Технология индивидуальной работы со студентами

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ

Болотникова Н.А. мастер производственного обучения

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Хакасия

«Училище (техникум) олимпийского резерва»


Мы часто замечаем, что одинаковые воспитательные меры на одних студентов оказывают благотворное влияние, на других отрицательное, а на кого то действует слабо. Это зависит от педагога, активности самого студента, его заинтересованности в результатах обучения и воспитания, от уровня развития и воспитанности, психического состояния в данный момент, от личностных характеристик.

Одним из основных выражений индивидуальности студентов, являются его способности и дарование, жизненная позиция и творческое мышление; важнейшее проявление индивидуальности студента- восприимчивость к воспитанию и обучению.

Именно поэтому большое значение приобретают изучение и учет индивидуальных различий и особенностей студентов. Правильная организация поможет мастеру в проведении индивидуальной учебно - воспитательной работе, более эффективно влиять на весь процесс формирования личности каждого студента, а так же на сплочение студенческого коллектива.

Основными критериями успеха индивидуальной работы являются:

1) изучение и знание индивидуальных, возрастных, национальных и других особенностей студентов;

2)определение ближайших и более отдаленных целей и задач индивидуальной работы;

3)практическое ее осуществление;

4)анализ опыта оценок результатов индивидуальной работы, применение дополнительных мер воздействия.

Цели и задачи индивидуальной работы направлены на воспитание мировоззрения, патриотизма, высоких моральных и психологических качеств студентов. Зачастую целями и задачами индивидуальной работы является помощь в коррекции отрицательных черт характера (замкнутости, эгоизма, вспыльчивости), проведение дополнительных занятий во время производственной практики, а так же теоретического обучения, с недостаточно успевающими студентами, вмешательство в случае конфликта во взаимоотношения и т.д.

Главная цель индивидуальной работы- практическое применение ее форм и методов: индивидуальных бесед, поручение, заданий, успеваемость .

Основным новообразованием юношеского возраста проявляется система самосознания личности и связанная с этим определенная само оценочная позиция, которая, как известно, возникает на основе осознания человеком оценок его другими людьми и соотнесении этих оценок со своими собственными.

Студенты достаточно критично относятся к сложившимся традициям, ценностям и нормам поведения, устоявшимся стереотипам. Заметно актуализируется чувство взрослости, стремление к самостоятельному принятию решений, выстраиванию индивидуальной жизненной стратегии. Именно социального опыта, позволяющего выбрать правильные ценностные ориентиры, а так же формы поведения, юношам и девушкам часто не хватает, что не редко приводят к не пониманию. А подчас и конфликтам с родителями, одногрупниками, преподавателями.

Основным признаком юношеского возраста является поиск своего жизненного пути. Основную роль играет учебная деятельность. В этой связи возникает формирование ценностного отношения студента к образованию и избранной специальности, а так же к будущему своему социальному статусу. Так же необходимо обратить серьезное внимание на организацию других видов деятельности: общественно-спортивной, досуговой, культурно- просветительной. В рамках этих видов деятельности формируется система межличностного взаимодействия.

Для юношеского возраста характерны: поиск своих интересов и идеалов, способность к самоанализу, осознание общественных ценностей.

В первых числах сентября мы проводим тестирование индивидуальных психофизиологических особенностей. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности характеризуются не постоянством, колебаниями, изменчивостью. Поэтому и учитывать их нужно с вполне определенной целью - стимулировать их развитие.

Другой тип индивидуальных особенностей устойчив. Изменить их практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимание, т.к. их влияние ощутимо в поведении, в деятельности, во взаимоотношениях с окружающими. К числу таких особенностей относиться темперамент

1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный. Стиль его деятельности характеризуется высокой активностью и работоспособностью, особенно если занятие его заинтересовало и нравиться. В противном случае сангвиник относиться к делу безразлично, становиться скучным и вялым. Быстро приспосабливается к изменяющимся условиям жизни, энергичный, имеет возможность умело преодолевать трудности, легко вступает в контакты с окружающими, часто претендует на лидерство; оптимистичный, но относительно легко поддается внушению, может попасть под нежелательное влияние.

2.Флегматик- сильный, уравновешенный, внешне инертный тип. Внешне сравнительно уравновешен. Медлителен, мастеру часто приходиться его поторапливать. Реагирует на все медленно, не сразу адаптируется ко всякого рода изменениям. В то же время в работе может быть весьма упорным, способным проявлять даже упрямство, быстро приучается к самодисциплине, обладает чувством ответственности.

3. Холерик-сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Может вести себя агрессивно в конфликтных ситуациях. Отличается импульсивностью поведения, бывает вспыльчив. Не сдержан; склонен к резким сменам настроения, эмоционально травмируем. При выполнении работы нетерпелив, склонен к лидерству, нередко бывает, упрям, стремиться, во что бы ни стало, отстоять свою независимость. С трудом переносит состояние бездействия, не любит выполнять однообразную работу.

4.Меланхолик - слабый тип с преобладанием торможения. Люди этого типа медленно адаптируются к новым условиям, пассивен, глубоко переживает, неудачи и жизненные невзгоды, легко ранимы, при необходимости преодолевать длительные трудности, часто теряют веру в себя, сравнительно быстро утомляются.

Не будем забывать, что не только студенты имеют свои индивидуальные особенности. Каждый педагог обладает своим индивидуальным стилем общения со студентами, в котором проявляются его индивидуальные способности, выражаемые в отношениях и взаимодействии со студентами.

Изучение работы мастера или классного руководителя показывает, что авторитет создается заинтересованным отношением к делу и студентам, предопределяется личностными качествами педагога, стилем его деятельности.





© 2010-2022