Исследовательская работа История моего села

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследовательская работа История моего села





Номинация: историческая

Вид работы: поисково-исследовательская

Автор: Ковальчук Илья Леонидович

Научный руководитель:

Кобылянская Татьяна Серафимовна;

тел.: +79787556625


Введение

Люблю тебя, мой край родной,

Люблю тебя, скрывать не стану.

На свете ты один такой,

Хвалить тебя я не устану.

Во Вселенной мириады звёзд, но самая близкая - Солнце. Солнце - это звезда, которая дала начало всему живому на нашей планете. Живёт на земле человек. Он маленький, Земля огромная. У каждого на огромной планете есть маленький уголок, самый лучший, самый любимый, самый родной. Говорят, что место, где родился, не забудешь никогда. Малая родина занимает почётное место в сердце человека. Так, наверное, скажет каждый, описывая свой родной край, и равнодушных здесь, пожалуй, не будет. Для меня таким островком покоя и уюта является село Победное. Здесь я родился, пошёл в детский сад, поступил учиться в школу. Здесь меня окружают родные люди.

Моё село находится в степной части Крыма, но это не значит, что ничего красивого тут нет. Пусть море и горы от нас далеко, но степь не менее хороша. Ветер несёт по ней дух предков, ковыль тихо шепчет, успокаивая и завораживая. Я люблю свой край, он самый лучший.

Меня всегда интересовала история, особенно история моего села: когда оно появилось, почему так называется, какие люди жили тут, чем прославились. Это стало целью моей работы.

Для достижения цели были поставлены задачи исследования: изучить архивные документы, проследить историю возникновения села, изучить этапы становления и развития, рассказать о людях, прославивших село.

Актуальность темы заключается в том, что в этом году отмечается 70 лет со дня основания Победненского сельского совета. Это объясняет выбор темы исследования.



II. Основная часть

1.1..Первое упоминание о селе

Первое документальное упоминание о селе встречается в Камеральном Описании Крыма 1784 года в последний период Крымского ханства. Называлось оно Тарханлар, входило в Орта Чонгарский кадылык Карасубазарского каймаканства.

После присоединения Крыма к России 8 февраля 1784 года, село было приписано к Перекопскому уезду Таврической области. С 1792 по 1802 годы входила в Перекопский уезд Новороссийской губернии. По новому административному делению, после создания в 1802 году Таврической губернии, Тарханлар был включён в состав Кокчора-Киятской волости Перекопского уезда.

По Ведомости о всех селениях, состоящих в Перекопском уезде,в селе числилось десять дворов и восемьдесят шесть крымских татар. На военно-топографической карте 1817 года селоТарханлар обозначено уже тринадцатью дворами. Затем, видимо, из-за эмиграции крымских татар в Турцию, селение заметно опустело и на карте 1842 года обозначено условным знаком «малая деревня», то есть менее пяти дворов. Впоследствии в доступных источниках второй половины ХIХ века не встречается вообще.

1.2.Развитие села

Возможно, на этом существование села было бы окончено, но этого не произошло. Село было возрождено. Заслуга в этом переселенцев немцев- евангелистов. В 1884 году они облюбовали место неподалёку от деревни Джанкой на берегу небольшой речки. Назвали это местечко по-своему - Гоффнунгсфельд. У каждого переселенца было по двадцать-тридцать лошадей, сеялки, плуги, бороны и другой инвентарь, необходимый для возделывания земли. Только один хозяин, И.И. Краутер, имел молотилку с паровым двигателем в десять лошадиных сил, а другой, С.С. Райзер, владел мельницей для помола зерна на дерть. Каждая семья держала по три-четыре коровы, пять-шесть свиней сальной породы, двадцать-двадцать пять овец. Всё это указывало на то, что люди планировали обживать это местечко. Переселенцы имели две тысячи двести гектаров пахотной земли. Чтобы её обработать приходилось нанимать батраков из других губерний России. Таким образом, село стало разрастаться. Согласно Памятной книге Таврической губернии на 1892 год в селе было уже девяносто пять жителей в шестнадцати домохозяйствах. В 1900 году в Тарханларе числилось уже сто тридцать жителей в двадцати девяти дворах. В 1915 году в Ак-Шеихской волости Перекопского уезда значится село Тарханлар с населением сто девяносто шесть человек.

