Методическая разработка *Интегральные типы классов*

Тема моего исследования опирается на базовые понятия соционики. Соционика — учение о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле — об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма». Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте  на основании работы Карла Густава Юнга «Психологически...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Автор работы:

Срабионян Екатерина

4 курс экономического факультета ЮФУ



г. Ростов-на-Дону

2015 г.

























Автор работы:

Срабионян Екатерина

4 курс экономического факультета ЮФУ



г. Ростов-на-Дону

2015 г.







СОДЕРЖАНИЕ:



1. Введение стр.3-5

2. Краткая теория соционики стр.5-8

2.1.Экстраверт

2.2 Интроверт

2.3 Сенсорик

2.4 Интуит

2.5 Рационалист

2.6 Иррационалист

2.7 Логик

2.8 Этик


3. Краткое описание некоторых социотипов стр.8-10


4.Интертипные отношения стр.10-12

5.Интегральные типы лицея № 57 стр.12-15

6 .Выводы стр.15

7. Литература стр. 16

ВВЕДЕНИЕ:

"Все могло бы быть совсем не так,
Если только сам себе не враг,
И не нужно никому чужих саней.
Это был бы сон, волшебный сон,
Каждый был бы просто чемпион,
Если мог бы выбирать себе коней"…

Тема моего исследования опирается на базовые понятия соционики. Соционика - учение о восприятии человеком информации об окружающей реальности и информационном взаимодействии между людьми. В более узком прикладном смысле - об одной из сторон психологической совместимости, ключевым понятием которой является «тип информационного метаболизма». Соционика была создана в начале 1970-х годов литовским экономистом и социологом Аушрой Аугустинавичюте на основании работы Карла Густава Юнга «Психологические типы» и теории Антония Кемпинского об информационном метаболизме. Название «соционика» происходит от одного из терминов теории. Информационным метаболизмом в соционике называется процесс восприятия, селекции и обработки психикой сведений об окружающем мире и протекающих в нём процессах. С точки зрения соционики люди делятся по типу информационного метаболизма (ТИМы). Основывается это на 4 признаках, каждый из которых имеет два полюса: рациональность - иррациональность, экстраверсия - интроверсия, логика - этика, сенсорика - интуиция. При различных сочетаниях этих полюсов получаются социотипы. Социотип не меняется ни через день, ни через год. Это нечто иное, чем воспитание человека, его культурный уровень, его профессия: это способ обмена информацией и действиями с окружающим миром. Каждый тип имеет не только сильные, но и слабые стороны - за совершенство в одном приходится платить несовершенством в другом. Представители одного социотипа выглядят как близнецы - хотя они даже не родственники. Вероятно, социотип запрограммирован генетически.

Мой интерес к данной проблеме обусловлен не только знакомством с психологическими новинками в соционике, но и чисто практическими задачами. Множество социотипов образуют интегральный тип. Любая сработавшаяся общность людей имеет свой интегральный тип, в том числе и класс: не всякий преподаватель может установить контакт с любым классом. Класс выступает как живой организм со своим характером и социотипом. Психологи заметили, что в любом человеческом коллективе есть популярные личности (звезды), неформальные лидеры и наряду с ними - отвергаемые, изолированные люди, с трудом приспосабливающиеся. Соционика может объяснить это явление: все дело в отношениях между конкретным человеком и интегральным типом класса. Человек тогда попадает в очень трудное положение. Он оказывается один на один с группой, он не может противостоять ей или вписаться в нее, рано или поздно он становится объектом насмешек или издевательств.

Начинающие соционики, особенно пришедшие в эту науку из психологии, часто задают вопрос: как сопоставить принадлежность человека к какому-либо типу личности и его неповторимость, уникальность, индивидуальность?

На данный вопрос можно ответить следующим образом: наличие типов психики вовсе не означает, что все реальные люди одного типа одинаковы. Каждый из нас проживает свою, не похожую на других, жизнь, реальный опыт по-разному наполняет психологические функции, создает свою систему принципов и убеждений.

Соционика не отменяет свободу воли и выбора каждого из нас. Тип личности означает не жесткую программу действий, а лишь предрасположенность, некоторую тенденцию поведения, которая всегда сильна и относительно стабильна.

