«Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА - ИНТЕРНАТ VI ВИДА № 44









Доклад на тему:

«Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры».







Воспитатель школы - интерната.

Волкодав Н.М.









Москва

2012


«Игра ребенка - это жизненная лаборатория».

С.Т. Шацкий

«Игра - первая школа ребенка, «арифметика» социальных отношений».

Л.С. Выготский

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Безусловно, культуру нельзя сводить к игре и наоборот, ибо внутри культуры возникают принципиальные различия между нерациональной, игровой и неигровой, рациональной деятельностью, прежде всего между трудом и игрой. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. И взрослые, и дети, в таких вечных игровых моделях, как футбол, хоккей, шахматы, и т.п., действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Многие человеческие страсти достигают своего пика только в игре. Именно потому игра расширяет свои границы, вторгаясь в ранее непредсказуемые сферы человеческой жизни. Философию явления «игра» поэтически и провидчески точно выразил в «Пиковой даме» А.С.Пушкин устами главного героя: «Что наша жизнь? - Игра!»

Уникален мир Детства. У него своя лексика, свой фольклор, свои нормы и кодексы чести, свои забавы. Что это, как не приметы волшебной страны, имя которой - Игра.

Детские игры воспитывают и развивают в ребенке все, что составляет богатство человеческой личности.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизация процесса познания мира и т.п. Для детей игра - это продолжение жизни, где вымысел - грань правды. «Игра - регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает «детское» в детях, она - их школа жизни и «практика развития».

Игра в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят делом чрезвычайно важным. Может быть, и самой жизнью? Впрочем, почему только ребят?

Перефразируя известное выражение, можно сказать: игре все возрасты покорны. Всех захватывает великая и могучая, волшебная и неповторимая, пронизанная притягательной романтикой - ИГРА.

Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает, что игра - прекрасное средство развития. Она не только дает дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого.

Игра сейчас встает в строй самых насущных потребностей человека. Без нее невозможно нормальное развитие мозга и тела.

Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства.

Американский психолог Джорж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самостью» человека - собирание своего «я». Игра - мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже поэтому изменение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами одного из лучших терапевтов Европы, польского писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака, «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Уже потому в игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир.

Слова, сказанные этими великими педагогами и психологами особенно актуальны в работе с нашими воспитанниками.

Существует мнение, что у каждого поколения свои игры. Да, это действительно так. Меняется время, меняется культура, меняется игра.

Заметно, что в последнее десятилетие в нашей культуре сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «Интеллектуальные игры». Они дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение. Причем в отличие от предметных олимпиад, научных конференций, разнообразных факультативов, интеллектуальные игры позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и старшеклассники и даже взрослые.

Интеллектуальные игры - это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.

Интеллектуальные игры, такие, как шарады, кроссворды, ребусы, викторины, шахматы и т.д., помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию.

А это в жизни очень пригодится! Ведь не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а сам он - находчивее, сообразительнее.

При разработке интеллектуальной игры необходимо иметь в виду:

  • объем фактических знаний детей;

  • сформированность умений, необходимых для самостоятельной работы (умение планировать и распределять во времени работу, пользоваться справочным материалом; сформированность действий самооценки и самоконтроля и т.д.);

  • уровень интеллектуального развития;

  • тип внимания, памяти, темперамента;

  • состояние здоровья.

Как строить интеллектуальную игру:

Исходя из возрастных особенностей детей и выбора темы, можно приступать к сбору необходимого материала, который потом компонуется и одевается в «интересную форму». Все задания должны быть расположены «от простого к сложному», по необходимости сопровождаться световыми, музыкальными эффектами, а также использованием необходимого реквизита.

Отбирая игроков для участия в познавательной игре, необходимо заранее сообщить им тему программы, а также области знаний, о которых пойдет речь. Желательно указать список литературы, которой можно воспользоваться при самоподготовке. Это могут быть словари, справочники, энциклопедии. Их не обязательно читать от корки до корки, главное - найти ответ на нужный вопрос. При необходимости можно воспользоваться аудио-, видео - и наглядными материалами, а также услугами Интернета.

Начиная игру, нужно постараться сконцентрировать внимание собравшихся с помощью интересных приемов: представления гостей, церемониала знакомства, звуковых, световых, технических эффектов и т.д.

