- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методическая разработка по патриотическому воспитанию школьников Эхо блокадного Ленинграда
Методическая разработка по патриотическому воспитанию школьников Эхо блокадного Ленинграда
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Потагина Т.К. |
Дата | 15.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая разработка в области патриотического воспитания
Эхо блокадного Ленинграда
Пояснительная записка
Название номинации: «Методические разработки, пособия в области патриотического воспитания»
Название работы: «Эхо блокадного Ленинграда»
Краткое тематическое содержание
Коллективный исследовательский проект «Эхо блокадного Ленинграда» предполагает поиск и презентацию материалов, рассказывающих о судьбе ленинградцев, оказавшихся в кольце блокады в 1941 году; выявление блокадников, проживающих в настоящее время на территории г.Валдая, установление личных контактов с ними; изучение документов из семейных архивов блокадников, приведение уцелевших документов в электронный вид; защиту исследовательской работы на заседании школьного научного общества; организацию конкретной помощи ветеранам-блокадникам.
Актуальность коллективного исследования «Эхо блокадного Ленинграда» объясняется тем, что живущие в настоящее время блокадники - люди уже преклонного возраста, их личные архивы - достояние истории. Очень важно сохранить документальную хронику событий, сохранить черно-белый портрет уходящей в прошлое эпохи. Исследование семейных архивов ветеранов-блокадников, установление личных контактов между представителями разных поколений способствуют развитию в учащихся таких патриотических чувств, как уважение к Родине, к ее народу, способному пройти через любые испытания и остаться нравственным, гуманным, преданным родной земле. Еще большим фактором актуальности коллективного дела «Эхо блокадного Ленинграда» является то, что пережившие блокаду люди сегодня остро нуждаются в заботе, внимании, в конкретной помощи. Организация социально-значимой помощи ветеранам-блокадникам - мощное средство развития патриотизма представителей молодого поколения.
Объект исследования - процесс упрочения связи поколений
Предмет исследования - установление деловых и дружеских контактов школьников с людьми, пережившими Ленинградскую блокаду.
Цель коллективного исследования «Эхо блокадного Ленинграда» - упрочение связи поколений через установление реальных контактов школьников с людьми, пережившими Ленинградскую блокаду.
Задачи:
-
Развитие ценностно-смысловых компетенций в процессе коллективной социально значимой деятельности.
-
Развитие коммуникативных компетенций в процессе делового и дружеского общения представителей разных поколений.
-
Развитие навыков исследовательской деятельности; презентация её результатов.
Область применения. Методическая разработка предназначена для классных руководителей, организаторов воспитательной работы, дополнительного образования, ориентирующихся на исследовательскую работу в области патриотического воспитания школьников.
Формы и методы реализации задач: операция «Поиск»; презентация; встреча с блокадниками; Урок патриотизма, акция «Память», исследовательский проект, статья в газету, трудовой десант.
Возрастная группа: обучающиеся 9-11 классов.
Полученные результаты:
-
Собраны материалы, отражающие историю блокадного Ленинграда: фотографии, презентации, список литературы.
-
Собраны материалы о гибели детей блокадного Ленинграда на ст. Лычково. Организована экскурсия к памятнику погибшим детям.
-
Сделана выборка жителей Валдайского района Новгородской области, внесенных в список, опубликованный в книге: «Непокоренные: справочная книга памяти блокадников» В.Х.Вайнштейна .- Новгород, 1996.
-
Составлен и уточнен список блокадников, проживающих в настоящее время в г. Валдае и Валдайском районе.
-
Установлены личные контакты с 12-ю блокадниками, проживающими в г.Валдае, организуется посильная помощь в быту, изучаются документы их семейных архивов.
-
Изучены материалы семейного архива блокадника Родина И.Г., записаны его устные рассказы, ксерокопированы и переведены в электронный вид 43 документа на 57 листах; автобиография Родина И.Г. на 23 листах; 38 фотографий, в т.ч 40-50-х годов.
-
Сделана видеозапись устных рассказов Родина И.Г.
-
Подготовлен исследовательский проект «Эхо блокадного Ленинграда»; состоялась его презентация на заседании ШНО «Радиус».
-
Сделана видеозапись праздничной встречи, посвященной Дню защитника Отечества, участников проекта с Родиным И.Г.
