- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка. Конкурсно-познавательная игра. «Моя малая Родина - Майнский район»
Методическая разработка. Конкурсно-познавательная игра. «Моя малая Родина - Майнский район»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Патрикеева О.А. |
Дата | 30.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МОУ Карлинская средняя общеобразовательная школа им.И.С.Полбина
Методическая разработка
Конкурсно-познавательная игра
«Моя малая Родина - Майнский район»
Работу выполнила:
Патрикеева Ольга Алексеевна
учитель истории МОУ
Карлинская СОШ им.И.С.Полбина
Адрес: Ульяновская область, Майнский район, с.Карлинское,
Содержание работы
Данное мероприятие предназначено для внеклассной работы с обучающимися всех уровней образования. Конкурсно-познавательная игра предполагает одновременно и получение обучающимися новой информации, и актуализацию уже имеющихся знаний.
В данной работе автор делится опытом проведения краеведческих мероприятий в школе в занимательной форме. Игра проходила в виде конкурсной программы. В процессе игры дети не только должны ответить на вопросы, но должны дать ответы с объяснениями.
Предложенные вопросы выходят на выявление хронологических, картографических умений учащихся, требуют дополнительного поиска, исследования по объяснению происхождений названий, терминов, анализа источников.
Обучающиеся знакомятся с особенностями Майнского района, его памятниками, личностями.
Пояснительная записка.
Актуальность мероприятия:
Изучение регионального компонента предусматривается в содержании многих дисциплин. Однако из-за большого объема учебного материала не всегда на занятиях можно использовать дополнительные сведения при изучении тех или иных вопросов. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, их лучших людях - бывших и настоящих, тем более действительными покажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, патриотизма, уважения, к традициям своего народа. Я знаю, что история нашей страны строится в основном на краеведческих материалах, придающих ей свой неповторимый колорит. Местные материалы играют важную роль, увязывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины.
Вопросы истории родного края включены в школьные программы. Этот материал позволяет усилить воспитательную роль уроков, сделать для ребят ближе и понятней малую Родину, дела дедов и отцов.
Но за пределами круга обязательных знаний, определенного учебными программами, остается немало ярких и увлекательных страниц истории родного края. Знакомство с ними является бесценным источником духовного обогащения школьников. Велик интерес у школьников к истории. Большие возможности формирования интереса к истории заложены во внеклассной работе.
Цели:
Обучающая: ознакомление с историей и современной жизнью своего района
формирование знаний в области краеведения;
расширить знания учащихся о истории и особенностях майнского района. вооружение школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками информации (картами, статистикой, периодикой и др.),
развитие творческой инициативы и целенаправленности в исследовательской деятельности школьников.
Развивающая развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям края
.Воспитательная: Формирование гражданственности, патриотизма. Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину.
воспитание духовности, нравственности.
Воспитывать устойчивый интерес к изучению истории родного края, гордость за своих соотечественников, создававших и оберегавших культурное и природное наследие;
Задачи Прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе в ходе изучения родного края.
- бережное отношение к историческому и культурному наследию жителей района
Ожидаемые результаты:
• формирование чувства сопричастности и уважения к родной истории;
• участие школьников в деятельности гражданско-патриотического направления;
• положительная мотивация учащихся к изучению истории малой Родины
План проведения мероприятия
1)Предварительная подготовка:
Необходимо заранее выполнить жеребьевку, определяющую какому классу какой населенный пункт готовить как проект. Определиться с заданиями:
1. Учащиеся 1-7 классов должны подготовить сообщение по истории населенного пункта и газету с фотографиями достопримечательностей села.
2.Учащиеся 8-11классов готовят презентации по истории сел.
3.Проводиться викторина «Майнский район. История и современность» среди учащихся школы.
В рамках подготовки проведения основных мероприятий проводятся:
-
классные часы,
Тематика классных часов:
-
«Портретный вернисаж. Известные личности Майнского района»
-
Школьные музеи в Майнском районе
-
«Флаги и гербы»
-
выезды учащихся в краеведческие музеи р.п.Майна и г.Ульяновска,
-
встречи с краеведами района Кузьминым В.К.(выпускник школы 1967г), Воробьев
-
Проведение конкурса стихов о Родине.
-
Проведение конкурса рисунков «Вот моя деревня, вот мой дом родной»
-
выставка книг по истории
2. Ход проведения мероприятия
Оформление: на стенах зала висят газеты оформленные ребятами. Стены украшены рисунками учащихся на тему «Вот моя деревня, вот мой дом родной».
Оборудование: мультимедийный проектор
Эпиграф:
"Для России село - частица,
А для нас он - родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем".
Ученик1: Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы приглашаем вас сейчас
На чудный яркий вернисаж
Край родной вам здесь представить
Наш край, поверьте многолик
И время нужно, а не миг
Чтоб все акценты нам расставить
Учитель. Для человека нет краше и милее тех мест, где он родился и вырос и если он надолго уезжает из родного дома, то всегда с любовью вспоминает свою Родину. Это самые приятные воспоминания, они греют душу и дают поддержку каждому живущему на земле. И у каждого из нас есть свой уголок, который называется «Малая Родина».
Наша с вами Малая Родина - это Майнский район. Насколько вы любите и знаете свой родной край, поможет выявить сегодняшняя игра-викторина «Наша Малая Родина».
