• Преподавателю
  • Классному руководителю
  • Выступление на педагогическом советеПсихолого-педагогические особенности переходного уровня образования в развитии ребенка. Адаптации первоклассников

Выступление на педагогическом советеПсихолого-педагогические особенности переходного уровня образования в развитии ребенка. Адаптации первоклассников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: определить степень адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

  • выявить основные проблемы, появившиеся у первоклассников в период адаптации;

  • определить направления дальнейшей работы с учащимися 1-х классов.

Повестка:

  • Организация учебного процесса в 1-х классах.

  • Характеристика 1-х классов.

  • Психологическая диагностика первоклассников.

  • Здоровье первоклассников.

  • Выводы и рекомендации

1. Организация учебного процесса в 1-х классах.

Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии ребёнка. Это - серьезное испытание для большинства детей, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

Приспособление (или адаптация) ребёнка к школе происходит не сразу. Ни день, ни неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс. Оптимальное время для адаптации детей к школе 1,5 - 2 месяца. Но некоторые дети проходят этот сложный период дольше - 3-4 месяца, а то и даже весь учебный год.

Сегодня необходимо подвести первые итоги адаптации наших первоклассников.

2. Характеристика 1-х классов.

Общие сведения о 1-х классах

Класс

Ф.И.О. классного руководителя

Количество учащихся

Используемый УМК

мальчики

девочки

1 «А»

Чурсина К.Ю.

13

13

"Перспектива"

1 «Б»

Шелякина Н.А.

17

11

1 «В»

Вахнина И.Ю.

12

14

1 «Г»

Сафонова М.Ю.

14

12

Всего

56

50


В данный момент в гимназии им. И.А.Бунина обучается 106 первоклассников (50 девочек и 56 мальчиков).

На базе гимназии осуществляется подготовка ребят к школе, почти все дети, проходящее у нас дошкольную подготовку ,приходят к нам в 1 класс (СЛАЙД)

Класс

Количество учащихся, посещавших детский сад

Количество учащихся, не посещавших детский сад

Количество учащихся, посещавших подготовительные предшкольные курсы

Количество учащихся, не посещавших подготовительные предшкольные курсы

1 «А»

23

3

25

1

1 «Б»

26

2

26

2

1 «В»

22

4

24

2

1 «Г»

26


26


Итого

97

9

101

5


Детский сад из них посещали 97 ребёнка (9 детей не посещали МДОУ).

На подготовительных преддошкольных курсах занимались 101 детей.

Анализ личных дел учащихся 1-х классов

Класс

Количество полных семей

Количество неполных семей

Количество льготных категорий

Ребенок

-инвалид

Мать-

одиночка

Потеря кормильца

1 «А»

16

10

1

1


1«Б»

21

7

1

3


1 «В»

21

3


2


1 «Г»

19

7



1

Итого

77

27

2

6

1

Согласно требованиям СанПиН:

  • Учебные занятия в первом классе проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену.
    2. В обучении первоклассников используется «ступенчатый» режим, который предполагает следующее расписание:
    - в первой четверти (в сентябре, октябре) дети учатся по 3 урока в день по 35 минут каждый,
    - во второй четверти (ноябре-декабре) - по 4 урока по 35 минут каждый,
    - а в 3 и 4 четвертях (январь - май) - по 4 урока по 45 минут каждый.

  • В расписание уроков первого класса в середине учебного дня рекомендуется включение динамической паузы.

  • Расписание уроков первого класса должно включать не более 4 уроков в день и 1 день в неделю - не более 5 уроков, за счет урока физической культуры.

  • В первом классе предусматриваются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.


Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница - облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, обучение грамоте), согласно расписанию проводятся первыми и вторыми. Уроки по искусству, окружающему миру, технологии проводятся последними.

Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учителя первых классов используют знаковую символику и словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников.

Во всех кабинетах, в которых занимаются 1-е классы и ГПД 1-х классов, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов, также соблюдается и питьевой режим.

  • 3. Адаптация первоклассников (психологическая диагностика первоклассников)

Основные показатели благоприятной адаптации ребёнка (СЛАЙД):

  • сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

  • установление контакта с учащимися и учителем;

  • формирование адекватного поведения;

  • овладение навыками учебной деятельности.

Из наблюдений за первоклассниками можно сделать некоторые выводы о поведении:

  • ученики 1-х классов знакомы с правилами поведения в школе и умеют их соблюдать;

  • первоклассники знают и соблюдают школьный режим;

  • знают правила обращения к своим одноклассникам, к учителю, правила поведения на уроке;

  • хорошо ориентируются в здании школы

.

