Воспитательная система: «Модель самоуправления в классе». (из опыта работы)

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан. Управление образования Табасаранского района РД.                       Воспитательная система: «Модель самоуправления в классе». (из опыта работы)         Автор программы: Рагимов Абдурагим Нурмагомедович, учитель физики высшей квалификационной категории МКОУ «Кужникская СОШ» Табасаранского района Республики Дагестан. 2014 год. Обоснование воспитательной системы. Создание сплоченного, дееспособного  детского коллектива является целью работы любого классного руководителя. На современном этапе развития общества именно от школы зависит приобретение учащимися так называемых «базовых наборов социальных компетенций».  И именно школа должна воспитать, взрастить, будущих энергичных, инициативных, креативных управленцев, работников, служащих,  уважающих общественное мнение, традиции и нормы морали.       В Концепции модернизации российского образования указывается на важность и особое значение ученического самоуправления для развития ими в будущем государственно-общественной системы управления, их социализации и определения профессиональной ориентации. Самоуправление – специфическая организация коллективной детальности, целью которой  является саморазвитие личности, воспитание гражданина  с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах самосовершенствования своей личности, общества и Отечества.   Цель воспитательной системы. Пробуждение, развитие и поддержка социальной активности, инициативности учащихся  путем повышения роли индивидуума в демократизации школьной жизни.   Основные направления: Воспитательное направление  – помощь в подготовке и проведении тематических классных часов; разработка сценариев школьных праздников, игр, конкурсов; оформление классного уголка и класса к праздникам; выпуск тематических газет; Учебное направление – помощь в организации и проведении олимпиад, марафонов, турниров по предметам; помощь слабоуспевающим и отстающим; контроль ведения дневников; Организационное направление – контроль; посещение занятий, выполнение правил поведения в школе и внешнего вида учащегося; организация дежурства по школе и в классе; Спортивное направление – организация и проведение спортивных мероприятий; Экологическое направление – участие в экологических программах, озеленение кабинетов, уголков и участков. Патриотическое направление – участие в конкурсах посвященных мужеству и героизму воинов, выпуск стенгазет, участие в художественной самодеятельности ко Дню Великой Победы. Трудовое направление – участие в общешкольных субботниках, генеральных уборках, работа по оформлению кабинета.             Задачи воспитательной системы: ·        Предоставление учащимся реальной возможности вместе с учителями участвовать в прогнозировании, организации,  исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса. ·        Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность. ·        Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям; ·        Выработка желания  приносить пользу окружающим и быть защитником правды, добра и справедливости. ·        Формирование умения самостоятельно найти дело, полезное обществу. ·        Воспитание экологической культуры.     Ожидаемый результат: Основной идеей воспитательной системы является осознание учащимися того, что они могут влиять на процессы школьной жизни собственной активностью. Это делает школьную жизнь предметом совестной творческой, созидательной деятельности. Учащиеся постигают новые для себя формы общения, формируется более четкая, осознанная гражданская позиция, основанная на интересах коллектива.            Основными элементами приобретаемых социально-коммуникативных компетенций является: ·        Создание условий для развития творческого потенциала каждого ученика, формирование социальной ответственности, гражданской позиции. ·        Расширение опыта социального взаимодействия и свободного делового общения со  сверстниками. ·        Обеспечение управления коллективом детей на основе взаимного доверия и требовательности. ·        Формирование толерантности, культуры межличностных отношений совместной деятельности. ·        Развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, умения соотносить личные интересы с интересами общества, честного партнерства.                             Формы контроля. В качестве мероприятий контролирующих приобретение, рост и развитие социально-коммуникативных  компетенций и качеств могут быть использованы тематические классные часы с психолого-педагогическим тестированием.   Примерная тематика классных часов:   № п\п Тема Методика 1 Учимся жить вместе. Опросник для определения творческих наклонностей у школьников 2 Расскажу о себе. Диагност. Тест «способности школьника» 3 Мое поведение. Анкета «Интересы и досуг» 4 Другой человек. Методика КОС (коммуник. и орган. спос) 5 Ты – это я. Методика «Наши отношения» 6 Наст...                   Основным видом воспитательной системы является коллективная ориентация на решение общих проблем. Положительной мотивацией, для ученика должна быть интересная школьная жизнь, лишенная всякой рутины и скуки. Учащиеся убеждаются в том, что ходом  их школьной жизни могут управлять они сами, и что от них самих зависит то, как они проводят время в школе – скучно, ничего не делая, подобно соломинке, которую уносит поток, или весело и деятельно.           Процесс включения младшего или среднего школьника в систему коллективных отношений является процессом сложным. Здесь многое зависит как от учителя – классного руководителя, так и индивидуального социального опыта самого школьника. И если коллектив достиг высокого уровня развития, то это и есть та сила, которая основана на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Самоуправление дает школьнику уникальную возможность раскрыть и реализовать организаторские и творческие сп...   Принципы самоуправления в классном коллективе: 1.     Принцип взаимодоверия. 2.     Принцип взаимопомощи. 3.     Принцип сотрудничества. 4.     Принцип взаимозаменяемости. 5.     Принцип единого планирования. Самоуправление: ·         Учит детей руководить и подчиняться. ·        Создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика. ·        Учит быть требовательным, объективным, самостоятельным. ·        Вырабатывает правильное отношение  к критике. ·        Способствует  воспитанию чувства ответственности и коллективизма.  
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательная система: «Модель самоуправления в классе». (из опыта работы)Воспитательная система: «Модель самоуправления в классе». (из опыта работы)Воспитательная система: «Модель самоуправления в классе». (из опыта работы)Воспитательная система: «Модель самоуправления в классе». (из опыта работы)Воспитательная система: «Модель самоуправления в классе». (из опыта работы)Воспитательная система: «Модель самоуправления в классе». (из опыта работы)Воспитательная система: «Модель самоуправления в классе». (из опыта работы)Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан.

