- Преподавателю
- Классному руководителю
- «Главное – здоровье, а дела как погода: то ведро, то ненастье» Как сохранить здоровье ребенка?
«Главное – здоровье, а дела как погода: то ведро, то ненастье» Как сохранить здоровье ребенка?
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гольман Л.М. |
Дата | 01.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
СОШ с. Железнодорожный
(Выступление на лектории для родителей учащихся 5-7 классов)
Подготовила: Гольман Л.М.
«Главное - здоровье, а дела как погода: то ведро, то ненастье»
Как сохранить здоровье ребенка?
Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.
Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок - источник многочисленных невзгод.
В.А. Сухомлинский
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Сейчас, когда так стремительно возрастает темп жизни, когда неумолимо множится количество внешних раздражителей - шум, обильный, перенасыщенный поток информации, перенаселенность больших городов, когда цивилизация на каждом шагу уготавливает для каждого из нас великое множество стрессовых ситуаций, - создание здорового образа жизни, мобилизующего природные резервы человеческого организма, становится главнейшей, насущной всеобщей нашей задачей.
Здоровье и физическое состояние подростков вызывают серьезную тревогу. Среди выпускников школы лишь каждый пятый может считаться здоровым. За период обучения в школе число детей с нервно-психическими отклонениями и расстройствами увеличивается в 4 раза, близорукость возрастает в 10 раз, около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже 70-80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. По данным Министерства здравоохранения РФ у 30 % школьников отмечаются симптомы различных неврозов. Психологи фиксируют отход от возрастных норм памяти, внимания, мышления. Среди 15-летних мальчиков число отстающих по психофизиологическим показателям от своего паспортного возраста на 1-2 года составляет 30-36 %.
По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важное ? это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?
Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.
Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.
Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать - заболеешь! Не будешь тепло одеваться - простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку - не станешь сильным! Не будешь, заниматься спортом - трудно будет достигать успехов в учении!» и т. д.
Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования, проведенного в 8-11 классах (всего опрошено 200 учащихся), здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место.
Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.
Многие из нас, взрослых, даже не представляют, какую огромную опасность представляет собой гиподинамия. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов. Минимальная норма количества шагов за день для человека - 10000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.
По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов; ученик-шестиклассник - 3-4 часа, старшеклассник -6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки…
Гиподинамия отрицательно влияет буквально на все органы и системы организма. Снижается его устойчивость к простудным факторам и действию патогенных микроорганизмов. Люди, страдающие гиподинамией, простужаются в 3-5 раз чаще, чем люди с нормальной активностью. Гиподинамия вызывает нарушение обмена веществ, способствует ожирению, которое само по себе неблагоприятно влияет на растущий организм. У детей, которые мало двигаются, чаще бывают травмы, излечиваются они труднее. Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, красивыми, счастливыми. Давайте поможем ребятам в этом. Последуем совету, который, не подозревая о масштабах гиподинамии в XX веке, назвал Жан-Жак Руссо, живший в XVIII веке. «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, - призывал великий французский мыслитель, - сделайте его крепким и здоровым: пусть oн работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении». Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 %. Два-три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решения.
Современные мамы и папы по себе знают , каково это -оттащить современного подростка от телевизора, перед которым тот готов сидеть часами. Сегодняшний теледень среднестатистического ребёнка, это 2-3 часа неподвижности у телеэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия к т. д. А если ко всему выше сказанному добавить уличный шум, громкую музыку на улице и в доме, наушники, которые многие дети не снимают даже в школе, сотовые телефоны - это приводит к различным опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. К тому же в квартирах появляется чудо современной техники - компьютер, за которым ребенок проводит ещё дополнительно в день 2-3 часа, упиваясь компьютерными играми.
Непросто доказать нынешним «телевизионным» мальчикам и девочкам, что смотреть все передачи подряд вредно; вот те, что предназначены специально для школьников, - пожалуйста, а потом лучше пойти погулять, побегать по двору с мячом. По данным российских ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по возвращении из школы. 73% школьников не устраивают перерывов между приготовлением уроков. 30-40% детей имеют избыточный вес.
