Программа дополнительного образования Школа вожатых

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»


Рекомендовано Утверждаю:

Педагогическим советом Директор МБОУ «СОШ № 5»

от «___» ________ 20___ г. Г.В. Никонова

Протокол № _____ «___» ________ 20___ г.









Программа

дополнительного образования

«Школа Вожатых»




Возрастной диапазон

освоения программы: 13 - 15 лет

Срок реализации

программы: 1 год





Разработчик: Ярославцева Юлия Николаевна

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории.



Верхний Уфалей

2015 год.

I. Пояснительная записка

1.1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы

В начале нового века, века технического прогресса и передовых технологий на ребенка обрушивается огромный поток информации: знания по учебным предметам, телевидение, радио, пресса, «Интернет». Поэтому очень важно правильно организовать досуг ребенка, дать ему возможность самовыражения, получить дополнительное образование. Сегодня одной из самых доступных форм активного досуга остается игровая деятельность во всем многообразии ее видов.

В подростковом возрасте возникает и развивается потребность в самореализации, в развитии своих творческих способностей и потребностей, а так же особая форма общения - интимно-личностная.

Очень важно поддержать и направить в нужное русло весь творческий потенциал и дать подросткам возможность самореализации.

Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества, дружбы.

Полученные знания и практическое их применение позволят выпускникам «Школы вожатых» самим разрабатывать и проводить досуговые программы в рамках тематических смен в пришкольных и загородных детских оздоровительных лагерях.

1.2. Цели и задачи программы

Цель данной программы: Через приобщение к игровой деятельности, деятельности организатора досуга, создать условия для воспитания духовного, физически здорового, счастливого человека, способного жить и трудиться в новых динамично развивающихся социально - экономических условиях.

Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:

Обучающие:

  • обучение основам знаний педагогики, психологии, вожатской работы;

  • научить трансформировать игровой материал в соответствии с заданной темой и ситуацией;

Развивающие:

  • развитие потребности в творчестве и познании окружающего мира;

  • формирование навыков самостоятельной творческой работы;

  • развитие навыков эффективного общения;

  • развитие познавательных процессов.

Воспитательные:

  • воспитание настойчивости, целеустремлённости и ответственности за достижение высоких личностных результатов;

  • воспитание культуры поведения и общения с аудиторией;

  • создание сплоченного коллектива единомышленников;

  • преодоление психологического барьера в общении;

  • воспитание позитивных личностных качеств: терпения, толерантности, самоорганизованности, лидерских качеств.


1.3. Особенности программы

Реализация образовательной программы «Школы вожатых» выполняет следующие функции:

  1. Развлекательная - создание благоприятной атмосферы.

  2. Коммуникативная - объединение в коллектив, установление эмоциональных контактов.

  3. Релаксационная - снятие эмоционального напряжения.

  4. Развивающая - развитие индивидуальных качеств.

  5. Воспитательная - психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Основные идеи и принципы данной программы:

  • свободный выбор ребенком вида деятельности, темпа,
    степени участия;

  • возможность самоопределения и самореализации ребенка;

  • оценивание деятельности учащихся на основе самоанализа и коллективной рефлексии;

  • предоставление возможностей для самореализации,
    самоутверждение личности в творческом процессе;

  • удовлетворение потребностей и интересов детей.


  • Тип программы: модифицированная


  • Образовательная область: культурная

антропология


  • Направленность деятельности социально - педагогическая

  • Способ освоения содержания образования: творческий


  • Уровень освоения содержания образования: общекультурный


  • Уровень реализации программы: основное общее

образование


  • Формы реализации программы: групповая (постоянная группа)

  • Продолжительность реализации программы: 1 год


  • Возрастной диапазон

начала освоения программы: 13 - 15 лет



1.4. Режим организации занятий

В программе заложена теоретическая и практическая деятельность. Для организации практической работы ребята сами ставят цель, сообща вырабатывают сценарные этапы, осуществляют задуманное, анализируют и оценивают результаты.

Курс обучения предполагает следующие формы деятельности:

1. Занятия - беседы.

  1. Тренинги - упражнения.

  2. Тестирование.

  3. Оформительские тренинги

Продолжительность занятий: 3 раза в неделю

по 1 часу 30 минут, и 1 часу согласно расписанию. Во время каникулярного периода возможно изменение расписания,.