Особенно хочется подчеркнуть, что типология, применяемая в соционике, безоценочна и не включает такие понятия, как доброта, агрессия, интеллект, культура, состояние здоровья, чувство собственного достоинства и многое другое. Эти моменты закладываются в процессе воспитания, развития и поддаются коррекции психологическими методами работы. Но, очень важно понять, что никаким воспитанием или работой над собой нельзя превратить одну изначальную структуру личности в другую. Невозможно по мановению волшебной палочки перекроить логико-интуитивного экстраверта в сенсорно-этического интроверта. Да и нужно ли это? Можно ли изменить свой тип личности? Юнг писал, что при попытках изменить тип личности человек становится невротическим. Излечение его возможно через выявление исходно присущего ему типа. Опыт показывает, что изменения, происходящие с человеком в течение жизни, совершаются в рамках его психологического типа, не мешающего личностному росту и развитию.

Будда сказал: "И не было, и не будет, и теперь нет человека, который достоин только порицаний или только похвалы". Люди одних типов порой могут казаться представителям других типов глупыми, неповоротливыми, занудами, не способными к чувству юмора. "Ничего святого! Перекати-поле!" - скажет интроверт про экстраверта и в ответ услышит: "Тормоз! Ходячая мораль!". Но различие в типе личности - не повод для неприятия. Знание соционики помогает воспринимать окружающих такими, как они есть, и ценить их, прежде всего, за непохожесть на нас. Все соционические типы равноценны. Все они нужны обществу для понимания различных сторон жизни.

Существует и еще один очень важный вопрос: можно ли развить у себя слабые функции до уровня сильных? Соционика советует развивать таланты, не ругая и не мучая себя за слабости. Тогда и слабые функции "подтянутся" за счет увеличения общего объема обработки информации. Следует помнить, что сильные функции нужны нам для достижения успеха в жизни. Достичь таких же успехов по слабым функциям возможно, но это гораздо сложнее. Развивая слабые функции без помощи сильных, человек испытывает радость преодоления, но не испытывает радости жизни.

Цели моего исследования заключаются в том, чтобы, проанализировав параллель 8 классов моего лицея, найти наиболее комфортные условия, при которых сотрудничество учителя и ученика будет максимально плодотворным. Если ученику некомфортно в этом классе, не надо пытаться его переделать. Социотип в человеке заложен генетически, его нельзя изменить. Можно попытаться перевести его в другой, более подходящий его социотипу, класс. Так можно защитить ребенка от насмешек непонимающих его одноклассников и предотвратить появление у него целого ряда комплексов.

Чтобы осуществить эти цели, я использовала « Опросник Кейрсли» (распечатка опросника находится в приложении), анализ внешности и поведения, индивидуальные беседы. Интегральные типы классов определялись на основе наблюдений за поведением классов и результатов анализа количественного состава социотипов классов.

2. КРАТКАЯ ТЕОРИЯ СОЦИОНИКИ.

Тема моего исследования опирается на базовые понятия соционики. Аушра Аугустинавичюте и Карл Юнг вводят понятие информационного метаболизма. Основывается это на четырех признаках, каждый из которых имеет два полюса.

  1. ЭКСТРАВЕРТ.

Предпочитает внешний мир, потому что оттуда он получает стимулы для своей деятельности. Лучше обучается, активно общаясь и взаимодействуя с окружающими. Речь может быть неясной, торопливой. Быстро накапливается пассивный словарь (слова, которые понимает, но пока не использует сам). Склонен думать вслух, перебивает других, не в силах дожидаться своей очереди. Его вредно перебивать, т.к. в таком случае мысль теряется, внимание отвлекается. Легко адаптируется в новой обстановке. Любит действие и разнообразие. Повелитель жизни.

  1. ИНТРОВЕРТ.

Черпает энергию, удаляясь от других людей и размышляя. Предпочитает общаться один на один либо в тесном кругу. Прежде, чем начать говорить или действовать, им нужно потратить больше времени на подготовку, и когда он излагает, наконец-то, свои мысли, они бывают целостными и оформленными. Предпочитает делиться мыслями, идеями во всей полноте, не позволяя себя перебивать, и не отвлекаясь. Часто страдает от неловкости и стеснительности. Вдумчивый, независимый и замкнутый. Может быть оживлен и энергичен, если ему интересно или с чем-то столкнулся впервые. Старается сконцентрироваться на одном деле и человеке. Сначала думает, потом говорит и действует. Учится, вбирая в себя информацию и прорабатывая ее до тех пор, пока она не превратится в законченные мысли, впечатления и идеи. Избирательно относится ко всему, что его окружает, от разговоров и занятий до людей. Исследователь жизни.

