- Преподавателю
- Классному руководителю
- Отцовское воспитание. Родительское собрание
Отцовское воспитание. Родительское собрание
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соколова Н.А. |
Дата | 24.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Отцовское воспитание или Какой папа нужен ребёнку?»
1. Вступительное слово.
Уважаемые папы и мамы! Сегодня мы поговорим об отцовском воспитании, о том, какой папа нужен ребёнку? Этот разговор не случаен. Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Быть родителями - это радостный, но в то же время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы порой заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаетесь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья.
Сегодня мы попытаемся ответить на некоторые вопросы, какие отношения могут быть построены между отцом и детьми, какова роль отца в воспитании сына и дочери.
Прежде, чем мы перейдём к обсуждению этих проблем, давайте обратимся к высказываниям:
«Чтоб стать мужчиной - мало им родиться»
М. Львов
«Гораздо легче стать отцом, чем остаться им»
В. О. Ключевский
«Без хороших отцов нет хорошо воспитанных мужчин…»
Н. Карамзин
«Строгость отца - прекрасное лекарство: в нём больше сладкого, чем горького»
Воспитание - скрытый процесс. Порой родителям кажется, что они воспитывают, потому что делают буквально всё для собственного ребёнка: одевают, обувают, кормят, дарят игрушки, балуют и, конечно, дают ценные наставления, наказывают за проступки. А он в это время может смотреть тебе в глаза и думать о том, как тебе угодить или как ускользнуть от тебя.
Во многих семьях детям всё больше и больше недостаёт отцовской заботы, духовного общения. Порой папы не замечают, как вырастают дети. И это очень плохо, потому что время зарождения настоящей дружбы между отцом и сыном (дочкой) утекло: ушло время, когда отец мог войти в жизнь своих детей как свой человек, старший друг, наставник, как образец для подражания.
2. Анализ тестирования родителей и детей.
Анализ анкет учащихся показывает, что большинство детей живут в счастливых и дружных семьях. Почти все дети отметили, что между ними и родителями есть взаимопонимание, что большая часть мам и пап у них строгие, но справедливые. Ребята осознают свои ошибки и понимают, что иногда огорчают вас своими плохими оценками и не всегда хорошим поведением. Умеют и радовать: «наводят порядок в доме», «готовят для вас что-нибудь вкусное», «хорошо выступают в концертах», «радуют поведением и отношением к вам» и, конечно же, хорошей учёбой. Но рассказывают о своих огорчениях и доверяют свои секреты, в основном, маме, хотя и не все дети могут вам всё рассказать о себе.
Но, к сожалению, есть и другие мнения: «Хочу, чтобы на меня не кричали», «Я хочу, чтобы к нам вернулся папа». Дети испытывают недостаток внимания со стороны отцов, им не хватает дружеского участия пап в их жизни.
3. Роль отца в воспитании детей.
Мой ребёнок - это я, только завтрашний, тот, кому я могу передать всё лучшее, что есть во мне. Добрые, взаимообогащающие отношения строятся между сыном или дочкой, когда отец подходит к его развитию с такой установкой.
К сожалению, воспитание детей стало по преимуществу женским делом, и это даёт о себе знать уже сегодня - в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, и к отцовскому счастью, которое далеко не всегда остаётся как высшая ценность.
Сегодня мать берёт на себя основную ответственность за благосостояние ребёнка и его поведение. Мама любит ребёнка просто потому, что он есть, независимо от того, какой он, хороший или плохой. Мамина любовь всегда с ребёнком. Отцовская любовь зависит от достижений ребёнка и его хорошего поведения. Любовь отца можно потерять, но её можно вновь заслужить раскаянием и смирением. Папиной любви надо добиваться, стараясь быть таким, каким он хочет тебя видеть. Следует, однако, отметить, что отец даёт меньше указаний ребёнку, чем мать, но характер этих указаний более жёсткий и требовательный. И, может быть, поэтому папу слушаются чаще, чем маму.
Часто можно услышать: «Нашему мальчику не хватает мужской руки». И мы понимаем, что речь идёт не о той руке, которая может крепко ударить, а о той, на которую можно опереться. Самая лучшая женщина в мире, самоотверженная и преданная мать, не восполнит мальчику, да и девочке того, что может дать ему только отец.
Воспитание ребёнка только тогда может быть полноценным, всесторонним и естественным, когда в нём участвуют оба родителя. Нашим детям как воздух необходимо не просто общение с отцами, а совместная с ним деятельность. Им нужна мужская компания. До 5 лет мальчик сильнее привязан к матери. Но потом внутренний импульс мужской программы развития выталкивает его из материнского гнезда в мир отца. Его отсутствие или присутствие оказывает огромное влияние на поведение ребёнка. «Чтобы стать мужчиной - мало им родиться» - сказал поэт Михаил Львов. Мужскую программу в наших сыновей заложила природа, а уж наша задача - создать условия для её реализации. Как ни странно, большую роль здесь играет ласка. Мальчики не меньше девочек нуждаются в родительской ласке на протяжении всего периода детства. Дети, которые регулярно видели проявление любви и привязанности от родителей, обладают более развитым чувством внутренней безопасности. Даже в условиях раздельного проживания родителей ребёнок должен постоянно ощущать их внимание и заботу.
