«Главное – здоровье, а дела как погода: то ведро, то ненастье» Как сохранить здоровье ребенка?

Выступление на  лектории для родителей учащихся 5-7 классов. Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Сейчас, когда так стремительно возрастает темп жизни, когда неумолимо множится количество внешних раздражителей - шум, обильный, перенасыщенный поток информации, перенаселенность больших городов, когда цивилизация на каждом шагу уготавливает для каждого из нас великое множество стрессовых ситуаций, - соз­д...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОШ с. Железнодорожный


















«Главное – здоровье, а дела как погода: то ведро, то ненастье» Как сохранить здоровье ребенка?

(Выступление на лектории для родителей учащихся 5-7 классов)



Подготовила: Гольман Л.М.





«Главное - здоровье, а дела как погода: то ведро, то ненастье»

Как сохранить здоровье ребенка?

Хорошее здоровье, ощущение полноты, неис­тощимости физических сил - важнейший источ­ник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.

Больной, хилый, предрасположенный к забо­леваниям ребенок - источник многочисленных невзгод.

В.А. Сухомлинский

Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Сейчас, когда так стремительно возрастает темп жизни, когда неумолимо множится количество внешних раздражителей - шум, обильный, перенасыщенный поток информации, перенаселенность больших городов, когда цивилизация на каждом шагу уготавливает для каждого из нас великое множество стрессовых ситуаций, - соз­дание здорового образа жизни, мобилизующего природные резервы человеческого организма, становится главнейшей, насущной все­общей нашей задачей.

Здоровье и физическое состояние подростков вызывают серьезную тревогу. Среди выпускников школы лишь каждый пя­тый может считаться здоровым. За период обучения в школе число детей с нервно-психическими отклонениями и расстройствами уве­личивается в 4 раза, близорукость возрастает в 10 раз, около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже 70-80 % нельзя назвать абсолютно здоровыми. По данным Министерства здравоохранения РФ у 30 % школьников отмечаются симптомы различных неврозов. Психологи фиксируют отход от возрастных норм памяти, внимания, мышления. Среди 15-летних мальчиков число отстающих по психофизиологическим показателям от своего паспортного возраста на 1-2 года составляет 30-36 %.

По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, все дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для ребенка самое важ­ное ? это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если твой организм ослаблен болезнями и ленос­тью, если он не умеет бороться с недугом?

Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем сло­во «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безот­ветственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неоргани­зованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.

Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.

Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать - заболеешь! Не бу­дешь тепло одеваться - простудишься!» и т. д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку - не станешь сильным! Не будешь, заниматься спортом - трудно будет достигать успехов в учении!» и т. д.

Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования, проведенного в 8-11 классах (всего опро­шено 200 учащихся), здоровье как жизненная ценность ставится лишь на девятое место.

Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.

Многие из нас, взрослых, даже не представляют, какую огромную опасность представляет собой гиподинамия. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов. Минимальная норма количества шагов за день для человека - 10000 шагов. Современный человек с натяжкой делает половину.

По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на «4» и «5», проводит за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов; ученик-шестиклассник - 3-4 часа, старшеклассник -6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки…

Гиподинамия отрицательно влияет буквально на все ор­ганы и системы организма. Снижается его устойчивость к простуд­ным факторам и действию патогенных микроорганизмов. Люди, страдающие гиподинамией, простужаются в 3-5 раз чаще, чем лю­ди с нормальной активностью. Гиподинамия вызывает нарушение обмена веществ, способствует ожирению, которое само по себе не­благоприятно влияет на растущий организм. У детей, которые мало двигаются, чаще бывают травмы, излечиваются они труднее. Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, красивыми, сча­стливыми. Давайте поможем ребятам в этом. Последуем совету, который, не подозревая о масштабах гиподинамии в XX веке, на­звал Жан-Жак Руссо, живший в XVIII веке. «Чтобы сделать ребен­ка умным и рассудительным, - призывал великий французский мыслитель, - сделайте его крепким и здоровым: пусть oн работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном дви­жении». Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители види­мо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 %. Два-три уро­ка в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформи­ровать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, шко­ла и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, кото­рые нуждаются в немедленном решения.

Современные мамы и папы по себе знают , каково это -оттащить современного подростка от телевизора, перед которым тот готов сидеть часами. Сегодняшний теледень среднестатистического ребёнка, это 2-3 часа неподвижности у телеэкрана, усталость органов зрения и слуха, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия к т. д. А если ко всему выше сказанному добавить уличный шум, громкую музыку на улице и в доме, наушники, которые многие дети не снимают даже в школе, со­товые телефоны - это приводит к различным опасным симптомам и отклонениям в здоровье уже в школьном возрасте. К тому же в квартирах появляется чудо современной техники - компьютер, за которым ребенок проводит ещё дополнительно в день 2-3 часа, упиваясь компьютерными играми.

