Методическая разработка Компетенции волонтёра

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка Компетенции волонтёраМетодическая разработка Компетенции волонтёра

Название: «Компетенции волонтёра»

Тема: «Волонтёрская деятельность»

Ведущий: Постникова Анна Ивановна

Цель: знакомство с правилами волонтёрской работы и основными компетенциями волонтёра.

Задачи:

1.научить участников мастер-класса устанавливать контакт с людьми;

2.научить участников мастер-класса сказать «нет» вредным привычкам;

3. развить потребность заниматься волонтёрской деятельностью.

Оборудование: карточки, воздушные шары

Раздаточный материал: памятки с теоретической частью мастер-класса

Ход мастер-класса:

Вводная часть

Здравствуйте! Меня зовут Постникова Анна. Я руководитель дестко-юношеской организации «Новое поколение» школы №10.Сегодня я проведу мастер-класс, тема которого «Компетенции волонтёра».

Но для начала давайте с вами познакомимся. Сейчас по кругу каждый будит называть своё имя и говорить качество, которым должен обладать волонтёр.

Наверняка каждому из вас знакомо понятие волонтёр. Ответьте, кто же такой волонтёр?

Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.

В Борисоглебском городском округе сегодня действует 29 волонтерских отрядов, в них входят 759 человек, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни, социальной деятельностью, защитой окружающей среды, досуговой и творческой деятельностью. Одним из них является отряд «Данко» нашей детско-юношеской организации «Новое поколение». Дела нашего волонтёрского отряда: профилактика и борьба с курением, алкогольной и наркотической зависимостью; оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам, охрана природы.

Волонтёрство - это непростая деятельность. Чтобы быть волонтёром, нужно знать основы работы и обладать определёнными умениями. Об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Цель нашего мастер-класса: знакомство с правилами волонтёрской работы и основными компетенциями волонтёра.

Задачи, которые мы поставим перед собой:

1.научиться устанавливать контакт с людьми;

2.научиться говорить «нет» вредным привычкам;

3.развить потребность заниматься волонтёрской деятельностью.

Основная часть:

Для успешной волонтёрской деятельности есть ряд правил, которыми необходимо руководствоваться.

Правила деятельности волонтера:

(на ленточке будут висеть надувные шары, в которых спрятаны бумажки с правилами, вызывается по очереди по одному участнику и они лопают шары, затем зачитывают правила, просят объяснить эти правила)

1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

2. Будь генератором идей!

3. Уважай мнение других!

4. Критикуешь - предлагай, предлагаешь - выполняй!

5. Обещаешь - сделай!

6. Не умеешь - научись!

7. Будь настойчив в достижении целей!

8. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни - пример для подражания.

Кто знает, что такое профессиональные компетенции?

Профессиональные компетенции - это способности работника выполнять работу в соответствии с требованиями должности.

И у волонтёров есть ряд профессиональных компетенций, которые помогают им успешно заниматься волонтёрской деятельностью. Давайте их рассмотрим.

Упражнение «Контакт».

Цель упражнения: ребята отрабатывают умение устанавливать контакт.

Сейчас Ваша задача будет состоять в следующем: представьте, что вы сейчас совершенно незнакомые люди. Вам необходимо, передвигаясь по комнате, в течение трёх минут наладить контакт и поприветствовать как можно большее количество участников тренинга разными способами. И так начинаем:

  • посмотрите в глаза друг другу;

  • улыбнитесь друг другу;

  • поздоровайтесь;

  • прикоснитесь друг другу руками.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы чувствовали себя во время упражнения?

  • Трудности возникали во время налаживания контакта и приветствия?

  • Контакт с кем из участников группы вам запомнился?

  • Какое отношение имеет данное упражнение к нашему тренингу

Вывод: Первая компетенция-это умение устанавливать контакт с людьми. На этапе установления контакта решаются две задачи: настройка на партнера (кто он, в каком он эмоциональном состоянии, какова его мотивация, чего ждет от волонтёра) и настройка партнера на себя (умение представить себя, вызвать симпатию, заинтересовать, доходчиво изложить информацию, создать чувство общности). Волонтёр должен наладить связь между людьми, к которым он приходит, чтобы они могли открыться ему и поверить, что он может помочь!

