Классный час Как казаки в поход ходили (заочное путешествие по Донскому краю)

Классный час рассчитан на детей 10 - 12 лет. Проводится в форме заочной экскурсии, казачьего похода по Донскому краю. Ребята обогащают знания о природе родного края, развивают наблюдательность, внимание. В ходе классного часа учащиеся повышают экологическую культуру, культуру общения. Класс разбивается на две команды, которые готовят своё название, эмблему, девиз, предварительно изучают животных и растения своей местности. Конспект разработки будет полезен учителям биологии, экологии, можно испо...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МБОУ Чапаевская СОШ



Классный час

«Как казаки в поход ходили»








Разработала

классный руководитель 5 класса

Мураль

Наталья Гавриловна






2014г.

ЗАДАЧИ КЛАССНОГО ЧАСА:

  1. Обогащать знания и представления учащихся о родном крае, формировать экологическое сознание подростков.

  2. Развивать внимание, наблюдательность.

  3. Воспитывать любовь к природе, Родине, к самому себе.

Форма проведения: заочная экскурсия.

Подготовительная работа:

Класс делится на несколько групп, каждой из которых даётся домашнее задание:

- Рассказать о животных нашего края что-нибудь необычное, интересное, начиная со слов: «А знаете ли вы, что…»

- Изучить особенности местности нашего края: леса, луга, оврагов.

- Подготовить название команды, эмблему, девиз.

- Для проведения классного часа выбирается жюри (можно из родителей, учителей, старшеклассников), которое готовит призы победителям и участникам «Похода», а также обговаривают критерии оценки и баллы каждого этапа. По итогам каждого конкурса проводятся предварительные итоги.

СОДЕРЖАНИЕ КЛАСНОГО ЧАСА:

Вступительное слово ведущего:

Край донской с величавой рекою

Растянулся в степи вековой,

В золотистых хлебах утопая,

А народ здесь живёт трудовой,

Казаками себя величая,

От отцов к сыновьям край родной

И беречь и любить завещают.

Край Донской! Почти на 500 километров протянулся он с севера на юг и с запада на восток. Необозримые просторы богатых и плодородных донских степей, мягкий климат, изобилие зверя и птицы, тихоструйные воды Дона и его притоков, кишащие рыбой, способствовали быстрому заселению донского края. Жизнь на Дону никогда не текла вяло и однообразно, бег её был стремителен и быстротечен. Здесь всегда было место подвигу - боевому и творческому… Он знал нашествия кочевников, испепеляющих цветущие города. Не раз полыхала донская степь пламенем казачьих и крестьянских восстаний. Не раз проносились по ней ветры различных войн и сражений, в которых принимали участие наши предки. А когда заканчивалась война, народ строил, пахал землю, рыл каналы, возводил корпуса заводов и фабрик. Строил для того, чтобы ещё могущественнее была наша страна, ещё счастливее жили люди.

Родимый край… Край сильных, гордых и в то же время очень добрых и открытых людей. Донские казаки нам завещали:

/запись на доске/

«Люби всё, что с ранних лет ты впитал в кровь и плоть в вольных степях твоей Родины».

(Из казачьих заповедей).

Уважаемые гости и участники похода, сегодня мы с вами отправляемся в уникальное заочное, но очень интересное и познавательное путешествие. В пути вам очень пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно, весело, и вам будет сопутствовать удача.

1 тур

Итак, казаки отправляются в путь. Казаки, по отрядам разойдись!

(Каждый отряд защищает, разъясняет свою эмблему и девиз).

1 отряд «Донцы-удальцы».

Девиз: «И один в поле воин, если он по-казачьи скроен».

Эмблема: Конь.

Защита эмблемы: «Казак без коня, кругом сирота», «Казак без коня не проживёт и дня».

2 отряд «Донские казаки».

Девиз: «Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт».

Эмблема: Очертания Ростовской области.

Защита эмблемы: «Где Дон льётся, туда и душа рвётся», «Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою».

