- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа патриотического воспитания Память - это мы
Программа патриотического воспитания Память - это мы
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Малолетникова В.Н. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вавиловская средняя общеобразовательная школа»
«Память - это мы»
Программа гражданского и патриотического воспитания учащихся
Автор программы:
Малолетникова В.Н.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г» и предназначена для учащихся 7-9 классов образовательных учреждений. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в классе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания
В настоящее время в школе сложилась система патриотического воспитания учащихся. События последнего десятилетия ушедшего века изменили устой российского общества, сменили приоритеты, обозначили новые критерии значимости личности в семье, государстве, мире. Все эти процессы в большей степени коснулись самой незащищенной части общества - детей. Сегодняшним ученикам трудно понять величие своего народа, а наше непростое время заставляет их взглянуть на прошлое страны через призму современной жизни, молодое поколение растет в среде, где такие понятия, как Родина, дом, народ, честь, любовь к своему народу и своей истории стали не престижными. Патриотизм - преданность и любовь к своему Отечеству, стремление служить его интересам, способствовать его укреплению носит общенародный характер.
Патриотическое воспитание направляется на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Личность гражданина-патриота характеризуется самостоятельностью мышления, важнейшими духовными и нравственными качествами, веротерпимостью, проявлением любви к Родине, к родному краю, к родным и близким, гордости за свое Отечество, за историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов, уважением Конституции страны.
Цели и задачи программы
Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу; повышение эффективности существующей в школе системы патриотического воспитании школьников; формирование личности гражданина - патриота Родины на героической тематике, на боевых традициях Русской и Советской Армии.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Отсюда вытекают следующие задачи:
• обновление содержания патриотического воспитания, совершенствование его форм и методов.
• формирование у школьников важнейших качеств гражданина России - патриота Отечества: чувства любви к Родине и ее столице городу-Герою Москве, гордости за свою страну, преданности Родине.
• доведение до учащихся славных боевых традиций Русской и Советской Армии, примеров мужества и героизма защитников Отечества и их истоков.
• воспитание у молодежи готовности к защите Родины и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
• воспитание уважительного отношения к Конституции и другим законам Российской Федерации.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в три этапа:
-
диагностико-проектный - 2009-2010 учебный год
-
содержательно-деятельностный - 2010 - 2011 учебный год
-
рефлексивный - 2011 - 2012 учебный год
Содержание деятельности на каждом этапе:
-
Диагностико-проектный:
-
комплексное обследование уровня сформированности патриотизма обучающихся и состояния героико-патриотического воспитания в школе;
-
разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов героико-патриотического воспитания;
-
сбор информации, анализ и участие в таких же проектах и программах вне школы.
-
-
Содержательно-деятельностный: реализация комплекса проектов - как вновь созданных, так и традиционных как внутри, так и внешкольных.
3. Рефлексивный: выявление результативности реализуемой программы посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.
Ожидаемые результаты
-
Диагностический этап: получение целостной картины состояния героико-патриотического воспитания и сформированности патриотизма как личностного качества у обучающихся.
-
Содержательно - деятельностный этап: активизация деятельности в рамках героико-патриотического воспитания.
3. Рефлексивный этап: изменение социальной и гражданской позиции членов школьного сообщества; определение системы дальнейшей деятельности по героико-патриотическому воспитанию школьников.
Краткое содержание программы
Содержательную часть Программы предусматривается реализовывать:
• проведением «Уроков мужества» со школьниками;
• проведением Дней воинской славы России
• систематическим проведением заочных экскурсий школьников по местам боевой славы;
• разработкой тематических художественно-тематических программ;
• проведением традиционных конкурсов чтецов, сочинений, рефератов, стенной печати;
• участием в районных конкурсах патриотической направленности;
• созданием передвижной фотовыставки о Героях и их подвигах и демонстрацией ее в ходе мероприятий патриотического воспитания с применением ИКТ;
• изданием книги "Юность, опаленная войной" об учителях, чье детство прошло в годы войны;
• организацией постоянных встреч с ветеранами войны и труда.
