Классный час на тему Нравственные ориентиры современной молодежи

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Классный час на тему

«Нравственные ориентиры современной молодёжи»






Разработала и провела

классный руководитель:

Коновалова В.А.



(слайд 1)

Цель: сформулировать основные нравственные ориентиры для человека - здоровье, знание, духовность. Понятие о душе.

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой, которые проявляются в общественной жизни.
Нравственность - это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. От того насколько хорош «набор» этих качеств у человека таким будет его поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания.
На сегодняшний день наблюдаются значительные негативные изменения в духовной жизни общества, влияющие на нравственное здоровье нации (резкое падение уровня воспитанности, развитие бездуховности, массовое вовлечение молодого поколения в «зону социального риска»). Анкетирование показывает, что в результате переоценки ценностей обществом подростки оказались в условиях своеобразного нравственного вакуума.

Наряду с несомненным прогрессом в понимании общечеловеческих ценностей, существуют барьеры в их формировании у подростков, которые отчётливо стали проявляться в условиях рыночных отношений:

1) гипертрофия в представлений подростков о значении денег, ориентация на материальное благополучие любой ценой;

2) пренебрежительное отношение к национальным культурным ценностям;

3) недооценка таких нравственных качеств как доброта, милосердие, совесть, терпимость.

Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанными (слайд 2).Он автор более 500 научных работ и 600 публикаций по самому широкому кругу проблем: патриотическое и эстетическое воспитание молодежи, изучение литературы, охрана памятников культуры, музейного дела и т.д. Он писал о Родине, величайших духовных ценностях человечества, о красоте окружающего мира, о нравственном воспитании подрастающего поколения.
Духовно-нравственное воспитание молодого поколения на идеях академика Д.С.Лихачева, сейчас, как никогда актуально.
Нравственным проблемам посвящены его книги: «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном», «Я вспоминаю».
Им сформулированы идеи, которые заслуживают того, чтобы их напомнить: (слайд 3)
1. Не прибегать к убийству.
2. Не начинать войну.
3. Вести здоровый образ жизни.

4. Не считать свой народ врагом других народов.
5. Не красть.
6. Не присваивать себе плодов труда своего ближнего.
7. Стремиться лишь к правде в науке и не использовать ее во вред кому бы то ни было или в целях собственного обогащения.
8. Уважать идеи и чувства других людей.
9. Уважать своих родителей и предков, бережно относится к пожилым..
10. Сохранять и уважать их культурное наследие.
На некоторые из этих заповедей мы обратим особое внимание. Очень важной является заповедь сохранения здоровья. В наш век высоких технологий важно понимать какой вред приносит долгая работа с компьютером.

Мы провели соцопрос, нужно было ответить на 5 вопросов. Посмотрите что получилось.

  1. Ваше любимое занятие в свободное время? (интернет, прогулка, спорт, нет любимого занятия)

  2. Сколько времени вы проводите в социальной сети?

- не имею станицы в соц. Сети

- провожу менее часа в день

- провожу более часа в день (укажите сколько)

3. основная цель нахождения в соц. сети.

- общение с друзьями

- желание познакомиться

- музыка, видео

4. Польза от пользования соц. сетью (общение с людьми из разных городов

легкий поиск видео, музыки, фотографий, легкий способ найти друзей по интересам)

5. Вред. (ухудшение зрения)

Как видите, вы проводите большую часть своего свободного времени в социальных сетях. И сами же отметили, что чрезмерное увлечение социальными сетями в интернете может вредить здоровью.

А предполагали ли вы что, чрезмерное увлечение социальными сетями в интернете может вредить здоровью из-за сокращения общения с реальными людьми?

По мнению ученых, недостаток живого общения может негативно влиять на работу иммунной системы организма, гормональный баланс, работу артерий и процессы мышления, что в долгосрочной перспективе повышает риск появления и развития таких болезней, как рак, сердечно-сосудистые заболевания и слабоумие.

