ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ДОСУГЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Праздник - важная часть общественной жизни, радостное событие, которое обогащает духовно, расширяет знания об окружающем мире, помогает восстановить добрые традиции, приобщает к национальной культуре, народным обычаям и традициям, к общечеловеческим ценностям, объединяет и побуждает к творчеству. Праздник хранит историю времени и народа, содействует преемственности поколений. Общество живет и развивается, пока помнит свои праздники, чтит культуру своего народа, своих героев, общечеловеческие дух...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ

В ДОСУГЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Значение праздников для полноценного личностного развития воспитанников. Общие требования к организации и проведению праздничных мероприятий.

Праздник - важная часть общественной жизни, радостное событие, которое обогащает духовно, расширяет знания об окружающем мире, помогает восстановить добрые традиции, приобщает к национальной культуре, народным обычаям и традициям, к общечеловеческим ценностям, объединяет и побуждает к творчеству. Праздник хранит историю времени и народа, содействует преемственности поколений. Общество живет и развивается, пока помнит свои праздники, чтит культуру своего народа, своих героев, общечеловеческие духовные ценности.

Детские впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Участие в подготовке и проведении праздников важно для полноценного нравственного воспитания детей с нарушениями слуха, приобщения их к отечественной и зарубежной истории и культуре, социальной адаптации в целом. Праздники в школе являются важным средством, содействующим развитию у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину и преданности ей, формированию Гражданина. Школьные праздники развивают у детей чувство любви к школе, причастности к общешкольной жизни, гордости за ее достижениям.

Праздник - это сфера разностороннего творческого сотрудничества детей и взрослых, базирующаяся на положительных эмоциях, возможность творческого самовыражения ребенка. В совместной деятельности при подготовке к празднику у детей снижается конфликтность, рождается чувство общности, способствует формированию активной жизненной позиции. Коллективное участие, коллективное переживание составляет основу подготовки и проведения каждого праздника.

Для детей праздник родственен игре - выключение из рамок обычной жизни, установление особых правил, временных границ, определенная свобода в творческом самовыражении. Праздники будят воображение ребенка, побуждают к активной самостоятельной деятельности.

Детские праздники являются наиболее доступной формой культурно-досуговой деятельности школьников. Основные виды деятельности ребенка на празднике связаны с художественным воспитанием, формированием эстетического вкуса, гармонизацией и развитием эмоциональной сферы, физическим развитие детей.

Положительное влияние праздников на личностное развитие детей с нарушениями слуха, их социальную адаптацию в большой мере обусловлено одновременным воздействием разных видов искусства (музыкального, изобразительного, литературного, театрально-драматического, танцевального, пантомимы и др.). Искусство, гармонически сочетаясь с

природой ребенка, предоставляет возможность использовать неисчерпаемые и еще не

исследованные до конца средства всестороннего развития познавательной и личностной сферы

детей, раскрывает творческий потенциал и способности, способствует развитию всех психических

функций (мышления, внимания, памяти и др.), двигательной сферы и пластики, пробуждает в человеке волю к самосовершенствованию и улучшению окружающего мира.

При подготовке к праздникам существенно расширяется кругозор детей, словарный запас обогащается новой лексикой, развивается потребность и умения общения. Правильно организованный и проведенный детский праздник «развлекая, поучает»

Значимость праздников для детей обусловлена и тем, что воспитанники могут выразить внимание к другим людям, у них вырабатываются потребность и привычки делать приятное окружающим, помнить о них, проявлять положительные чувства, глубже прочувствовать самоценность каждого человека. Праздники создают условия для овладения определенными этическими нормами общения между людьми.

Таким образом, праздник в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха имеет не только развлекательное, но и развивающее, обучающее значение.

В современной научно-методической литературе не определены единые подходы к классификации детских праздников. К категории детских праздников, проводимых в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II видов в большинстве случаев относят следующие праздничные формы:

  • государственные праздники,

  • международные праздники,

  • народные праздники (типа «Масленица», «Татьянин день»)

  • школьные традиционные праздники («1 сентября - День знаний», «День учителя», «Последний звонок», «День встречи выпускников», «День рождения школы» и др.)

