Проект: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на факультативных занятиях»

"Описание материала: Тема урока: «Занятия по физкультуре направленные на духовно-нравственное воспитание» Цели занятий Воспитать у школьника любви к своей Родине, семье и предков. Научить уважать предков, историческое прошлое России и ее народов. Сформировать культурологическую компетентность учеников в области познаний в традиционной культуре в разных ретроспективах. В современной социокультурной ситуации, где сместились нравственные ориентиры, где преобладает стяжательство, вседозволенность и ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Городская педагогическая конференция







Тема: «Духовно- нравственное воспитание младших школьников на факультативных занятиях»


Учитель начальных классов

МОУ СОШ №3,

руководитель кружка «Основы православной культуры»

Кайгородова Светлана Юрьевна












Невинномысск, 2009г.








Цели

  1. Воспитание любви к Родине, семье, соотечественникам.

  2. Воспитание уважения к предкам, историческому прошлому страны, народов России, как основы просвещенного российского патриотизма и гражданственности.

  3. Формирование культурологической компетентности учащихся в области знаний о традиционной религиозной культуре России в исторической ретроспективе и в современности.










Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней

И хоть более привычны

Нам полёты на луну

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

В современной социокультурной ситуации, где сместились нравственные ориентиры, где преобладает стяжательство, вседозволенность и безразличие к судьбам людей, к судьбам Отечества, не добиться желаемых перемен ни ужесточением законодательных мер, ни простыми призывами к соблюдению этических норм.

Основу воспитания в наше время должны составлять духовные нормы и традиции, умножающие и оттеняющие богатство отечественной культуры.

Традиционная культура России сыграла исключительную роль в жизнеустройстве общества, государства, семьи и человека, в формировании основ нашей нравственности и духовности, и особое значение в её становлении и развитии имело Православие.

Следует отметить, что Православие в нашей стране приняли далеко не одни этнические русские, но и подавляющее большинство наций и народностей, населяющих Великую Русь.

Дореволюционная российская педагогика опиралась на православную традицию, но и в то время православное направление педагогической мысли не получило достаточного научного обоснования.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как и общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно- нравственные компоненты в содержании образования.

Духовно- нравственное воспитание-это процесс содействия становлению человека, формированию моральной эстетики, совести, долга, веры; нравственного облика- терпеливости, милосердия, благонравия; нравственной позиции- патриотизма, гражданственности, ответственности; нравственного поведения- почтительности, рассудительности, уверенности.

За многие века своего существования отечественная духовная культура накопила колоссальный этический потенциал: тысячи томов содержательных и глубоконравственных литературных произведений; удивительную гимнографию, объединяющую литургическую музыку и поэзию; проникнутую высокой духовностью иконопись; богатейшие традиции храмовой культуры и прикладного искусства (богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения и др.)

Не счесть исторических событий в жизни нашего народа, не перечислить имён россиян, давших миру совершеннейшие и ярчайшие откровения человеческого духа. Обращение к великому наследию отечественной и духовной культуры сейчас, в ситуации разрушения и паралича многих социальных институтов, необходимо для сохранения нравственного и интеллектуального потенциала молодого поколения, всего народа, всей страны в целом.

Современная семья переживает в настоящее время глубокий духовный кризис. Изменяются размеры и структура семьи, высок уровень вдовства (вследствие высокой смертности мужчин), конфликтность, нестабильность внутрисемейных отношений. И, как следствие,- рост детской и молодёжной преступности, проституции, алкоголизма, наркомании, бродяжничества.

Нравственный принцип усваивается с раннего детства, и прежде всего в семье. Растущий человек рано задумывается над проблемами добра и зла, справедливости и несправедливости, а ответы на вопросы ищут прежде всего у родителей. Задача родителей помочь приобщить детей к национальной культуру; ознакомит их с народными традициями, поддерживать приоритетный статус здоровой, культурной семьи.

В настоящее время семья практически отчуждена от школьного образовательного процесса и это является одной из главных проблем современной педагогики и современной психологии. Ребёнок, пришедший в школу, является носителем национальных, религиозных, социальных, психологических, педагогических и других традиций и особенностей семьи. Поэтому необходимо считать субъектом образовательного процесса не ребёнка, а семью. Она должна определять цели, смысл, содержание образовательного процесса, она является основным хранителем народной традиции и основным элементом её передачи. Семья делегирует свои полномочия школе, которая не заменяет, а помогает семье создать условия для развития личности школьника и его духовного становления, вводит его в мир культуры, являющейся результатом духовного творчества народа, обеспечивает расширение социальных контактов. Через ребёнка школа влияет на семью.

Если ты думаешь на год вперёд - посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперёд - посади дерево.

Если ты думаешь на век вперёд - воспитай человека.

Я работаю в МОУ СОШ №3 почти 15 лет, а кружок «Основы православной культуры» веду четвертый год. В своей работе опираюсь на самый главный принцип: «Не навреди».

Звездочка

Ты свети мне, звёздочка,

В тишине ночной.

Подари далёкая для души покой.

В этой жизни яростной

Хочется тепла, взаимопонимания,

Счастья и добра.

Ты такая ясная!

Смотришь на меня.

Помоги малышка мне

Не посеять зла.

Кайгородова С.Ю.

Я при составлении плана занятий использую программу факультативного курса «Основы православной культуры».

Данный курс рассчитан на четыре года. За это время мне необходимо не только познакомить детей с основными событиями Ветхого и Нового Завета, с догматическими положениями вероучения Православной Церкви, сообщить некоторые события из истории (Православной Церкви), но и пробудить интерес детей к Православию, заставить душу волноваться, а сердце - сострадать.

Работая с учащимися младших классов, я убедилась, что первый год работы по курсу «ОПК» необходимо построить на знакомстве с жизнью Иисуса Христа, чудесами Христа, с его детством. А так же необходимо как можно больше знакомить детей с литературными произведениями, которые заставляют плакать, страдать, переживать. Я хочу на своих занятиях дать возможность моим девчонкам и мальчишкам окрепнуть духом, научит верить в свои собственные силы; развивать интерес, узнавать новое (исторические факты, имена и жизни святых и др.); прививать любовь к родному слову- основе духовной жизни народа. На своих занятиях пытаюсь построить связь: от духовного общения педагога и детей к духовному общению детей и, наконец, к духовному общению в семье.

Каждое сердце должно быть маленьким садом. Этот сад должен быть всегда очищен от сорняков и должен быть полон чудных прекрасных растений и цветов.

Нужно в человеке видеть лучшее, что в нём есть, и уметь находить красоту о добро в жизни каждого. Надо быть максимально осторожным, пытаясь влиять на духовную жизнь других людей, особенно детей. Насилие может принести непоправимый вред. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь наших учеников - это дать им атмосферу любви и чистоты.

Христос видит в нас возможную красоту характера и возможную силу для служения и сразу же стремится показать нам спрятанные в нас сокровища. Это не всегда легко, а иногда трудно.

«Если может показаться, крест твой тяжёл,

Не по силам тебе он тут дался,

Знай, Господь не по силам тебе б не послал,

Не ропщи, а люби и смиряйся»









Список литературы

  1. Борис Ганго «Детям о слове». Минск 2008г.

  2. Борис Ганго «Об образе Божием». Минск 2008г.

  3. «Зёрнышки. Добрые истории для малых ребят». Рязань.2008г.

  4. М.О.Вольф «Моя первая священная история» С.Петербург- Москва 1990г.

  5. Кураев «Основы православной культуры». Москва 2003г.




© 2010-2022