2 тур

Море травы, которую колышет ветер, открытые просторы, где изредка виднеются кустарники и на многие километры вокруг ни единого дерева, равнина, ограниченная линией горизонта и небом.

Родная степь: ковыль, да жито,

Да полынок в степи седой -

Ты перед нами так открыта,

Как мы открыты пред тобой.

Оглядитесь! Сколько знакомых и неизвестных растений вокруг!

(Атаманам предлагается выбрать билет с названием лекарственного растения).

Задание: необходимо из представленных гербариев выбрать тот, который нужно, и максимально полно рассказать о его лекарственных свойствах. Нужно вспомнить, где растёт это растение, можно ли его встретить в походе?

(Можно предложить такие растения, как одуванчик, подорожник, цикорий, шиповник и т.п.).

3 тур

Растительный мир Ростовской области богат и разнообразен, но многовековая деятельность человека сильно нарушила природные растительные сообщества, и многие растения стали теперь редкими, находящимися на грани исчезновения.

(Отрядам предлагаются задания на определение редких растений).

Задание 1.

Это растение стало символом донского края, его песчаных и каменистых пустошей. На радость вам и на беду себе оно сильно душисто, его заваривают вместо чая, им лечатся. И поэтому из года в год его активно собирают, порой выдирая вместе с корнем из родной почвы. А ведь нужна людям только наземная часть. Нуждается в охране, так как поедается и вытаптывается скотом, выдувается ветром и погибает.

Задание 2.

Все виды этого растения относятся к редким и исчезающим растениям в связи с распашкой степной целины и значительным выпасом скота на нераспаханных склонах. Этот злак - наиболее типичный представитель степной флоры. Степь не мыслится без него, и, наоборот, наличие этого растения - несомненный признак степных сообществ. Незабываема картина степи в период цветения и плодоношения этого растения. Сколько исторических событий в прошлом проходило на их фоне, как красочно описаны они в художественной литературе, какие полотна живописцев украшены им! В прошлом обычные, теперь редкие, степные красавцы должны быть сохранены на остатках донских степей.

(Ответы: 1. Чабрец. 2. Ковыль)

4 тур

Ой, ребята, та-ра-ра,

На Дону стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе - воронок.

В походе нам встретились птицы и звери разные.

(Каждому отряду предлагается рассказать что-нибудь интересное о животных родного края, сопровождая своё повествование рисунками, фотографиями и другими иллюстративными материалами).

Ведущий может дополнить, например, такими сведениями:

- Знаете ли вы, что среди степных животных с приходом весны первыми просыпаются суслики.

- Знаете ли вы , что с наступлением жары многие животные, как и растения, проводят свою жизнь в состоянии покоя. Впадают в спячку сурок-байбак, суслик, тушканчик, ёж, барсук. Перед залеганием они готовят подземные убежища и норы.

- Знаете ли вы, что используют норы для жилья и насекомые: шмели, осы, пчёлы, пауки. Среди них довольно много ядовитых. Это пауки - тарантул, каракурт. Самый крупный в Европе паук-сольнуга - своего яда не имеет, но может содержать яд поедаемых им насекомых: многоножки, сколопендры, ос, шмелей.

- Знаете ли вы, что в степи приходится укрываться в земляных убежищах и птицам: сычу, каменке-плясунье и другим. Жизнь под землёй помогает избегать животным неблагоприятные условия среды и врагов.

- Знаете ли вы, что заповедники и заказники Ростовской области взяли под свою защиту более 500 степных видов редких и исчезающих представителей флоры и фауны. В Красную книгу Ростовской области внесены растения: тюльпаны Биберштейна и Шренка, горец весенний, катран, астрагал, василёк и многие другие. Из насекомых - богомол, дыбка степная, жук-олень, шмель степной, пчела-плотник, бабочка-махаон, бабочка - павлиний глаз. Из пресмыкающихся - четырёхполосый, узорчатый полоз, степная гадюка. Из птиц - дрофа, стрепет, розовый скворец, филин, журавль-красавка, колпица, степной орёл. Из зверей - бобёр, байбак, хорёк, выхухоль.

