- Преподавателю
- Классному руководителю
- Презентация к программе классного руководителя «Я - гражданин России»
Презентация к программе классного руководителя «Я - гражданин России»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Молчанова С.В. |
Дата | 22.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальная образовательная организация - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №111
Первомайского района города Ростова-на-Дону
Автор: Молчанова Светлана Владимировна
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Я - гражданин России!» являются:
-
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением правительства РФ от 04.10.2000 № 751).
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
-
Федеральный закон «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (с изменениями).
-
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1988 № 124 (с изменениями).
-
Конвенция о правах ребенка.
-
Семейный кодекс РФ от 29.12 1995 №223-ФЗ (с изменениями) (ст.121,122,123).
-
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
-
Устав гимназии.
-
Воспитательная программа развития образовательного учреждения гимназии №111 «Воспитываем гражданина и патриота России»
В условиях современного общественного кризиса России, который определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравственных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, наркомании, бездуховности, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей. Очень долго Россия искала свою национальную идею, которая могла бы объединить все народы живущие здесь. Сегодня такая идея найдена. Это - патриотизм, который помогал стране на всех этапах ее развития. И школе дан социальный заказ, ведь образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Прежде всего, духовная личность - результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек - это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.
Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным социумом, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международной конкуренции, для сохранения и укрепления российской цивилизации.
Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО, ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников. Исходя из этого можно отметить основные причины снижения статуса процесса воспитания как в социуме, так и в системе образования:
-
Возникновение в российском обществе стихийной, деструктивной социальной ситуации для развития детей.
-
Размывание и деградация традиционных ценностей и, как следствие, потеря преемственности поколений.
-
Усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения.
-
Переоценка роли обучения и подготовки, снижение роли воспитания;
-
Внедрение чуждых российскому обществу духовных ценностей.
-
Забвение отечественной истории, культуры, традиций.
Основными показателями социализации личности выступают:
-
знание традиционных устойчивых норм поведения;
-
представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
-
нормативная система этикета.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью моей Программы является совершенствование системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания, формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Для достижения этой цели в процессе воспитательной работы в классе я должна решить задачи:
-
повышения качества духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания учащихся;
-
развитие традиций патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания учащихся класса;
-
формирование принципов здорового образа жизни;
-
оказание помощи семье в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей, организация и развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей;
-
формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
-
воспитание личности гражданина-патриота, способного встать на защиту интересов страны.
НАПРАВЛЕНИЯ.
Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
-
воспитание гражданина и патриота своей Родины через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
-
организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций школьников, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;
-
развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
-
оказание содействия родителям в организации обучения и воспитания детей.
Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание осуществляется на трех уровнях и позволяет выстроить модель личности учащегося класса.
-
когнитивном, где предполагается сформировать систему экономических, правовых, социологических знаний, понимание собственной роли и места в жизни.
-
эмоционально-чувственном, где необходимо развивать чувство эмоциональной привязанности к Родине.
-
поведенческом, где важно подготовить учащихся к взаимодействию с другими людьми, прививать навыки поведения в соответствии с общественными нормами, а также законопослушность.
НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
-
Изучение, обобщение и распространение передового опыта учителей, классных руководителей по духовно-нравственному, гражданскому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
-
Усиление внимания вопросам воинского, трудового героизма народов, населяющих Россию, бессмертных подвигов сверстников в годы Великой Отечественной войны, в «горячих точках» страны, через встречи с ветеранами, историками, музейную работу.
-
Участие в конкурсах патриотической и гражданской песни «Я люблю тебя, Россия», чтецов, «Овеянные славою флаг твой и герб».
-
Выставки детского художественного творчества и фотографий «Россия - родина моя».
-
Проведение спортивно-оздоровительных игр и соревнований, походов по родному краю и Северо-Западному Кавказу.
-
Формирование научно-информационной и методической базы по вопросам духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся для использования в учебно-воспитательном процессе.
-
Проведение школьной олимпиады «Знаток Конституции и избирательного права».
-
Разработка сценариев интегративных занятий к знаменательным датам.
-
Проведение родительского всеобуча по проблемам воспитания «Духовно-нравственное воспитание детей в современных условиях».
-
Система экскурсий по району, городу, стране.
-
Разработка и внедрение в образовательный процесс сценариев деловых игр по экологическому, правовому воспитанию, культуре поведения.
-
Участие в школьных предметных неделях.
-
Развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащихся.
-
Проведение совместных мероприятий с родителями.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ
Основной задачей органов самоуправления является организация разнообразной деятельности обучающихся, включение каждого в конкретное дело в соответствии с его знаниями и способностями, приобщение к управлению классом, воспитание личности как активного гражданина и патриота.
Структура классного самоуправления
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
К ожидаемым результатам относятся:
-
сформированность чувства ответственности за себя, свою семью, своё отечество, стремление самореализоваться в служении Отечеству;
-
сформированность системы знаний, умений, навыков, соответствующей выпускнику основной школы, готовность к продолжению образования;
-
повышение компетентности детей и подростков в области нравственности;
-
рост социального оптимизма подрастающего поколения;
-
осознанная потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенстве.