Конспект классного часа О культуре речи

Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника. Разработка классного часа «О культуре речи» может быть использована в начальных классах или в среднем звене в школе, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Классный час предложен...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Классный час


Составитель: М.В.Бабушкина,

учитель письма и чтения

I квалификационной категории

Класс: 5.

Тема: О культуре речи.

Форма: беседа.

Цель: формирование и развитие навыков речевого общения.

Задачи:

  • показать учащимся важность и значение культуры речи в жизни человека;

  • корректировать и развивать устную речь на основе беседы;

  • способствовать формированию культуры общения и поведения учащихся.

Оборудование: «волшебный квадрат», карточки со стихами про «вежливые слова», листки и ручки для учащихся.

Ход классного часа

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Учитель: Добрый день, ребята! Будьте внимательны и активны на занятии, чтобы получить важные знания.

II. Разминка.

Учитель: Чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, разгадайте «Волшебный квадрат». Зачеркните букву М и по оставшимся буквам прочитайте слово.

(Каждый ученик получает «волшебный квадрат»)

к

м

у

м

м

л

м

ь

т

м

у

м

м

р

м

а

Ученик: Получилось слово «культура».

III. Вводная беседа.

Учитель: Культу́ра - это набор правил, норм поведения. И каждый человек должен стараться соблюдать эти правила, быть культурным, воспитанным. Культура человека проявляется в его одежде, в поступках, в отношении к взрослым, в любви к Родине. И еще культура человека очень ярко проявляется в его речи, в том, как говорит человек. По тому, как говорит человек, какие слова он употребляет в речи, уже можно предположить, культурный он или нет.

Если человек говорит: «У меня болят ухи», «Отдай мой портфель», сразу видно, что большой культурой человек не отличается.

Приходилось ли вам слышать неправильную речь? Приведите примеры.

(Ответы детей)

Учитель: Что же такое культура речи?

(Ответы детей)

Учитель: Культура речи - один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в желании развивать её, в умении слушать и понимать собеседника, в способности подбирать нужные слова в разных ситуациях общения. Под культурой речи мы понимаем умение правильно, ясно, четко, а главное понятно для всех излагать свои мысли. Этому вас, ребята, учат в школе, прежде всего на уроках письма и чтения, а так же на других предметах.

III. Тема. Цель. Целеполагание.

Учитель: Сегодня мы и поговорим о культуре речи. Рассмотрим некоторые ошибки в речи, ситуации общения, поведения. Попробуем составить правила по культуре общения. Разговор очень важный, так как, уже говорилось, культура речи - один из показателей общей культуры человека.

IV. Новый материал.

Учитель:

На свете много стран больших

И много малых есть,

И для народностей любых

Язык свой - это честь.

Русский язык - это наша история, наше богатство и культура. Мы должны любить свой язык и гордиться им. Ребята, подумайте, что значит любить свой язык?

Ученик: Это значит изучать его, стремиться говорить правильно; читать как можно больше книг, учиться грамотно писать, следить за своей речью и речью товарищей.

Учитель: Необходимый признак культурной, грамотной речи - правильная постановка ударения в словах, их правильное произношение. Чтобы овладеть правильным произношением, надо внимательно прислушиваться к речи учителей, дикторов на телевидении, читать больше книг.

Послушайте рассказ школьного портфеля о мальчике Пете. Постарайтесь запомнить слова, которые Петя произносит с ошибками.

Знакомьтесь: Петя, мой сосед -

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

Не коридор, а колидор.

Дилектор входит в кабинет,

Закрыт магазин на обед.

Хозяйка моет стаканы,

Секет свеклу, пекет блины.

И до меня дошел черед:

Портфель он портфелем зовет.

Но мне не зря «Родную речь»

Судьбой доверено беречь.

И я придумал не шутя.

Пусть и его зовут Петя.

- Петя! - несется со двора -

Тебе домой идти пора!

Не трогай малыша, Петя,

Ведь ты большой, а не дитя!

Петя обижен на ребят,

Скажите, в чем я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

- Ребята, ответьте Пете.