Но добиться этого - не такое уж и безнадежное, как порой кажется, дело. Хотя бы потому, что у взрослых есть верные союзники - сами ребята, в натуре которых от природы уже заложено огромное стремление к активности, и прежде всего двигательной. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена.
Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно - один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не менее 140 ударов в минуту.
В последнее время радио и телевидение, средства массовой информации активно поднимают вопрос о том, что двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.
По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.
У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца. По статистике медиков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.
В Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения наблюдалась большая группа школьников (более 7 тыс. в возрасте от 10 до 16 лет), занимающихся в различных спортивных школах. Юные спортсмены еженедельно тренировались по 6-15 часов, в то время как обычные школьники занимались физкультурой лишь 2 часа в неделю. Эта разница в нагрузке не замедлила сказаться. Показатели роста, веса, окружности грудной клетки у юных спортсменов оказались намного лучше, чем у их «рядовых» сверстников. Более того, у физически тренированных детей повышается интенсивность и концентрируется внимание. Они отличаются лучшей памятью и работоспособностью.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?
Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок.
Ребенок- школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело - привычка. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе - вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоровыми. Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом. А главный аргумент - отсутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда и не за все нужно платить.
Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций - результат успешности ребенка будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его.
Организовать правильное, эффективное физическое воспитание помогает режим дня. Для каждого ребенка должен быть свой распорядок, который зависит от возраста, индивидуальных особенностей детей, даже от распорядка дня родителей. Равномерное чередование работы и отдыха, т. е. правильный режим дня, необходимо для нормального физического роста школьника, для правильного развития его нервной системы.
Чтобы надеяться на хорошее самочувствие и здоровье не только в старости, подросток должен приобрести необходимые гигиенические навыки. Два раза в день подросток должен мыть все тело теплой водой, Зубы чистить два раза в день: после обильной еды и вечером. Но можно еще и утром. Часто мыть руки с мылом: и до и после каждого приема пищи, после каждого посещения туалета. Чистить, обрезать или подпиливать ногти. Личное белье менять не реже одного раза в неделю. Трусы, колготки, чулки, носки необходимо стирать ежедневно.
Родителям необходимо помнить, что между здоровьем человека и его питанием очевидна прямая зависимость.
Родителям необходимо помнить, что детскому организму нужны и витамины. В нашем питании ощущается недостаток сырых овощей и фруктов. Поэтому очень полезны для подростков салаты из тертой моркови с яблоком, из сырой капусты, лука, редиса и редьки. Если нет излишней полноты, то сладости не вредят, разумеется, после еды, а не вместо нее. Для нормального развития организма принципиальное значение имеет регулярный (в одни и те же часы) прием пищи. Старайтесь не забывать, что питание подростков должно быть, как минимум, четырех-разовым, при таком примерном распределении количества пищи: завтрак - 30 %, обед - 40-45 %, полдник - 10 %, ужин - 15-20 %.
Итак, питание, образ жизни, организация занятий и отдыха - все это влияет на здоровье наших детей. Давайте задумаемся над вопросом: а все ли мы сделали для того, чтобы дети росли здоровыми и счастливыми?
Кто, как не папы и мамы, дедушки и бабушки, пестующие своих детей и внуков с пеленок, может обеспечить для них рациональное питание, приобщить их к спорту, уберечь от вредных привычек, научить правилам гигиены и главное - настроить самих ребят так, чтобы они и без подсказок и напоминаний взрослых стремились жить разумно, правильно, не во вред, а на пользу своему здоровью, чтобы они отдавали себе отчет в том, что и сегодняшняя и вся их будущая взрослая жизнь, вся их профессиональная, общественная, семейная дееспособность будет зависеть от того, здоровы или нет их сердце, легкие, мозг, нервы и другие органы и ткани.
Подростку необходимо вести рациональный образ жизни. Это значит разумный, основанный на опыте, сознательно обдуманный. Советы, которые могут давать родители подросткам по образу жизни, следующие.
Утром не вставай резко после звонка будильника. Это неблагоприятно влияет на самочувствие. Просыпайся медленно, потянись, несколько раз зевни, а потом приступай к гимнастике. Подбери интересный для себя комплекс упражнений и упражняйся. Хотя бы 5 минут, но систематически, при открытом окне.