  1. СЕНСОРИК.

Узнает мир благодаря информации, которую получает с помощью пяти органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Понимание мира основывается на полученном опыте. Работает постепенно. Предпочитает постоянство, неизменность, может с недоверием относиться к будущему и к тому, в чем плохо разбирается. Живет прошлым, настоящим. Работает постепенно. Все делает размеренно, основательно. Нуждается в ясных пошаговых инструкциях (это касается и игры, и занятий, и воспитания). Хорошо запоминает детали и уделяет большое внимание чувственной стороне: разборчив в еде, имеет особые предпочтения в тканях, испытывает отвращение к определенным вкусам, запахам.

  1. ИНТУИТ.

Для получения и обработки информации пользуется шестым чувством - интуицией.
Интересует все неординарное. Любит разнообразие, быстро устает от монотонности, повторения. Замечает связи, отношения, которые не лежат на поверхности. Часто отсутствует чувство реальности, живет в своем фантазийном мире. Может предвидеть будущее, т.к. мысли направлены в будущее, а прошедшее быстро забывается. Самый лучший способ что-то сделать - тот, который еще не пробовал. Богатое воображение, может решать проблемы необычным способом, творчески преобразовывать имеющийся материал. Тоже может собирать коллекцию, но она будет неординарной, состоять из необычных предметов (кристаллы, предметы старины, сувениры и т.д.). Значение предмета важнее, чем сам предмет. Искренне и горячо верит в свои идеи, может воодушевить других, сильно расстраивается, когда взрослые не разделяют его оптимизма, а иногда даже стыдятся такого "неординарного" ребенка. Часто обвиняется во лжи, т.к. выдает свои фантазии за правду.

2.5 РАЦИОНАЛИСТ.

Нравится жить в хорошо организованном и распланированном окружении. Нравится принимать решения, но принимает и решения других, чувствует себя комфортно, когда знает, чего ожидать и что должно произойти. Беспокоится, когда какой-то вопрос в течение длительного времени остается нерешенным. Не любит менять планы, требуется время, чтобы привыкнуть даже к приятным сюрпризам. Комфорт основан на стабильности. Волнует, сколько времени уходит на выполнение заданий, не любит тратить время попусту, старается не опаздывать и хочет, чтобы другие поступали также. Предпочитает соблюдать правила. В подростковом возрасте может взбунтоваться, если родителями были установлены жесткие правила. Продуктивен, ответственен.

2.6 ИРРАЦИОНАЛИСТ.

Спонтанен, легче справляется с неожиданностями. Любит все новое, необычное. Необходимость делать выбор, принимать решение вызывает беспокойство, поэтому часто позволяет сделать этот выбор другим, может казаться пассивным. Предпочитает откладывать решение или оставлять вопрос открытым. Стремится жить моментом. Относится ко времени свободно, поэтому может опоздать, не успеть сделать работу. Сопротивляется любым запретам. Лучше просить прощения, чем спрашивать разрешения. Может неоднократно нарушать дисциплину. Любопытен, задает много вопросов, игрив, импульсивен. Предпочитает начинать дела.



  1. ЛОГИК

Руководствуется объективной информацией, учитывая последствия каждого действия. Стиль мышления - беспристрастен и аналитичен. Смотрит назад, взвешивая все "за" и "против" и уже затем принимает самое обоснованное решение. Стремится к объективности и непротиворечивости. Часто ставит под сомнение правила, требуя от них одновременно и справедливости, и логичности. Изменения в жизни, непоследовательность приводят в смущение, могут вызвать стресс. Частый родительский довод "потому что я так сказал" логиком просто не воспринимается. Склонен уважать справедливых, последовательных, знающих учителей и взрослых. Тяжело проявлять дружелюбие по отношению к тем, кого не уважает. Тяжело учиться у тех, кого не уважает. Похвала, не основанная на объективных критериях или не подчеркивающая индивидуальные достижения и компетентность, оскорбляет его. Ценит справедливость и прямоту в себе и в других. Для того чтобы понять эмоции другого человека, ему необходимо понять логические последствия. Если в течение какого-то времени приходится жить по нелогичным, бессмысленным или несправедливым правилам, испытывает стресс; реакция - отказ, сопротивление, мятеж. Полагается на свое собственное мнение, не обращает внимания на мнения окружающих. Не воспринимает критику.



