Методическая разработка по теме Система работы классного руководителя с одаренными детьми

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глава 1.

Введение.

Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и способными детьми становится наиболее важной. И для меня, как для классного руководителя класса с углубленным изучением русского языка, эта деятельность стала приоритетной. Изучив способности учащихся пятого класса, я поставила перед собой следующую цель:

- Создать условия для развития одаренных и способных детей.

Задачи:

- изучить возможности каждого ребенка, члена детского коллектива моего класса;

- обеспечить широкий спектр внеклассных мероприятий, позволяющий каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал;

- применять эффективные технологии для проведения внеклассных мероприятий;

- осуществлять мониторинг развития одаренных и способных детей..

Данные задачи я определила на период обучения детей с пятого по девятый класс. Вся моя деятельность состоит из нескольких этапов.

Этапы работы с одаренными и способными детьми.

Этапы

Задачи

Сроки

Первый этап

- изучение возможностей детей;

- организация условных групп по категориям;

- формирование детского коллектива.

2009-2010уч.год.

( пятый класс)

Второй этап

- развитие личностных качеств учащихся;

- подбор мероприятий в соответствии с возможностями ребенка;

- развитие четырех «сами» (Сами придумали, сами подготовили, сами проверили, сами обсудили.

2010-2011 уч. год

(шестой, седьмой класс)

Третий этап

- вовлечение детей в школьное и городское самоуправление.

2012-2014 уч. год.

( восьмой, девятый класс)

Планируемый результат:

- поиск и применение эффективных технологий;

- знание возможностей каждого ребенка.

- банк данных внеклассных мероприятий.

- положительная динамика учащихся в образовательном процессе.



Глава 2.

Организация деятельности классного руководителя по развитию творческого потенциала одаренных и способных детей.

До сих пор в науке и педагогической практике представлены 2противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их.

По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей от общей популяции, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

В своей работе я придерживаюсь первой точки зрения. Каждому ребенку при рождении дается талант, который нужно вовремя заметить и развить в нем.

Одаренные дети отличаются от других детей следующими качествами:

· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. В нашей школе одаренные и способные дети имеют возможность реализовать себя при выборе программы углубленного изучения в момент перехода с первой образовательной ступени на вторую.

В пятом классе продолжается изучение возможностей учащихся через:

- собеседование с классными руководителями начальной школы. Учителя дают краткую характеристику выпускников начальной школы, рассказывают об интересах, возможностях каждого ребенка;

- педагогический консилиум, который проводится в начале года по итогам первой четверти. В нем принимают участие учителя начальной школы и преподаватели среднего звена. Они обмениваются своими наблюдениями о способностях и возможностях детей, дают рекомендации;

-анкетирование учащихся, позволяющее выяснить интересы, увлечения ребенка;

- анкетирование родителей, рассказывающее о хобби, интересах, о кружках и секциях, которые посещает ребенок, о состоянии его здоровья. (Приложение №1)

Следующий этап в работе - формирование групп учащихся по их способностям.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Формирование групп происходит с учетом категорий одаренных детей и на основе анкетных данных учащихся и их родителей. Объединение в эти группы условно, так как в своей работе я постоянно меняю их состав, привлекая детей к разным видам деятельности.

Важным этапом в работе с одаренными и способными детьми является планирование. Я планирую работу на основе образовательной программы школы, школьного плана воспитательной работы, (с учетом всех направлений. Приложение №2,3) на основе запросов интересов детей и их родителей. Благодаря планированию я предоставляю широкий спектр участия детей в различных мероприятиях.

В своей работе я использую разные формы.

  • групповые занятия с одаренными учащимися;

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы;

  • элективные курсы по выбору;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным плана

  • интеллектуальные марафоны

Стараюсь привлекать детей к разным видам деятельности. Каждый год мы принимаем участие в предметных олимпиадах, Всероссийских играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», интеллектуальных интернет-играх по основам наук, Международных интеллектуальных играх. Такая форма дает возможность проверить свои знания, интеллектуальные возможности, расширить кругозор, развивать память, логическое мышление.

