слайд 4

Середина 50-х годов XX века… Киев… Бабий Яр…

Эта местность была частично засыпана, улицей Мельникова ее разделили на две части. В 1950 году на территорию Бабьего Яра сбросили жидкие отходы кирпичных заводов, а спустя 10 лет из-за резкого снеготаяния, здесь образовался селевой поток высотой до 14 метров, хлынувший в сторону Куреневки. Было затоплено до 30 гектаров площади, разрушены трамвайное депо им. Красина и Кирилловское кладбище.

По официальным данным в этой катастрофе погибло 145 человек, но существует мнение, что эта цифра достигает 1,5 тысяч. Это печальное событие получило название «Куреневская трагедия».

Бабий яр - это название большого оврага в северной части Киева. Здесь пролегал один из самых больших на территории Киева оврагов (длина свыше 2,5 км, глубина около 50 м), по дну которого протекал ручей с одноименным названием.

Само название «Бабий Яр» появилось в ХV в. Первое упоминание о нем приходится на 1401 г., когда владелица этой земли баба-шинкарка продала ее Доминиканскому монастырю.

В период Киевской Руси Бабий и находящийся в 1 км от него Репьяхов яры были природной защитной границей древнего Киева.

На высокой горе, там, где Бабий Яр выходил в долину Днепра, Всеволод Олегович около 1140 г. основал Кирилловский монастырь и построил в нем каменную церковь, служившую на протяжении XII в. усыпальницей князей Черниговской династии. В 1170 г. в ней похоронена жена Всеволода Олеговича - Мария, в 1194 г. - сын, великий киевский князь Святослав Всеволодович, один из главных героев «Слова о полку Игореве».

В 1786 г. древний Кирилловский монастырь был превращен в дом для военных инвалидов. В 1803 г. построены новые одноэтажные корпуса (здесь разместилась больница для душевнобольных), в которой было 25 мест. В 1804 г. возведены каменные постройки Кирилловских богаделен. В советское время это лечебное учреждение было полностью перепрофилировано в психоневрологическую больницу.

Вдоль мыса между Бабьим и Репьяховым ярами в Кирилловской роще постепенно формировалось Кирилловское православное кладбище (перестало действовать в 1929 г.). С южной стороны в 1892-1894 гг. началось обустройство Лукьяновского еврейского кладбища.

Век XX…В основном в этом районе преобладала усадебная застройка и дома барачного типа, граница застройки доходила почти до Лукьяновского кладбища. Когда началось строительство жилых домов, из Бабьего Яра возили песок.

Слайд 5

Сегодня мы вспоминаем жертв Холокоста.

Слово «Холокост» в переводе с греческого означает «всесожжение», «уничтожение огнем», «жертвоприношение».

В современной научной литературе и публицистике обозначает политику нацистской Германии, ее союзников и пособников по преследованию и уничтожению 6 000 000 евреев в период с 1933 по 1945 годы.

Впервые этот термин был использован будущим лауреатом Нобелевской премии мира писателем Эли Везелем как символ газовых камер и крематориев лагерей уничтожения.

После всемирной премьеры в 1978 г. одноименного американского многосерийного телевизионного фильма термин «Холокост» активно применяется для названия музеев, мемориалов и образовательных центров. В Израиле и некоторых других странах используется также термин на языке иврит Шоа (Shoah), обозначающий «Катастрофа европейского еврейства» в вышеуказанных хронологических рамках.

А начиналось все еще в 1933 году.

1933

30 января - Гитлер становится канцлером Германии.

1 апреля - бойкот еврейских магазинов.

Апрель - евреям запрещено работать на государственной службе.

10 мая - публичное сожжение книг еврейских авторов и писателей, выступающих против нацизма.

Сентябрь - евреям запрещено участвовать в культурной жизни.

Немецкие войска вступили в Киев 19 сентября 1941 года. В этот же день начались грабежи и репрессии против евреев.

22 сентября киевлян разбудил взрыв страшной силы. Горел Крещатик, центральная улица города. Сработали мины, установленные отступающими советскими войсками. Были разрушены штаб немецкой армии, комендатура, гостиница для немецких офицеров. Эти события были использованы руководством айнзацгруппы «С» 1 как повод для расправы над евреями.