Существуют самые разные типы отцовского отношения к ребёнку.
-
Большой друг.
Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребёнком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но обычно на этом «большой друг» останавливается, уверенный в том, что он сделал всё то, что было нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовлении уроков… Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме. «Большой друг» - это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребёнка будет много друзей, то кто же будет ему папой?
-
Предводитель семейства.
Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему неинтересны. Это мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие даёт ребёнку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.
-
Исключительный папа.
Это отец, который иногда лучше мамы разбирается в традиционных обязанностях! Единственно, чем рискуют папы, - это стать ещё одной мамой, т. е. конкурентом, а не дополнением. А если он и занимает мамино место, то кто же будет на папином?
-
Вечно юный супруг.
Он обожает ребёнка и всегда готов помочь супруге… Но он не может отказаться от своей машины, друзей, любимых занятий. Кроме того, он не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается с ребёнком. Зачем возиться 2 часа с его уроками или так расстраиваться из-за его отметок?
Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, учёные обнаружили, что даже некомпетентный, часто невнимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности. Отсутствие папы отрицательно сказывается на учёбе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее даётся усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведёт к агрессивности и жестокости.
Итак, мы видим, что роль отца в воспитании ребёнка велика. Важно не только, что хотят в ребёнке заложить родители, но и как это они делают. Ведь не секрет: в иных семьях отец выступает в роли грозного судьи, прибегая к помощи ремня. Как правило, ничего доброго из подобной системы воспитания не получается: насилие порождает равнозначный протест, зло и жестокость. А вот уважительная справедливость, дружеское участие в сочетании с принципиальной требовательностью - такое отношение отца к ребёнку может быть наиболее благоприятным, в особенности, когда оно сочетается с нежностью, лаской, заботливостью, которые оказывает ребёнку мать.
Важная и интересная сфера воспитания - отношение отца и дочки. Вспомните сказки… С кем грозный и беспощадный царь более всего мягкотел и добродушен? Ну, конечно же, со своей дочкой - принцессой.
Отец для девочки - это ещё и воплощение мужского начала вообще. По нему она будет судить обо всём мужском роде. То ли восхищаться и уважать, то ли бояться и презирать. Так что хороший, добрый отец воспитывает будущую жену и мать семейства из своей дочки своим поведением в собственном доме, своим авторитетом. Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом - Мальчику нужен отец как образец для подражания, однако многие люди не понимают, что в развитии девочки отец играет другую, не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери.
Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.
Мальчишки - особый народ, беспокойный и непоседливый. Чтобы ваш сын вырос настоящим мужчиной, нужны огромный труд вашей души, ум, такт, мужская строгость, твёрдость, терпение и взаимопонимание. Мальчику необходимо мужское внимание.
Давайте разберёмся, что входит в понятие «мужественность», что надо воспитывать в мальчишках, чтобы они выросли настоящими мужчинами. Ведь именно об этом мечтает каждый отец.
-
Что вы включаете в понятие «мужественность»?
Родители называют, а учитель открывает таблички: сильный, физически развитый, здоровый, смелый, защитник, лидер, самостоятельный, умный, умеет брать на себя ответственность, решительный, благородный, высоконравственный, честный и т. д.
-
Как воспитать в сыновьях эти основные качества? Давайте подумаем.
В повседневном общении с сыном найдётся немало поводов для разговора о мужестве, чести, верности, товариществе. Прочитанная книга, просмотренный фильм дают возможность проявить в присутствии сына своё отношение к жизни. Кто, как не отец, может понятно и просто объяснить, кто такой храбрый человек, а кто - трус, что означают понятия «долг», «справедливость», «смелость». Размышляйте об историческом прошлом нашей страны, о Великой Отечественной войне, о людях, переживших все тяготы и испытания военного времени. Говорите о героях наших дней. Всё это станет школой гражданственности для вашего сына.
Мужчина - всегда защитник. Защитник Родины, защитник слабого, защитник женщины. Но что за защитник без силы? Сила поможет мальчикам быть ловкими, смелыми, красивыми, решительными. Воспитывайте сыновей здоровыми, закаляйте, приобщайте к спорту. Помогите им стать такими. А ведь отец может многое: заниматься с сыном утренней гимнастикой, бегать, ходить на лыжах, плавать, построить в квартире домашний стадион, различные сооружения для тренировки. Спортивные и подвижные игры развивают сноровку, ловкость, силу, выносливость. Играйте с сыном в мяч, в городки, лапту и другие игры.
Всюду, где есть малейшая возможность, будет полезно и хорошо, если отец поставит своего сына рядом и скажет: «Делай, как я». Мальчишка, убирающий с отцом снег во дворе, помогающий ему в гараже, участвующий в ремонте квартиры, любящий мастерить, взрослеет быстрее и надёжнее. Умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии.
