Я - гражданин современной России (пути воспитания гражданственности)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я - гражданин современной России

(пути воспитания гражданственности)


Шабалина Елена Геннадьевна

МБОУ г.Иркутска СОШ № 43



«Воспитание в чистом виде не существует, воспитание есть организация деятельности», - говорил С.Т.Шацкий.

Деятельность подростка не бывает и не может быть нейтральной. В ней человек либо развивается, либо деградирует в своем развитии: приобретает, либо не приобретает знания, навыки и умения; оценивает с позиций истины, добра и красоты себя и окружающих; включается или не включается в активный процесс самопознания и самовоспитания; формулирует ценностное отношение к окружающей жизни - и тем определяет свою будущую жизненную позицию.

Любая деятельность школьников будет воспитывающей, если в ходе воспитательного процесса целенаправленно формируется ценностное отношение растущего человека ко всему, что бы он ни делал. Критерием оценки здесь становится самооценка школьником себя в деятельности и своих отношений с окружающим миром.

Часто приходится нам слышать: «Ну и молодёжь пошла. Вот мы в своё время...». Да, время быстротечно, но в каждом историческом периоде есть то, что остаётся потомкам, что передаётся как завет, как наказ будущему от настоящего.

Константин Паустовский сказал, что человек, не знающий истории своего народа, - дикарь. И с этим нельзя не согласиться. Хотим мы этого или нет, но в нас сильна историческая память. И понять настоящее можно, только зная прошлое.

Что же такое гражданственность? Толковый словарь (Словарь русского языка в 4 томах) даёт такое определение: «гражданственность - это сознание своих прав и обязанностей по отношению к государству». Следовательно, «гражданский» - свойственный лицу, осознающему себя членом данного государства или свойственный гражданину как сознательному члену общества (словарь Ожегова).

Я хочу рассказать о том, как в нашей школе сохраняется связь между поколениями, что помогает нам помочь каждому школьнику стать настоящим гражданином современной России, как воспитывается в учащихся гражданская позиция.

Школа наша построена более 75 лет назад. Она пережила вместе со страной не одно историческое событие. И это наложило отпечаток и на организацию жизнедеятельности нашего учебного заведения, и на формирование традиций.

С 1991 года у школы есть свой герб и гимн. Герб школы составлен с учётом традиций геральдики, где каждый элемент и цвет имеет своё значение.

Белый цвет - мир, чистота, благородство, совершенство.

Синий цвет - целомудрие, вера, духовность, стремление ввысь.

Образ голубя, летящего вверх - символ мира.

А гимн школы - это не просто слова, в каждой строчке гимна - рассказ о жизни школьников.

Наши знанья, сила и уменья

Так нужны стране, чтоб лучше жить.

И должно младое поколенье

С гордостью Отчизне послужить.

Такими словами заканчивается гимн, и в них уже заявлено о воспитании гражданской позиции в каждом, кто является членом большого и дружного школьного коллектива.

В школьной Программе воспитания «Свой мир мы строим сами» и в Программе развития школы большое внимание уделяется развитию со- и самоуправления на всех этапах школьной жизни. Особое место уделено подпрограмме «Истоки», в основе которой лежит формирование у каждого школьника качеств человека-гражданина. На это направлена и программа «Иннокентьевские горизонты».

Одно из направлений этой работы - знакомство с историей Родины, с историей родного края, воспитание на трудовых и героических традициях, на примере жизнедеятельности тех, кто живёт рядом с нами.

Ветеран живёт рядом. Эти слова наполнены для нас особым смыслом. За ними - огромная работа всего школьного коллектива. Конечно же, прежде всего это забота о ветеранах, участниках военных действий и тружениках тыла. Именно им посвящена была операция под кодовым названием «Звёзды Тимура».

Сначала мы ещё раз перечитали с учащимися произведение Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», затем изготовили в школьных мастерских тимуровские звёзды. И сейчас нетрудно найти дом или квартиру, где живёт ветеран. Вы скажете, что нет ничего особенного в том, что ребята расклеивали звёзды. Но это не так. Чтобы прибить звезду, мало её изготовить. Нужно встретиться с ветераном, узнать о его боевом или трудовом подвиге. И вот уже как-то серьёзнее становятся мальчишки, без смеха относятся к порученному делу. А как приятно услышать слова благодарности не только от ветеранов, но и от тех, кто живёт рядом с ними. И каждый ребёнок начинает понимать, что его деятельность - социально значима.

Большинство из героев войны проживает в благоустроенных квартирах, но как приятно им, прошедшим через трудные годы сражений, получить поздравление от ребят с праздником или днём рождения, послушать хорошие песни в исполнении школьной вокальной группы. Каждая такая встреча незабываема. А как много она даёт для понимания смысла жизни, для получения возможности ощутить свою причастность к великому делу Памяти.

Традицией стало включать в жюри школьного конкурса инсценированной военно-патриотической песни ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Их оценка - самая главная. Ведь поют ребята о том, что пришлось пережить и увидеть этим людям. И слезы на глазах участников военных действий - это и боль утрат, и радость за подрастающее в мире поколение. Что может сильнее повлиять на душу ребёнка? Что может сильнее показать, что старость - это не только жизненный опыт, но и боевой и трудовой подвиг во имя будущего, во имя живущих сегодня.

А рассказы живого свидетеля тех военных событий? С чем можно сравнить их? Порой даже трудно поверить, что люди в таких условиях могли выжить. И ребята невольно сравнивают свою жизнь с той, что прожил ветеран. Думают о том, как бы они поступили в данной ситуации. А это тоже формирует гражданскую позицию, развивает чувство сопричастности к истории Родины.

