Тема: «Мы интересны друг другу потому, что мы разные»

Представленный мною тренинг подходит как для педагогов, так и для родителей. В нашем образовательном учреждении этот тренинг проводился и с теми и с другими. Мы можем с уверенностью сказать, что педагоги стали более открытыми, эмоционально устойчивыми, гуманными, уважающими чувство собственного достоинства и достоинство других людей, независимо от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, а родители стали нашими коллегами, партнерами, участниками педагогического процесс...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Современный мир жесток,

жестокими стали и дети.

А нормой жизни каждого человека -

взрослого и ребёнка -

должна стать толерантность»

(М. Орлова)

Тема: «Мы интересны друг другу потому, что мы разные».

Актуальность темы.

Толерантность сегодня стала своеобразным велением времени, основой построения межличностных, социальных, международных отношений. Актуальность проблемы толерантности как общественного явления связана с усиливающимися процессами глобализации мирового цивилизационного процесса.

Осознание взаимозависимости людей на планете требует изменения сложившихся отношений. Уважение прав другого человека (в том числе права быть иным), осознание важности сохранения этого разнообразия и возможности жить вместе, не нанося друг другу ущерба, - все это связывают сегодня с понятием «толерантность».

Все исследователи связывают надежды на выживание человечества с материализацией идей толерантности. Эти представления формируются в раннем возрасте, поэтому акцент должен быть сделан на более качественном образовании.

В настоящее время происходит обновление содержания дошкольного образования. Педагогам необходимо овладевать теоретическими основами современной педагогической деятельности, практикой работы в новых условиях развития системы образования.

На сегодняшний день традиционных форм методической работы недостаточно. Все большую значимость приобретают интерактивные формы, позволяющие педагогам проявить профессиональную компетентность в организации воспитательно - образовательной работы с дошкольниками. Такими формами методической работы с персоналом могут быть: брифинг, брейн - ринг, деловая игра, мастер - класс, педагогическая гостиная, тренинг.

Представленный мною тренинг подходит как для педагогов, так и для родителей. В нашем образовательном учреждении этот тренинг проводился и с теми и с другими. Мы можем с уверенностью сказать, что педагоги стали более открытыми, эмоционально устойчивыми, гуманными, уважающими чувство собственного достоинства и достоинство других людей, независимо от национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, а родители стали нашими коллегами, партнерами, участниками педагогического процесса.

Тренинг рассчитан на 1,5-2 часа. Как показала практика, это время проходит очень быстро и динамично, не вызывая у группы скуки или отказа от участия, поэтому тренинги стали частой формой работы с педагогическим коллективом и взаимодействия с родителями.








Тренинг.

Цели тренинга: тренировка умения жить, общаться с окружающими людьми, уважать национальность, культуру, религию других людей.

Задачи тренинга:

- мотивация участников проекта на принятие идеи толерантности как личностной и профессиональной ценности; актуализация необходимости развития своей толерантности;

- теоретическое обоснование, разработка и практическое обеспечение психолого-педагогических условий для развития толерантной профессионально-личностной позиции;

- стимулирование преподавателей учреждения к повышению профессиональной компетентности в области технологий развития толерантности у воспитанников; повышению уровня собственной толерантности.

Основная часть.

Ведущий: «Здравствуйте. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему, но сначала я предлагаю поздороваться».

Вот несколько вариантов приветствия:
- объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
- легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
- легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
- легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
- поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

«Правила группы»: основные принципы работы в группе.

После знакомства ведущий объясняет участникам основные принципы социально-психологического тренинга и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работы именно своей группы. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже должны лежать в основе ее работы.

1. Мы - одна команда.

2. Можно говорить все, что ты думаешь.

3. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).

4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.

5. На все возникающие вопросы даются исчерпывающие ответы, обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

Беседа «Что такое толерантность?»

Ведущий: «А теперь давайте немножко поговорим. Скажите пожалуйста, кто из вас слышал слово «толерантность»? А что оно означает по вашему мнению? (выслушать версии). Для русского языка слово «толерантность» относительно новое; четкого, однозначного толкования этот термин не имеет. Для того чтобы его понять, предлагаю послушать, как переводится с других языков это слово:

английский - готовность быть терпимым, снисходительным;

китайский - быть по отношению к другим великодушным;

арабский - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

русский - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Теперь предлагаю немножко попрактиковаться , проверим себя, как мы общаемся с другими людьми.

