- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сценарий классного часа ВЫБОР
Сценарий классного часа ВЫБОР
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зайчук С.В. |
Дата | 22.08.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Хабаровский промышленно-экономический техникум
Сценарий классного часа «ВЫБОР»
Для учащихся 15-17 лет
Выполнила:
Преподаватель информационных дисциплин
КГБОУ СПО ХПЭТ
Зайчук Светлана Владимировна
Пояснительная записка
«Для того чтобы
никто не ошибался
в выборе профессии,
которая больше всего подходит
к его природному дарованию,
государю следовало бы
выделить уполномоченных людей
великого ума и знания,
которые открыли бы
у каждого его дарование»
Хуан Уарте,
испанский ученый (1575 год)
В настоящее время ситуация на рынке труда России характеризуется катастрофическим разрывом между спросом и предложением. Работодатель ищет высококвалифицированных работников, владеющих несколькими специальностями и сочетающих профессиональную подготовку, коммуникативную компетентность, навыки предпринимательской и управленческой работы.
Анализ рынка труда и статистика говорят о том, что квалификация большинства людей, предлагающих свои услуги, не соответствует этим требованиям, их амбиции, уровень притязаний неоправданно высоки, особенно у молодых специалистов.
Более половины выпускников покидают школу, не только не имея обоснованного профессионального плана, но даже смутно не представляя, кем будут работать. Демографический спад приблизил число выпускников школы к числу абитуриентов ВУЗов и техникумов. Отсутствие конкуренции расслабляет и снижает ответственность. Между тем большинство выпускников вузов не работают по специальности - одни из-за того, что не могут найти работу, так как их амбиции гораздо выше, чем знания и умения, другие из-за того, что разочаровались в профессии, которую выбирали либо родители, либо из соображений престижа, либо «за компанию».
Вот только некоторые причины, осложняющие вхождение подростка в профессиональную жизнь - отсутствие трудовой мотивации, завышенный уровень притязаний, изменение жизненных ориентиров. Как вы думаете, сейчас актуален девиз социализма: «Кто не работает - тот не ест!»? Однако жить по принципу коммунизма молодые люди очень хотят: «От каждого по способности и каждому по потребности». Какие же трудности не дают подросту возможности сделать правильный выбор?
Типичные трудности
Решаемые задачи
Отсутствие, неполнота или недостоверность информации о ситуации выбора.
Неумение систематизировать и использовать имеющуюся информацию.
Недостаточное знание требований рынка труда и конкретных профессий
Формирование способности к анализу рынка труда и профессий.
Освоение понятий, относящихся к планированию профессиональной деятельности (рынок труда, профессия, вид деятельности, конкуренция).
Анализ рынка образовательных услуг; систематизация источников и способов получения информации о рынке труда; изучение требований к работнику.
Недостаточное знание самого себя; заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний.
Нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.
Отсутствие мотивации к труду.
Формирование способности к самопознанию.
Повышение самооценки, формирование реалистичного уровня притязаний.
Заполнение рабочей тетради или индивидуальной карты школьника на основе диагностики и самодиагностики.
Социальная незрелость.
Отсутствие жизненных ценностей высшего порядка.
Активизация социальной позиции.
Формирование жизненных ценностей высшего порядка.
Несформированность навыков принятия решения, планирования карьеры.
Отсутствие навыков самостоятельной работы.
Выработка навыков принятия решения: выбора профессии и путей ее получения, сдачи экзаменов, трудоустройства.
Неуверенность в своих силах; тревога по поводу возможных неудач.
Психологическая поддержка; создание ситуации успеха; активизация ресурсов для достижения цели; выработка запасных вариантов.
Первый классный час «Моя будущая профессия» был проведен на первом курсе. Перед студентами была поставлена задача:
- создать презентацию, в которой нужно ответить на ряд вопросов:
- почему я выбрал специальность, связанную с компьютером?
- почему выбрал именно ХПЭТ?
- что мне дал техникум?
Задание было не обязательным, а по желанию. Таким образом я выявила наиболее активных и заинтересованных ребят. Наиболее полно и эмоционально раскрыли студенты третий вопрос. И явно прослеживались типичные трудности с выбором профессии. Но так как выбор они уже сделали, моя задача показать достоинства и преимущества IT-специализации, востребованность. Показать, что работа IT-ишника многогранна, интересна и останется всегда такой, так как компьютерные технологии развиваются очень динамично. Такая работа никогда не станет однообразной и скучной.
Классный час
«ВЫБОР….»
Цель: Освоение понятий, относящихся к профессиональной деятельности.
Задачи:
-
способствовать формированию положительной профессиональной мотивации;
-
актуализировать уже имеющиеся знания о профессиях, способствовать расширению и углублению у студентов знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда;
-
организовать анкетирование для выявления интересов, склонностей и способностей;
Мы с вами продолжаем разговор о выбранной вами профессии. Год назад, я в первый раз попросила вас задуматься над тем, куда и зачем вы пришли.
Кто знает, что такое профессия? Студенты отвечают.
А теперь обратимся к Толковому словарю: «Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность». Студенты обсуждают и анализируют свои варианты. Студенты формулируют цель мероприятия: получение полной и достоверной информации о профессии.
Слово предоставляется студентке 1. Она сообщит вам обзорно некоторые из должностей профессии IT-специалист.
Теперь я предоставляю слово инженеру электронику (ГИМС МЧС). Выступление приглашенного представителя-профессионала или выпускника техникума.
Вас заинтересовала эта информация?
Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности.
Если интересы можно обозначить словом «хочу», то склонности - это первый шаг к «могу». Раздаются анкеты, студенты отвечают.
А сейчас я предлагаю поиграть.
Условия. Если я называю устройство, вы поднимаете руки вверх, если программу - руки вперед. Тренируемся: принтер, блокнот
Начинаем:
Сканер, Web-сайт, Web-камера, Web-дизайнер, Медиа-плеер, Windows, ризограф, макинтош, Linux, графопостроитель, Intel, микропроцессор, I-Phone, MS, Android, Apple, Paint, Access, плоттер, дигитайзер,компьютерный вирус, ноутбук, NOD-32, JPS-навигатор, DOS Navigator
Молодцы.
А теперь я предоставляю слово нашим активистам, которые продолжат рассказ о том, кто же такие IT-ишники. Студенты представляют свои доклады-презентации о профессиях: программист, Web-дизайнер, системный администратор, администратор баз данных, системный аналитик, киберспортсмен.
А теперь я расскажу вам еще одну интересную историю (притча):
...Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» - спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», - ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» - воскликнул сын.
С 14 лет он ученик в лавке, затем юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским - за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет бросает всё и погружается в археологию. Он трудится без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Все его сбережения отданы идее. Он буквально следует детским впечатлениям: копает там, где указал Гомер. И сказка стала действительностью - Герман Шлиман нашел сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.
С обыденной точки зрения поведение Шлимана - чудачество. Ведь у него было, казалось бы, все, что нужно для счастья, - положение в обществе и богатство. Но, вероятно, ему этого было недостаточно. В данном случае положение и богатство были только средством достижения цели, а не целью. Поэтому не попадитесь в ловушку высокооплачиваемой должности.
Представим, что не было этих сорока лет упорного труда, не было этого бесценного профессионального и жизненного опыта, которые позволили Шлиману разбогатеть. А был мальчик, который хотел разыскать Трою. О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются, как утренний туман. Если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана.
Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.
Задание для команд: написать как можно больше профессий.