При проведении игры воспитателю необходимо помнить, что игра должна исключать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Если используется реквизит, необходимо следить за его пригодностью. Вещи и предметы, используемые в игре, должны быть безопасны, удобны для детей и гигиеничны.

Ребята должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли.

Конец игры должен быть результативным - победа, поражение, ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержать анализ.

Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов или оценкой.

Какие бы формы игры ни были избраны, они должны отвечать следующим требованиям:

  • Игра должна содействовать сплочению коллектива;

  • Иметь познавательное значение;

  • Активизировать общественную деятельность детей;

  • Обеспечивать мыслительную активность участников игры;

  • Создавать условия для детского творчества;

  • Соответствовать принципу: «Как можно меньше зрителей, как можно больше действующих лиц».

Главное, к чему должен стремиться воспитатель, - зажечь искорку интереса к той или иной области знаний. Только такая искра может вызвать цепную реакцию увлеченности, пытливости, поиска, создать ту атмосферу, в которой наиболее пышно произрастает древо познания.

Сегодня я хочу остановиться на одном из видов интеллектуальных игр - викторине.

Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов в качестве названия газетной подборки, включающей в себя различные вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу некий Виктор, сотрудник газеты. От этого Виктора и произошла «викторина».

Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа». Виктор - лат. «победитель». Этим словом стали обозначать все, что имеет вопросы и ответы. По другой версии, Кольцов долго ломал голову, как назвать газетный раздел, содержащий вопросы на сообразительность и решил назвать его в честь балерины Большого театра Викторины Кригер, случайно увидев объявление о её выступлении.

Викторина - это особый вид игры, который заключается в процессе угадывания правильных ответов на устные или письменные вопросы из разных областей знания. Разные виды викторин могут отличаться друг от друга правилами, тематикой, типами и сложностью базы вопросов, порядком и условиями определения победителей конкурса, а также видом вознаграждения за правильные ответы.

Помимо Интернет-викторин существуют также настольные игры-викторины с множеством базовых и дополнительных вопросов. Довольно часто при выборе настольных игр в одном и том же месте продаются несколько вариантов одной и той же викторины, отличающихся разными базами и уровнем сложности предоставленных в базе вопросов. Бывают даже дополнительные наборы с вопросами, которые продаются как дополнение к игре.

Сейчас очень много телевизионных передач, основу которых составляет викторина. Это: «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Умники и умницы», «Сто к одному», «Самый умный» и др.

Хочу предложить вашему вниманию одну викторину.

«15 «КВА»

Ранним утром на опушке

Громко квакают лягушки.

Много слов, и все слова

В себе содержат «ква»

В середине иль в начале,

И вразбивку, и подряд...

Вы слова не раз встречали,

Пусть они заговорят!

1) _ _ква_ _.

Этот «ква» научит читать.

2) к _ ва_ _ _ _ _ _.

Этот - стремительно атаковать.

3) ква _.

Этот жажду в жару утоляет.

4) к_ _ _ ва _.

Этот в пустыне степенно шагает.

5) _ _ _ к _ ва.

Без этого конь лихой спотыкается.

6) _ ква _ _ _ _.

Плавает в этом рыбка-красавица.

7) к _ _ _ _ _ ва.

Эта - фигура в умной игре.

8) к_ _ _ в_ _ _ а.

На этом Колумб отплыл на заре.

9) _ _ ква.

Эта - звук, означая, - молчит.

10) к _ _ _ ва.

Эта дает молоко и мычит.

11) ква _ _ _ _.

Этот не раз вы чертили в тетрадке.

12) _ _ _ ква. 13) _ _ ква.

Эти растут в огороде на грядке.

14) к _ _ _ _ в_а.

Эта орехи впрок запасает.

15) ква _ _ _ _ _ _ _ _ _.

А это, кто трудится, - тот ее получает.

Правильный ответ:

1) Букварь, 2) кавалерист, 3) квас, 4) караван, 5) подкова, 6) аквариум,

7) королева, 8) каравелла, 9) буква, 10) корова, 11) квадрат, 12) брюква,

13) тыква, 14) кедровка, 15) квалификация.



© 2010-2022