Управление образования Табасаранского района РД.

Одобрено:

Зав информационно-

методическим центром

Управления Образования

Табасаранского района РД

«___»_______2014________________

Магомедова З.Ш.












Воспитательная система:

«Модель самоуправления в классе».

(из опыта работы)



Автор программы: Рагимов Абдурагим Нурмагомедович,

учитель физики высшей квалификационной категории

МКОУ «Кужникская СОШ»

Табасаранского района

Республики Дагестан.

2014 год.

Рецензенты:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обоснование воспитательной системы.

Создание сплоченного, дееспособного детского коллектива является целью работы любого классного руководителя. На современном этапе развития общества именно от школы зависит приобретение учащимися так называемых «базовых наборов социальных компетенций». И именно школа должна воспитать, взрастить, будущих энергичных, инициативных, креативных управленцев, работников, служащих, уважающих общественное мнение, традиции и нормы морали.

В Концепции модернизации российского образования указывается на важность и особое значение ученического самоуправления для развития ими в будущем государственно-общественной системы управления, их социализации и определения профессиональной ориентации.

Самоуправление - специфическая организация коллективной детальности, целью которой является саморазвитие личности, воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющего действовать в интересах самосовершенствования своей личности, общества и Отечества.

Цель воспитательной системы.

Пробуждение, развитие и поддержка социальной активности, инициативности учащихся путем повышения роли индивидуума в демократизации школьной жизни.

Основные направления:

Воспитательное направление - помощь в подготовке и проведении тематических классных часов; разработка сценариев школьных праздников, игр, конкурсов; оформление классного уголка и класса к праздникам; выпуск тематических газет;

Учебное направление - помощь в организации и проведении олимпиад, марафонов, турниров по предметам; помощь слабоуспевающим и отстающим; контроль ведения дневников;

Организационное направление - контроль; посещение занятий, выполнение правил поведения в школе и внешнего вида учащегося; организация дежурства по школе и в классе;

Спортивное направление - организация и проведение спортивных мероприятий;

Экологическое направление - участие в экологических программах, озеленение кабинетов, уголков и участков.

Патриотическое направление - участие в конкурсах посвященных мужеству и героизму воинов, выпуск стенгазет, участие в художественной самодеятельности ко Дню Великой Победы.

Трудовое направление - участие в общешкольных субботниках, генеральных уборках, работа по оформлению кабинета.


Задачи воспитательной системы:

  • Предоставление учащимся реальной возможности вместе с учителями участвовать

в прогнозировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса.

  • Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность.

  • Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям;

  • Выработка желания приносить пользу окружающим и быть защитником правды, добра и справедливости.

  • Формирование умения самостоятельно найти дело, полезное обществу.

  • Воспитание экологической культуры.

Ожидаемый результат:

Основной идеей воспитательной системы является осознание учащимися того, что они могут влиять на процессы школьной жизни собственной активностью. Это делает школьную жизнь предметом совестной творческой, созидательной деятельности. Учащиеся постигают новые для себя формы общения, формируется более четкая, осознанная гражданская позиция, основанная на интересах коллектива.

Основными элементами приобретаемых социально-коммуникативных компетенций является:

  • Создание условий для развития творческого потенциала каждого ученика, формирование социальной ответственности, гражданской позиции.

  • Расширение опыта социального взаимодействия и свободного делового общения со сверстниками.

  • Обеспечение управления коллективом детей на основе взаимного доверия и требовательности.

  • Формирование толерантности, культуры межличностных отношений совместной деятельности.

  • Развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, умения соотносить личные интересы с интересами общества, честного партнерства.




Формы контроля.

В качестве мероприятий контролирующих приобретение, рост и развитие социально-коммуникативных компетенций и качеств могут быть использованы тематические классные часы с психолого-педагогическим тестированием.

Примерная тематика классных часов:

№ п\п

Тема

Методика

1

Учимся жить вместе.

Опросник для определения творческих наклонностей у школьников

2

Расскажу о себе.

Диагност. Тест

«способности школьника»

3

Мое поведение.

Анкета «Интересы и досуг»

4

Другой человек.

Методика КОС

(коммуник. и орган. спос)

5

Ты - это я.

Методика

«Наши отношения»

6

Настроение другого человека.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

7

Наша семья.