Люди, страдающие "комплексом недостаточности", неудовлетворенные своей внешностью или малым вниманием окружающих к своей персоне, чаще всего и подсаживаются на "онлайновую" иглу. Как правило, это люди гуманитарного склада ума, склонные к фантазиям, любящие приврать "для красоты" и часто выдающие желаемое за действительность. "Сетемания" имеет физиологические признаки, по которым ее можно классифицировать как психическое заболевание, а не просто как нехорошую привычку. Это "влажные", как при базедовой болезни, глаза, повышенное потоотделение и хроническая бессонница. Дело в том, что частое "брожение" по Сети создает в мозгу повышенный уровень допамина - вещества, подобного адреналину. Зависимый испытывает во время общения в чатах возбуждение, которое сродни азартной лихорадке игрока. Он раз за разом хочет повторить это состояние и начинает использовать Интернет как средство для получения удовольствия.

Пищевые расстройства включают широкий спектр аномальных психических и поведенческих изменений, связанных с питанием и массой тела, таких как анорексия и булимия. В своих исследованиях ученые проанализировали влияние двух факторов на развитие расстройств пищевого поведения у молодых девушек: воздействие СМИ и самооценки.

Результаты исследований показывают, что чем больше времени девочки тратят на соц.сети, тем больше они страдают от булимии и анорексии. Они недовольны своей фигурой, негативно оценивают свое тело, имеют "нездоровый" подход к еде и испытывают больше желание сесть на диету, чтобы сбросить вес. Обширно и воздействие сети на траты, связанные со следованием моде и покупкой музыки, но это проявляется в меньшей степени, чем расстройства пищевого поведения.

Люди, проводящие в сети большое количество времени не могут плодотворно работать, учиться, общаться, заниматься спортом, Интернет заменяет им реальную жизнь.

Подобно лекарству, которое, в зависимости от дозы, может быть и полезным и вредным, в общении в социальных сетях время является основным показателем полезности. Постоянное присутствие в соцсети может даже нанести определенный вред здоровью: гиподинамия, снижение зрения - вот к чему может привести многочасовое сидение за компьютером.

Гимнастика для глаз (слайды)

Гимнастика при работе за компьютером.

При работе за компьютерным столом ваши руки и ноги со временем затекают, поэтому крайне важно делать небольшие перерывы на гимнастику, чтобы избежать переутомления и не вредить здоровью. Выполняйте предложенный комплекс упражнений регулярно и вы будете чувствовать себя великолепно, а ваша работоспособность будет снижаться гораздо медленнее в течении всего дня.

Классный час на тему Нравственные ориентиры современной молодежи

Классный час на тему Нравственные ориентиры современной молодежи

1. Сидя на стуле сомкните руки ладонями от себя. В течении 10-20 секунд сгибайте руки в локтях, касаясь туловища, а затем выпрямляйте их полностью до напряжения пальцев.

2. Встаньте. Поднимите руки над головой и сомкните их ладонями от себя. В течении 10-15 секунд сгибайте руки в локтях, касаясь головы, а затем выпрямляйте их полностью вверх до напряжения пальцев.

Классный час на тему Нравственные ориентиры современной молодежи

Классный час на тему Нравственные ориентиры современной молодежи

3. В положении стоя, ноги чуть шире плеч, заведите руки за голову так, чтобы ладонь правой руки держалась плеча левой руки, а ладонь левой руки держалась локтя правой руки. В течении 8-10 секунд выполняйте наклоны сначала влево, а затем такое же время - наклоны вправо.

4. В положении стоя поднимайте плечи вверх и опускайте вниз. В верхнем положении напрягите мышцы плеч и шеи на 3-5 секунд. Повторите это упражнение 2-3 раза между выполнением других упражнений.

