Сценарий классного часа ВЫБОР

Более половины выпускников покидают школу, не только не имея обоснованного профессионального плана, но даже смутно не представляя, кем будут работать. Демографический спад приблизил число выпускников школы к числу абитуриентов ВУЗов и техникумов. Отсутствие конкуренции расслабляет и снижает ответственность. Между тем большинство выпускников вузов не работают по специальности — одни из-за того, что не могут найти работу, так как их амбиции гораздо выше, чем знания и умения, другие из-за того, что...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хабаровский промышленно-экономический техникум

















Сценарий классного часа «ВЫБОР»

Для учащихся 15-17 лет





Выполнила:

Преподаватель информационных дисциплин

КГБОУ СПО ХПЭТ

Зайчук Светлана Владимировна

















Пояснительная записка

«Для того чтобы

никто не ошибался

в выборе профессии,

которая больше всего подходит

к его природному дарованию,

государю следовало бы

выделить уполномоченных людей

великого ума и знания,

которые открыли бы

у каждого его дарование»

Хуан Уарте,

испанский ученый (1575 год)

В настоящее время ситуация на рынке труда России характеризуется катастрофическим разрывом между спросом и предложением. Работодатель ищет высококвалифицированных работников, владеющих несколькими специальностями и сочетающих профессиональную подготовку, коммуникативную компетентность, навыки предпринимательской и управленческой работы.

Анализ рынка труда и статистика говорят о том, что квалификация большинства людей, предлагающих свои услуги, не соответствует этим требованиям, их амбиции, уровень притязаний неоправданно высоки, особенно у молодых специалистов.

Более половины выпускников покидают школу, не только не имея обоснованного профессионального плана, но даже смутно не представляя, кем будут работать. Демографический спад приблизил число выпускников школы к числу абитуриентов ВУЗов и техникумов. Отсутствие конкуренции расслабляет и снижает ответственность. Между тем большинство выпускников вузов не работают по специальности - одни из-за того, что не могут найти работу, так как их амбиции гораздо выше, чем знания и умения, другие из-за того, что разочаровались в профессии, которую выбирали либо родители, либо из соображений престижа, либо «за компанию».

Вот только некоторые причины, осложняющие вхождение подростка в профессиональную жизнь - отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных ориентиров. Как вы думаете, сейчас актуален девиз социализма: «Кто не работает - тот не ест!»? Однако жить по принципу коммунизма молодые люди очень хотят: «От каждого по способности и каждому по потребности». Какие же трудности не дают подросту возможности сделать правильный выбор?

Типичные трудности

Решаемые задачи

Отсутствие, неполнота или недостоверность информации о ситуации выбора.

Неумение систематизировать и использовать имеющуюся информацию.

Недостаточное знание требований рынка труда и конкретных профессий

Формирование способности к анализу рынка труда и профессий.

Освоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности (рынок труда, профессия, вид деятельности, конкуренция).

Анализ рынка образовательных услуг; систематизация источников и способов получения информации о рынке труда; изучение требований к работнику.

Недостаточное знание самого себя; заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний.

Нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Отсутствие мотивации к труду.

Формирование способности к самопознанию.

Повышение самооценки, формирование реалистичного уровня притязаний.

Заполнение рабочей тетради или индивидуальной карты школьника на основе диагностики и самодиагностики.

Социальная незрелость.

Отсутствие жизненных ценностей высшего порядка.

Активизация социальной позиции.

Формирование жизненных ценностей высшего порядка.

Несформированность навыков принятия решения, планирования карьеры.

Отсутствие навыков самостоятельной работы.

Выработка навыков принятия решения: выбора профессии и путей ее получения, сдачи экзаменов, трудоустройства.

Неуверенность в своих силах; тревога по поводу возможных неудач.

Психологическая поддержка; создание ситуации успеха; активизация ресурсов для достижения цели; выработка запасных вариантов.