  1. ЭТИК

Принимает решения, исходя из своих субъективных ценностей, на основании своих чувств. Смотрит вперед, пытаясь понять, как его решение повлияет на других или его самого. Своя шкала ценностей. Думает о чувствах других людей, поэтому сложно принимает решение, которое сделает несчастным другого. Бывает, делает то, что не хочет, ради того, чтобы не огорчить другого человека или получить одобрение. Нуждается в любви окружающих, легко идет на контакт с другими людьми. В младенчестве часто улыбается незнакомым людям. Начинает доверять, когда оказывается в теплой, дружественной атмосфере. За доверием следует восхищение, лояльность. Для полноценного развития психологический контакт и привязанность не менее важны, чем пища, вода и сон. В любом возрасте нуждается в поцелуях, объятиях, заверениях в любви. На первое место ставит дипломатичность и доброту. Старается быть тактичным. Прислушивается к мнению других. Слишком легко меняет свое мнение, слишком доверчив.

Различное сочетание этих качеств формирует социотипы людей

3.КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ некоторых СОЦИОТИПОВ:

Дюма (СЭИ, сенсорно-этический интроверт)

Связь Дюма со своим внутренним миром гораздо более тесная, чем у любого другого представителя социотипа. Этот ТИМ от природы обладает полнокровным и тонким ощущением всех граней и оттенков физического мира. Входя в контакт с окружающей действительностью непосредственно и чувственно, Дюма сохраняет и совершенствует богатство своего восприятия. Ощущая и чувствуя реальность, он постоянно и неразрывно пребывает в контакте с самим собой, с собственной чувственной природой. Взаимоотношения "я - мир" в его понимании гармоничны. Мир дарит разнообразные ощущения, Дюма обладает чувствами, способными их уловить. У мира своя гармония, у Дюма своя - внутренняя, и обе эти гармонии естественно дополняют друг друга. Естественность и спокойная непринужденность, природное миролюбие и добродушие позволяют Дюма видеть мир доброжелательным. Склонность тонко и осознанно воспринимать собственные ощущения и все разнообразие чувств, доверять им, помогают гибко реагировать на изменения мира внешнего, не теряя самоощущения. Практически все, что способно вызвать удовольствие, находит в чувствительной душе Дюма живейший отклик. Многие Дюма - ценители искусства. Благодаря природой тяге к прекрасному, они не только украшают свою жизнь, но и восстанавливают душевное равновесие.

Есенин (Лирик, ИЭИ, интуитивно-этический интроверт)

Есенин часто производит впечатление человека, с одной стороны витающего в облаках, отрешенного от внешнего мира, а с другой - невероятно контактного, отзывчивого, переживающего сердечно и глубоко. Тайна есенинской загадочности привлекает многих, но открываются Есенины избранным, небольшому кругу близких людей, которым будут близки или важны изменчивые движения их души. Есенина можно назвать идеалистом, собирателем и оберегателем духовных идеалов разных эпох. И это идеалы, наполненные переживанием, глубоко личным откликом на происходящие и происходившие когда-то события. Обычно Есенины легки и приятны в общении, они следуют нравам, принятым в обществе, не стремятся выделяться, быть на виду, но для себя всегда оставляют право на приватную внутреннюю жизнь, право на оценки людей по своим внутренним ценностям, внутренним же законам морали и нравственности, которые Есенин создает сам, в течение своей жизни, опираясь на чувства и наблюдения. Кино, литература, живопись или психология - это для Есенина прекрасный повод расширить и углубить диапазон своих чувственных переживаний. События культуры, произведения искусства воспринимаются им глубоко лично, информация принимается, прежде всего, сердцем и воображением.

Гамлет (ЭИЭ, Этико-интуитивный экстраверт)

Жизнь полна смысла, если в ней присутствуют эмоциональный накал и надо угадать ту идею, которая захватит воображение людей и правильным образом сформирует их чувства. Жизнь - это сфера эмоций. Без периодических всплесков драматических переживаний он чувствует себя не у дел. Стремится стать эталоном проявления эмоций, демонстрирует окружающим, как и в какой ситуации, следует себя вести. Очень предвидит возможное развитие событий, обладает ярко фантазией, художественным чутьем. Умеет вдохновлять людей своими фантазиями, повести их за собой. Действие функций слабых каналов: не очень уверен в потребностях своего тела, не всегда способен наладить быт. Волевые усилия, проявляемые им, носят непредсказуемый характер. Предпочитает тонкую тщательную и скрупулезную работу. Ему трудно вписаться в определенную систему, следовать ей.