5 тур

(Объявляется привал).

Казак в пути не скучает: он песни играет. А какой же привал без отдыха и песен?

(Исполняется гимн школы).

6 тур

Когда казаки снимаются с ночлега, привала, они убирают за собой мусор, всё вокруг оставляют в первозданном виде.

(Вопрос к отрядам казаков:

Куда убрать разбитые склянки, консервные банки?)

Попробуйте за 10 минут из пустых пластмассовых бутылок из-под напитков сделать полезные вещи.

Мы, ревнители природы,

Соберём вокруг отходы -

И бутылки, и коробки,

И стаканчики, и пробки…

И ненужный людям хлам.

Разве это трудно нам?

Вопросы к болельщикам:

  1. Скажите, пожалуйста, какую опасность представляют оставленные людьми свалки мусора из консервных банок, стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов?

  2. В суровые зимы, когда на водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы. Объясните почему? Как помочь рыбам?

  3. После весеннего разлива рек в понизовьях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь можно им оказать?

Спасибо, дети, за участье, -

Спасать природу - это счастье!..

7 тур

На обратной дороге остановились казаки у реки коней напоить.

Каких редких представителей животного мира здесь можно встретить?

(Отряды по очереди вспоминают за 3 минуты как можно больше редких животных водоёмов. Атаманы записывают этот список на оборотах доски. Жюри проверяет правильность выполнения задания).

/Возможные варианты ответов:

ондатра (водяная крыса), нутрия (болотный бобр), выхухоль, журавль-красавка, колпица, белая цапля, рыбец, розовый и кудрявый пеликаны, фламинго/

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

«Благославенной будь земля,

Где довелось и мне родиться».

8 тур

Подведение итогов. Награждение победителей.





Литература:

  1. «Край родной»: Хрестоматия для чтения младших школьников. Ростов-на-Дону, Изд-во «БАРО-ПРЕСС», 2003г.

  2. «Природа и история родного края». Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Ростов-на-Дону: Изд-во «БАРО-ПРЕСС», 2003г.

  3. «В помощь учителю, работающему по хрестоматии «Край родной». Бутенко Т.А. Ростов-на-Дону: Изд-во «БАРО-ПРЕСС», 2004г.

  4. «Природа донского края». Под ред. Жданова Ю.А. Ростов, Кн. Изд-во, 1975г.

  5. «Сохраним навечно: Дикорастущие виды растений Донского бассейна, требующие охраны». Рук. кол. сост. Зозулин Т.М. Ростов, Кн. изд-во, 1981г.

  6. «Калейдоскоп школьных дел». Метод. разработки. Вып.2. Авт.-сост. Щербакова В.Н., Смекалова Е.М. Москва: ТЦ Сфера, 2004г.

  7. «Твой край родной: Занимательное краеведение в вопросах и ответах». Нагорный Б.А. Ростов-на-Дону; Кн. изд-во, 1988г.

  8. «Я познаю мир: Детск. Энцикл.: Экология». Авт. Сост. Чижевский А.Е. Москва: ООО «Изд-во Астрель», 2003г.

  9. «50 сценариев классных часов». Авт.-сост.: Аджиева Е.М., Байкова Л.Н., Гребенкина Л.К. и др. Москва: Центр «Педагогический поиск», 2003г.






Приложение

Гимн МБОУ Чапаевской СОШ

«Донцы - молодцы»

Песня льётся по степи,

Славит сторону родную.

Припев:

Эх, донцы, да молодцы,

Ясиновские донцы!

Нас вскормила слава дедов,

Шум дубрав и плеск Донца.

Припев.

Одолеем все невзгоды,

Все преграды устраним.

Припев.

Мы в труде, в учёбе, в спорте

Славу школы отстоим.

Припев.

Облаков степные тени,

Ковыли и бег коня…

За тебя мы все в ответе,

Хутор мой, земля моя!

Припев.


© 2010-2022