Упражнение: «Аукцион идей»

Создание положительной жизненной перспективы: «Хорошо, что люди разные, потому что…»

Упражнение «Сходства и различия»

Ведущий: Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.

Участники в группе делятся на пары и называют по 2 схожие черты и 2 отличающие их черты.

  • Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?

  • Национальность влияет на взаимоотношения людей?

  • Как общаются между собой пожилые и молодые люди?

  • Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?

Рефлексия. Что для вас было сложнее: найти сходства или различия? Что из того, что объединяет вас с вашим партнером, нравится вам больше всего? Что вам больше всего нравится из того, чем вы отличаетесь от других?

В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности. - этим самым мы говорим о Сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть.

Упражнение «Продолжи фразу». Для осознания своего личностного и профессионального ресурса продолжи фразы. (Участники размышляют на тему «Со мною вот что происходит…»).

Я грущу, когда…

Я радуюсь, когда…

Мне весело, когда…

Мне не нравится, когда…

Я обижаюсь, когда…

Я теряюсь, когда…

Я злюсь, когда…

Я страдаю, когда…

Я плачу, когда…

Я горжусь своей работой, когда я…

Рефлексия.

Да, наши эмоции бывают разными. Но очень важно, чтобы мы не были рабами этих эмоций, особенно негативных, потому что они портят жизнь окружающим. Душу всегда надо настраивать на хорошее, не нужно позволять себе плохое настроение. Особенно нам, педагогам, ведь мы каждый день соприкасаемся с ранимыми детскими душами.

Упражнение «Никто не знает»

Ведущий: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч. Тот, у кого окажется этот мяч, говорит такую фразу: «Никто из вас не знает, что я (или у меня)…». Будьте внимательны, старайтесь сделать так, чтобы каждый принял участие в игре. У каждого из нас мяч может побывать много раз».

Упражнение «Паутина»

Ведущий: «Составим одну большую паутину, связывающую нас между собой. Когда передадим кому-то клубок, мы говорим этому человеку фразу: «Марьям! Ты мне нравишься, потому что…(мне с тобой приятно говорить; ты можешь меня чему-то научить и т. д.)». Вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. Фразу можно заменить «Мне понравилось, как ты…». Участник наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего.

Рефлексия. Легко ли тебе говорить приятные вещи другим людям? Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?

Упражнение «Какой он?»

Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан.

Рефлексия: что было самым сложным, что нового вы узнали друг о друге, о себе 5-7 мин.

Упражнение «Разноцветный мир»

Ведущий: - А теперь представьте, что было бы, если мы были …(выбирается любая этническая группа).

Ведущий: - Предлагаю закончить фразы: «Я (называется этническая принадлежность по выбору) люблю… Я умею… Я мечтаю…»

Ведущий: - Вы увидели, что мир очень разный, в нём живёт много разных людей, каждый из них любит что-то своё, мечтает по-своему, отличается от других внешне… Мир - разноцветен.

Участники разбиваются на три группы с помощью цветных карточек (три цвета), которые они вытягивают.

Ведущий: - Каждая группа придумывает свой разноцветный мир: название своей страны, флаг, герб, как здороваются, любимое блюдо и пр., а затем будем представлять все это друг другу.

Рефлексия.

- Чем отличаются страны и люди, придуманные и нарисованные группами?

- Что у них общего?

- Чего больше между людьми - отличий или сходств?

Рефлексия «Клубочек»

Ведущий берет клубок в руки и рассказывает, какие чувства он испытывал во время встречи, далее клубок передается следующему, но начало нитки остается в руках у ведущего. В конце, пройдя через руки всех участников, клубок возвращается к ведущему, нить замыкается и ведущий предлагает почувствовать, что все мы связаны одной ниточкой, чаще всего невидимой, но такой прочной и предлагает всегда помнить об этом.

Заключительная часть.

Отношения с людьми - главное в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.

Всем большое спасибо за то, что согласились принять участие в тренинге. До новых встреч.






Список литературы и интернет -ресурсов:

  1. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы.- М.: Школьная Пресса, 2010. - 112 с.

  2. trepsy.net

  3. Библиофонд.ru

  4. psyoffice.ru

  5. nsportal.ru

  6. do.gendocs.ru

  7. azovlib.ru





© 2010-2022