Штирлиц (ЛСЭ, Логико - сенсорный экстраверт)

Установка сознания: главное в жизни - это разумно направленный труд, организованный нужным образом. Работать должно, быть удобно, и за труд необходимо получать заслуженное вознаграждение. Нацелен на практическую деятельность, умеет создавать высококачественную продукцию, предпочитает работать аккуратно и последовательно. Умеет использовать трудовые ресурсы людей как производственный фактор. Склонен к принципиальным подходам, которые позволяют уложить частности в глобальную систему. В общественной жизни также должны соблюдаться общепринятые правила. Законник. Стремится к соразмерности и балансу в поисках общей гармонии, исходит из принципа: удобно жить - Эффективно работать. В быту довольствуется необходимым, предпочитает не захламляться. Часто имеет « фотографическую» память. Слабо ориентируется в сфере эмоций, в нюансах переживаний. Не всегда совладать со своими чувствами, способен взорваться и накричать.

4.ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Между людьми с различными социотипами будут и различные типы взаимоотношений, так как каждый тип по своему воспринимает и обрабатывает информацию. Существует несколько типов отношений между различными типами, они мало зависят от стремлений и желаний людей.

Тождественные отношения

В тождественных отношениях партнеры аналогичным образом воспринимают и осмысливают информацию, имеют одинаковые сильные и слабые стороны, общие ценности, нередко - общие интересы. Все соционические функции партнеров совпадают. В тождественных отношениях происходит быстрый и эффективный обмен информацией, поэтому тождественные отношения считаются наиболее благоприятными для обучения.

Дуальные отношения

В дуальных отношениях партнеры дополняют друг друга, общение обычно легкое и непринужденное, а совместная работа - приятная, хотя при налаживании отношений возможна довольно болезненная «притирка». Все сферы деятельности так или иначе оказываются в зоне сильных функций одного из партнеров, при этом они имеют общие ценности (ценностные функции) и одинаковый жизненный ритм - оба рационалы или иррационалы. С точки зрения модели А программная (базовая) функция подает информацию на суггестивную (внушаемую) функцию дуала, творческая - на активационную, наблюдательная функция контролирует деятельность ролевой, а демонстративная (фоновая) прикрывает болевую функцию дуала. Дуальные отношения считаются одними из самых благоприятных (в первую очередь - для серьезных отношений и длительной совместной жизни).

Зеркальные отношения

Зеркальные отношения интересны для общения и совместной деятельности, у партнеров имеются общие ценности и нередко - интересы, возможна конструктивная критика. Сильные и слабые стороны во многом совпадают. Программная функция пересекается с творческой функцией «зеркальщика», ролевая - с болевой, суггестивная - с активационной, наблюдательная - с демонстративной.

Родственные отношения

Сложные отношения со сходными жизненными установками и противоположными программами их реализации. С точки зрения модели. А программные, ролевые, суггестивные и наблюдательные функции партнеров совпадают, творческая функция одного партнера попадает на болевую (что раздражает и может приводить к конфликтам), демонстративная - на активационную. Отношения неблагоприятны для семейной жизни.

Деловые отношения

Отношения делового равноправия с элементами соперничества и конкуренции при разных целях партнеров. С точки зрения модели А программная функция одного партнера приходится на ролевую функцию другого (отсюда конкуренция и борьба за лидерство в отношениях), наблюдательная - на суггестивную, а творческие, болевые, активационные и демонстративные функции совпадают (общие интересы и сотрудничество обычно лежат в зоне творческих функций партнеров).

Отношения полной противоположности

Отношения полной противоположности (погашения) - партнеры имеют похожие слабые и сильные стороны, однако в общении и совместной деятельности происходит обоюдное погашение, один партнер как бы препятствует деятельности другого. С точки зрения модели А программная функция одного партнера попадает на наблюдательную, а творческая - на демонстративную (что в совокупности и дает эффект погашения), ролевая - на суггестивную, болевая - на активационную.

5. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ТИПЫ КЛАССОВ МБОУ ЛИЦЕЯ 57

Интегральный тип класса 8В

Здесь мы видим, что преобладает тип Штирлиц.

На переменах в классе очень шумно. Кроме того, ученики активно заходят «в гости» и в другие классы лицея. Это объясняется тем, что большая часть класса - экстраверты. Так как преобладает тип Штирлиц, можно заключить, что интегральный тип класса - Штирлиц. Эта гипотеза находит подтверждение в интертипных отношениях с преподавателями. Преподавателям типа Есенин (Есенин и Штирлиц - конфликт) довольно сложно найти контакт с классом, и типа Штирлиц (между Штирлицем и Штирлицем - тождество) проще найти общий язык. Примечательно, что отношение тождества наиболее благоприятны для обучения. В этом случае информация воспринимается одними и теми же каналами. В 9В классе есть один Есенин. Теоретически он должен быть изгоем в классе, но практически это не наблюдается.

Интегральный тип класса 8б

В 8б классе явно преобладает тип Гамлет. Количество Гамлетов и поведение класса в целом дают возможность выдвинуть гипотезу, что интегральный социотип класса - Гамлет. Этим объясняется активность класса в театральной жизни лицея. Их выступления всегда отличаются оригинальностью. Гамлет - эстетический Интуит. Примечательно, что все интуитивные этики и этические интуиты (Гамлет, Достоевский, Есенин) особо склонны к гуманитарной деятельности. В классе нет Горьких (Гамлет и Горький - дуалы). Среди преподавателей отсутствует Бальзак, Дюма (Дюма-ревизор Гамлет), Горький, Мы обращаем внимание именно на эти социотипы, так как отношение конфликта, дополнения и ревизии особо ярко проявляют и имеют особенно большое значение в обучающем процессе.

Интегральный тип класса 8а

Интегральный тип класса 8а очень экстравертен. Это интуитивно - этический экстраверт особенно склонен к гуманитарной деятельности, как и все интуитивный этики и этические интуиты. Однако в классе 8а отсутствуют Горькие. Что касается преподавательского состава, то особенно плохо класс должен воспринимать информацию от Ребеспьеров и Горьких. Горькие отсутствуют в преподавательском составе МБОУ Лицее №57.Все выше перечисленные факторы свидетельствуют о благоприятном положении для 8а.

Интегральный тип класса 9А

Интегральный тип класса 9А - сенсорик. В классе очень чистые парты, пол, доска регулярно вытирается. При этом ученики общительны, но гораздо менее импульсивны, чем в 8а. Отсюда можно сделать вывод о рациональности и экстравертности интегрального типа класса 8а. В классе 8а отсутствуют социотипы Бальзак (конфликтер Гюго) и Габен (ревизуемые Гюго). При этом численность социотипов, с которыми у Гюго положительные отношения, достаточно высока: Робеспьер (дуал Гюго), Дон Кихот (активатор Гюго), Дюма (зеркальные с Гюго), Штирлиц (деловые с Гюго). Это должно положительно сказаться на психологической атмосфере класса. Класс хорошо контактирует с преподавателями типов Дон Кихот.

Отношения между интегральными типами классов.

Исходя из данных, которые изложены в предыдущих главах, можно судить об интертипных отношениях, которые складываются между интегральными типами классов МБОУ Лицея №57. Между типами 8в (Штирлиц) и 8б (Гамлет) отношения суперэго. Оба класса в некоторой степени симпатизируют друг другу, однако часто конфликтуют. Этому способствует то, что параллели всего две. Это подстегивает соревнования между параллелями.

Между 8а (Гюго) и 8б (Гексли) отношения социального заказа. В этом случае Гюго активирует Гексли сенсорикой ощущений. Но Гексли не может активировать Гюго своей слабой структурной логикой. Гюго ничего не получает от Гексли и начинает воспринимать Гексли несерьезно. Гексли понимает это и отдаляется от Гюго на более длинную психологическую дистанцию. Если перенести это на два коллектива, соперничающие между собой, получаются довольно неприятные отношения.