В январе 1918 года была установлена Советская власть и образован Тарханларский сельский совет. В 1921 году в составе Тарханларского сельревкома числилось немцев-226 человек, татар-658, армян -56, русских - 150, а непосредственно в селе Тарханлар жили преимущественно немцы (148 человек)¸14 армян и 12 русских. В этом же году в здании немецкой кирхи(церкви) была открыта начальная немецкая школа. Первый заведующий школой и учитель был Райзер Эммануил Самуилович. В будние дни в школе шли занятия, а в воскресенье проходило богослужение.При Советской власти, в результате административных реформ начала 1920-х годов, к 1922 году была упразднена волостная система и ,согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, Тарханлар, с населением сто девяносто человек, из которых было сто шестьдесят семь немцев, входил в состав Немецко-Джанкойского сельского совета Джанкойского района.

Шло время, многое пришлось пережить жителям Тарханлара. Оказалось, что жить в достатке было непозволительной роскошью. За самоотверженный труд и небедную жизнь пришлось расплачиваться некоторым семьям. В Тарханларе были раскулачены три немецкие семьи, их погрузили в товарные вагоны и отправили в Сибирь. Односельчане пытались заступиться за них говорили , что это не кулаки, а обыкновенные сельские труженики, которые любили работать , но никто не прислушался. На базе поместий раскулаченных семей был организован Крымконсервтрест.

Деревня обживалась. Это было уже не маленькое селение, а совхоз, имевший в своём пользовании восемьсот шестьдесят гектаров земель. Для поливного сообщества было выделено семьдесят пять гектаров земли, которую обслуживали девять насосных станций. В селе было одиннадцать жилых домов, школа, магазин. Хозяйство крепло год от года, приобрело грузовые автомобили, комбайн. На поливе работало уже одиннадцать насосных станций. Площадь под огородом занимала 120 гектаров.

1.3. Жизнь села в годы Великой Отечественной войны

Пришли грозные военные годы. В 1941 году всех тарханларцев с немецкими корнями выселили из деревни. Теперь уже пришлось расплачиваться не только за то, что много работал и безбедно жил, но ещё и за происхождение. Всех немцев стали считать врагами.

В период немецкой оккупации Тарханлар был занят фашистами. Часть командного состава обустроилась в лучших домах, переселив хозяев в дома похуже. Солдаты жили в бараках (они до сих пор стоят в нашем селе и там живут люди). Мирных жителей в деревне не трогали, на работу в Германию принудительно не высылали. На лучших землях совхоза немцы организовали колхоз, вернув немецкое название «Гофнунгсфельд» («Поле надежды») . В соседнем селе Кадыме (сейчас это Дымовка) фашисты организовали лагерь для военнопленных. Жители села оказывали помощь несчастным солдатам, тайком носили еду. Многие за это поплатились жизнью. Имена двадцати шести жителей села, погибших от рук палачей, занесены в Книгу Памяти.

Сейчас за селом находится братская могила с захоронением пяти тысяч советских воинов, там же установлен обелиск, за которым жители бережно ухаживают. В центре села уже в мирное время (в 1981 году) был установлен памятник погибшим воинам и партизанам. Имена павших за Родину односельчан увековечены на мемориальной доске.

После освобождения района от немецко-фашистских захватчиков двенадцатого апреля 1944 года Тарханларский сельский совет депутатов трудящихся возобновил свою деятельность. В 1944 году колхоз «Гофнунгсфельд» получил название «Победа», в нём насчитывался двадцать один двор.

1.4. Восстановление и развитие села

Немалый урон нанесла война хозяйству. Были уничтожены девять из одиннадцати насосных станций, вся техника, сожжены десять построек. В такое тяжёлое время нужно было восстанавливать совхоз. Разрушенное хозяйство возглавил П.Благой. На первое июля 1945 года в Тарханларском сельском совете числилось 369 дворов. В августе 1945 года Тарханлар был переименован в Победное и сельский совет стал Победненским. В 1954 году совет укрупнили, перенеся центр в Дымовку (бывший Кадым). В период с 1954 по 1968 годы к Победному присоединили Дымовку, а в 1974 году сельсовет был создан вновь.