Непросто доказать нынешним «телевизи­онным» мальчикам и девочкам, что смотреть все передачи подряд вредно; вот те, что предназначены специально для школьников, - пожалуйста, а потом лучше пойти погулять, побегать по двору с мячом. По данным российских ученых, 51% детей вообще не бывают на улице по возвращении из школы. 73% школьников не устраивают перерывов между приготовлением уроков. 30-40% детей имеют из­быточный вес.

Но добиться этого - не такое уж и безнадежное, как порой кажется, дело. Хотя бы потому, что у взрослых есть верные союз­ники - сами ребята, в натуре которых от природы уже заложено огромное стремление к активности, и прежде всего двигательной. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена.

Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неоргани­зованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно - один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не менее 140 ударов в минуту.

В последнее время радио и телевидение, средства массовой ин­формации активно поднимают вопрос о том, что двигательная ак­тивность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура пе­рестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60.

У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20% выше. Это приводит к быстрому изнашиванию сердца. По статистике ме­диков, на 100 родившихся детей у 20 с течением времени развивается плоскостопие, связанное чаще всего со слабостью мышц.

В Институте гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения наблюдалась большая группа школьников (более 7 тыс. в возрасте от 10 до 16 лет), занимающихся в различных спортивных школах. Юные спортсмены еженедельно тренирова­лись по 6-15 часов, в то время как обычные школьники занимались физкультурой лишь 2 часа в неделю. Эта разница в нагрузке не за­медлила сказаться. Показатели роста, веса, окружности грудной клетки у юных спортсменов оказались намного лучше, чем у их «рядовых» сверстников. Более того, у физически тренированных детей повышается интенсивность и концентрируется внимание. Они отличаются лучшей памятью и работоспособностью.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить ак­тивной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся?

Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок.

Ребенок- школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивиру­ются в его семье. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой и спортом, он сам это делает с удовольствием, по привычке, выработанной годами. Великое дело - привычка. Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул, выходные дни на природе - вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически здоро­выми. Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно кормить семью, и нет времени на такие глупо­сти, как занятия физкультурой и спортом. А главный аргумент - от­сутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда и не за все нужно платить.

Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций - результат успешности ребенка будет налицо. Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и одобряя его.

Организовать правильное, эффективное физическое воспита­ние помогает режим дня. Для каждого ребенка должен быть свой распорядок, который зависит от возраста, индивидуальных особен­ностей детей, даже от распорядка дня родителей. Равномерное че­редование работы и отдыха, т. е. правильный режим дня, необхо­димо для нормального физического роста школьника, для правиль­ного развития его нервной системы.

Чтобы надеяться на хорошее самочувствие и здоровье не только в старости, подросток должен приобрести необходимые ги­гиенические навыки. Два раза в день подросток должен мыть все тело теплой водой, Зубы чистить два раза в день: после обильной еды и вечером. Но можно еще и утром. Часто мыть руки с мылом: и до и после каждого приема пищи, после каждого посещения туа­лета. Чистить, обрезать или подпиливать ногти. Личное белье менять не реже одного раза в неделю. Трусы, колготки, чулки, носки необходимо стирать ежедневно.

Родителям необходимо помнить, что между здоровьем человека и его питанием очевидна прямая зависимость.

Родителям необходимо помнить, что детскому организму нужны и витамины. В нашем питании ощуща­ется недостаток сырых овощей и фруктов. Поэтому очень полезны для подростков салаты из тертой моркови с яблоком, из сырой ка­пусты, лука, редиса и редьки. Если нет излишней полноты, то сла­дости не вредят, разумеется, после еды, а не вместо нее. Для нор­мального развития организма принципиальное значение имеет ре­гулярный (в одни и те же часы) прием пищи. Старайтесь не забы­вать, что питание подростков должно быть, как минимум, четырех-разовым, при таком примерном распределении количества пищи: завтрак - 30 %, обед - 40-45 %, полдник - 10 %, ужин - 15-20 %.

Итак, питание, образ жизни, организация занятий и отдыха - все это влияет на здоровье наших детей. Давайте задумаемся над вопросом: а все ли мы сделали для того, чтобы дети росли здоро­выми и счастливыми?

Кто, как не папы и мамы, дедушки и бабушки, пестующие своих детей и внуков с пеленок, может обеспечить для них рациональное питание, приобщить их к спорту, уберечь от вредных привычек, научить правилам гигиены и глав­ное - настроить самих ребят так, чтобы они и без подсказок и на­поминаний взрослых стремились жить разумно, правильно, не во вред, а на пользу своему здоровью, чтобы они отдавали себе отчет в том, что и сегодняшняя и вся их будущая взрослая жизнь, вся их профессиональная, общественная, семейная дееспособность будет зависеть от того, здоровы или нет их сердце, легкие, мозг, нервы и другие органы и ткани.