Коллективное творческое дело. Предполагает несколько этапов. На подготовительном этапе учащиеся должны уметь найти и отобрать материал, взаимодействовать друг с другом, с родителями, знакомыми и незнакомыми людьми. В момент проведения коллективного творческого дела - владеть умением вступать в ситуацию общения, задавать вопросы, вести диалог, работать сплоченно, уметь слышать и слушать собеседника, составлять тексты, предъявлять их публике, отстаивать свою точку зрения. На этапе анализа учащиеся оценивают деятельность свою и других участников, оформляют свое доказательство, составляют связный текст, учатся высказывать отрицательное мнение, не обидев собеседника, учитывая мнение других.

В классе ежегодно проходит день Святого Валентина. Заранее организуется обсуждение мероприятия, выбирается эскиз поздравления, выбор валентинки остается свободным, на классном часе каждый придумывает поздравительный текст (в стихотворной форме), оформляется газета, обсуждается результат, проводится анализ работы.

Рыцарский турнир к Дню Защитника Отечества. На подготовительном этапе прошел поиск названия команды, девиза, эмблемы. Предложенные варианты были обсуждены и приняты общим голосованием. Во время участия ребята должны были показать умение работать сплоченно (Не останавливаясь, назвать как можно больше видов оружия «Словесный бой»), давать аргументированные ответы (Викторина). Немалая роль отводилась и болельщикам, они поддерживали участников не только присутствием, но и кричалками, ритмичным аплодисментами. В этот момент они продемонстрировали культуру поведения на таких мероприятиях. Учились на примере других. На заключительном этапе прошло обсуждение, сделаны выводы.

Мастер - класс проводится к празднику защитника Отечества. Учащиеся предлагают свои работы на обсуждение, из них выбирается лучшая. Второй год мастер - класс проводит одна и та же ученица. Хотя готовились к нему несколько человек, но ее предложение по изготовлению поздравительной открытки оказалось лучшим. Она нашла эскиз, подобрала материал, смогла объяснить и помочь изготовить поделку.

Огромным потенциалом в работе с одаренными детьми по развитию творческих способностей обладает театральное объединение. В него входят учащиеся разных классов. Здесь формируется и развивается языковая, коммуникативная компетенция. Во время работы над словесной тканью постановки, когда нужно не только выучить слова пьесы, но и через речь героя понять его характер, поступки и поведение, особенно когда речь стилизована, формируется и развивается языковая компетенция. Кроме того, учащимся постоянно приходится взаимодействовать со зрителями, а значит, они должны уметь слушать партнера, владеть своим эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием аудитории, увлечь зрителей своей игрой, вжиться в роль, быть достоверным. Поэтому, с начала учебного года я продолжила работу в театральном объединении. Первые выступления не прошли незамеченными (Выступление на дне учителя, новогодние театрализованные утренники, литературно- музыкальная композиция «Держава армией сильна…»).

Я организую мероприятия, применяя такие технологии как:

  • технология коллективной творческой деятельности ( И.П.Иванова, В.А.Караковского). Главная идея - взаимодействие детей и взрослых по интересам деятельности, ориентирам. В основе любого мероприятия по данной технологии лежат 4 «сами»: придумали, подготовили, провели, обсудили.

  • технология самовоспитания школьника (Г.К.Селевко). Цель - воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и профессионала. Основной принцип - доминанта на самовоспитание и потребность саморзвития.

  • игровые технологии, которые развивают речь, интонацию, воображение, художественные и технические способности, эмоциональную сферу.

  • технология сотрудничества формирует толерантное отношение детей друг к другу, готовность прийти на помощь.

Важным условием в работе с детьми является, на мой взгляд, создание ситуации успеха для каждого ребёнка. Это осуществляется мною через дифференцированный подход, через формирование субъект - субъектных отношений, признание за каждым ребёнком права на ошибку, на собственное суждение, предоставление права на свободу выбора, существование благоприятного микроклимата. Создание такого микроклимата во многом зависит от того, какими качествами обладает ребенок. Поэтому как на уроках, так и во внеурочной деятельности я стараюсь уделять внимание беседам о высших этических ценностях человека: доброте, любви, трудолюбии, совести, достоинству, гражданственности и др. Так, в классе ежегодно проходят классные часы о толерантности, о доброжелательном отношении друг к другу, о милосердии. В рамках гражданско-патриотического направления прошли классные часы, посвященные символике российского государства, классный час «СНГ - союз независимых государств», « Первый президент России». Большое внимание уделяется здоровому образу жизни. Мы постоянно участвуем в спортивных соревнованиях, в Кроссе наций, в Лыжне России, проводим классные часы по теме « Мы против наркотиков», « СПИД - чума двадцать первого века» и др. Это дает возможность формирования положительной Я - концепции личности. В результате, дети на уроках, внеклассных мероприятиях не боятся отвечать, вступать в дискуссию (они умеют уважительно относиться к ответу товарища), читать вслух, размышлять, высказывать свою точку зрения, принимать правильное решение. А если ребенок не боится этого, значит, учеба приносит ему радость, он готов учиться, готов познавать окружающий мир, его результаты будут высокими.

