Методическая разработка Права ребёнка для 2 класса

Раздел Классному руководителю
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9




Методическая разработка мероприятия по воспитанию правовой культуры обучающихся

«Права ребенка»


















Автор:

Виноградова Лариса Александровна

учитель начальных классов

МАОУ СШ с.Мошенское


Возрастной контингент: 2 класс.











с. Мошенское

2015


Пояснительная записка

«Поистине воспитывать - это значит решать судьбу не только

одного человека, но и всей державы»

В. Г. Белинский

Методическая разработка мероприятия по воспитанию правовой культуры обучающихся «Права ребенка» предназначена для детей 2 класса.

Актуальность и новизна методической разработки.

К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особую роль в воспитании данных качеств играет начальная школа. Это основа формирования личности. Это время формирования человеческой личности. Проблема прав и свобод детей - одна из вечных проблем, решаемых человечеством. Важность её решения состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В связи с этим большое значение для позитивной социализации детей имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся. Основной целью правового воспитания младших школьников является формирование правосознания и правовой культуры, воспитание учащихся в духе гражданственности, патриотизма. В младшем школьном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов правового воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

При работе с младшими школьниками педагог должен найти такие методы и формы работы, чтобы заинтересовать младшего школьника, сделать доступным содержание правового воспитания.

Цель: создание условий для формирования правовой культуры обучащихся

Задачи:

  • Формировать у обучающихся понятие об основных положениях Конвенции о правах ребенка; правах и обязанностях детей;

  • Способствовать осознанию обучающимися ответственности за свои права;

  • Формировать у обучающихся положительное отношение к правам других;

  • Создавать ситуации для развития умений применять полученные знания в реальной жизни;

  • Активизировать познавательный процесс, пополнять словарный запас у детей;

  • воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, развивать умение излагать собственную позицию и выслушивать мнение другого;

Педагогическая целесообразность продиктована тем, что знание своих прав и обязанностей необходимо в любом возрасте. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.

Практическая значимость методической разработки состоит в конкретизации форм и методов, адаптации содержания правового воспитания младших школьников, возможности ее использования всеми участниками образовательного процесса для формирования правовой культуры и коммуникативной компетенции.

Продолжительность реализации мероприятия: 40 минут.

Системой мониторинга качества методической разработки является выполнение раздела в плане воспитательной работы класса по разделу «Права ребенка».

Методический инструментарий: форма проведения мероприятия - игра-соревнование, диалог.

Полученные результаты:

  • обучающиеся повторили права детей (Конвенция о правах ребенка);

  • во время работы в группах обучающиеся были доброжелательны, показали умение высказывать собственное мнение и выслушивать одноклассника;

  • на примере известных литературных произведений закрепили знания по правам ребёнка.

Содержательная часть: описание содержания мероприятия.

Столы в классе расставлены для работы в четырех группах.

Звучит песня «Здравствуй, мир!»

Дети заходят в класс. При входе каждый ребенок получает жетон определенного цвета (красный, желтый, зеленый, синий).

Ученики встают в круг, взявшись за руки.

- Добрый день, дорогие ребята!

Мы очень рады видеть вас вместе!

Давайте поприветствуем друг друга!

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» словами - Три, четыре

( говорят «Здравствуйте!»)

Станет радостно кругом!

-Рассаживайтесь за согласно цвету вашего жетона.

Сегодня наша встреча посвящена теме "Права ребенка".

Очень много стран на свете, это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)

Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,

Главных много - выбирайте, там король, здесь - президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,

Но главней, нужней, важней для страны - ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земле права его - право на надежду!

Как понимать последние слова? ( Выслушиваются ответы детей)

Наше мероприятие мы назвали так : «Права детей»

Однажды Маленький человек нашел в своей библиотеке книжку, которая называлась «Всеобщей декларацией прав человека», она была принята ещё 20 ноября 1959 года. В ней говорилось о том, что все люди должны относится друг к другу с уважением. Но у кого он не спрашивал, никто в городе даже не слышал о правах человека.

Права ребенка.

В Конвенции 54 статьи. Давайте вспомним некоторые из них:

  • Право на жизнь.

