Программа дополнительного образования Театральная студия (10 класс)

Дополнительная образовательная программа театра-студии имеет социально- педагогическую и художественно – эстетическую направленность. Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переж...
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа дополнительного образования Театральная студия (10 класс)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы

«Московский колледж градостроительства и предпринимательства»
(ГБОУ СПО МКГП)

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Протокол заседания Зам. директора по УВиСР
Методического совета колледжа
№___от __________________ __________Н.В. Гарусова
«__» ____________ 2014 г

Дополнительная программа творческого направления

Театральная студия МКГП «Профиль»





Автор-составитель: Семенов Александр Евгеньевич,

кандидат филологических наук,

преподаватель русского языка и литературы







Москва

2014



СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………………...3

2.Учебно-тематический план …………………………………………………………….5

3. Содержание программы ……………………………………………………………….6

4. Методическое обеспечение……………………………………………………………8

5. Список литературы……………………………………………………………………10









1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная образовательная программа театра-студии имеет социально- педагогическую и художественно - эстетическую направленность.

Важная роль в духовном становлении личности принадлежит театральному искусству, которое, удовлетворяя эстетические потребности личности, обладает способностью формировать ее сознание, расширять жизненный опыт и обогащать чувственно-эмоциональную сферу. «Значение произведений искусств заключается в том, что позволяют «пережить кусочек жизни» через осознание и переживание определенного мировоззрения, чем «создают определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (Б.В.Теплов).

Совершенствование «аппарата переживания» (К.Станиславский) и «аппарата осмысления» через развитие театральных способностей, творческого мышления и творческой активности на основе классической театральной культуры способствует духовному, социальному и профессиональному становлению личности ребенка.

Актуальность программы театра-студии определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей в широком диапазоне и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты театрально-творческой деятельности, необходимые как для профессионального становления, так и для практического применения в жизни.

Новизна

В рамках модернизации российского образования (в частности, дополнительного) изменены концептуальные подходы и методологические установки к образовательному процессу по причине ограниченности, схоластики и неэффективности:

• смещены акценты с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию и профессионализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности;

• изменены подходы к структуре и содержанию образовательного процесса с учетом интеграции общего и дополнительного образования;

• модифицировано содержание программы в контексте профессионального непрерывного образования;

• усовершенствована структура образовательного процесса за счет внедрения комплекса интегрированных учебных дисциплин: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение;

• изменены подходы к реализации долгосрочной программы (поэтапно с учетом возрастных особенностей);

• внедрены инновационные технологии и эффективные методические разработки адаптивная технология системы обучения А.С.Границкой, педагогики сотрудничества В.А.Караковского, диалог культур М. Бахтина - В. Библера и методики создания коллектива А.С.Макаренко, коллективной творческой деятельности (КТД) И.П. Иванова.

Педагогическая целесообразность программы

Реализация программы позволяет включить механизм воспитания каждого члена коллектива и достичь комфортных условий для творческой самореализации.
Комплексная, профессионально-ориентированная программа в контексте заданной цели, интегрирует усилия профессиональной и социальной педагогики. Она предоставляет возможность, помимо получения базовых знаний, эффективно готовить воспитанников к освоению накопленного человечеством социально-культурного опыта, безболезненной адаптации в окружающей среде, позитивному самоопределению. Обучение подростков отличается практической и гуманитарной направленностью.

В основу данной программы положены следующие педагогические принципы:

- принцип гуманизации;

- принцип природосообразности и культуросообразности;

- принцип самоценности личности;

-принцип увлекательности;

-принцип креативности.

Личностно-ориентированный, интегрированный и культурологический подходы к образованию позволяют реализовать концепцию настоящей программы в полном объеме и добиться стабильных позитивных результатов.

Комплексно-целевой подход к образовательному процессу, предполагающий:

- дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;

- демократический стиль общения и творческое сотрудничество педагога и учащегося;

- достижение заданных результатов на разных уровнях позволит интенсифицировать получение качественных результатов юных актёров.

Цель программы:

Развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.