Большое значение в работе с одаренными детьми играет мониторинг классного руководителя, разработанный в нашей школе. Он включает в себя несколько показателей:

  • особенности личности ребенка и его личностного роста;

  • мотивацию к обучению;

  • уровень сформированности компетентностей;

  • уровень воспитанности;

  • личностные качества;

  • интересы, хобби детей.

Вся имеющаяся информация занесена мною в индивидуальную карту успешности ученика (приложение №4) и в карту успешности класса (приложение №5), что позволяет мне сравнить личностный рост ученика самого с собой, определить уровень успешности ребенка, его затруднения, увидеть уровень эффективности используемых мной технологий оказать своевременную помощь, сопровождать ребенка в образовательном процессе. (В приложении … представлены формы из мониторинга классного руководителя).

Мониторинг помогает мне своевременно получить необходимую информацию, корректировать свою деятельность, избегать ошибок в принятии управленческих решений, помогает создать условия для успешности ребенка. Благодаря мониторингу нет неуспевающих, отсутствуют конфликтные ситуации с педагогом, родителями, повысился интерес к интеллектуальным и творческим видам деятельности, более осознанно выстраивается индивидуальный образовательный маршрут.

Целенаправленная работа в урочной и внеурочной деятельности с одаренными и способными детьми приносит свои результаты. Учащиеся занимают призовые места в школьных олимпиадах, в игре «Русский медвежонок» (ежегодно призовые места по школе), «Кенгуру» (призовые места по школе), в международных интеллектуальных играх (в 2009 году из класса в играх принимали участие три человека, среди них - призер личного первенства, в 2010 году участниками стали 13 человек, команда стала призером Вторых Международных игр в городе Москве).

Активно участвуют дети в школьных и городских мероприятиях форумов «Живое слово», «Парад искусств», «Здоровое поколение»:

  • учащиеся театрального объединения ежегодно принимают участие в театрализованных новогодних представлениях для младших школьников, концерте ко дню учителя;

  • выступали с музыкально - литературной композицией «Держава армией сильна…» перед родителями и младшими школьниками;

  • заняли второе место в городском конкурсе радиопередач «Мы для победы ничего не пожалели» (2010г);

  • призовое место в конкурсе творческих сочинений о комбинате (первое место в номинации «Самое теплое и доброжелательное сочинение», 2010г, всего в конкурсе принимали участие три человека).

  • первое место по школе в рыцарском турнире;

  • призовые (первое и третье место по городу) заняли учащиеся, создавшие свои презентации о СПИДе, трое учащихся получили благодарственные письма.

Из опыта работы я знаю, что активное участие детей во внеурочной деятельности приводит к успехам на уроках, помогает в общении с одноклассниками и педагогами, помогает в формировании основных компетенций. В связи с этим большое внимание как классный руководитель я уделяла привлечению пятого класса (вновь сформированного) к активному участию в фестивале « Юные интеллектуалы Среднего Урала». Дети активно участвовали в классных, школьных, городских и областных мероприятиях. Привлечение детей к участию в фестивальных мероприятиях привело к увеличению количества участий детей класса в мероприятиях. (см Приложение №6). Из таблицы видно (приложение), что у детей к концу года возрос интерес к разным видам внеклассной деятельности (572 участия в течение года). Чаще дети выступали в качестве участников, чем зрителей (450 участий в роли участников). Значит, в них возросла уверенность в своих возможностях. По уровню участий, первое место занимают участия в классе (278). Высок уровень участия детей в школьных мероприятиях (260 участий). Это говорит о том, дети готовы к взаимодействию с другими членами классного и школьного коллектива. Радует и тот факт, что учащиеся заявили о себе и на городском (26 участий) и на областном (26) уровне.