Существует ряд правил или факторов, которые помогают наладить контакт с людьми. Давайте их рассмотрим.

Факторы, которые помогут установить контакт:

(на доске написано слово контакт, разделённое на 6 частей, переворачивая каждую часть по очереди там будет по одному фактору; каждый фактор участники объясняют)

  1. нужно снять имеющиеся психологические барьеры.

  2. начинать искать сходные интересы и точки соприкосновения с собеседником.

  3. После всего этого вы уже можете представлять себе, каких принципов общения придерживается говорящий с вами человек

  4. Следующим этапом уже вполне может быть попытка создать доверительные отношения.

  5. Старайтесь не осуждать позицию собеседника - он имеет на неё право. Лучше покажите, что вы уважаете его мнение, хотя и имеете своё.

  6. Как можно чаще называйте собеседника по имени

Рассмотрим следующую компетенцию волонтёра.

Упражнение «Я хочу рассказать тебе о…»

Цель: отработка навыков активного слушания.

Давайте разделимся на пары. Повернитесь друг к другу. В течение шести минут каждый из вас побудет и в роли волонтёра, и в роли слушателя. Волонтёру необходимо дать информацию о путях передачи туберкулеза и методах профилактики, и аргументировано убедить партнёра в том, что необходимо регулярно проходить обследование.

Вопросы для обсуждения (волонтёр):

  • Как вы чувствовали себя, когда говорили?

  • Вы почувствовали, что слушателю была интересна предлагаемая вами информация?

  • Как вы считаете, удалось ли вам понятно донести информацию до слушателя и убедить его регулярно проходить обследование?

  • Какие аргументы вы использовали для того, чтобы убедить слушателя в необходимости регулярно делать флюорографию?

Вопросы для обсуждения (слушатель):

  • Доступна была информация (понятна)?

  • Что в прозвучавшем сообщении было интересным?

  • Удалось ли волонтёру убедить вас регулярно проходить обследование?

Вывод: Чтобы обеспечить успех выступления в любой ситуации, необходимо подготовиться (100% владение информацией, краткое изложение, привлечение специалистов, репетиция выступления), привлечь и удерживать внимание (займите наиболее подходящее место, начинайте говорить тогда, когда всё внимание обращено на вас), поддерживать интерес (говорить только по существу, вовлекая присутствующих, говорите убедительно) и позитивно завершать.

(На доске будет изображён человек, вокруг него будет написано то, что ему необходимо сделать, чтобы обеспечить успех выступления)

Вторая компетенция: владеть знаниями, которые надо донести до человека, и уметь их правильно передать. Эта компетенция необходима для понимания собеседника и точной передачи информации. Приемы аргументации, которыми овладевают волонтеры, позволяют делать их речь убедительной, без назидательности и советизма.

Переходим к следующей компетенции.

Упражнение «Сумей отказаться»

Цель: проверить и оценить себя, как вы можете противостоять групповому давлению.

Классу предлагается разделиться на три группы (по 2-3 человека). Каждая команда получает карточку с описанием ситуации, на подготовку даётся 2 минуты. Тому участнику, который должен отказаться от предложенного надо придумать убедительный отказ, затем по ситуации разыграть отказ. Остальные участники игры (не занятые в инсценировании) оценивают эффективность выбранной формы отказа по параметрам:

(зрители-участники получают листочки с параметрами, по которым должны будут оценить отказ)

  • реальная возможность избежать пробы вещества при использовании данной формы отказа;

  • возможность избежать данного конфликта, агрессии;

  • целесообразность попытки повлиять на взгляды, поступки человека, предлагающего вещество (когда стоит пытаться убедить предлагающего пробу в опасности знакомства с наркотическими веществами, а когда нужно думать лишь о своей безопасности).

Оценивание, обсуждение проводится после каждой инсценированной ситуации. Во время оценивания ведущий должен незаметно направлять мысль детей на то, что найти верный отказ может только человек с уверенным поведением. Уверенными должны быть голос, интонация, жесты, мимика, движения.

