- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья «Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с детских лет»
Статья «Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с детских лет»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сулейменова Г.К. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Воспитание патриотических чувств можно
и нужно начинать с детских лет»
Сулейменова Г.К. ГУ «СОШИ№4 г. Павлодара»
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Многолетний опыт с детьми показал, что, хотя у детей некоренной национальности и есть чувство привязанности к той среде, в которой они родились, живут, но эти чувства трудно квалифицировать как патриотические.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно ли говорить о нем применительно к детям с нарушением интеллекта?
Внимательные наблюдения за детьми на протяжении нескольких лет, изучение их психофизических, индивидуальных и возрастных особенностей, интересов позволяют делать вывод, что наши дети обладают достаточным количеством знаний, и опытом, а их интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим.
Воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с детских лет. Крылатая фраза: «Все начинается с детства» - как нельзя подходит к данному вопросу, потому что гражданин и патриот начинается в школе: прежде, чем стать гражданином и патриотом Родины, ребенок должен научиться быть патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях.
Принято считать, что воспитание патриотических чувств у детей происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, к школе, затем - к родному городу, ко всей стране. Однако, неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы тем самым уже воспитываем и любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины.
Наши дети требуют к себе особого внимания, особых усилий со стороны педагогов. Этим детям нужно дать образование, нужно научить их жить, нужно помочь им стать полезными обществу, найти свое место в нем, нужно научить любить свой класс, школу, научить сопереживать людям, жалеть слабых и обездоленных, стариков и малышей.
Важно поддерживать интерес к событиям и явлениям общественной жизни, о которых говорят взрослые и средства массовой информации, беседовать с ними о том, что им интересно. Отвечать на вопросы надо просто, доступно, эмоционально, не искажая фактов. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал отношение взрослого к тому, что он рассказывает. Дети равно чувствуют и искренность, и безразличие, заинтересованность и отговорку.
Правильно построить воспитательный процесс в интернате непросто. Воспитательный процесс в таком образовательном учреждении должен осуществляться в нескольких взаимосвязанных аспектах:
- развитие личности ребенка,
- коррекция познавательной деятельности и имеющихся отклонений.
- расширение познавательного интереса.
Выведение их из узкого личного мир, значит показать через малое большое, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, через любовь к близким, любовь ко всем людям, независимо нации и народностей. А это сегодня - один из приоритетов воспитательной работы школы, в реализации которой происходит формирование у детей активной жизненной позиции, становление и развитие у них гражданских и патриотических качеств, формирование патриотического видения мира.
Конечно, без национального чувства не было, и нет, и быть не может никакого патриотизма. Поэтому в плане единения народов Казахстана в новое сообщество, важное место занимает формирование и воспитание у людей чувства казахстанского патриотизма. « Казахстанский патриотизм - это веское основание гордиться своей Родиной, это нечто особое … и оно не является врожденным». Его надо воспитывать, и для этого необходимы время, условия, исторические события прошлого и настоящего. Память - важнейшая составляющая патриотического воспитания, она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю своего города, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважительное отношение к ветеранам.
Планируя воспитательную работу с детьми по воспитанию чувства казахстанского патриотизма, я учитываю то, как вести работу в этом направлении и в последующие годы, чтобы не потерять то хорошее, что они имеют, и получить то, чего им не хватает.
Не зная культуру, искусство, язык, обычаи народа нельзя вести и речи о патриотическом чувстве, гражданственности, активной жизненной позиции.
У подрастающего поколения изменились духовные ценности, те извечные ценности отошли на второй план и поэтому надо создавать и развивать единую систему формирования гражданско-патриотических чувств, сохранять, развивать и эффективно использовать потенциал патриотической направленности.
Любить Родину - это и знать ее. А что может знать о своей стране ребенок? Какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к родной земле стало осознанным и прочным?
Прежде всего, ребенку нужно говорить о событиях, которые происходят в нашем государстве, городе, селе, он должен знать о сегодняшней жизни Родины. О том, чем гордится народ сегодня. Так же нужно рассказывать им и о том, какие дома, заводы, метро, города будут построены в будущем. Такие знания научат их мечтать, ощущать себя нужными, полезными обществу.