Статья Формы воспитательной работы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формы организации воспитательного процесса

Анализ воспитательной работы показывает, что воспитатели и классные руководители больше трудностей встречают в организации воспитательной работы. Это, прежде всего, связано с недостаточными знаниями теории и методики воспитательной работы и отсутствием педагогических умений планировать и организовывать воспитательную работу Преодоление этих недостатков заключается не только в более качественном усвоении педагогической теории, но и во владение комплексом последовательных и целенаправленных действий, направленных на организацию воспитательной деятельности. Вне практической деятельности преодолеть эти трудности невозможно.

Формы воспитания (воспитательной работы) - это варианты организации конкретного воспитательного процесса композиционное построение воспитательного мероприятия. Они всегда взаимосвязаны с содержанием

Воспитательное мероприятие - это организованное действие коллектива, направленное на достижение какой-либо цели.

Формализм в воспитании, доминирующий длительное время в системе образования, вызвал негативное отношение к термину "мероприятие", потому что он, как правило, означает представление, где единственным активным человеком фигурировал педагог. Между тем, это понятие может иметь право на существование, если в процессе осуществления воспитательных действий в определенной форме происходит серия подготовленных и взаимосвязанных действий, которые заранее спланированы на реализацию цели и, в процессе которых, у учащихся формируются предполагаемые новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, формируется обстановка совместного творчества, поиска общего коллективной дела, радостного ожидания и переживания. Это способствует развитию личности, коллектива, коллективных отношений.

Воспитательное мероприятие должно реализоваться как целенаправленное взаимодействие классного руководителя, воспитателя с каждым кадетом, детским коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач. В этом случае именно воспитательное мероприятие является формой воспитательной деятельности, в которой целенаправленно объединены отдельные попытки ее организации, включают в себя цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы.

В процессе этой деятельности целенаправленно создаются такие воспитательные ситуации в жизнедеятельности коллектива, которые своим содержанием и эмоциональными проявлениями действуют на личность кадета и тем самым способствуют решению воспитательных задач. Роль классного руководителя, воспитателя - научно обосновано управлять этим процессом, целенаправленно создавать и конструировать ситуации, которые являются составляющими клеток воспитательного процесса.

"Воспитательное мероприятие - это совокупность разнообразных воспитательных воздействий с соответствующими материальными и духовными условиями подчинены единой комплексной воспитательной цели. Система воспитательных мероприятий образует воспитательный процесс, подобно тому, как процесс обучения состоит из отдельных занятий. Воспитательное мероприятие - это отрезок воспитательного процесса.

Однако в последнее время многие педагоги отмечают несоответствие этого понятия фактической сущности воспитательной работы, - предполагает определенную фрагментарность, разрозненность педагогических действий, несовместимость с комплексным подходом. Процесс воспитания, имеющий характер формально связанных между собой воспитательных мероприятий, компаний, не может быть успешным.

Системность, комплексность, последовательность, непрерывность воспитания лучше передает понятие "воспитательное дело". Воспитательное дело - это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников. Главной и самой существенной чертой воспитательного дела является необходимость, полезность, реализация. Воспитательный процесс состоит из звеньев.

Воспитательные дела имеют коллективный и творческий характер и называются коллективными воспитательными делами (КВС) или коллективными творческими делами (КТД). Коллективные творческие дела - это способ организации яркого, полного трудом и игрой, творчеством и общительностью, мечтой и радостью жизни и, вместе с тем, важного воспитательного мероприятия. В воспитательные дела вливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей и кадет.

Основой воспитательных дел служат два подхода - деятельностный и комплексный. Первый требует организации различных видов деятельности кадет: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивной, ценностно-ориентационной и свободного общения, а второй - органичного сочетания всех видов деятельности. Деятельностный подход указывает направление воспитания, а комплексный определяет характер его содержания.

В любом воспитательном деле выделяют следующие этапы:

1) определение целей и задач (анализ ситуации, формирование доминирующей и вспомогательных воспитательных задач)

2) планирования;

3) организация и подготовка;,

4) непосредственная организация дела;

5) анализ достигнутых результатов

Эти этапы определяют основные действия педагога при организации воспитательного процессу.