Методы проведения занятий:

  • основной метод - творческая практическая работа, по разработке проведению досуговых мероприятий;

  • методы рассказа, беседы;

  • тренинг;

  • «Мозговой штурм»;

  • тестирование;

  • методы самостоятельной работы и работы под руководством педагога.

Формы проведения занятий:

  • групповая;

  • индивидуальная форма деятельности - выполнение учащимися творческих индивидуальных заданий.

1.5. Прогнозируемые результаты и способы их проверки

В процессе освоения программы, учащиеся приобретают следующие знания и умения.

Знания:

  • Основные приемы эффективного общения.

  • Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста и подростков.

  • Нормативно-правовые основы работы вожатого.

  • Особенности временного детского коллектива.

  • Логики развития лагерной смены, методики организации тематических дней.

  • Методика организации коллективно-творческих дел, малых форм работ.

  • Игровая деятельность, возможности игры.

  • Охрана жизни и здоровья детей.

Умения:

  • Диагностические умения;

  • Проективные (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности;

  • Организаторские (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности)

  • Коммуникативные (сотрудничество с детьми, взаимодействие с детьми, подбор индивидуального подхода)

  • Аналитико-рефлексивные (анализ педагогических ситуаций, организация анализа с детьми, анализ собственной деятельности)

  • Прикладные (оформление уголка, изготовление призов и т.д.)

Занятия «Школы вожатых» ведутся в зависимости от расписания учебных занятий воспитанников в ОУ и в соответствии с учебно - тематическим планом данной программы.

Пройдя обучение по программе, старшеклассники уверенно работают в летнем пришкольном лагере.
Образовательная программа состоит из следующих разделов:

  • «Основы вожатского мастерства»;

  • «Диагностические умения»;

  • «Творческий зачёт».

Способом проверки достижения прогнозируемых результатов является творческий зачёт.








2. Учебно - тематическое планирование.

Название блока, темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

«Основы вожатского мастерства»

108

1.1.

Основы организаторской деятельности. Нормативно-правовые основы работы вожатого. Охрана жизни и здоровья детей.

4

4


1.2.

Закономерности возрастного развития .

4

3

1

1.3.

Личность вожатого.

4

3

1

1.4.

Проектирование собственной деятельности. Логика развития лагерной смены.

8

4

4

1.5.

Основные приемы формирования команды. Малые формы работы.

8

4

4

1.6.

Методики работы с группой. Методика КТД.

8

4

4

1.7.

Этапы развития детского коллектива

8

4

4

1.8.

Самоуправление в коллективе.

8

4

4

1.9.

Разрешение конфликтов

8

4

4

1.10.

Приемы эффективного общения. Формы взаимодействия субъектов воспитательного процесса.

8

4

4

1.11.

Приемы творческого мышления. Тематические дни смены.

8

4

4

1.12

Игра и ее возможности. Классификации игр. Этапы организации игры.

8

4

4

1.13

Игровые методики. Игра и периоды смены

8

4

4

1.14

Оформительские умения в работе вожатого


8


4


4

1.15

Информационные технологии


8


4


4

2.

Диагностические умения.

16


2.1

Диагностика личности ребенка. Диагностика интересов ребенка.

8

4

4

2.2

Диагностика взаимоотношений во временном коллективе.

8

4

4

2.3

Рефлексия. Самоанализ деятельности.

8

4

4

3.

Творческий зачёт

4

2

2


3. Содержание программы

Раздел 1 «Основы вожатского мастерства»

  1. Основы организаторской деятельности. Нормативно-правовые основы работы вожатого. Охрана жизни и здоровья детей.
    Знакомство, целеполагание, планирование смены, дня, основные дела, законы и традиции лагеря, анализ дня, ситуации, дела, самоанализ.

  2. Закономерности возрастного развития .

Понятие детство. Механизмы психологической защиты. Подросток. Понятие дивиантное поведение. Что такое деятельность. Дисциплинированность. Поощрение.

  1. Личность вожатого.

Обязанности вожатого. Правила вожатого. Заповеди вожатого. Чемодан вожатого. Ежедневник вожатого. Качества лидера, их развитие.

  1. Проектирование собственной деятельности. Логика развития лагерной смены.

Формы работы вожатого: Программа. Планирование работы. План-сетка.