Представление команд
Выбор жюри
Карточки для жюри
Конкурсы
Баллы
1команда
2команда
3команда
4команда
5команда
1
Контурная карта
1.Контур района
2.Населенный пункт
5
Количество населенных пунктов
2
Визитная карточка
1.Газета
2.История села
3.Извесные личности
4.Наличие презентации
5
5
10
10
3
Достопримечательности
Картинки
1.Названия
2.Село
5
5
4
Исторические личности
1.Фото
10
5
Конкурс капитанов
10
5
Конкурс «Символы»
5
Итого
Ученик2
В каждом живёт своя малая родина,
Где нас и любят, и ценят, и ждут:
Здесь разрослась в огороде смородина,
И в палисаднике астры цветут…
Майнский район, ты - сторонка родная,
Где свежий ветер летит наобум,
И пастушок, на свирели играя,
Утренний лес пробуждает от дум…
Сердце трепещет - какие здесь зори!
Солнце садится - закат ворожит,
Птицы поют, забывается горе, -
Каждым мгновеньем душа дорожит!
Конкурс №1 Командам выдаются карточки с номерами 1 2 3 4 5
-Команды должны просмотрев презентацию с изображением контуров районов поднять № с изображением Майнского района.
-Команды получают листы, где ребята должны написать как можно больше названий сел района.
Конкурс №2 Команды должны представить населенный пункт, который достался команде по жеребьевке.
На сцене с помощью проектора демонстрируется контур района и команды должны на него прикрепить таблички с названием населенного пункта (жюри оценивает правильность нанесения)
Подведение итогов за 2 конкурса.
Ученик 3
Малая родина!
Отчий мой край, я - травинка твоя.
Можно уехать…
Никто не осудит.
Сколько людей на вокзалах сидит,
В светлое будущее верится людям.
Что ожидает их впереди?
Может я тоже уеду однажды
Лучше я видел в России места.
Но неужели для сердца не важно,
Где расцветут два вишнёвых куста.
Малая родина!
Отчий мой край, я - кровинка твоя.
Солнце печёт или бьёт непогода,
Я без тебя, что костёр без огня.
Конкурс №3 Команды получают по выбору рисунки достопримечательностей. Ответ должен содержать название и место нахождения данной достопримечательности. (Приложение) Картинки прикрепить на карту рядом с населенным пунктом.
Конкурс №4 Команды получают по выбору рисунки исторических личностей. Ребята должны назвать личность, рассказать о судьбе и с какими населенными пунктами связана судьба данного человека.
Подведение итогов за 2 конкурса.
Ученик 4
О родине - негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она - моя отрада и награда,
Скажу о ней - молитву сотворю:
"Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не уронить!".
Конкурс капитанов. Капитаны выбирают герб. Они должны определить какому поселению он принадлежит и что он означает.
Конкурс для зрителей. Приглашаются желающие принять участие в конкурсе. Они получают разрозненные карточки, из которых нужно будет собрать полное название села.
Родниковые
Пруды
Новая
Калда
Большое
Жеребятниково
Репьевка
Колхозная
Малое
Жеребятниково
Степное
Матюнино
Старые
Маклауши
Репьевка-
Космынка
Новые
Маклауши
Анненково-
Лесное
Подведение результата конкурса и награждение лучшего зрителя.
Ученик 5
Славу России в веках умножая,
Эта земля нам с рожденья дана:
Воздух просторов Симбирского края
Дышит историей Карамзина!
Дорог нам слог летописного слова,
Пластовский облик лесов и полей,
Голос Языкова и Гончарова,
В небе над Волгой - полёт журавлей…
Дух этих мест и смирен, и мятежен,
В нём - наших предков душевный порыв:
Здесь из-за острова плыли на стрежень
И поднимались на волжский обрыв,
Вдаль устремляли свой взор, замирая,
И находили в симбирской глуши
Образ аксаковский отчего края -
Аленький нежный цветочек души…
Конкурс №4.Ребята выбирают по одному рисунку и прикрепляют на карту в том месте, где есть такие достопримечательности.
Села с дворянскими усадьбами(2 картинки)
Села с действующими церквями(2 картинки)
Населенные пункты, расположенные на железной дороге
(2 картинки)
Учитель. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина - мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них, приходит на помощь, придает силы. Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
Я думаю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.
Ученик 5
Земля, исхоженная с детства,
В сто раз дороже мне других.
Она - великое наследство
Дедов и прадедов моих.
Её никто не выбирает
Ни по красе, ни по любви,
Она живёт, не умирает
В неостывающей крови.
Её мы в сердце носим свято,
Она у каждого одна,
И нашей правдою богата,
И нашей силою сильна.
Подведение итогов и награждение.
Литература. Не старая и не новая - родная Майна. В. К. Воробьёв. Мономах. Стр. 4-7.№ 1-2000.
В.К. Воробьев «Страницы истории Майнского района Ульяновской области»
Воробьёв В. К. Карлинское // Воробьёв В. К. Из истории селений Майнского района Ульяновской области. Люди, события, факты. - Ульяновск, 1997. Карлинское, с. (Майнский район) // Край Ильича : памятные места. - Саратов, 1985. -Селиванов К. А. Летопись села Карлинского // Ульяновская правда. - 1952. - 16 марта.
Селиванов К. А. Очерки по истории села Карлинского // Ленинец. - 1964. - 27 ноября, 4, 23 декабря.
Селиванов К. А. Судьба одного села. Юбилейные раздумья // Ульяновская правда. - 1972. - 27 августа.
Аксаково // Край Ильича : памятные места. - Саратов, 1985.
Кириллов В. Трое из одного села // Ульяновская правда. - 1990.