Затем ополоснись в ванне холодной водой. Лицо обмой теплой, кипяченой. Почисти зубы. Волосы расчеши щеткой. Завтрак - чрезвычайно важное дело. Путь в школу - великолепный повод размяться. До школы лучше идти пешком.
В школе во время перемен не забывай о необходимости движения. Можно сделать несколько энергичных двигательных упражнений, снимающих усталость. Перемены короткие, я их нужно использовать максимально для отдыха: не читать, не писать.
Kогда делать домашние задания? Не сразу после возвращения из школы, но и не поздним вечером. Вернувшись из школы подросткам следует умыться, поесть, отдохнуть, помочь родителям в домашних делах: сходить в магазин, погулять с собакой, вынести мусор, вымыть посуду. Это и будет активный отдых: лучше всего мы отдыхаем, когда выполняем действия, прямо противоположные тем, которые выполняли до этого. Потом - уроки. Свободное время, если оно останется, используйте разумно. Можно почитать, и в кино сходить, и с друзьями встретиться. Время от времени зимой кататься на лыжах, летом играть в баскетбол и футбол. После ужина подготовить одежду и учебники. Хорошо бы еще недолго погулять. Перед сном выкупаться или хорошо умыться, сменить белье, открыть окно или форточку.
Как сократить время на приготовление домашнего задания ? Выключите радио, телевизор и попросите домашних соблюдать тишинy. He отрывайтесь от занятий, чтобы сделать новую причёску, что-нибудь съесть и т. д., разве что на несколько минут, чтобы расслабиться и сделать пару упражнений.
Лучше, если друзья зайдут к вам позже. Договоритесь с ними об этом. Не болтайте слишком долго по телефону. Письменные задания выполняйте в тот день, когда они заданы. Занимайтесь систематически (нельзя накапливать «хвосты»). Думайте - не зубрите. Утром повторите то, что выучили. Для этого стоит встать на час пораньше. Если после уроков в школе или выполнения домашнего задания вы чувствуете усталость, можно быстро поправить свое самочувствие кратким отдыхом. Умойтесь, удобно лягте на диван, закройте глаза, расслабьте мышцы. Старайтесь ни о чем не думать. Через 10-15 минут вы будете в полной форме.
Как лучше провести выходные дни? Хотим предложить родителям совместные длительные прогулки (загородные) с детьми. Решите, что по воскресеньям вы отправляетесь в поход. Не обязательно чуть свет - надо ведь и выспаться, Можно выйти в 10-11 часов, а вернуться около 14-16. Лучше всего совершить прогулку в лес, на свежий воздух. Вернувшись, вы с аппетитом пообедаете, и можно немного вздремнуть. Тогда уже до вечера будете чувствовать себя свежими и отдохнувшими, Если до середины дня бесцельно слоняться по дому, то после обеда будет ощущение сонливости и утомленности. Такой образ жизни послужит и профилактике болезней.
Вопросы для подростков: (86 учащихся)
1. Встаешь ли ты чуть пораньше, чтобы немного позаниматься гимнастикой? -30%
2. Хорошо ли завтракаешь перед уходом из дома? -64%
3. Действительно ли отдыхаешь во время школьных перемен? -62%
4. Безразлично ли тебе, проветрен ли класс? -40%
5. Бываешь ли ты ежедневно на свежем воздухе, гулял хотя бы 30 минут? -67%
6. Можешь ли решиться выключить радио или не смотреть телевизор, если нужно готовить уроки? -72%
7. Делаешь ли домашние задания днем? -53%
8. Проветриваешь ли комнату перед тем, как сесть за уроки? -39%
9. Делая уроки, устраиваешь ли перерывы, чтобы сделать несколько гимнастических упражнений, пройтись по комнате? -56%
10.Умываешься ли , придя из школы, и перед сном? -89%
11. Принимаешь ли витамины, ешь ли овощи и фрукты? -90%
12. Ужинаешь ли не позже чем за 1-1,5 часа до сна? -47%
13. Составляешь ли ежедневный план занятий? -32%
14. Пробовал ли ты курить?
15.Смотрите ли вы ТВ передачи 2 и более часов в день?
16. Занимаетесь ли вы в спортивных секциях?