  1. Основные приемы формирования команды. Малые формы работы.

  2. Методики работы с группой. Методика КТД.

Беседы. Викторина. Досуговые мероприятия. Конкурс. Праздник. Огонек. Соревнования. Походы. Шоу-программы. Ярмарка.

КТД, разработка конкурсно-игровых программ - идея, содержание и т.д.

  1. Этапы развития детского коллектива
    Коллектив, стадии развития коллектива, инициативная группа, деловая игра, мозговой штурм, собрание, способы принятия решений, роль участников собрания.

  2. Самоуправление в коллективе
    Цели, принципы, формы организации.

  3. Разрешение конфликтов

Конфликт. Формы и методы разрешения конфликтов. Диагностика.

  1. Приемы эффективного общения. Формы взаимодействия субъектов воспитательного процесса.

Что такое общение. Педагогическое общение. Мастерство. Что такое воспитание. Задачи воспитания. Гуманизация воспитания. Технология воспитания. Понятие требования. Личностный подход.

  1. Приемы творческого мышления. Тематические дни смены.

  2. Игра и ее возможности. Классификации игр. Этапы организации игры.

Классификация игр, этапы организации игры.

  1. Игровые методики. Игра и периоды смены.
    Подготовка, проведение, анализ, разнообразие знакомство. Дискотека, в ненастную погоду, с залом, подвижные и т.д.

  2. Оформительские умения в работе вожатого
    Шрифты, фон, стенгазета, отрядный уголок, визитка, объявление, призы, бумажная пластика

  3. Информационные технологии
    СМИ, аудио, видеозапись, Интернет. Компьютерные технологии.

Раздел 2 «Диагностические умения».

  1. Диагностика личности ребенка. Диагностика интересов ребенка.

Методики по выявлению характера и темперамента ребёнка, его личных и общественных интересов.

  1. Диагностика взаимоотношений во временном коллективе.

Методики «Алый парус», «ШТУР», «Социометрия», «Кто я, какой я?»

  1. Рефлексия. Самоанализ деятельности.

Что такое рефлексия и как её проводить. Зачем нужен самоанализ. Формы самоанализа

Раздел 3 «Творческий зачёт».

По окончании образовательного курса проводится творческий зачёт, который состоит из собеседования учащегося с преподавателем и выполнения практических заданий.











  1. Учебно-дидактическое обеспечение


Дидактический материал:

  • Наглядный материал (сценарии, игры, программы, план - сетки).

  • Инструкции по технике безопасности.

  • Картотека игр.

Список литературы для педагога
1. Аванесов, Ю.А., Карась, Л.Ю. Реферат-дайджест учебника М.Х.Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури ,,Основы педагогической деятельности". - М.: Люкс-арт, 1996.
2. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Педагогические лекции: Учебник. - М.: МГУ, 1995.
3. Глухов, В.В. Основы менеджмента. - Спб.: Специальная литература,1995. 19.02
2000.
4. Кулинич, Г.Г. Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание.- М.: ВАКО, 2007.
5. Северина, О.А. Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы.- Волгоград: Учитель, 2009.
6. Черникова, Т.В.., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программы учебно-тренировочных и клубных занатий: методическое пособие.-2-е издание., стереотипное. - М.: Глобус, 2007.
Список литературы для детей:

  1. Командные игры- испытания. сборник игр. -М.: Пед .общество «Россия»,2003.

  2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач.-М.:ТЕРРА, 1996.

  3. Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. - М.: Дрофа-Плюс, 2004.

  4. БушуеваЛ. Книга добрых поздравлений. - М.: РИПОЛ клас­сик, 2005.

  5. Ганжина ИМ. Словарь современных русских фамилий. - М.: Астрель: ACT, 2001.

  6. Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой,
    М. Фадеевой. - М: Астрель: ACT, 2006.

  7. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка рус­ских жестов. - М.: Вена, 2001.

  8. Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. - М.:БАО-ПРЕСС, 2005.

  9. Игрушки из бумаги. - СПб: Кристалл, 1997.

  10. Ильин АЛ. Большая энциклопедия выживания. - М.: Эксмо, 2005.

  11. Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. - М.: Детская литература, 1956.

  12. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 1994.

  13. Брюсов В.Я. Стихотворения. - М., 1984.

  14. День работой весел (пословицы и поговорки о труде). - М., 1986.