Задачи программы:

- обучить воспитанников основам театральной деятельности;

- сформировать навыки актёрского мастерства;

- развивать творческие артистические способности детей;

- развить коммуникативные и организаторские способности воспитанника;

- сформировать художественно- эстетический вкус;

- воспитывать социальную активность личности воспитанника.


Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

1. Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета; интеграция социальной, профессиональной и общей педагогики позволяет учащимся, в процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания, развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи и мастер-класс профессиональных артистов. Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей и подростков, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.

2. Настоящая программа, являясь альтернативой типовой, составлена с учетом гибкой и мобильной специфики дополнительного образования.

3. Концепция и содержание настоящей программы материализует идею творческого развития каждого ребенка и способствует дальнейшему их профессиональному росту в специализированных (театральных) учебных заведениях.

4. Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).

5. Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровьесберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанника.

Занятия театральным искусством очень органичны для детей данного возраста, так как игра и общение являются ведущими в психологической деятельности. Огромная познавательная и нравственная роль театрального воспитания, развитие фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирование в игре жизненных ситуаций способствуют интенсивному формированию психической деятельности детей и подростков.

Программа рассчитана на 144 часа. Период реализации - сентябрь-май


















2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тематика занятий

Вид занятия

Количество часов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

20 часов

1

История театра и театрального искусства в России

Лекционно-практическое

2

2

Теоретические основы актерского мастерства

Лекционно-практическое

2

3

Теоретические принципы организации работы над спектаклем

Лекционно-практическое

2

4

Законы сценического действия

Лекционно-практическое

2

5

Теоретические основы сценической речи

Лекционно-практическое

2

6

Принципы построения литературной композиции

Лекционно-практическое

2

7

Принципы сценических движений

Лекционно-практическое

2

8

Репетиционно-постановочная работа

Лекционно-практическое

2

9

Репетиционно-постановочная работа

Лекционно-практическое

2

10

Репетиционно-постановочная работа

Лекционно-практическое

2

МАСТЕРСТВО АКТЕРА

30 часов

11

Школа психологического реализма и ее место в мировом театре.

Лекционно-практическое

2

12

Логика сценического действия. Импровизация. Принципы перевоплощения.

Лекционно-практическое

2

13

Перспектива актера и перспектива роли.

Лекционно-практическое

2

14

Зерно сценического образа.

Лекционно-практическое

2

15

Жанр и стиль. Профессиональная этика актера.

Лекционно-практическое

2

16

Средства актерской выразительности и способ перевоплощения в образ

Лекционно-практическое

2

17

Анализ материала роли.

Лекционно-практическое

2

18

Работа со специальной литературой, анализ произведений искусства и литературы при подготовке роли.

Лекционно-практическое

2

19

Самостоятельная (внерепетиционная) работа актера над ролью.

Лекционно-практическое

2

20

Фиксация сценического рисунка в репетиционном процессе

Лекционно-практическое

2

21

Общение со зрительской аудиторией.

Лекционно-практическое

2

22

Особенности существования и приемов.

Лекционно-практическое

2

23

Особенности существования и приемов.

Лекционно-практическое

2

24

Особенности существования и приемов.

Лекционно-практическое

2

25

Особенности существования и приемов.

Лекционно-практическое

2

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

20 часов

26

Техника речи - артикуляции, дикция, дыхание, голосоведение.

Лекционно-практическое

2

27

Орфоэпия. Фонетика. Логика речи.

Лекционно-практическое

2

28

Речевая характерность.

Лекционно-практическое

2

29

Логическая и звуковая перспектива.

Лекционно-практическое

2

30

Темпо-ритм в речи. Ведение диалога.

Лекционно-практическое

2

31

Работа над литературным материалом.

Лекционно-практическое

2

32

Основы теории стихосложения.

Лекционно-практическое

2

33

Логический анализ текста.

Лекционно-практическое

2

34

Художественное чтение.

Лекционно-практическое

2

35

Средства выразительного словесного действия.

Лекционно-практическое

2

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

10 часов

37

Основы сценического движения

Лекционно-практическое

2

38

Навыки рече-двигательной и вокально-двигательной координации.

Лекционно-практическое

2

39

Стилистика движений, манеры и этикет (светский, военный, сословный и т.п.)