Анкета №3

«Семья и родители глазами ребенка»

8

Наш класс.

Методика «коллектив в учебной и внеучебной деятельности

9

Мы договариваемся.

Исследование взаимоотношений в группе школьников

10

Мы учимся жить вместе. Зачем?

Опросник для определения профессиональных интересов

11

Чем мы будем заниматься в этом году.

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

12

Как человек принимает решение.

13

Принимать решение нелегко.

14

Ограничение и самоограничение.

Методика Айзенка

15

Каждый выбирает по себе.

Тест «Направленность вашего ума»

16

Я учусь быть самостоятельным.

Тест «Размышляем о жизненном опыте»

17

Я отвечаю за свои поступки.

Методика «Пословицы»

18

Я отвечаю за поступки других, находившихся под моим руководством.

19

Как разрешить конфликт.

Тест «изучение общительности»

20

Сильный человек.

21

Оценка решения.

Методика «Какой у нас коллектив»

22

Как влиять на поведение другого человека.

23

Решительное поведение.

24

Уметь слушать и слышать другого.

Анкета «Жизнь в школе»

25

Учимся принимать коллективное решение.

Анкета «Климат в коллективе»

26

Учимся анализировать результат совместно проделанной работы.

Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

Основным видом воспитательной системы является коллективная ориентация на решение общих проблем. Положительной мотивацией, для ученика должна быть интересная школьная жизнь, лишенная всякой рутины и скуки. Учащиеся убеждаются в том, что ходом их школьной жизни могут управлять они сами, и что от них самих зависит то, как они проводят время в школе - скучно, ничего не делая, подобно соломинке, которую уносит поток, или весело и деятельно.

Процесс включения младшего или среднего школьника в систему коллективных отношений является процессом сложным. Здесь многое зависит как от учителя - классного руководителя, так и индивидуального социального опыта самого школьника. И если коллектив достиг высокого уровня развития, то это и есть та сила, которая основана на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Самоуправление дает школьнику уникальную возможность раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности, ощутить свою значимость и причастность к решению актуальных задач, вопросов и проблем своего коллектива. Здесь важным элементом является факт самоутверждения учащихся через систему коллективных деловых взаимоотношений в классе, направленных на достижение единой цели.

Принципы самоуправления в классном коллективе:

  1. Принцип взаимодоверия.

  2. Принцип взаимопомощи.

  3. Принцип сотрудничества.

  4. Принцип взаимозаменяемости.

  5. Принцип единого планирования.

Самоуправление:

  • Учит детей руководить и подчиняться.

  • Создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика.

  • Учит быть требовательным, объективным, самостоятельным.

  • Вырабатывает правильное отношение к критике.

  • Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

Блок-схема классного самоуправления:


Структуру организации модели классного самоуправления можно изобразить в виде следующей блок-схемы:


Классный руководитель





Классное собрание






Экологи

Пресс-центр

Спорт сектор

Учебный сектор

Трудовой сектор

Староста класса













Распределение обязанностей по секторам происходит по следующему принципу:

Трудовой сектор:

  • организация дежурства по классу и школе;

  • организация работы на субботниках, генеральных уборках;

  • организация сбора шиповников, ягод.

Спортивный сектор:

  • формирование команд при проведении межклассных спортивных мероприятий;

  • участие в спортивной жизни школы и села.

Экологи:

  • озеленение класса;

  • контроль чистоты в классе;

  • уход за растениями.

Пресс-центр:

  • поздравление с праздниками, днями рождения;

  • организация конкурсных стенгазет;

  • выпуск классной стенгазеты.

Учебный сектор:

  • контроль и мониторинг успеваемости учащихся класса;

  • контроль и мониторинг посещаемости;

  • экран успеваемости;

  • организация помощи по работе со слабоуспевающими учащимися.

Сам процесс моделирования воспитательной системы процесс длительный и сложный. Ежедневные процессы, происходящие в жизни класса, школы и общества должны вносить соответствующие коррективы в первоначальную модель. Красной нитью воспитательной системы является идея сотрудничества, способствующая обогащению жизни учащихся и повышению морально-психологического состояния детского коллектива. Все это вкупе приводит к тому что повышается мотивация к достижению положительных результатов в учебной и воспитательной деятельности.

Мой нынешний класс пришел ко мне в 5 классе. Дети были очень конфликтные, любили доносить друг на друга, были группировки. Теперь наш класс - это единый сплоченный, дружный коллектив единомышленников, которые работают, учатся и отдыхают вместе. И, самое главное, это приносит большое удовольствие нам, учителям и родителям.

Нашу деятельность мы сравниваем с работой искусных архитекторов: мы планируем, управляем, конструируем свою жизнь. Нас не носит бурная река, мы управляем ею.

Любишь ли ты жизнь?

Тогда не теряй времени; ибо время - ткань, из которой состоит жизнь.

Б.Франклин.








Литература:

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985

  2. Харламов И.Ф. Педагогика; учебное пособие . М., Юристь, 1997

  3. Черноусова Ф.П. Направление, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации). М.: Центр «педагогический поиск», 2004

  4. Материалы сети Интернет.

© 2010-2022