Время неумолимо забирает фронтовиков. И вот уже в музейной комнате оформлены стенды о героях-фронтовиках (в поисковой работе принимали участие учащиеся всех классов), создана Книга памяти. А в школе традиционными стали конкурсы на лучшие поисковые материалы «О чём рассказала военная фотография», «Победа ковалась в тылу», «Живые свидетели истории», «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Ребята больше узнают о своих бабушках и дедушках, о людях, которых встречают каждый день. И это тоже формирует гражданские качества.

Проводя операцию «Звёзды Тимура», мы вспомнили ещё одну традицию - пионерскую. Пионерская дружина нашей школы была правофланговой Всесоюзного марша «Всегда готов», и, готовясь к 75-летнему юбилею, мы организовывали встречи с пионерами и вожатыми разных поколений. На одной из таких встреч ребята узнали о том, что к каждому празднику школьники готовили поздравительные открытки для жителей микрорайона. Эта традиция возродилась.

И к праздничным датам на подъездах домов появляются поздравительные телеграммы, изготовленные школьниками. Забота о ближнем, о том, с кем рядом ты живёшь, тоже развивает активную гражданскую позицию.

Включившись в областную акцию «Будущее Прибайкалья», мы взяли на себя заботу о мемориале славы, посвященном работникам авиазавода, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Два раза в год выходят ребята на субботник, превращающийся в самый настоящий праздник. На помощь приходят и родители - работники Авиазавода, и участники военных сражений, и труженики тыла. Такие трудовые десанты не только сплачивают ребят, но и делают их как бы серьёзнее и старше. Ведь ребята не просто собирают листву и моют мемориал, но и отдают дань памяти тем, кто сражался за светлое будущее, кто погиб, не дожив до Победы.

Мы собрали и исторический материал о самом памятнике, о том, когда и где он был впервые поставлен. Об этом в школьной музейной комнате отдельная экспозиция. Раньше у мемориала принимали в пионеры и в октябрята, а сейчас здесь, у мемориала славы, проходят линейки и митинги, здесь 9 Мая мы чествуем ветеранов. В почётном карауле у мемориала стоят только самые достойные ребята. И это тоже воспитание на героическом прошлом. Воспитание гражданина, любящего свою Родину, и готового встать на её защиту.

Четвёртый год школа участвует в конкурсе «Ветеран живёт рядом», объявленном Советом ветеранов Иркутского Авиационного завода для школ заводского посёлка. Итоги конкурса подводятся 9 Мая на торжественном митинге. С гордостью могу сказать, что два года подряд наша школа занимала почётное первое место, а в прошлом году мы заняли 2 место. Об этом рассказала и заводская газета «Иркутский Авиастроитель».

Есть в школьной музейной комнате интересный материал по теме «История школы в истории страны». И опять работают поисковики, собирают по крупинкам материал о педагогах и учениках - участниках военных действий, о жизни школы в тяжёлые военные годы. А разве неинтересно найти выпускников школы, которые стали учителями? Послушать рассказы о том, чем жила школа 30, 40,50 лет назад? И эта работа сплачивает ребят, так как они понимают значимость своей деятельности.

И вот уже готовы проектные работы «Они учились в нашей школе», «История моей семьи в истории школы», «Наши родители - ученики школы», «Они были первыми», «Педагогические династии школы» и т.д.

В День пожилого человека учащиеся поздравляем своих бабушек и дедушек, ветеранов войны и тыла. А ещё они идут к ветеранам педагогического труда. Много лет они отдали нашей школе, сотни и тысячи ребят научили читать и писать, любить природу и узнавать Родину. Как много хранит их память! Как интересно рассказывают они о жизни школьников тех далёких лет, когда ещё и сами они были молодыми! Как хочется походить на них нашим ребятишкам, ведь их оптимизму и жизнелюбию стоит по-хорошему позавидовать!

Например, бывший директор школы Щербина Антонина Ивановна. Член партии, вожак комсомольцев, в годы Великой Отечественной войны, будучи ещё ученицей, работала вожатой в Ленинской школе города Иркутска, стояла у истоков тимуровского движения. А история семьи Ливинской Н.И. вызывает интерес не только у детей, но и у взрослых.

А ещё мы гордимся школьными педагогическими династиями. Их у нас 11! А это значит, что наши учителя - не случайные люди в школе. Они выросли в семьях педагогов и прекрасно знают, что такое труд учителя. Знают и передают эти знания своим ученикам. Их пример - тоже один из моментов воспитания в школьниках активной гражданской позиции, ведь принести пользу Родине может только тот человек, который найдёт свою профессию и будет работать с большой отдачей на благо своей страны.

Много ещё можно рассказывать о путях развития гражданственности, но моей целью было познакомить вас с работой по формированию гражданской позиции только в одном направлении деятельности школы.

Ребята нашей школы участвовали в конкурсе творческих работ «Сибирский калейдоскоп», «Первые строки о Родине». И я хочу подарить вам стихотворение, написанное ученицей 8 класса Бадяевой Анастасией:

Тихо скажу я: «Родина».

И что же услышу в ответ?

Птицы поют-заливаются,

Торопят солнца рассвет.

Что же увижу я? Пажити,

На горных вершинах снега,

Байкала воды чистейшие,

В ярких огнях города...

И в тот же миг я почувствую,

Как сердце бьётся в груди.

Родина, милая Родина,

Всё у тебя впереди.

Знаю, ты с бедами справишься,

Как это было не раз.

Родина, мы уже выросли.

Надеяться можешь на нас.


© 2010-2022