Лекционно-практическое

2

40

Танец: классический станок, характерный станок

Лекционно-практическое

2

41

Танец: классический станок, характерный станок

Лекционно-практическое

2

ГРИМ

10 часов

42

Основные гримировальные средства и техника их применения.

Лекционно-практическое

2

43

Исторический, характерный, национальный грим.

Лекционно-практическое

2

44

Портретный грим.

Лекционно-практическое

2

45

Самостоятельная работа актера над гримом заданного образа.

Лекционно-практическое

2

46

Самостоятельная работа актера над гримом заданного образа.

Лекционно-практическое

2

ОСНОВЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА. ЭТЮДЫ.

40 ЧАСОВ

47

Действенная задача. Этюды на достижение

цели

Практическое

2

48

Действенная задача. Этюды на достижение

цели

Практическое

2

49

Действенная задача. Этюды на достижение

цели

Практическое

2

50

Действенная задача. Этюды на достижение

цели

Практическое

2

51

Оценка факта. Этюды на событие

Практическое

2

52

Оценка факта. Этюды на событие

Практическое

2

53

Оценка факта. Этюды на событие

Практическое

2

54

Оценка факта. Этюды на событие

Практическое

2

55

Оценка факта. Этюды на событие

Практическое

2

56

Этюды - наблюдения

Практическое

2

57

Этюды - наблюдения

Практическое

2

58

Этюды - наблюдения

Практическое

2

59

Одиночные этюды на зону молчания

Практическое

2

60

Одиночные этюды на зону молчания

Практическое

2

61

Сценическое общение. Коллективная согласованность

Практическое

2

62

Сценическое общение. Коллективная согласованность

Практическое

2

63

Взаимодействие с партнером. Контакт

Практическое

2

64

Взаимодействие с партнером. Контакт

Практическое

2

65

Импровизация с партнером на заданную тему

Практическое

2

66

Импровизация с партнером на заданную тему

Практическое

2

67

Этюды на сюжет сказки

Практическое

2

68

Этюды на сюжет небольшого рассказа

Практическое

2

69

Работа над отрывками из драматургических произведений.

Практическое

2

70

Работа над ролью в учебном спектакле.

Практическое

2

71

Работа над ролью в учебном спектакле.

Практическое

2

72

Работа над ролью в учебном спектакле.

Практическое

2



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Театральная игра

Тема «Театральная игра» нацелена на формирование духовной культуры студента. Согласно заданной цели, он способен решить одновременно несколько задач:

  • через игру и коммуникативную деятельность - способствовать социализации студентов, развить творческие их способности и эмпатию, раскрыть индивидуальность, научить быть в гармонии с собой;

  • через чтение и анализ художественной литературы - способствовать формированию духовной культуры, выработать отношение к истинным ценностям, (в том числе, к художественному слову), воспитать эстетический вкус.

Реализация программы позволяет педагогу увидеть обучающегося в активной деятельности, сформировать индивидуальный план его развития и своевременно скорректировать издержки.


2. Актерское мастерство

Программа данного курса позволяет воспитывать юного актера в «естественной среде», т.е. на сцене, репетициях, в процессе работы над ролью. Эффективность обучения и развития обучающегося достигается благодаря интеграции теории и практики. Такой подход снабжает воспитанника театральной студии необходимым опытом и техническими навыками для дальнейшего самосовершенствования.

Данный курс органично вытекает из учебной дисциплины «Театральная игра».

Курс «Актерское мастерство» нацелен:

  • на раскрытие творческой индивидуальности воспитанника через освоение техники работы над собой;

  • на развитие психотехники через процесс работы над образом;

  • на освоение техники воплощения и переживания через художественный метод в искусстве.

Первостепенная задача органического существования актера в условиях сцены решается при условии:

  • применения метода индивидуально-группового тренажа;

  • постоянного присутствия зрителя, наблюдающего за его игрой (любой человек в зале).

Коллективная импровизация, тема которой задается педагогом, является обязательным условием реализации программы и одновременно «диагностическим» методом каждого тренировочного занятия.

Рефлексия результатов индивидуальной и коллективной деятельности помогает педагогу интенсифицировать не только образовательный процесс, но и психический, успешно развивая в ребенке творческое воображение, активное внимание, память, ритм, логику, сценическое самочувствие.

