Программа духовно-нравственного воспитания 6 Б класса «Страна моего детства»

В современных условиях как никогда очевидна важность проблемы  духовно-нравственного воспитания, так как именно оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Все эти основы закладываются в школе. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации духовно-нравственного воспитания школьника явилось актуальной задачей. Этим и  определяется необходимость организации воспитательного процесса в классе через создание  долгосрочных т...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа духовно-нравственного воспитания 6 Б класса «Страна моего детства»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени ученого В. З. Власова»

г. Таруса Тарусского района Калужской области

Адрес: Калужская обл.,г. Таруса, ул. Луначарского, д 8

Тел/факс 8-48435-25271, 8-48435-25504 E-mail: [email protected]









Программа

духовно-нравственного воспитания

6 Б класса

«Страна моего детства»

на 2014-15 учебный год



Зорина Полина Юрьевна

Должность: учитель химии, биологии

Адрес: г. Таруса, ул. Пушкина д. 2

тел. (848435)2-58-22, 2-34-28,

8-919-038-89-09









г. Таруса, 2014

Пояснительная записка

Федеральным государственным образовательным стандартом общего среднего образования предусмотрены следующие содержательные направления внеурочной деятельности: экологическое, спортивно-оздоровительное, коммуникативное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, художественно - эстетическое, патриотическое, предназначенные для продолжения целенаправленного, педагогически организованного развития школьников во внеурочной деятельности, отвечающие разнообразным потребностям и интересам детей и наиболее полно соответствующие их задаткам и дарованиям, полученным от природы.

Данная рабочая программа разработана в связи с особенностями моего класса. Так как именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, определяющих в дальнейшем его главные жизненные предпочтения. В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира и т.д.

В современных условиях как никогда очевидна важность проблемы духовно-нравственного воспитания, так как именно оно направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины. Все эти основы закладываются в школе. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации духовно-нравственного воспитания школьника явилось актуальной задачей. Этим и определяется необходимость организации воспитательного процесса в классе через создание долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеурочная деятельность. Данный план воспитательной работы класса ориентирован на реальную жизнь, проблемы, которые общество решает каждый день, а именно развитие высших духовных ценностей как индивидуально-личностных, семейных, так национальных и общечеловеческих.

Новизна этой программы в том, что используется новый подход к воспитанию, когда обучающихся подготавливают не только теоретически, но и включают их в различные волонтерские общественные проекты (то есть происходит их реальное участие в общественной жизни, социализация).

На этой ступени обучения особое внимание уделяется общечеловеческим (биосфера как среда обитания человека, экологическая культура, мировая наука и культура, мир на Земле и так далее) высшим духовным ценностям. Ведь именно биосфера является нашей средой обитания, и при несоблюдении элементарных правил экологической культуры мы рискуем потерять то хрупкое и прекрасное разнообразие жизни нашей планеты. В процессе превращения этих базовых ценностей в личностные смыслы и ориентиры необходимо включать обучающегося в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности. Ученик сам должен определить своё отношение к ней, раскрыть её смысл и сформировать опыт положительного воплощения данных ценностей на практике.

Адресность программы:

Программа адресована учащимся и родителям:

  • для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности по достижению каждым обучающимся образовательных и воспитательных результатов;

  • для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной и воспитательной деятельности учителей, родителей и обучающихся и возможностей их взаимодействия.

Концепция программы:

формирование гармоничной личности;

практическая совместная деятельность педагога, родителей, учащихся, представителей различных организаций;

различные сочетания индивидуального воспитания, воспитания

в коллективе и самовоспитания; практическую деятельность педагогов и учащихся;

связь с воспитательными факторами среды: внешкольными воспитательными учреждениями и организациями.

непрерывная педагогическая диагностика, которая в дальнейшем переходит в самопознание.

Цель и задачи.

Проанализировав актуальность данного направления, сформулированы цель и задачи воспитательной программы класса.

Цель: Создание условий для разностороннего гармоничного развития личности на основе усвоения общечеловеческих духовно-нравственных ценностей. Воспитание ответственного отношения к природе и окружающей среде в рамках экологического воспитания.

Задачи:

1. Развивать интерес к природе и различным проявлениям жизни, природным явлениям (познавательные интересы учащихся).

2. Способствовать развитию понимания активной роли человека в природе.

3. Формировать отношение к природе и всем формам жизни как к высшей ценности.

4. Развивать представления об элементарной природоохранной деятельности.

5. На практике убедиться в необходимости бережного отношения к растениям и животным.

