- Преподавателю
- Классному руководителю
- Выступление на педагогическом советеПсихолого-педагогические особенности переходного уровня образования в развитии ребенка. Адаптации первоклассников
Выступление на педагогическом советеПсихолого-педагогические особенности переходного уровня образования в развитии ребенка. Адаптации первоклассников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чурсина К.Ю. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Цель: определить степень адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
-
выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в период адаптации;
-
определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.
Повестка:
-
Организация учебного процесса в 1-х классах.
-
Характеристика 1-х классов.
-
Психологическая диагностика первоклассников.
-
Здоровье первоклассников.
-
Выводы и рекомендации
1. Организация учебного процесса в 1-х классах.
Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии ребёнка. Это - серьезное испытание для большинства детей, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.
Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Ни день, ни неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 - 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.
Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших первоклассников.
2. Характеристика 1-х классов.
Общие сведения о 1-х классах
Класс
Ф.И.О. классного руководителя
Количество учащихся
Используемый УМК
мальчики
девочки
1 «А»
Чурсина К.Ю.
13
13
"Перспектива"
1 «Б»
Шелякина Н.А.
17
11
1 «В»
Вахнина И.Ю.
12
14
1 «Г»
Сафонова М.Ю.
14
12
Всего
56
50
В данный момент в гимназии им. И.А.Бунина обучается 106 первоклассников (50 девочек и 56 мальчиков).
На базе гимназии осуществляется подготовка ребят к школе, почти все дети, проходящее у нас дошкольную подготовку ,приходят к нам в 1 класс (СЛАЙД)
Класс
Количество учащихся, посещавших детский сад
Количество учащихся, не посещавших детский сад
Количество учащихся, посещавших подготовительные предшкольные курсы
Количество учащихся, не посещавших подготовительные предшкольные курсы
1 «А»
23
3
25
1
1 «Б»
26
2
26
2
1 «В»
22
4
24
2
1 «Г»
26
26
Итого
97
9
101
5
Детский сад из них посещали 97 ребёнка (9 детей не посещали МДОУ).
На подготовительных преддошкольных курсах занимались 101 детей.
Анализ личных дел учащихся 1-х классов
Класс
Количество полных семей
Количество неполных семей
Количество льготных категорий
Ребенок
-инвалид
Мать-
одиночка
Потеря кормильца
1 «А»
16
10
1
1
1«Б»
21
7
1
3
1 «В»
21
3
2
1 «Г»
19
7
1
Итого
77
27
2
6
1
Согласно требованиям СанПиН:
-
Учебные занятия в первом классе проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.
2. В обучении первоклассников используется «ступенчатый» режим, который предполагает следующее расписание:
- в первой четверти (в сентябре, октябре) дети учатся по 3 урока в день по 35 минут каждый,
- во второй четверти (ноябре-декабре) - по 4 урока по 35 минут каждый,
- а в 3 и 4 четвертях (январь - май) - по 4 урока по 45 минут каждый. -
В расписание уроков первого класса в середине учебного дня рекомендуется включение динамической паузы.
-
Расписание уроков первого класса должно включать не более 4 уроков в день и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры.
-
В первом классе предусматриваются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница - облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми и вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, технологии проводятся последними.
Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учителя первых классов используют знаковую символику и словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников.
Во всех кабинетах, в которых занимаются 1-е классы и ГПД 1-х классов, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов, также соблюдается и питьевой режим.
-
3. Адаптация первоклассников (психологическая диагностика первоклассников)
Основные показатели благоприятной адаптации ребёнка (СЛАЙД):
-
сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
-
установление контакта с учащимися и учителем;
-
формирование адекватного поведения;
-
овладение навыками учебной деятельности.
Из наблюдений за первоклассниками можно сделать некоторые выводы о поведении:
-
ученики 1-х классов знакомы с правилами поведения в школе и умеют их соблюдать;
-
первоклассники знают и соблюдают школьный режим;
-
знают правила обращения к своим одноклассникам, к учителю, правила поведения на уроке;
-
хорошо ориентируются в здании школы
.
Для объективной оценки уровня адаптации родителям первоклассников была предложена анкета . Результаты опроса приведены в таблице.
-
«АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Класс
Адаптация
Возможная дезадаптация
Дезадаптация
1 А
23
3
0
1 Б
28
0
0
1 В
24
2
0
1 Г
24
2
0
Анализ родительских анкет показал, что, по мнению родителей, 93% детей адаптировались к школе в течение первого полугодия.
Эти дети относительно быстро влились в коллектив, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, стараются и выполняют все задания и поручения учителя
7% детей показывают признаки возможной дезадаптации. Сложности в адаптации испытывают в первую очередь дети, не посещавшие дошкольные учреждения. Так же испытывают сложности в адаптации учащиеся с особенностями здоровья.
Были проведены еще несколько методик.
-
диагностическая методика «СОЛНЦЕ, ТУЧКА, ДОЖДИК»
Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.
-
Вопросы
солнце
туча
дождик
1"А"
1"Б"
1"В"
1"Г"
1"А"
1"Б"
1"В"
1"Г"
1"А"
1"Б"
1"В"
1"Г"
В классе мне
20
27
24
24
6
1
1
2
-
-
1
-
С друзьями мне
23
22
22
17
2
5
3
8
1
1
1
-
Дома мне
21
24
19
16
3
4
4
8
2
-
3
1
В данной методике отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций, скорее всего, будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания можно выделить три группы детей:
-
с положительным отношением к школе
-
с амбивалентным отношением
-
класс
1 «А» - 26 уч-в
1 «Б» - 28 уч-в
1 «В» - 26 уч-в
1 «Г» - 26 уч-в
Всего
106
с положительным отношением к школе
18
17
20
15
70
с амбивалентным отношением
7
11
5
11
34
с негативным отношением
1
0
1
0
2
4. Здоровье первоклассников.
Общая картина состояния здоровья первоклассников:
-
количество детей по группам здоровья
Группа
Класс
1
2
3
4
5
1А
1
21
3
1
1Б
2
17
7
1
1
1В
3
18
5
1Г
2
13
10
1
Всего
8
69
25
2
2
-
по физкультурным группам
Группа
Класс
Осн .
Осн.+ЛФК
Подгот.
Подгот.+ ЛФК
Освоб.
1 А
18
5
2
1
1 Б
17
6
2
2
1
1 В
14
8
4
1 Г
14
4
7
1
Всего
63
23
15
3
2
-
Ухудщение зрения наблюдается у 8 учеников .
5. Выводы и рекомендации (СЛАЙД):
-
Период адаптации к школьному обучению у учащихся 1-х классов проходит в пределах нормы и, в основном, завершен.
-
Учителям 1-х классов обратить внимание на учащихся, которые имеют низкие показатели уровня школьной готовности, принять меры по коррекции адаптации.
-
Учителям 1-х классов продолжить работу по использованию диагностических методик для мониторинга уровня адаптации и развития учащихся.
-
Классным руководителям продолжить проводить профилактическую работу с родителями и учащимися в целях улучшения и стабилизации учебно-коммуникативного процесса.