Повсюду появились объявления (их было более 2000), в которых евреям предписывалось, якобы «в целях переселения», к 8 часам утра 29 сентября собраться около еврейского кладбища, имея с собой деньги, драгоценности и постельное бельё. За неявку - расстрел.(Первый расстрел состоялся 27 сентября 1941 - были казнены 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, располагавшейся рядом с оврагом).

Улиц Мельниковской и Дохтуровской в Киеве не было. Приказ явно сочиняли сами немцы и с плохими переводчиками. Улицы Мельникова и Дегтярёвская действительно располагались возле русского и еврейского кладбищ, а поблизости была товарная станция Лукьяновка. Значит, их повезут? Но куда?

Слайд 6

Параллельно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о переписи и переселении евреев. С раннего утра 29 сентября 1941 года через весь город шли десятки тысяч евреев. Большинство из оставшихся в городе евреев - женщины, дети и старики (взрослое мужское население было призвано в армию) прибыли в назначенное время. Люди несли чемоданы и узлы, везли больных и пожилых родственников, несли на руках грудных детей.

Все эти люди направлялись к оврагу на окраине Киева, Бабьему Яру. Многие думали, что предстоит переезд в провинциальные города или даже обмен на военнопленных немцев. И лишь некоторые понимали, что дорога в Бабий Яр - путь к смерти. В этот день было много самоубийств.

Слайд 7

Три дня и три ночи продолжалось «шествие смерти». Евреи двигались по мостовой, а на тротуарах стояли немецкие патрули и жители города. Не подозревая о предстоящей трагедии, люди шли в сопровождении родственников и друзей. Некоторые из них дошли до Бабьего Яра, откуда оцепление уже никого не выпускало. Те из них, кто не сумел убедить карателей, что не является евреем, погибли. Некоторые из тех, кто мог остаться в живых, сознательно стремились разделить судьбу евреев, своих родных и друзей. Они погибли вместе, как жили.

Под открытым небом была открыта целая канцелярия. Стояли письменные столы. В конце улицы создали пропускной пункт. Все, что за ним происходило было невидимо со стороны.

Слайд 8

От толпы каждый раз отделяли по 30-40 человек и под конвоем вели «регистрировать». У людей отбирали документы и ценности. Документы тут же рвали и бросали на землю. Затем евреям приказывали раздеваться, одежду собирали, аккуратно складывали.

Потом их группами отводили вниз. На склонах оврага были проложены узкие тропинки. Раздетых людей подгоняли туда дубинками. На противоположной стороне Бабьего Яра были установлены пулеметы. Группы по 30 - 40 человек палачи ставили на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Некоторых обреченных расстреливали из пистолета. Маленьких детей часто сталкивали в овраг живыми. Заглушая выстрелы, над оврагом летал самолет.

Слайд 9

Из самого оврага Бабий Яр в те дни спаслась женщина, мать двоих детей, актриса Киевского театра кукол Дина Мироновна Проничева.

С большим трудом Анатолию Кузнецову удалось убедить Дину Мироновну рассказать о случившемся. Ее рассказ длился несколько дней и перемежался сердечными приступами.

Слайд 10

Эта история произошла летом 1942 года и была столь популярна, что одно время про овраг так и говорили: «Тот Бабий Яр, где футболистов расстреляли». До войны одной из лучших команд страны была украинская футбольная команда «Динамо» (Киев). Вратаря Николая Трусевича киевские болельщики обожали. Из-за окружения команда не смогла эвакуироваться. Тоскуя по футболу, они стали устраивать тренировки на каком-то пустыре. Об этом узнали сначала мальчишки, жители, а потом дошло до немецких властей. Они вызвали футболистов и предложили играть на стадионе: «Мирная жизнь в Киеве налаживается, уже работают кинотеатры, опера, пора открывать стадион. Пусть все видят, что мирное восстановление идет полным ходом. И мы предлагаем вам встречу со сборной вооруженных сил Германии». Динамовцы долго думали, соглашаться или нет. Решили играть, разгромить противника и этим поднять дух киевлян. Команду назвали «Старт». Стадион был полон. Голодные, оборванные жители города собрались на трибунах. Немцы, их высокое начальство, сам комендант заняли половину трибун.

Началась игра. Динамовцы были истощены и слабы. Откормленные немецкие футболисты грубили, откровенно сбивали с ног, но судья ничего не замечал. После забитого в наши ворота гола динамовцев охватила ярость, откуда только силы взялись. В перерыве в раздевалку вошел офицер из ложи коменданта и очень вежливо сказал: «Команда германской армии никогда еще не проигрывала, тем более на оккупированных территориях. Нужно проиграть. Это приказ. Если вы не проиграете - будете расстреляны».