(Ответы детей)

Учитель: Какие слова Петя произносит с ошибками? Как нужно говорить правильно?

Ученик: Вместо колидор - коридор, дилектор - директор, магазин - магазин, стаканы - стаканы, портфель - портфель.

(Правильно говорить она печёт хлеб, я пеку; она сечёт свеклу, я секу).

Учитель: Что можно посоветовать Пете?

Ученик: Пете нужно быть внимательным на уроках, учиться правильно произносить слова, правильно ставить ударение; читать книги.

Учитель: Эти советы будут полезны не только Пете, но и вам, ребята. Следите за произношением слов - это один из показателей вашей грамотности, культуры речи.

Речь - это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника. Знание и умение употреблять вежливые слова - это тоже правила культуры речи. Давайте вспомним вежливые слова.

Чтение детьми стихотворных строк на карточках.

Учитель: Ребята, приготовьтесь прочесть стихи вслух.

Ученик 1: - Добрый день! - тебе сказали,

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и красоты.

Ученик 2: - Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

- Здравствуй! - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

Ученик 3: Отменить, что ли, «Пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет! Пожалуй, без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Ученик 4: За что мы говорим «Спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не могли бы -

Кому сказали? Сколько раз?

Ученик 5: Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать.

И что обещал - забывать.

Но если я все же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Ученик 6: Будьте добры! - Это я говорю по секрету.

Будьте добры! - И не ждите за это конфету.

Будьте добры! - Без игры и во время игры.

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

Ученик 7: Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, «добрый путь»

Тоже к доброму чему-нибудь.

Ученик 8: Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы,

Но я еще повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

Учитель: Каким должен быть человек, чтобы про него могли сказать «вежливый»?

Ученик: Вежливый - соблюдает правила приличия, воспитанный, учтивый. Когда надо, говорит вежливые слова.

Игра «Вежливо - невежливо»

Учитель: Условия игры просты:

Если - вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Потопайте ногами.

1.Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше денег сэкономить.

(топают)

2. Если стали вам грубить,

Нужно вслед им нахамить.

(топают)

3. Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «Спасибо».

(хлопают)

4. Если вы зашли в кино,

А оно идет давно,

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать»!

(топают)

5. Если к вам пришла подруга,

Вы представьте её другу.

(хлопают)

6. Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил,

Как бы он ни извинился,

Поступок этот мы простим.

(хлопают)

Учитель: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

V. Закрепление.

Учитель: Хорошее настроение зависит от доброжелательности, приветливости, учтивости, плохое настроение - от раздражения, грубости, злости. Решите задачу на вежливость.

Однажды по улице шел дедушка. Он был очень стар и от старости согнулся. Шел и смотрел себе под ноги. А навстречу дедушке, размахивая руками, шел мальчик. Мальчик нечаянно толкнул дедушку. Дедушка рассердился на мальчика. Но мальчик вернулся, подошел к дедушке и сказал ему что-то, от чего дедушка сразу подобрел.

Что сказал мальчик дедушке? Постарайтесь не только подобрать определённые слова, правильно построить высказывание, но и произнести с нужной интонацией.

(ответы детей)

Учитель: Надо решать такие задачи не только в классе, но и в жизни, вести себя культурно на улице, дома, в общественных местах. Народная мудрость гласит: «Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой...».

V. Итог.

Учитель: О чём сегодня вели разговор?

Ученик: О культуре речи, о правилах общения, о вежливости.

Учитель: Для чего нужно уметь избегать ошибок в речи, подбирать нужные слова в разных ситуациях общения?

Ученик: Культура речи - один из главных показателей культуры человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Наша речь может притягивать к нам людей или, наоборот, отталкивать.

Учитель: Ребята, какие советы, правила по культуре речи, общения из нашей беседы вы могли бы предложить?

(Ребята предлагают, лучшие - записывают в памятки:

  • Думай, прежде чем говорить.

  • Старайся говорить правильно, произноси слова чётко.

  • Будь приветлив и вежлив в разговоре.

  • Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы обращались с тобой.

  • Читай книги!)

Учитель: Запомните эти правила и старайтесь их выполнять.





© 2010-2022