Каждая из форм воспитательной работы решает вполне определенные воспитательные задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности, интересы и потребности, формирует на этой основе те или иные качества и умения.

В процессе воспитания формы воспитательной работы должны функционировать в прочной взаимодействия и обеспечивать достижение единой цели. При этом каждая из форм воспитания предполагает единство общего, особенного и единичного.

Общие обусловлено тем, что все формы воспитательной работы направлены на достижение общей цели - воспитание и развитие школьников Общность условий и цели определяет и общность различных форм воспитательной работы и - все они основываются на основе уважения к личности, воспитывается, признание его индивидуальности, прав и свобод; опираются на потенциальные индивидуальные возможности, внутреннюю активность школьника в процессе его формированияя.

Особое заключается в том, что те или иные формы воспитательной работы, как правило, осуществляются преимущественно в определенной среде жизнедеятельности кадет (учебный процесс, внеклассная работа, дополнительное образование)

Специфическое, неповторимое в организации и осуществлении воспитательной деятельности предполагает единичное в содержании конкретной формы воспитательной работы

Осмысление единичного и специфического в содержании форм воспитательной работы имеет важное значение для планирования и организации воспитательной работы. Это помогает адекватно определить место каждой из этих форм у в построении единой системы воспитания кадет, полнее и шире использовать возможности этой формы, преодолеть практику дублирования и повторяемости форм воспитательной работы, которые еще встречаются Это позволяет определить их наиболее оптимальное сочетание, многогранность форм, вариативность и осложнения одной и той же формы. При этом следует учитывать, что специфика формы воспитательной работы обусловлена тем, что каждый из них организует специфическую общественно-ценную деятельность и не повторяют друг друга, а дополняют. Каждая из них направлена на удовлетворение, развитие определенных способностей и интересов личности. Специфика формы заключается в том, что именно в свойственной ей организационной деятельности с наибольшей полнотой могут быть реализованы интересы и потребности кадет.

Многогранность форм воспитательной работы, их система соответствуют многогранности внутреннего мира личности, ее всестороннему развитию.

В педагогической литературе нет единого подхода к классификации форм воспитательной работы Наиболее распространенной является классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы дети: массовые формы (участие всего класса) кружковая(групповая) форма и индивидуальная.

Заслуживает внимания подход к определению форм воспитательной деятельности, связанной с направлениями воспитательной работы классного руководителя (воспитателя) Например организации познавательной деятельности наиболее соответствуют следующие формы: викторина, аукцион знаний, "Что Где? Когда?" конкурс проектов, конкурс эрудитов, интеллектуальный конкурс, деловые игры, турнир риторов, научные конференции, конкурс изобретателей и фантазеров, разнообразные формы работы с книгой, устный журнал и др.

При реализации задач нравственного воспитания и самовоспитания широко используются следующие формы: круглый стол, пресс-конференции, диспуты, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, о самовоспитании, обзор литературы по различным вопросам, литературно-музыкальные композиции, акции милосердия, поисковая деятельность и др.

Практика показывает, что деятельности, связанной с профориентацией, способствуют такие формы: встречи с представителями различных профессий, экскурсии на производство и др.

При организации эстетического воспитания широко используются: литературные и музыкальные вечера, экскурсии в музеи и на выставки прогулки на природу беседы о музыке и живопись, дискотеки, праздники искусств, обзоры журналов, выпуск рукописных журналов.

При организации физического воспитания широко используются: игры типа "Веселые старты" малые олимпийские игры, туристические походы и эстафеты, встречи с представителями разных видов спорта спортивные вечера, беседы о гигиене, здоровье и физическую культуру.

Педагогу следует помнить, что одна и та же форма может решать несколько воспитательных задач. Все зависит от ее смыслового компонента.

Сложные и многогранные задачи воспитания можно решить только путем комплексного использования разнообразных форм организации воспитательного процесса. Чем разнообразнее по содержанию формы организации воспитательного процесса, тем он эффективнее.

Какая бы форма воспитания не выбиралась воспитателем, нельзя обойтись без беседы, умного проницательного слова. Оно должно быть содержательным, доходчивым, эмоциональным, страстным, убедительным и обязательно связанным с деятельностью, с практической, конкретным делом самих кадет.




© 2010-2022