Уместно будет упомянуть о людях, чьими усилиями возрождалось село. Двадцать лет , до 1977 года, совхозом руководил Филипп Васильевич Мосейко. Под его руководством интенсивно стали развиваться такие отрасли: овощеводство, животноводство, виноградарство, садоводство. За эти годы были построены животноводческий комплекс, консервный завод, холодильник, жилые дома, объекты социально-культурного назначения, открыта детская музыкальная школа, амбулатория, продолжала работу общеобразовательная школа, которая не закрывалась даже в годы войны. Кстати нужно отметить, что в этом году отмечается 40 лет со дня преобразования школы из восьмилетней в среднюю. В 1977 году хозяйство было переименовано в совхоз имени 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1983 году руководство совхоза взял в крепкие руки Анатолий Афанасьевич Швец. К этому времени это уже было многоотраслевое хозяйство. Стали строить новые дома, асфальтировать дороги.

Самоотверженно трудились люди в возрождающемся селе. Благодаря своему трудолюбию многие были удостоены правительственных наград. Одна из улиц нашего села носит имя воина-афганца. Марьян Котвицкий погиб, выполняя интернациональный долг в Афганистане. Был посмертно награждён орденом Красной Звезды. Похоронен в нашем селе. Имя его высечено на мемориальной доске Памятника погибшим односельчанам.

1.5.Люди, прославившие село

Пришлось пережить нашему селу трудные годы, но оно не пришло в упадок. Пусть некоторые предприятия закрылись, но потенциал для восстановления остался. В наших руках возобновить их работу.

Узнав об истории своего села, я ещё больше стал его любить. Всё что происходило тут - в этом заслуга людей. Победное славится ими. Здесь проживают художники и поэты, дети Великой Отечественной войны, Герои труда . В нашем селе вырос Алексей Крыжко - он запускал «Буран» на Байконуре, работал с Б.Ельциным, встречался с М. Горбачёвым. А ведь есть и простые люди, чьи имена не внесены в почётные списки, но их труд тоже приносит пользу. Я хочу сказать о наших поэтах - это Нина Александровна Закревская и Евгений Васильевич Карганов. Их творчество не вышло за пределы нашего района, но ведь это неважно. Главное что мы знаем о нём, ценим, гордимся. Стихи этих поэтов в своё время часто появлялись на страницах местной газеты «Заря Присивашья».

Я горжусь своими земляками, горжусь тем, что являюсь частицей победненского народа. Любовь к родному селу мне привила моя бабушка. Она много лет работала в совхозе , была овощеводом. Именно от неё я много узнал об истории села. Без ложной скромности отмечу, что тоже сделал свой вклад в его культурное развитие. Я являюсь участником Образцово-показательного ансамбля «Юность». Вместе с нашим руководителем Николаем Митрофановичем Поповым мы заслужили это звание, неоднократно выступая не только в нашем селе, в районе, но и на Республиканских фестивалях народного танца в городе Симферополе.




III. Заключение

Об истории родного края можно рассказывать очень много, добавляя всё больше подробностей. Я хочу, чтобы моё село жило в процветании, чтобы жители гордились людьми, их делами, чтобы помнили, какой ценой досталось благополучие. Для этого нужно помнить славное прошлое нашей малой родины, передавать из поколения в поколение его историю. Мы обязаны сохранить эту прекрасную землю, сделать её ещё краше. В народе говорится: « Где родился, там и пригодился». Я хочу жить здесь, учиться, а потом работать на благо родного села, хочу тут воспитывать своих детей и внуков, передавая им память о прошлом . Ведь пока мы помним прошлое, мы можем надеяться на будущее.

Возможно, известная поговорка права, что каждый кулик своё болото хвалит. Но без этой самой «хвальбы», которую точнее было бы заменить словом любовь, невозможно представить такое понятие как патриотизм. Ведь чтобы развить в себе данное чувство, нужно начинать с малого: с уважения к отчему дому и земле, которая тебя вырастила, которую ты называешь родным краем.

Закончить хочу стихотворением своей односельчанки Н.А.Закревской:

… Запах моря доносят ветры.

Знаменит ты цветением роз.

Голубая дорога-лента,

Убегает в долину грёз.

Над тобой полыхают кострами

Облака от рассветной зари,

По весне журавлиные стаи

Оглушают просторы твои…



IV.Список литературы

Данные взяты из материалов Районного краеведческого музея

7


© 2010-2022