  15. Дорошин М. Что за чудные машины. - Волгоград, 1972.

  16. Назарова Л.К. Спутник Букваря. - М., 1975.

  17. Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. - ML, 1977.

  18. Науменко Т.Н., Логинов И.М., Меринова Л.Н. Волгоград - город-герой. - М., 1977.

  19. Огарев Н.П. Страна моя родимая. -М., 1982.

Структура и содержание образовательной программы

Структура программы

Содержание структурных компонентов программы

1. Титульный лист




2.Пояснительная записка
















3. Учебно-тематический план

(по годам обучения)


4. Содержание

программы





5. Методическое обеспечение
программы частично может
быть описано в пояснительной
записке)

6.Список литера­туры

Информация, содержащаяся на титульном листе:

  • полное название вышестоящего органа управления образованием;

  • полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;

  • название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);

  • данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);

  • название населенного пункта, в котором написана программа;

  • год написания программы;

  • ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;

  • дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего програм­му к реализации;

  • возраст детей, на который рассчитана программа;

  • срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана)

В пояснительной записке раскрываются цели образовательной деятельности, обосновы­ваются принципы отбора содержания и последовательность изложения материала, харак­теризуются формы работы с обучающимися и условия реализации программы. Рекомендации по написанию пояснительной записки.

1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:

  • ее актуальность и практическая значимость для обучающихся;

  • связь программы с уже существующими по данному направлению деятельности;

  • вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);

  • новизна (для программ, претендующих называться авторскими).

2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель - это пред­полагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Поэтому в описании цели важно избежать общих абстрактных формулировок, таких, на­пример, как «всестороннее развитие личности», «создание возможностей для творческого развития детей», «удовлетворение образовательных потребностей» и т.п. Такие формули­ровки не отражают специфики конкретной программы. Кроме того, цель должна быть свя­зана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути дос­тижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:

  • обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение

в познаватель­ную деятельность, приобретение определенных знаний,

умений, навыков, развитие моти­вации к определенному виду деятельности

и т.п.);

  • воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,

гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков

здорового образа жизни и т.п.);

развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).

Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.

3.Описывая особенности программы, следует отразить:

  • ведущие идеи, на которых она базируется;

  • ключевые понятия, которыми оперирует автор;

  • этапы ее реализации, их обоснование и взаимосвязь.

4.В пояснительной записке отмечаются:

  • основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;

  • вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, пе­ременный и др.);

  • особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).

5.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:

  • общее количество часов в год;

• количество часов и занятий в неделю;

  • периодичность занятий.

6. Описывая прогнозируемые результаты и способы их проверки, автору программы следует:

  • сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. важно четко описать, что он должен знать и уметь);

  • перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;

  • дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по про­грамме, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся. В качестве процедур оценивания могут использоваться тестирова­ния, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские
    конференции и т.п.

Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.

Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установ­ленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами (см. таблицу 1.1)

Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы

(см. таблицу 1.2.)


В содержании программы приводится краткое описание разделов и тем. Раскрывать со­держание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Кратко описать тему означает:

  • указать ее название;

  • перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы;

  • указать, в каких формах организуется образовательный процесс.
    Обычно первой темой программ является введение в изучаемый предмет.

В этом разделе программы необходимо:

  • кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые

планируются по каждому разделу - индивидуальные и групповые,

практические и теоретические;

  • отметить, какие формы занятий планируется использовать. Кроме того, желательно по­яснить, чем обусловлен выбор таких форм занятий;

  • описать основные методы организации образовательного процесса;

  • перечислить используемые дидактические материалы;

  • дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадро­вых, материально-технических и прочих). Характеризуя кадры, целесообразно определить критерии отбора педагогов для реализации программы; перечислить работников, занятых в ее реализации. Описывая материально-технические условия, имеет смысл дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).


Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источни­ки, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного; во второй - литературу для учащихся.

Таблица 1.1

Продолжитель­ность занятия

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

2 раза

2 часа

72 часа

2 часа

2 раза

4 часа

144 часа

2 часа

3 раза

6 часов

216 часов

З часа

2 раза

6 часов

216 часов

З часа

3 раза

9 часов

324 часа

Таблица 1.2

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

теоретические

практические


Итого часов:



© 2010-2022