Ситуация - 1. (автор, Дарья, Инга)

В дверь позвонили. Инга открыла дверь - на пороге стояла Дарья, её давняя подружка. Девочки уселись на кухне и стали оживлённо обсуждать новости. Дарья: «Слушай, Инга, давай покурим».

Инга: «Сейчас, только сигареты принесу».

Дарья: «Да не надо, у меня есть, правда, с травкой. Ты ведь такие ещё не пробовала?»

Инга растерялась: «Нет».

Дарья протянула Инге сигарету: «Слушай, такой кайф, и не опасно совсем! На, попробуй!»

Ситуация - 2. (автор, Сергей, 1 подросток, 2 подросток)

Этих ребят Сергей совсем не знал. Просто во дворе кроме них никого не было, поэтому мальчик пристроился рядом на скамейке. Ребята лениво обсуждали последний футбольный матч.

1 подросток достал из кармана тюбик с клеем: «Ну что, мультяшки что ли посмотрим?»

Ребята было двинулись к двери подъезда, но вдруг остановились.

2 подросток спросил: «А ты чего расселся? А ну, давай вместе со всеми!» Ребята угрожающе двинулись в сторону Сергея.

Ситуация - 3 (автор, Димка, папа Лены)

Этого дня Димка ждал очень долго. Совершенно неожиданно Лена - девочка из соседнего подъезда, которая очень нравилась Димке, пригласила его на день рождения. Праздник получился очень весёлым. Все танцевали, играли, даже пускали фейерверки, наконец, все уселись за стол с именинным пирогом. В этот момент папа Лены достал из шкафа большую красивую бутылку.

Папа Лены: «Ну что, думаю, ради праздника можно выпить!»

Большинство ребят за столом радостно оживились. Димка насторожился.

Вывод: В своих словах и действиях надо быть уверенным. Третья компетенция волонтёра - иметь чёткую позицию по отношению к вредным привычкам и уметь сказать им «нет». Волонтёр должен сам свято верить в то, что он пропагандирует.

Как же научиться говорить «нет» вредным привычкам. Например, если вам предлагаю закурить, можно:

(на доске эти пункты выстраиваются в виде цветных кубиков)

  • Сказать «нет» без объяснения.

  • Отказаться и объяснить причины отказа.

  • Отказаться и уйти.

  • Говорить как заезженная пластинка, на все уговоры . «нет», «не буду».

  • Не обращать внимания на предложения закурить.

  • Постараться объединиться с кем-то, кто тоже не курит.

  • Постараться избегать курящих компаний

(На доске прикреплён «Заколдованный психологический круг» неуверенного человека и «Заколдованный психологический круг» уверенного человека). Вместе с участниками мастер-классов рассматриваем факторы этих кругов)

«Заколдованный психологический круг» уверенного человека

Заключительная часть:

Мы рассмотрели три компетенции волонтёра. Но на самом деле их намного больше. Скажите, какими же ещё умениями должен обладать волонтёр?

На этом наш мастер-класс подошел к концу. Давайте вспомним, что нового мы узнали на этом мастер-классе. Предлагаю вам разгадать небольшой кроссворд. По горизонтали: 1) люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. (волонтёры) 2) Если ты не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарища просто нужно: говорить, как заезженная пластинка, на все уговоры «……», «не буду» (нет).

По вертикали: 1) 8 пунктов, которые мы рассмотрели в начале нашего мастер-класса: …….. деятельности волонтёров. (правила) 2) Первое наше упражнение было направлено на установление …..(контакта) 3) Как называется давление, которое оказывают люди все вместе на одного человека? (групповое)

Теперь давайте вспомним, какие же задачи мы ставили в начале мастер класса? Решили ли мы их?

На этом наш мастер-класс подошел к концу. Большое спасибо вам за работу. Я надеюсь, что в дальнейшем те знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся.

(Раздаю участникам памятки с теоретической частью мастер-класса)

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью: опроса участников, заполнения участниками кроссворда по теоретической части мастер-класса.


© 2010-2022