6. Проводить и участвовать в мероприятиях, посвященных данной тематике.

Учебно-методический план.

Структура воспитательной программы. Программа содержит несколько разделов, которые будучи тесно связанными с другими, раскрывают одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности.

Раздел №1. «Родные просторы».

ЦЕЛЬ: воспитание общей культуры, верности духовным традициям России, чувства ответственности.

Включает участие детей в общественно-полезных делах. Используются такие формы работы, как экскурсии, целевые прогулки, организуются народные праздники, вечера встреч, подготавливаются рассказы о позитивных событиях в истории страны, родного города, культурных, научных, спортивных и трудовых достижений россиян, победах русского народа. Внеклассные мероприятия проводятся в соответствии с календарем памятных дат истории и культуры нашего отечества.

Реализация: изготовление плаката: «паспорт города Таруса», подготовка сообщений по темам, подготовка внеклассных мероприятий.

Раздел №2. «Хорошие дела и добрые поступки».

ЦЕЛЬ: формирование личности, усвоившей духовные ценности истории и культуры родного края, имеющей сознательную и нравственную позиции.

Включает опыт проживания ситуаций гуманного, нравственного поведения; развитие навыка проявлять заботу в отношении других людей, быть уважительным к людям.

Реализация: Создание презентаций, коллажей, подготовка плаката «Добрые дела».

Практика. Социальное направление: участие в социальных инициативах, общественных проектах, театрализация классной жизни, совместное строительство уклада жизни своего коллектива: разработка «конституции класса», «кодекса классной чести», дизайна помещения - классный уголок, цветы, шторы, оборудование собственных рабочих (учебных) мест. Портфолио: формулирование мечты, личного жизненного кредо. «Социальные пробы»: шефская помощь ветеранам, учащимся младших классов, посещение театра, кино.

Раздел №3. «Трудолюбие»

ЦЕЛЬ: воспитание трудолюбия, ответственности, уважительного отношения к труду, к людям различных профессий.

Включает работу по вовлечению детей в посильный, развивающий труд,

который предполагает обучение обслуживающим видам труда, занятия ручным и художественным трудом, общественно-полезный труд, профориентацию.

Реализация: участие в субботниках, волонтерство, участие в трудовых десантах по благоустройству школьной и пришкольной территории.

Практика. Общественно-полезное направление и трудовое воспитание: работа детского самоуправления, наличие трудовой деятельности в классе: дежурство, влажная уборка класса в конце недели, оформление пришкольного участка. Трудовые десанты в микрорайоне, забота о близлежащих родниках.

Раздел №4. «Вокруг меня Мир».

ЦЕЛЬ: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Включает игровую, занимательную форму проведения занятий, которая отвечает психологическим особенностям, особенностям развития познавательных интересов. Внеклассная познавательная деятельность строится с учетом интересов детей, на свободном выборе и меняется в зависимости от изменений, происходящих в увлечениях, личных предпочтениях. Познавательная деятельность на внеклассных занятиях способствует накапливанию и совершенствованию знаний, а также обогащению досуга детей, наполняя его социально-ценностным

содержанием.

Реализация: участие в проекте «Овраги Тарусы», подготовка плакатов, брошюр, работа с теоретическим материалом.

Практика. Туристско-краеведческое направление: краеведение, экскурсии в лес, в поле, к водоемам, в зоопарк. Работа по уходу за природой. Просмотр научно-популярных фильмов. Размышления над мудростью народных сказок. Проекты и исследования: выращивание на подоконнике в течение зимы своего растения с последующей высадкой его на грядку пришкольного участка. «Клуб интересных встреч» в классе: встречи с людьми, способными увлекательно рассказать о жизни животного мира. Забота о цветах в классе, деревьях около школы, домашних животных.

Ресурсное обеспечение программы.

Для реализации программы созданы следующие условия:

1. Материально-технические(помещения и оборудование);

Материально - техническая база включает:

  • учебный кабинет № 21;

  • школьная, районная библиотеки;

  • актовый и спортивный залы;

  • компьютерный класс на 8 мест;

  • персональный компьютер для учителя и мультимедиа проектор;

  • медицинский кабинет;

  • пищеблок и столовая;

  • футбольное поле;

  • баскетбольная площадка;

2. Информационные

Цифровые образовательные ресурсы.

В школьной библиотеке имеется медиатека цифровых обучающих программ, поступление которых идет за счет централизованных поставок, Межшкольного информационно-методического центра.