В театре-студии широко применяется «инструкторский» метод, согласно которому более опытные ребята обучают менее подготовленных (разумеется, под наблюдением педагога). Используемые методы способствуют развитию социальных навыков: социального взаимодействия и социальных взаимоотношений (коллективизма и ответственности).

Оптимальная наполняемость группы 12-20 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции. Форма одежды свободная и спортивная.


3. Сценическая речь

Цель: развитие психотехнических навыков юного актера для убедительной передачи мысли автора зрителю.

Задачи:

  • совершенствовать «аппарат переживания» и «аппарат воплощения» для

передачи мысли автора зрителю.

Данный раздел включает в себя работу над техникой речи и литературным художественным текстом.

В работу над техникой речи входит освоение приемов, снятие мышечных зажимов голосового аппарата, работа над дикцией, правильной орфоэпией и

выстраивание логико-интонациональной структуры речи.

В работу над литературно-художественным текстом входит освоение общих основ работы над словом в мастерстве актера, поиск путей, воплощение сверх задачи, словесного действия, освоение предложенного текстом обстоятельств, выработка умения осваивать стилистику авторского текста и обучение применения навыков, полученных в работе над техникой речи и с литературным текстом.

4. Сценическое движение.

Цель: формирование у будущих актеров пластической культуры, т.е. внешней

актерской техники умений и навыков.

Выразительным средством актерского искусства является психофизический процесс, в котором психическое и физическое состояние существуют в неразрывной связи.

Тема «Сценическое движение» направлена на развитие специальных качеств актера (аппарата воплощения), которые, проявляясь в связи с двигательной деятельностью, расширяют образное мышление в целом, обостряют чуткость и восприимчивость ко всем проявлениям сценической среды, позволяют улавливать и откликаться на них точными по смыслу и разнообразными по окраске реакциями.

5. Театральный грим

Цель: использование грима юными актерами для создания сценического образа.
Задачи:
- обучить первоначальным навыкам гримерного дела;
- сформировать потребность у детей в соблюдении правил личной гигиены.



4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий), проблемный (педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути ее решения), эвристический (проблема формулируется обучающимися, ими и предлагаются способы ее решения).

Методы обучения в театре-студии осуществляют четыре основные функции:

  • функция сообщения информации;

  • функция обучения воспитанников практическим умениям и навыкам;

  • функция учения, обеспечивающую познавательную деятельность самих воспитанников;

  • функция руководства познавательной деятельностью обучающихся.

Постоянный поиск новых форм и методов организации образовательного процесса в театре-студии позволяет осуществлять работу с детьми, делая ее более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Занятия проходят в самых разнообразных формах:

-лекции;

-тренинги;

-репетиции;

-индивидуальные занятия;

-занятия малыми группами (по 3-5 человек).

Вся работа группы строится вокруг целостного художественного произведения:

- спектакля;

- шоу;

- творческого вечера;

- праздника.

Занятия строятся на использовании театральной педагогики, технологии актёрского мастерства, адаптированной для студентов, с использованием игровых элементов. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, обучающиеся принимают участие в театральных постановках. Это служит мотивацией и даёт перспективу показа приобретённых навыков перед зрителями.
В течение учебного года ставится минимум два спектакля. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется. Студенты сами выбирают роли.

Совершенно очевидно, что театр своей многомерностью и многоликостью помогает студенту в постижении окружающего мира. Он заражает студентов добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя и играя. Именно игра является непременным атрибутом театрального искусства.

На занятиях создаётся доброжелательная атмосфера, оказывается помощь студенту в раскрытии себя в общении и творчестве.

Большую роль в формировании творческих способностей обучающихся отводится тренингу, который проводится с учетом возрастных особенностей.

Задача тренинга - пробудить творческую фантазию, развить пластические качества психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель.

Занятия лучше всего проводить в просторном театральном зале, где было бы достаточно места, необходимого для подвижных игр.











5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006

  2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

  3. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.

  4. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.

  5. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.

  6. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
    М.: Просвещение, 2006.

  7. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.

  8. Чистякова М.И. Психогимнастика - М: Просвещение, 2004.


© 2010-2022