Содержательная часть
Коллективный исследовательский проект «Эхо блокадного Ленинграда» условно можно разделить на три основных этапа: организационный, практический и обобщающий.
-
Организационный этап.
В октябре 2010-2011 учебного года каждому классу школы (в нашем опыте школа является базовой в районе по гражданско-патриотическому воспитанию) было предложено организовать коллективное дело в области патриотического воспитания. Прежде всего, учащимся нужно было самостоятельно определить тему, её актуальность, выработать цель, маршрут и технологию движения к итоговому результату.
На предварительном этапе классный руководитель провел работу по ценностной диагностике и коллективному целеполаганию. Работа строилась по следующей методике. Класс произвольно делится на три группы, каждая из которых в течение 10-15 минут определяется в выборе темы, подбирает аргументы для её защиты и представляет идею всему коллективу. Оппоненты имеют право задать вопросы на уточнение и на понимание, не критикуя предложенный вариант. После того, как заслушаны три предложения, начинается их открытое обсуждение, которое заканчивается выбором одного направления коллективной деятельности.
9 класс самоопределился, выбрав для себя тему, связанную с изучением судеб валдайцев-блокадников. Среди основных аргументов - юбилейная дата - 70 лет с начала ленинградской блокады - и личностно-значимые факторы. На недавней встрече с 9-м классом выпускница школы Любовь Родина1, первый президент МАОУ СОШ №1 г.Валдая, объясняя причины своей творческой активности, очень эмоционально рассказывала о родном дедушке - Родине Иване Георгиевиче, который ребенком оказался в кольце Ленинградской блокады, но выжил, не погиб.
Ребятам было предложено самостоятельно объединиться в группы, соответствующие их интересам и предпочтениям.
При следующей встрече, определяя маршрут движения к поставленной цели, группа теоретиков коллективного дела высветила для групп класса - поисковой, аналитической, технической, культмассовой - рубежные точки-задачи:
Группы:
Задачи:
Поисковая
поиск материалов о жителях блокадного Ленинграда; установление личных контактов с жителями г.Валдая, пережившими блокаду;
Аналитическая
изучение семейных архивов ветеранов-блокадников, аналитическая работа; составление Проекта, его защита на заседании ШНО «Радиус»;
Техническая
сканирование документов из семейных архивов, перевод документов в электронный вид; видеозаписи встреч с ветеранами-блокадниками;
Культмассовая
подготовка и проведение праздничной встречи с ветеранами-блокадниками; подготовка к экскурсии; участие в акции «Память».
Задачей группы теоретиков стало управление и организация коллективного исследования. В процессе первоначального обсуждения и распределения функций теоретикам было делегировано право изменять состав участников групп; фиксировать вклад каждого участника в общее дело; следить за тем, чтобы реализовались потребности всех ребят.
-
Практический этап.
Практический этап длился 6 месяцев.
В течение этого периода члены поисковой группы, во-первых, собрали, используя источники сети Интернет, материалы о жителях блокадного Ленинграда: фотографии2, музыкально-литературные композиции, статьи, презентации3. На основе этих материалов участники технической группы подготовили презентацию4 для просмотра на классных часах учащимися школы.
Во-вторых, ребята разыскали сначала в районной газете «Валдай»5, затем в областной6 и в интернет-источниках7 информацию о детях блокадного Ленинграда, погибших недалеко от Валдая, на ст. Лычково в 1941 году. Посмотрели и обсудили фильм «Лычковская трагедия глазами ребенка»8 на Санкт-Петербургском городском телевизионном портале. Было принято решение организовать экскурсию в Лычково, чтобы возложить цветы к памятнику погибшим детям. По возвращении из поездки ребята провели урок Памяти для учащихся 5-х классов, где показали презентацию «Лычковская трагедия»9, рассказали о своих чувствах и мыслях.
[Историческая справка: Одна из самых страшных страниц первых месяцев Великой Отечественной войны, связанных с Ленинградом и ленинградцами, - лычковская трагедия. Как известно, в поселке Лычково нынешней Новгородской, а тогда Ленинградской области в августе 1941 года попал под вражескую бомбежку эшелон с детьми из Ленинграда. Долгое время после войны лычковская трагедия умалчивалась и только в последние десятилетия перестала быть «белым» пятном истории. Хотя в самом Лычково о той страшной истории не забывали, а на могиле погибших в ту бомбежку ленинградских детей всегда лежат цветы, игрушки и конфеты... Теперь в Лычково установлен памятник, создан парк памяти, открыт музей. Да и само географическое название Лычково стало именем нарицательным, символом трагической гибели более тысячи ленинградских детей, попавших в самое пекло войны.]