Все вышесказанное способствовало 100% успеваемости в классе. Возросло качество работы класса в целом (с 76% до 80%). Дети успешны на уроках и внеурочной деятельности, во взаимодействии со сверстниками, в классе очень низкий уровень конфликтности, пятиклассники успешно прошли адаптационный период, высок уровень участия детей в классных и школьных мероприятиях.
Внеурочная деятельность предполагает использование форм, которые строятся на личностном взаимодействии, в нестандартных ситуациях. Поэтому я вижу в ней огромный потенциал для работы с одаренными и способными детьми. Эта деятельность способствует развитию детей, делает ребят успешными сегодня, сейчас, а в дальнейшем на итоговой аттестации и в дальнейшей жизни.


Заключение.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Сильно меняющиеся индивидуальные и возрастные особенности учащихся, развитие научно- технического прогресса, требование мировых стандартов образования изменили социальный заказ общества школе по формированию личности будущего. Обществу требуется личность, готовая к правильному взаимодействию с окружающим миром, к саморазвитию, обладающая интеллектуальным и творческим потенциалом. Поэтому работа с одаренными и способными детьми является крайне необходимой. И для меня, как классного руководителя, эта деятельность стала приоритетной.

В дальнейшем я планирую продолжить эту работу. В 2012-2015 учебном году моя деятельность будет направлена на работу по развитию личностных качеств учащихся, развитию четырех «сами» (Сами придумали, сами подготовили, сами проверили, сами обсудили.), подбор мероприятий в соответствии с возможностями ребенка. Продолжится активное участие в Фестивале Юные интеллектуалы Среднего Урала, предоставляющем большой спектр мероприятий для развития способностей детей. Особое внимание будет уделено вовлечению учащихся в работу форума «Мы - уральцы». Планируется изучение родного края через непосредственное знакомство с историческими местами Урала, написание исследовательских проектов.

Мне предстоит решать следующие задачи:

- обеспечить широкий спектр внеклассных мероприятий, позволяющий каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал;

- применять эффективные технологии для проведения внеклассных мероприятий;

- осуществлять мониторинг развития одаренных и способных детей;

- повысить уровень своей профессиональной компетентности в области работы с одаренными и способными детьми;

Планируемый результат:

- повышение уровня участия детей в школьных и городских мероприятиях;

- участие в исследовательских проектах;

-изучены и применяются новые эффективные технологии для работы с одаренными и способными детьми;

- создание банка внеклассных мероприятий.

Заканчивая свое выступление, хочу сказать, что работа с одаренными и способными детьми требует от учителя постоянного интеллектуального самосовершенствования, пополнения собственных знаний, готовности учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием, не дает стоять на месте, заставляет двигаться вперед. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным.

В современной педагогике и образовательной практике обучение одарённых детей чаще всего рассматривается как глобальная педагогическая задача. В соответствии с философией этого подхода гений, талант не

принадлежат отдельному человеку или стране, где он родился, - они достояние

планеты. Поэтому все одарённые дети должны находить поддержку в сфере

образования, где бы они ни родились и ни жили.





приложения



Содержание:

1.Глава 1. Введение. 3-4 стр.

2.Глава 2. Организация деятельности классного руководителя по развитию
творческого потенциала одаренных и способных детей. 5-12 стр.

3. Глава 3. Заключение. 13-14 стр.

4. Приложения. 15-21стр.



.





умов и частые, обыденные наблюдения - «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается

некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность

существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению,

качественно отличаются от сверстников. Такой подход довольно уязвим и

традиционно является предметом критики со стороны большинства отечественных

педагогов и психологов, хотя это понимание вполне допустимо, и простых людей. Одаренным, умным

человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям,

мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то

принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим не

доступно. Однако в философских трактатах прошлого

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на

выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной

воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает

«погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая

и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

· имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

· имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

· испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Формы работы с одаренными учащимися:

 групповые занятия с одаренными учащимися;

 факультативы;

 предметные кружки;

 кружки по интересам;

 конкурсы;

 курсы по выбору;

 участие в олимпиадах;

 работа по индивидуальным планам;

 занятия в профильных классах

 интеллектуальные марафоны

19

© 2010-2022