Мероприятия по реализации программы
Перспективный комплексный план мероприятий
по патриотическому воспитанию
1 год реализации программы
№
Мероприятия
Период исполнения
Ответственные
1
Заочная экскурсия по местам боевой славы. Брестская крепость.
Октябрь
Классный руководитель
2
Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам
ноябрь
учитель русского языка и литературы; классный руководитель, учащиеся
3
Проведение конкурса рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»
январь
Учитель-предметник классный руководитель.
4
Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.
В течение года
учитель физкультуры;
классный руководитель.
5
Проведение концертов, посвященных Дню защитников Отечества, а также конкурса чтецов
февраль
Зам. директора по ВР;
классный руководитель.
6
Проведение встреч с ветеранами ВОв, ветеранами локальных войн.
март
Зам. директора по ВР;
классный руководитель.
7
Проведение литературной викторины «Помните!»
апрель
Командир класса
Классный руководитель.
8
Проведение читательских конференций по книгам о ВОв
май
библиотекарь школы.
классный руководитель;
9
Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.
В течение года
классный руководитель.
10
День памяти
май
Зам. директора по ВР;
классные руководители;
Учитель истории
2 год реализации программы
№
Мероприятия
Период исполнения
Ответственные
1
Классный час
«Символика в истории России»
сентябрь
Классный руководитель
2
Классный час
«Отечества достойные сыны: А.Невский, А.Суворов, М.Кутузов».
октябрь
классный руководитель, учащиеся
3
Выставка рисунков
«Будущее родного села»
ноябрь
Учитель-предметник классный руководитель.
4
дискуссия « Что есть долг»;
-тест « Знаешь ли ты Конституцию?»
декабрь
классный руководитель.
5
Викторина
« Лучший знаток истории ВОВ».
январь
учащиеся
классный руководитель.
6
классный час « Русский народ - настоящий патриот»;
заочная экскурсия по городам-героям;
февраль
классный руководитель.
7
Уроки по обществознанию
« Конституция РФ - основа общественной системы».
март
учитель-предметник Классный руководитель.
8
Составление своей родословной.
апрель
командир класса
классный руководитель;
9
Акция « Пожелания ветерану»: адресные поздравления ветеранов ВОВ.
май
командир класса
редколлегия
3 год реализации программы
№
Мероприятия
Период исполнения
Ответственные
1
Внеклассное мероприятие
« Россия - все, чем я живу» (о символике Российского государства).
сентябрь
Классный руководитель
2
Внеклассное мероприятие, посвященное Куликовской битве, Бородинскому сражению
« Три поля русской славы».
октябрь
классный руководитель, учащиеся
3
Викторина
«Героические страницы нашей истории».
ноябрь
Учитель-предметник классный руководитель.
4
Поэтический вечер « О людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы…»
декабрь
классный руководитель.
5
Интеллектуально-спортивное мероприятие
« Российский солдат умом и силой богат».
январь
учитель физкультуры
физорг класса
6
Большая военно-патриотическая викторина
« Славному сыну Отечества посвящается».
февраль
учащиеся
классный руководитель.
7
Вечер инсценированной песни « Тебе, о Родина, сложил я песню эту!»
март
Классный руководитель
8
Фотостенд « Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) - участники ВОВ.
апрель
учащиеся
классный руководитель
9
Литературно-музыкальная композиция « Дети войны».
май
учителя-предметники
Классный руководитель
Литература
-
Алоева М.А., Бейсова В.Е. Настольная книга классного руководителя. Ростов-на-Дону. «Феникс».2004год.
-
Корнетов Г.Б. Образование, воспитание, обучение: содержание и сооотношение понятий. Москва. 2006 год
-
Лазарев Е.И. Патриотическое воспитание в школе. Москва. 2006год.