Классный час на тему Нравственные ориентиры современной молодежи

Классный час на тему Нравственные ориентиры современной молодежи

5. Стоя на ногах, заведите руки за спину. В течении 10-12 секунд выполняйте наклоны головы попеременно влево и вправо.

6. В положении стоя сведите ладони рук вместе так, чтобы пальцы были направлены вверх. В течении 10 секунд вращайте кисти так, чтобы пальцы рук смотрели то вверх, то вниз.

Классный час на тему Нравственные ориентиры современной молодежи

Классный час на тему Нравственные ориентиры современной молодежи

7. Сидя на стуле попеременно поднимайте вверх левую и правую руку в течении 8-10 секунд.

8. В течении 8-10 секунд, сидя на стуле закидывайте левую ногу на правую, одновременно вращая туловище влево, затем разворачивая туловище вправо, закиньте правую ногу на левую.

Классный час на тему Нравственные ориентиры современной молодежи

Классный час на тему Нравственные ориентиры современной молодежи

9. Сидя на стуле в течении 10-15 секунд выгибайтесь в пояснице, взявшись за неё руками и немного задерживайтесь в напряженном положении.

10. Потрясите руками в течении 8-10 секунд.

Большую роль в нравственном становлении человека имеет семья.

Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим детям культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины».
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от семьи в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Образовательные учреждения помогают найти выход в сложной ситуации. Важно вспомнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.
Теперь мы обратим внимание на следующую заповедь -почитание взрослых и уважение семейных традиций. И рассмотрим это на примерах отношения к пожилым людям разными народностями.(Звучит песня «Мои года- моё богатство).

Легенда «Почитание старших»

В древней адыгейской легенде рассказывается об одном очень плохом обычае нартов, который принёс им много вреда и несчастий, пока они не отменили его. Когда мужчина становился дряхлым и уже не мог без чужой помощи сесть на коня, не хватало больше у него сил натянуть лук, чтобы пустить стрелу в зверя или птицу, когда у него из рук выпадали грабли и не мог он сгрести копну сена, когда не был в состоянии охранять стадо, тогда сажали дряхлого старика в плетёную корзину и, подняв на вершину Горы Старости, сбрасывали в пропасть. Таково было решение хасэ нартов. Настало время, когда отец Бадыноко, Бадын превратился в глубокого старца, дряхлого и бессильного старика. Скрывая свою печаль, сплёл Бадыноко из хвороста корзину, посадил в неё отца, поднял на вершину Горы старости и сказал: - Отправляю тебя, отец, на гибель. Не меня вини, а нартский обычай! Прощай! Бадын ничего не сказал в ответ, и от его молчания стало ещё тягостнее на душе у Бадыноко. Оттолкнул он корзину и она покатилась по дороге смерти…У самого края пропасти корзина остановилась, зацепилась за пень. Ветер стал её качать над бездной, белая борода Бадына развеивалась на ветру, и старик, засмеялся. - Отец, чему ты смеёшься? - спросил Бадыноко. - Я подумал, когда ты одряхлеешь и твой сын сбросит тебя с Горы Старости, твоя корзина тоже может зацепиться за этот самый пень. Разве это не смешно? Добрый смех отца приговоренного к смерти, ранил Бадыноко в самое сердце. Он подбежал к отцу и сказал, как человек, принявший твёрдое решение: - Пусть нарты делают со мной что хотят, но я не отправлю тебя по дороге смерти! Бадыноко отнёс отца в горную пещеру… Бадын жил в пещере, а сын приносил ему пищу каждую неделю. Случилось так, что не уродили плоды в стране нартов. Об этом рассказал Бадыноко своему отцу. Отец посоветовал как вырастить плодовые деревья. Обрадовались нарты, посеяли семена, и снова яблоки и груши расцвели на их земле. Часто нартов постигали несчастья, но Бадыноко, посоветовавшись с отцом, выводил их из всех затруднений. Нарты начали считать Бадыноко самым мудрым из нартов, тогда он, выступив на хасэ нартов, сказал: - Это мой отец, белобородый, мудрый Бадын, научил меня, как поступать, когда погибли наши плодовые сады, наш скот, наше просо. Если снова расцветают в Стране Нартов яблони и груши, если снова собирают нарты урожаи проса, то это не моя заслуга, а заслуга моего отца.