  • школьные тематические праздники и театрализованные представления (тематические недели и дни, связанные с изучаемыми учебными дисциплинами, например «Неделя юного физика (математика, филолога и др.)», включающая предметные викторины и творческие конкурсы, литературные вечера, вечера занимательной химии (физики и др.), «День семьи», «Мой букварь», «День книги», «День сказки», «На балу у Золушки», «Отгадай загадки», «Здравствуй, золотая осень», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Чудо земли - хлеб», «Неделя игры»)

■ • массовые мероприятия праздничного характера (фестивали детского творчества, смотры танцев, песен, «Мама, папа, я - спортивная семья», ежегодный концерт в конце учебного года «За честь школы», «КВН», «Брейн-ринг», «Умники и умницы», «Счастливый случай»)

• дни рождения детей,


  • торжественные церемонии (линейки, презентации),

  • внешкольные фестивали, слеты, смотры, конкурсы, концерты, творческие отчеты и др. (например, отметим фестиваль детского творчества «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья, проводимый Департаментом образования города Москвы, который в последние годы завоевал большую популярность и авторитет среди воспитанников и педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов)

  • интегрированные праздничные мероприятия, проводимые совместно со слышащими детьми

В процессе подготовки и проведения праздничных мероприятий предусматривается следующее:

  • композиция праздника должна носить целостный характер, иметь определенную воспитательную направленность;

  • праздник проводится по специально разработанному сценарию, утвержденному директором школы;

  • чередования номеров определяется с учетом поддержания постоянного заинтересованного участия каждого ребенка и гостей праздника;

  • продолжительность праздника, его содержание, методика проведения определяются возрастными и индивидуальными особенностями детей;

  • подготовка к праздничному мероприятию проводится по специально разработанному плану и органично включается в образовательно-коррекционный процесс; при планировании воспитательских занятий, занятий по дополнительному образованию, внеурочных и внешкольных мероприятий, а также общеобразовательных уроков, музыкально-ритмических и индивидуальных занятий предусматривается определенная коррекционно-развивающая работа, связанная с праздником, систематическая подгото;

  • в подготовке и проведении праздника принимает участие весь педагогический и детский коллектив школы, привлекаются также родители и родственники воспитанников;

  • при организации и проведении праздника учитывается то, что в нем принимает активное участие каждый ученик с учетом индивидуальных особенностей; каждому воспитаннику обеспечивается полноценная демонстрации собственных достижений, что является источником его новых впечатлений, стимулом дальнейшего развития;

  • подбор репертуара осуществляется с учетом его художественности, соответствия задачам праздничного мероприятия, доступности восприятию и воспроизведению детьми с нарушениями слуха;

  • музыка на празднике звучит в исполнении на фортепьяно и в аудиозаписи;

обеспечивается грамотное художественное исполнение, исключающее искусственные замедления, убыстрения, подчеркивание динамических оттенков, введение дополнительных аккордов и др.

  • праздник предполагает яркое, красочное оформление помещения, подготовку художественно оформленных декораций, костюмов, целесообразно предусмотреть организацию выставок работ воспитанников, посвященных праздничному мероприятию,

  • желательно использование компьютерной презентации, позволяющей не только ярко сопровождать и иллюстрировать праздник, но широко использовать письменную форму речи, что значительно облегчает коммуникацию участников праздника и гостей,

  • при подготовке к празднику необходимо продумать количество и состав приглашенных гостей, заранее подготовить и разослать приглашения,

  • после проведения праздника рекомендуется провести его методический разбор в педагогическом коллективе, обсудить достижения и недостатки проведения праздника с воспитанниками.

В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II видов ежегодно составляется общешкольный план, в котором намечаются праздничные мероприятия, сроки их проведения и ответственные педагоги (представители администрации школы, учителя, воспитатели и др.).

Современная стратегия организации и проведения детских праздников предполагает реализацию личностно-ориентированных подходов в формировании у воспитанников ценностных ориентации в выборе творческих форм организации досуга. Поэтому при планировании праздничных мероприятий необходимо учитывать пожелания учащихся, специально изучать их интересы и склонности.

Организация предпраздничной подготовки и праздничных мероприятий предполагает активное участие всех воспитанников. При этом педагоги учитывают индивидуальные особенности и возможности каждого ученика, распределяют обязанности при подготовке праздника и выступления учащихся с учетом их интересов, задач полноценного личностного развития, формирования творческих способностей, воспитания положительных начал в ребенке, добрых отношений в коллективе сверстников. Учитываются также возможности музыкально-исполнительской деятельности детей, особенности восприятия и воспроизведения устной речи. При этом, подчеркнем, что в праздничных выступлениях должны участвовать все воспитанники, у каждого ученика должна быть посильная роль, каждый ребенок должен радоваться празднику, чувствовать себя полноценным членом коллектива.

Подготовка к общешкольному праздничному мероприятию должна начинаться не менее, чем за полтора -два месяца до его проведения. В подготовке праздника принимает участие

© 2010-2022