Информация о блокаде стала эмоциональным фоном работы по установлению и налаживанию контактов с блокадниками, в настоящее время проживающими в г.Валдае Новгородской области.
Технологический маршрут этого направления представлен в информационной справке группы исследователей. Справка была составлена для систематизации поисковых материалов и представления результатов работы на заседании школьного научного общества «Радиус».
Информационная справка
№
Дело
Дополнительная информация
Результат
Ответствен-
ные
1
Анализ списков по источнику: «Непокоренные Справочная книга памяти блокадников». Новгородская ассоциация блокадников Ленинграда, - Новгород, 1996
В г.В.Новгород есть Правление ассоциации блокадников, председателем которого является Вайнштейн Виктор Хельмутович.
Он отстаивает интересы еще живущих блокадников (см. Копия открытого письма президенту Р.Ф, председателю Правительства и др. об изменениях в пенсии блокадников от 22 июня 2007 года;
Обращение к жителям области с просьбой подать сведения о родных и знакомых, которые перенесли блокаду от 12 апреля 2008 года.
Составление списка блокадников, проживавших на территории Валдайского района
ФИ аналитическая группа
2
Обращение к руководителю районной организации блокадников Грачеву А.И.
Уточнение списка блокадников, проживающих в настоящее время в г.Валдае.
Уточнение их места жительства, телефонов,
Уточненный список блокадников, проживающих в настоящее время в г.Валдае.
Техническая группа
3
Установление делового и дружеского контакта с блокадником Родиным И.Г.
Встреча на квартире Родина И.Г.
Договоренность о совместной работе по изучению, систематизации документов семейного архива Родина И.Г.
Поисковая группа
4
Беседы с Родиным И.Г.
Видеозапись воспоминаний Родина И.Г.10
Запись воспоминаний Родина И.Г., оформленная с его слов в печатном тексте11.
Поисковая группа
5
Совместный просмотр видеофильма о блокадной судьбе Родина И.Г.
Видеофильм был создан телестудией «Валдай» в 2008г.
Обсуждение
видеофильма о блокадной судьбе Родина И.Г.
Культмассо-
вая группа
Теоретичес-
кая группа
6
Изучение документов семейного архива Родина И.Г.
Документы ребятами систематизирова-
ны12, сканированы и переведены в электронный вид
43 документа на 57 листах13; 38 фотографий14, в т.ч фотографии 40-50-х годов.
Аналитичес-
кая группа
7
Организация работы по сохранению автобиографии Родина И.Г.
Рукописная автобиография Родина И.Г.15 на 23 листах сканирована и переведена в электронный вид
Техническая группа
8
Панихида в Троицком соборе по погибшим детям блокадного Ленинграда
Видеозапись
Техническая группа
На обобщающем этапе работы выделились два лидера, Ложбанова И. и Веденеева М., которые написали и оформили исследовательскую работу «Эхо блокадного Ленинграда». В исследовательском Проекте «Эхо блокадного Ленинграда» проанализированы причины утраты и этапы восстановления анкетных данных Родина И.Г. Защита проекта «Эхо блокадного Ленинграда» прошла на заседании школьного научного общества «Радиус» и была рекомендована к участию во Всероссийском конкурсе «Отечество». Опыт разработки авторского проекта «Эхо блокадного Ленинграда» было решено расширить, с включением в него поисковой информации, которую в настоящее время пытаются найти и зафиксировать члены поисковой группы, общаясь с ветеранами-блокадниками, чьи имена представлены в списке. (См. Приложение № 1)
Участники коллективного исследования не только работают с документами блокадников, но и оказывают посильную помощь ветеранам: покупают продукты, лекарства, выполняют другие разовые поручения. Ко Дню защитника Отечества в классе проводилось открытое мероприятие «Нам есть что защищать». На встречу были приглашены Родин И.Г. , его родные, друзья. Видеозапись16 праздника и разговор с участниками коллективного исследовательского проекта стали подарком ветерану, обогатили представления ребят о смысле жизни, о силе духа, о нравственных устоях, которые передаются из поколения в поколение, образуя единую цепь духовно-нравственной жизни русского человека, основой которой является сохранение исторической памяти.
Коллективное исследование велось, чтобы опровергнуть горькие чувства и мысли, нашедшие выражение в стихотворении бывшей блокадницы Л.В.Поджеевой, которая написала о наболевшем так:
Неправда, что «Никто не позабыт…»
Неправда, что «Ничто не позабыто…»
Мы не были солдатами войны,
Но детство наше на войне убито.
Ко мне, убитой, вы цветы несёте…
Ко мне, живущей, мачехой - страна,
И памятью, оглохшей от лукавства,
Давно забыты наши имена.
Перечень используемой литературы:
-
Васильев Н. Город жил и боролся// Валдай.-24.01.2009
-
Васинцева Е. 900 дней Веры //Православный Валдай Выпуск №59, 2010
-
Дубовский В. Это скорбное слово - Лычково. //Новгород.- 2.12.2004
-
Желтов В. Блкадный ангел. -//Российская газета.- 21.01.2010 №
-
Змеевский И.Н. Защитникам Невской твердыни.//Валдай.-04.03.2006
-
Иванова А. Ленинградские дети//Валдай.-25.10.2008
-
Кокорина И. Лычковская могила ленинградских детей. //Волхов.- 4.05.2005
-
Непокоренные. - Справочная книга памяти блокадников Новгородская ассоциация блокадников Ленинграда. - Новгород, 1996
-
Орлов Н. Блокадников чтят и помнят//Валдай.-31.01.2009
-
Осипова Н.Г. Она написала блокаду. Аргументы и факты № 18, 2007
-
Потагина Д. Мы еще повоюем.//-Валдай 21.05.2010
-
Родин И. Навечно в памяти//Валдай.-11.09.2008
-
Родин И. Воспоминания о блокаде//Валдай.- 18.02.2008
-
Родин И. Город-мученик, город-Герой //Валдай.-8.09.2007
-
Родин И. Мы ничего не забыли //Валдай 26.01.2008
-
Родин И. Никто не забыт и ничто не забыто//Валдай 28.05.2010
-
Родин И. От войны к миру//Валдай.-10.11.2007
-
Родин И. Я преклоняю голову //Валдай 27.01.2007г.
-
Родин И.Помним суровое время//Валдай.-17.09.2010
-
Родин.И. Лениградская блокада //Валдай 4.09.2009
-
Тарасов Д. За чашкой чая //Валдай.-16.04.2010 Тарасов Д. Это нужно не мертвым, это нужно живым//Валдай.-04.03.2006
-
Теребилов В.И. Записки юриста .- М.: «Глобус», 1993 стр.28
-
Цинкелер Е. Жаль уходить из этого мира. Российская газета 28.01. 2010
1 См. презентацию «Президент Люба Родина» в электронной папке «Материалы о Родине И.Г.»
2 См. папку «Фотографии блокадного Ленинграда» в электронной папке «Материалы о блокаде и блокадниках»
3 См. папку «Двенадцатилетняя девочка Таня Савичева» в электронной папке «Материалы о блокаде и блокадниках»
4 См. папку «Блокада Ленинграда» в электронной папке «Материалы о блокаде и блокадниках»
5 Иванова А. Ленинградские дети//Валдай.-25.10.2008
6 Дубовский В. Это скорбное слово - Лычково. //Новгород.- 2.12.2004
7 ru.wikipedia.org/wiki Гибель ленинградских детей на станции Лычково
8 nev.soctv.ru/video/237 Видеозапись
9 См. папку «Лычковская трагедия» в электронной папке «О гибели детей на станции Лычково» в общей папке «Материалы о блокаде и блокадниках»
10 Видеозапись «Воспоминания Родина И.Г. в домашней обстановке» в электронной папке «Материалы о Родине И.Г.»
11 См. Приложение №1 и файл «Воспоминания Родина И.Г.» в электронной папке «Материалы о Родине И.Г.»
12 См. Приложение №;2 «Документы из семейного архива Родина И.Г.»
13 См. папку «Документы Родина И.Г.» в электронной папке «Материалы о Родине И.Г.»
14 См. папку «Фотографии Родина И.Г.» в электронной папке «Материалы о Родине И.Г.»
15 См. папку «Автобиография Родина И.Г. в электронной папке «Материалы о Родине И.Г.»
16 См. видеозапись праздника в электронной папке «Материалы о Родине И.Г.»