Игра шла насмерть. Немецкие футболисты были совершенно сломлены и подавлены. Динамовцы забили 4 гола. Судья скомкал время, дал финальный свисток, жандармы схватили динамовцев тут же на поле, посадили в закрытую машину и отвезли в Бабий Яр.

Такого случая история мирового футбола еще не знала. В этой игре украинские динамовцы не имели другого оружия, они превратили в оружие сам футбол, совершив бессмертный подвиг. Они выигрывали, зная, что идут на смерть. И они пошли на это, чтобы напомнить народу о его достоинстве.

Летом 1943 года, когда Красная Армия подошла к Днепру, немцы начали заметать следы своих злодеяний: из Берлина пришел приказ уничтожить трупы евреев, зарытые в Бабьем Яру. 18 августа 1943 г. немцы отобрали из Сырецкого лагеря 300 заключенных и заковали в ножные кандалы. Пленных заставили копать огромные могилы, сжигать трупы. Гигантские костры горели днем и ночью, огню было предано более 70 тысяч тел расстрелянных. Кости, оставшиеся после сожжения, нацисты заставляли толочь большими трамбовками, смешивать с песком и разбрасывать в окрестностях. Инспектировать качество этой страшной работы приезжал из Берлина лично Гиммлер, шеф гестапо.

Когда работа по уничтожению улик подходила к концу, немцы приказали вновь зажечь печи для уничтожения трупов. Заключенные поняли, что теперь готовится расправа над ними самими, последними живыми свидетелями. Один из них нашел в кармане пальто мертвой женщины ножницы. С их помощью он и его товарищи расковали свои кандалы. На рассвете 29 сентября 1943 года, ровно через 2 года после массового убийства киевских евреев, новые немецкие жертвы с криками «ура» совершили дерзкий рывок на свободу. Эсэсовцы убили 280 человек, 12 заключенным удалось спастись.

Слайд11-13

Трагедии еврейского народа посвятил свое стихотворение «Варварство» татарский поэт Муса Джалиль.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь~-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

1943

Самому маленькому ребёнку, погибшему в Бабьем Яру, было 3 дня.

Самому древнему старику - 106 лет.

Их убили 29 сентября 1941 года вместе с несколькими тысячами -

молодых и старых женщин, детей, подростков, инвалидов - разных,

но их объединяло одно - все они были евреями.

Слайд14

Давайте почтим память о погибших минутой молчания.

Слайд15

И ходит по Земле
Босая Память - маленькая женщина.
Она идёт, переступая через рвы, -
Ей не нужны ни визы, ни прописки,
В глазах - то одиночество вдовы,
То глубина печали материнской.
Она идёт, покинув свой уют,
Не о себе - о мире беспокоясь.
И памятники честь ей отдают.
И обелиски кланяются в пояс.

Слайд 16

Анатолий Васильевич Кузнецов завершил свой роман такими словами: «Будем ли мы понимать когда-нибудь, что самое дорогое на свете - жизнь человека и его свобода? Желаю вам мира. И свободы»





Список литературы и ресурсов сети ИНТЕРНЕТ:

Альтман И.А. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1939-1945.- М., 2002.

Арад И. Холокаст. Катастрофа европейского еврейства (1933-45): Сб. статей.- Иерусалим, 1990.

Гефтер М. Я. Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос.- М., 1995.

Клокова Г. И. История Холокоста на территории СССР в годы Великой Отечественной войны.- М.,1995.

Кузнецов А.В. Бабий Яр. Роман-документ.М. Советский писатель, 1991

Неизвестная Черная книга/ Сост. И. Альтман, Ш. Краковский. - М.- Иерусалим, 1993.

Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941-44): Сб. документов и материалов/ Под ред. И. Арада.- Иерусалим, 1992.

Черная книга/ Под ред. В. Гроссмана, И. Эренбурга.- Вильнюс, 1993.

liveinternet.ru/users/2010239/post125560157/

Дkby.kiev.ua/book1/illustrations/photo/thumbnails_bw1.htmlОЛГАЯ ДОРОГА В ЛЕТУ (авт.А. Розенбаум)

orhaolam.at.ua/photo/4

victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=789

babiyar-diskus.narod.ru/BY-Topograf.html



© 2010-2022