Между 8в (интегральный тип - Штирлиц) и 8а (интегральный тип Гюго) деловые отношения. У них совпадают творческие функции - сенсорика ощущений, что способствует совместной деятельности. Однако, это очень разные типы. Главная разница между ними - цели, к которым они стремятся; для нормального взаимодействия им требуется общее дело. Иначе, из - за разницы в целях, возможна неприязнь. Итак, если у 8а и 8в будет общее дело, например театральная постановка, их взаимодействие может быт очень эффективно. Однако в обыденной жизни могут часто конфликтовать. Конфликтам часто должно способствовать покровительственно - пренебрежительное отношение друг к другу. Между 8б (Гамлет) и 8а (Гексли) отношения квазитождества. Но вертность функций - разная. Это значит, что в интеллектуальном плане партнеры способны помочь друг другу, дополнить новыми подходами и идеями. При таких отношениях происходит оживленный обмен информацией. Однако, непонимания и ссоры по мелочам неизбежны. В данном случае, отношения осложняются тем, что лидером является Гамлет(8б), который по натуре манипулятор. Если этим двум классом будет дано совместное задание, Гексли тяжело будет долго терпеть манипуляции Гамлета. Большой скандал маловероятен, но партнеры могут тихо разойтись «Маленькие задачи могут выполняться вполне продуктивно». Между 8в (Штирлиц) и 8а (Гексли) отношения активации. Эти отношения близки к дуальным. По шкале комфортности они даже стоят на втором месте после дуальных. В некоторых экстремальных случаях они даже лучше дуальных. В данном случае Штирлиц активирует Гексли сенсорикой ощущений. Гексли обеспечивает Штирлицу эмоциональную поддержку, добавляет новые идеи и мысли. Их сотрудничество очень продуктивно. Партнеры надоедают друг другу только при длительном взаимодействии.

Между 8б (Гамлет) и 9а (Гюго) родственные отношения. Эти два социотипа очень похожи. Разнится только вторая функция: у Гюго - сенсорика ощущений, у Гамлета - интуиция времени. У них сходные цели. Их деловое сотрудничество может быть очень успешным. Однако, когда общего дела нет партнеры могут конфликтовать между собой. Это происходит из - за того, что вторая функция Гюго является болевой для Гамлета. И наоборот, вторая функция Гамлета является болевой для Гюго. Вторая функция определяет способы, методы действия…

6. ВЫВОДЫ

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  • социотипы формируются при сочетании восьми функций: логика - этика, сенсорика - интуиция, рациональность - иррациональность, интроверсия - экстраверсия. Существует 16 социотипов. Они распределены по квадрам и дуальным парам: Дон Кихот - Дюма, Робеспьер - Гюго, Жуков - Есенин, Горький - Гамлет, Наполеон - Бальзак, Лондон - Драйзер, Гексли - Габен, Штирлиц - Достоевский

  • Между социотипами существует 16 интертипных отношений: дуальные, тождественные, суперэго, активации, зеркальные, деловые, миражные, полные противоположности, квазитождества, полу дуальные, родственные, конфликтные, социальный заказ, социальная ревизия.

  • Каждая сработавшаяся группа имеет свой интегральный тип - социотип группы

  • Интегральные типы классов МБОУ Лицея №57 распределились следующим образом: 8в - Штирлиц, 8б - Гамлет, 9А - Гюго, 8а - Гексли

  • Наиболее благоприятная обстановка в лицее для интегрального типа Гюго(9А), так как в преподавательском составе присутствуют дуалы Гюго - Робеспьеры. Лучше всего подходит под специализацию класс 8б. Наиболее благоприятна обстановка в 9А: отсутствуют конфликтеры интегрального типа данного класса. В остальных классах количество конфликтеров и подревизных приблизительно одинаково. В межклассовых отношениях лучше всего взаимодействуют 8б и 8а актаваторы. Хуже всех взаимодействуют 8а и 8в.

7. Литература

  1. Аугустинавичюте А. Дуальная природа человека.- Литовская ССР:

Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН

  1. Аугустинавичюте А. Теория интертипных отношений.- Литовская

ССР: Отдел рукописей Библиотеки Литовской АН

  1. Филатова Е.С. Искусство понимать себя и окружающих.- Санкт-

Петербург: Дельта.

  1. Филатова Е.С. Соционика для вас.- Новосибирск: Сибирский хронограф

  2. Филатова Е.С. Соционика в портретах - Новосибирск: Сибирский хронограф.

  3. Юнг К.Г. Психологические типы

  4. Якубовская Т.С. Соционика: как разобраться в себе и других





© 2010-2022