Я только исполнял его мудрые советы. А если бы я спустил его с Горы Старости по дороге смерти, то у нас не было бы всех этих благ, которые мы сейчас имеем. После таких слов Бадыноко нарты отменили свой жестокий и вредный обычай и решили почитать и лелеять стариков и следовать их мудрым советам.

Чтец

Также у восточных народов идущего впереди старшего нельзя окликать, как бы ты не спешил. Нужно его догнать и, став от него слева и поздоровавшись, начать разговор. Правая сторона у адыгов считается почётной. В присутствии старших, младшие должны вести себя очень скромно и быть внимательными. Сидеть развалившись, держать руки в карманах, говорить длинные речи, рассказывать о себе, а тем более хвастаться, считается верхом неприличия. На вопросы старших нужно отвечать коротко, чётко, с уважением и почтительностью. Отлучаясь из дома, надо отпрашиваться у старшего и при возвращении зайти к нему. Необходимо систематически навещать старших родственников, соседей, интересоваться их здоровьем.

Строго запрещается перебивать в разговоре старшего по возрасту или высказывать неудовольствие продолжительностью или содержанием его речи. При появлении старшего все сидящие встают. В присутствии отца не приятно было сидеть, а тем более лежать. Почётным местом у адыгов считается место, наиболее удаленное от входной двери. Самый старший занимает это место, а остальные располагаются так, что самый младший оказывается ближе всех к двери. Если старый человек выполняет какую-либо тяжёлую работу, молодые люди, даже незнакомые, обязаны помочь ему. Престарелых людей адыги не оставляют одних на ночь, а одиноких стариков, старух, больных людей всегда забирают родственники, а если нет родственников, то соседи, чтобы ухаживать за ними. На черкесских игрищах, свадьбах, похоронах, где собирается от нескольких сот до нескольких тысяч людей от мала до велика, никогда не бывает беспорядков, тем более потасовок и драк. Закон адыгов запрещает проявление враждебных чувств даже к кровному врагу, если с ним повстречался на коком-то празднике или похоронах.

Только уважая старших можно самому достичь почёта и уважения в обществе. Об этом много говориться во многих пословицах и поговорках - жемчужинах народной мудрости адыгов. «Кто лелеет старость, того любят люди»; «Кто не уважает старших, тот сам себя не уважает»; «Делай то, что советует старший - ешь то, что приготовил младший» и др.

Чтец

У славян нравственно-этическая культура также богата и имеет специфические черты и особенности. К высшим духовно-нравственным ценностям этих народов относятся почтительное отношение к старшим, забота о младших, гостеприимство, доброта, честность, порядочность, великодушие и благородство.

Высокой духовностью пронизаны природоохранительные традиции. Веками у них складывалась естественная, стихийная экологическая культура на основе системы запретов, заботливо оберегающих природу: "Не оскверняй природу. Без нужды не копай землю, не рань ее. На речке нельзя мыть кровь и другие нечистоты. Если загрязнишь водоем, бог накажет тебя" Высоконравственное и высокогуманное отношение вырабатывалось у подростков к животному миру. Человек, мучивший животных, недостаточно ухаживающий за ними, презирается народом.

Показателем глубоких знаний о человеке и его взаимоотношениях с окружающими являются нравственно-этические правила и нормы поведения. Механизмом передачи правил этикета из поколения в поколение служит обычай, обряд, ритуал.

Итогом нашей встречи я хочу напомнить, чтобы правильно жить выполняй заповеди божьи, с которыми созвучны идеи академика Д.С.Лихачева.


© 2010-2022