  • Право на имя при рождении.

  • Право на медицинскую помощь.

  • Право на образование.

  • Право на отдых и досуг.

  • Право на индивидуальность.

  • Право свободно выражать свои взгляды.

  • Право на специальную охрану и защиту.

  • Право на заботу и воспитание родителями.

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру «Разрешается - запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы всей командой должны будете заканчивать фразу словами разрешается или запрещается.

(Учитель по порядку читает стихи дети хором отвечают. За правильный ответ получают жетон)

Игра «Разрешается - запрещается»

1. Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят,

Смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно(разрешается).

2. Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,

Не грустить и не тужить -

Это (разрешается).

3. Дитя незаконно похищают,

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,

Если заболел - лечиться,

Это - (разрешается).

4. Много трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Конечно (запрещается).

5.Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить -

Это (разрешается).

6. Когда слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

.

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

А теперь работа в командах. Все 4 команды получают по 2 задания с ситуациями, в которые попали герои из разных сказок. Вы должны обсудить, какие права героя были нарушены?

Конкурс 1.«Сказочные герои».

1.Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какое право было бы нарушено, если бы подобное происходило в наши дни? (право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.)

2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летного возраста. )

3. Опекун всемирно известного Гарри Потера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? ( Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию».)

4. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. ( принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

5. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.) 6.Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, зайка из русской народной сказки «Ледяная избушка».)

7.В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

8. Какой литературный герой постоянно пользовался правом на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? (Барон Мюнхаузен, Капитан Врунгель, «Кот в сапогах»)

Конкурс 2 «Песня о правах».

По очереди команды, прослушав свой музыкальный отрывок, должны назвать о каких правах идёт речь.

1 команда:

«Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) - «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)

2 команда:

«Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)

3 команда:

«Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей).(Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию)

4 команда: «Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина) .

(Право пользоваться благами, право на отдых )

Конкурс 3 «Сказка»

Слайд 2. Сказка «Красная шапочка»

В какой сказке и кто нарушил право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу ( «Красная шапочка» волк)

Слайд 3. Сказка «Три поросёнка»

В какой сказке и кто нарушил право поросят на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка» волк).

Слайд 4. Сказка «Волк и семеро козлят».

В какой сказке нарушено право героев на невмешательство в личную жизнь. ( «Волк и семеро козлят»)

Слайд 5. Сказка «Лягушка-путешественница».

В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка)

Слайд 6. Сказка «Дюймовочка»

В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? ( «Дюймовочка»)

Слайд 7. Сказка «Приключения Буратино»

В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)

Слайд 8. Сказка «Белоснежка и семь гномов».

В какой сказке герои воспользовалась правом на свободу мирных собраний? ( «Белоснежка и семь гномов»)

Конкурс 4. «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав»

Каждой команде выдаются листы с заданием. Даётся время на обсуждение.

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

Подведение итогов игры.

-Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? (Правом на образование)

- Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

-Как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых? ( Ответы детей)

-В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты - как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Предлагаю закончить нашу встречу песней «Дорогою добра». (Исполнение песни).

Заключение.

Правовое образование - неотъемлемая часть общей культуры гражданина. Правовое образование является залогом того, что право станет регулятором жизни индивида, а не помехой, препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом.

Проведение мероприятия подтвердило актуальность проблемы, вызвало оживленный интерес обучающихся, обозначило необходимость продолжения работы в системе, что и будет реализовано в дальнейших мероприятиях по воспитанию правовой культуры согласно плана воспитательной работы

Рекомендации: эффективность мероприятия повысится при участии не только детей, но и их родителей.

Библиография: перечень использованной литературы

  1. Антонов В.В. «Изучаем права человека» - «Вита-пресс»1996

  2. Конвенция ООН о правах ребенка

  3. Источник: 5fan.ru/wievjob.php?id=52692

  4. bibliofond.ru/view.aspx?id=699560#1

  5. Маленьким детям - большие права: учебно-методическое пособие по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН о правах ребенка/ Мячина Д.К. [и др.]. - СПб: Детство-Пресс, 2007. - 144с.









© 2010-2022