Подростку необходимо вести рациональный образ жизни. Это значит разумный, основанный на опыте, сознательно обдуман­ный. Советы, которые могут давать родители подросткам по образу жизни, следующие.

Утром не вставай резко после звонка будильника. Это небла­гоприятно влияет на самочувствие. Просыпайся медленно, потя­нись, несколько раз зевни, а потом приступай к гимнастике. Подбе­ри интересный для себя комплекс упражнений и упражняйся. Хотя бы 5 минут, но систематически, при открытом окне.

Затем ополоснись в ванне холодной водой. Лицо обмой теп­лой, кипяченой. Почисти зубы. Волосы расчеши щеткой. Завтрак - чрезвычайно важное дело. Путь в школу - великолепный повод размяться. До школы лучше идти пешком.

В школе во время перемен не забывай о необходимости дви­жения. Можно сделать несколько энергичных двигательных уп­ражнений, снимающих усталость. Перемены короткие, я их нужно использовать максимально для отдыха: не читать, не писать.

Kогда делать домашние задания? Не сразу после возвращения из школы, но и не поздним вечером. Вернувшись из школы подросткам следует умыться, поесть, отдохнуть, помочь родителям в домашних делах: сходить в магазин, погулять с собакой, вынести мусор, вымыть посуду. Это и будет активный отдых: лучше всего мы отдыхаем, когда выполняем действия, прямо противоположные тем, которые выполняли до этого. Потом - уроки. Свободное время, если оно останется, используйте разумно. Можно почитать, и в кино сходить, и с друзьями встретиться. Время от времени зимой кататься на лыжах, летом играть в баскетбол и футбол. После ужина подготовить одежду и учебники. Хорошо бы еще недолго погулять. Перед сном выкупаться или хорошо умыться, сменить белье, открыть окно или форточку.

Как сократить время на приготовление домашнего задания ? Выключите радио, телевизор и попросите домашних соблюдать тишинy. He отрывайтесь от занятий, чтобы сделать новую причёску, что-нибудь съесть и т. д., разве что на несколько минут, чтобы расслабиться и сделать пару упражнений.

Лучше, если друзья зайдут к вам позже. Договоритесь с ними об этом. Не болтайте слишком долго по телефону. Письменные задания выполняйте в тот день, когда они заданы. Занимайтесь систематически (нельзя накапливать «хвосты»). Думайте - не зубрите. Утром повторите то, что выучили. Для этого стоит встать на час пораньше. Если после уроков в школе или выполнения домашнего задания вы чувствуете усталость, можно быстро поправить свое самочувствие кратким отдыхом. Умойтесь, удобно лягте на диван, закройте глаза, расслабьте мышцы. Старайтесь ни о чем не думать. Через 10-15 минут вы будете в полной форме.

Как лучше провести выходные дни? Хотим предложить родителям совместные длительные прогулки (загородные) с деть­ми. Решите, что по воскресеньям вы отправляетесь в поход. Не обязательно чуть свет - надо ведь и выспаться, Можно выйти в 10-11 часов, а вернуться около 14-16. Лучше всего совершить прогулку в лес, на свежий воздух. Вернувшись, вы с аппетитом пообедаете, и можно немного вздремнуть. Тогда уже до вечера будете чувствовать себя свежими и отдохнувшими, Если до середины дня бесцельно слоняться по дому, то после обеда будет ощущение сонливости и утомленности. Такой образ жизни послужит и профилактике болезней.




Вопросы для подростков: (86 учащихся)

1. Встаешь ли ты чуть пораньше, чтобы немного позанимать­ся гимнастикой? -30%

2. Хорошо ли завтракаешь перед уходом из дома? -64%

3. Действительно ли отдыхаешь во время школьных пере­мен? -62%

4. Безразлично ли тебе, проветрен ли класс? -40%

5. Бываешь ли ты ежедневно на свежем воздухе, гулял хотя бы 30 минут? -67%

6. Можешь ли решиться выключить радио или не смотреть телевизор, если нужно готовить уроки? -72%

7. Делаешь ли домашние задания днем? -53%

8. Проветриваешь ли комнату перед тем, как сесть за уроки? -39%

9. Делая уроки, устраиваешь ли перерывы, чтобы сделать несколько гимнастических упражнений, пройтись по комнате? -56%

10.Умываешься ли , придя из школы, и перед сном? -89%

11. Принимаешь ли витамины, ешь ли овощи и фрукты? -90%

12. Ужинаешь ли не позже чем за 1-1,5 часа до сна? -47%

13. Составляешь ли ежедневный план занятий? -32%

14. Пробовал ли ты курить?

15.Смотрите ли вы ТВ передачи 2 и более часов в день?

16. Занимаетесь ли вы в спортивных секциях?


© 2010-2022