Для объективной оценки уровня адаптации родителям первоклассников была предложена анкета . Результаты опроса приведены в таблице.

  1. «АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Выступление на педагогическом советеПсихолого-педагогические особенности переходного уровня образования в развитии ребенка.Адаптации первоклассников.

Класс


Адаптация

Возможная дезадаптация


Дезадаптация

1 А

23

3

0

1 Б

28

0

0

1 В

24

2

0

1 Г

24

2

0

Анализ родительских анкет показал, что, по мнению родителей, 93% детей адаптировались к школе в течение первого полугодия.

Эти дети относительно быстро влились в коллектив, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, стараются и выполняют все задания и поручения учителя

7% детей показывают признаки возможной дезадаптации. Сложности в адаптации испытывают в первую очередь дети, не посещавшие дошкольные учреждения. Так же испытывают сложности в адаптации учащиеся с особенностями здоровья.

Были проведены еще несколько методик.

  1. диагностическая методика «СОЛНЦЕ, ТУЧКА, ДОЖДИК»

Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

  1. Вопросы

    солнце

    туча

    дождик

    1"А"

    1"Б"

    1"В"

    1"Г"

    1"А"

    1"Б"

    1"В"

    1"Г"

    1"А"

    1"Б"

    1"В"

    1"Г"

    В классе мне

    20


    27


    24

    24

    6

    1


    1

    2

    -

    -


    1

    -

    С друзьями мне

    23

    22

    22

    17

    2

    5

    3

    8

    1

    1

    1

    -

    Дома мне

    21

    24

    19

    16

    3

    4

    4

    8

    2

    -

    3

    1

    диагностическая методика " ДОМИКИ"

В данной методике отражено эмоциональное отношение ребенка к себе, школьной деятельности, учителю и одноклассникам. Понятно, что при наличии проблем в какой-то сфере, первоклассник раскрашивает именно эти домики коричневым или черным цветом. Целесообразно выделить ряды объектов, которые ребенок обозначил одинаковым цветом. Цепочки ассоциаций достаточно прозрачны для понимания эмоционального отношения ребенка к школе. Дети со слабой дифференциацией эмоций, скорее всего, будут амбивалентны и в эмоциональной оценке видов деятельности. По результатам задания можно выделить три группы детей:

  • с положительным отношением к школе

  • с амбивалентным отношением

  • класс

    1 «А» - 26 уч-в

    1 «Б» - 28 уч-в

    1 «В» - 26 уч-в

    1 «Г» - 26 уч-в

    Всего

    106

    с положительным отношением к школе

    18

    17

    20

    15

    70

    с амбивалентным отношением

    7

    11

    5

    11

    34

    с негативным отношением

    1

    0

    1

    0

    2

    с негативным отношением



4. Здоровье первоклассников.

Общая картина состояния здоровья первоклассников:

  1. количество детей по группам здоровья

Выступление на педагогическом советеПсихолого-педагогические особенности переходного уровня образования в развитии ребенка.Адаптации первоклассников.

Группа

Класс


1


2


3


4


5

1

21

3


1

2

17

7

1

1

3

18

5



2

13

10

1


Всего

8

69

25

2

2



  1. по физкультурным группам

Выступление на педагогическом советеПсихолого-педагогические особенности переходного уровня образования в развитии ребенка.Адаптации первоклассников.Группа

Класс


Осн .


Осн.+ЛФК


Подгот.


Подгот.+ ЛФК


Освоб.

1 А

18

5

2


1

1 Б

17

6

2

2

1

1 В

14

8

4



1 Г

14

4

7

1


Всего

63

23

15

3

2



  1. Ухудщение зрения наблюдается у 8 учеников .

5. Выводы и рекомендации (СЛАЙД):

  1. Период адаптации к школьному обучению у учащихся 1-х классов проходит в пределах нормы и, в основном, завершен.

  2. Учителям 1-х классов обратить внимание на учащихся, которые имеют низкие показатели уровня школьной готовности, принять меры по коррекции адаптации.

  3. Учителям 1-х классов продолжить работу по использованию диагностических методик для мониторинга уровня адаптации и развития учащихся.

  4. Классным руководителям продолжить проводить профилактическую работу с родителями и учащимися в целях улучшения и стабилизации учебно-коммуникативного процесса.



© 2010-2022