Первый классный час «Моя будущая профессия» был проведен на первом курсе. Перед студентами была поставлена задача:

- создать презентацию, в которой нужно ответить на ряд вопросов:

- почему я выбрал специальность, связанную с компьютером?

- почему выбрал именно ХПЭТ?

- что мне дал техникум?

Задание было не обязательным, а по желанию. Таким образом я выявила наиболее активных и заинтересованных ребят. Наиболее полно и эмоционально раскрыли студенты третий вопрос. И явно прослеживались типичные трудности с выбором профессии. Но так как выбор они уже сделали, моя задача показать достоинства и преимущества IT-специализации, востребованность. Показать, что работа IT-ишника многогранна, интересна и останется всегда такой, так как компьютерные технологии развиваются очень динамично. Такая работа никогда не станет однообразной и скучной.






Классный час

«ВЫБОР….»


Цель: Освоение понятий, относящихся к профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. способствовать формированию положительной профессиональной мотивации;

  2. актуализировать уже имеющиеся знания о профессиях, способствовать расширению и углублению у студентов знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда;

  3. организовать анкетирование для выявления интересов, склонностей и способностей;

Мы с вами продолжаем разговор о выбранной вами профессии. Год назад, я в первый раз попросила вас задуматься над тем, куда и зачем вы пришли.

Кто знает, что такое профессия? Студенты отвечают.

А теперь обратимся к Толковому словарю: «Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность». Студенты обсуждают и анализируют свои варианты. Студенты формулируют цель мероприятия: получение полной и достоверной информации о профессии.

Слово предоставляется студентке 1. Она сообщит вам обзорно некоторые из должностей профессии IT-специалист.

Теперь я предоставляю слово инженеру электронику (ГИМС МЧС). Выступление приглашенного представителя-профессионала или выпускника техникума.

Вас заинтересовала эта информация?

Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.

Если интересы можно обозначить словом «хочу», то склонности - это первый шаг к «могу». Раздаются анкеты, студенты отвечают.

А сейчас я предлагаю поиграть.

Условия. Если я называю устройство, вы поднимаете руки вверх, если программу - руки вперед. Тренируемся: принтер, блокнот

Начинаем:

Сканер, Web-сайт, Web-камера, Web-дизайнер, Медиа-плеер, Windows, ризограф, макинтош, Linux, графопостроитель, Intel, микропроцессор, I-Phone, MS, Android, Apple, Paint, Access, плоттер, дигитайзер,компьютерный вирус, ноутбук, NOD-32, JPS-навигатор, DOS Navigator

Молодцы.

А теперь я предоставляю слово нашим активистам, которые продолжат рассказ о том, кто же такие IT-ишники. Студенты представляют свои доклады-презентации о профессиях: программист, Web-дизайнер, системный администратор, администратор баз данных, системный аналитик, киберспортсмен.

А теперь я расскажу вам еще одну интересную историю (притча):

...Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» - спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», - ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» - воскликнул сын.

С 14 лет он ученик в лавке, затем юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским - за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет бросает всё и погружается в археологию. Он трудится без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Все его сбережения отданы идее. Он буквально следует детским впечатлениям: копает там, где указал Гомер. И сказка стала действительностью - Герман Шлиман нашел сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.

С обыденной точки зрения поведение Шлимана - чудачество. Ведь у него было, казалось бы, все, что нужно для счастья, - положение в обществе и богатство. Но, вероятно, ему этого было недостаточно. В данном случае положение и богатство были только средством достижения цели, а не целью. Поэтому не попадитесь в ловушку высокооплачиваемой должности.

Представим, что не было этих сорока лет упорного труда, не было этого бесценного профессионального и жизненного опыта, которые позволили Шлиману разбогатеть. А был мальчик, который хотел разыскать Трою. О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, как утренний туман. Если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана.

Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.

Задание для команд: написать как можно больше профессий.

© 2010-2022