Показатели результативности программы.

Ожидаемым результатом реализации данной программы является:

1. Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

2. Ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие.

3. Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4. Ценностное отношение к природе.

5. Развитие опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

6. Развитие знаний о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики.

7. Участие в природоохранной деятельности, волонтерских бригадах.

8. Личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Примечание. Данная программа реализует системно - деятельностный подход в образовании. Самое главное - везде и всегда быть человеком. Оставаться в культуре и противодействовать антикультуре: хамству, вандализму, бездушию и бездуховности. И педагог должен постоянно об этом помнить и говорить с воспитанниками на эти сложные для современных детей темы. Важное значение для реализации программы имеют нравственные беседы, диспуты, дискуссии на морально-этические темы. Но еще более важными для воспитанника являются дела, акции, проекты, где происходят открытия, духовные открытия красоты и величия истинно человеческого поступка, направленного на благо другого. Но возвышающего самого воспитанника.

Список литературы:

1) Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики. - М.: Просвещение, 2006.

2) Афанасьев С., КоморинС. Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел Текст / С.Афанасьев, С.Коморин. - Кострома, 1999

3) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.

4) От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей. [Текст]/ Под ред. Бруднова А.К. -М., 2007.

5 )Пархоменко И. А.К вопросу об определении понятия «духовно-нравственное воспитание младших школьников» // Мир науки, культуры, образования. № 5. 2009. С. 184-186.

6) Шмаков С.А. Уроки детского досуга [Текст] /С.А.Шмаков. -М.: Творческая педагогика,2001

Содержание работы с классом. Комплекс предлагаемых мер и механизм их реализации.

Раздел программы

I полугодие

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

1.Родные просторы

Работа с родителями, знакомство с целями и задачами программы «Страна моего детства».

Экологическая викторина «Окно в природу».

Защита проекта «Овраги Тарусы».

Изготовление плаката: «Паспорт города Таруса».

2.Хорошие дела и добрые поступки

Проведение в младших классах классных часов «Витаминная угадайка».

Создание презентаций, разработка «Конституции класса».

Классный час «Мамины и папины помощники».

Классный час «Как помочь пожилым людям».

3.Трудолюбие

Экскурсия по городу с целью фенологических наблюдений. Сбор семян.

Участие в субботниках по уборке пришкольной территории.

Участие в субботниках по уборке пришкольной территории.

Нравственная беседа «Скромность достойного человека».

4.Вокруг меня Мир

Классный час «Экология, что это?», игра , беседа с библиографом тарусской районной библиотеки.

Участие в проекте «Овраги Тарусы».

Подготовка плакатов, брошюр, работа по проекту «Овраги Тарусы»

Защита проекта «Овраги Тарусы».

Классный час «Мир вокруг нас».

II полугодие

Раздел программы

январь

февраль

март

апрель

май

1.Родные просторы

Подготовка коллажа «Важные события моего города».

Подготовка сообщений по темам «Памятные даты».

Подготовка сообщений по темам «Памятные даты».

Подготовка внеклассных мероприятий «Юбилей Победы».

2.Хорошие дела и добрые поступки

Подготовка плаката «Добрые дела 2014».

Создание портфолио учащихся. Подготовка к классному часу «Семейный совет».

Индивидуальная и групповая работа с учащимися и родителями «Семейный совет».

Подготовка к проведению классного часа «Добрые дела - 2015».

Подготовка плаката «Добрые дела 2015».

3.Трудолюбие

Беседа с родителями и учащимися «Трудолюбие и трудоспособность»

Классный час «Важно ли трудиться?».

Праздник «Весна - чудесная пора». Подготовка презентаций, сообщений по теме.

Участие в субботниках по уборке пришкольной территории.

Участие в субботниках по уборке пришкольной территории.

4.Вокруг меня Мир

Экскурсия «Лес волшебный дворец». Определения присутствия животных в зимний период времени.

Круглый стол «Как сохранить богатства природы».

Работа с теоретическим материалом.

Беседа «Наши друзья - животные».

Проект «Зелёное чудо - растения».

В течение недели

  • Классный час.

  • Проверка дневников, учет успеваемости (пятница).

  • Состояние внешнего вида учащихся.

  • Заседание актива класса (1 раз в две недели).

  • Обновление классного уголка (1 раз в две недели).

Ежедневно

  • Встречи с учащимися, индивидуальные, групповые беседы, общение, помощь.

  • Учет посещаемости, опозданий на урок.

Дежурство по классу.


© 2010-2022