Приучайте мальчиков к слову «надо», слову короткому, требовательному, как приказ. Надо! - и никуда не денешься. Через «не могу», через «не хочу». Тех, кто имеет привычку делать не то, что в данный момент хочется, а то, что надо, обычно уважают, считают сильными, волевыми, надёжными людьми. А среди привычек человека эта - чуть ли не самая основная. Из трудовых усилий сформируется характер мальчика, мужская твёрдость, сила воли и многие другие качества, украшающие мужчину. И тогда у мальчика будет расти уверенность в своих силах, развиваться вкус к труду, желание делать больше и лучше, быть всем нужным.
Вы должны знать, чем живёт, интересуется, что любит и чего не хочет ваш ребёнок. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях, вы должны их предугадывать и предупреждать. Поставьте дело так, чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем внимании. Лучший способ, обеспечивающий пристальное внимание, - это выкраивать время, чтобы быть с ребёнком наедине. Именно это и отличает настоящих родителей от обычных, заботливых от безразличных. Хорошее воспитание требует времени!
Родители должны уважать право ребёнка быть самим собой, тем не менее, каждому ребёнку необходимо руководство и дисциплина, основанная на любви. Часто проблемы возникают из-за невыполнения детьми родительских требований и правил. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка. Объяснение запрета должно быть коротким и произнесено один раз.
Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях. Бывают моменты, когда просто необходимо отреагировать на явно плохое поведение ребёнка, иначе он будет расти безответственным. Сразу следует исключить физическое воздействие. Такие наказания оскорбляют, озлобляют и унижают детей. Наказание без раскаяния - не воспитывает. Если ребёнок не понял своей вины и не хочет её искупить - наказание ничему не научит. Самое важное, чтобы не накапливался опыт непослушания. Если вы этого не допустите, вам никогда не придётся впоследствии прибегать к наказанию.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: учим детей как себя вести, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чём здесь причина? Может быть, всё дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети - наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. А может, всё дело в том, что они учатся жить у жизни.
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он находится в определённых ситуациях. (Родителям предлагается закончить предложения.)
Если:
-
ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
-
ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
-
ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
-
ребёнка хвалят, он учится… (быть благородным);
-
ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
-
ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
-
ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
-
ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
-
ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).
Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения. Не секрет, что дети подражают своим отцам в хорошем и плохом. Подражание даётся легко, оно не требует преодоления каких-то препятствий, больших усилий. Срабатывает детское сознание: «Я - как папа!»
Вся школьная жизнь детей состоит из проблем. И кто, как не отцы, должны стать настоящими друзьями ребёнку с первых школьных дней.
Исстари ценилось в мужчине стремление к знаниям. Недаром в народе говорят: «Чем больше науки, тем умнее руки». Для детей учёба - это большой труд, требующий волевых усилий, внимания, интеллектуальной активности. Создавайте условия для успешной работы: выключайте телевизор, если ребёнок за уроками, не разговаривайте громко. Не портите отношений с ребёнком из-за оценок. Конечно, четвёрки и пятёрки - это радость для родительского сердца, но, если ребёнок не радует вас хорошими отметками, надо, прежде всего, спрятать подальше своё раздражение и терпеливо разобраться, в чём причина учебных неудач. Будьте готовы к тому, чтобы уметь понять и разделить проблемы и трудности. Ребёнок должен быть уверен - мама и папа знают всё, они во всём помогут, они не бросят меня наедине с тем, что у меня не получается. Боритесь за детское чувство безопасности. Вникайте в каждый учебный день своего сына или дочери, чтобы в любой момент сразу почувствовать, в чём нужна ваша помощь. Постарайтесь внушить ребёнку веру в свои силы, убедите его, что всё поправимо, и помогите ему хорошо учиться. Преодоление трудностей в учёбе - это проявление сильной воли, упорства и настойчивости. Воспитывайте эти качества в вашем ребёнке.
Поощряйте познавательные интересы ребёнка, развивайте его любознательность, любовь к книге. Книга - ценный источник знаний. Читайте вместе с детьми книги о воспитании воли и характера из серии «Учись учиться», «Знай и умей», книги о спорте и физическом развитии, книги о мастерстве и ремесле, о рыбалке и других увлечениях, журналы «А почему?», «Юный техник» и другие. Учите детей самостоятельно работать со справочниками, энциклопедиями.
Хочется затронуть и ещё одну проблему. Проблему усталости родителей от детей. Конечно, в общении с ребёнком много такого, что вызывает нервное напряжение. Подчас мы не осознаём, как под воздействием накапливающегося утомления ухудшается наше отношение к детям. Родительская усталость толкает к равнодушию, к постепенной потере родительского интереса к подробностям детской жизни. А «выключение» родителей из участия в жизни ребёнка - первый путь к отчуждению.
4. Итог беседы.
Итак, какой же папа нужен ребёнку?
-
Папа, который живёт жизнью своих детей, учит их быть мужественными, честными, правдивыми, трудолюбивыми и жизнерадостными.
-
Папа - не какой-нибудь безвольный человек, который готов выполнить все его капризы, не грубиян, который может поднять руку на мать и на него тоже, - а тот, кто славен добротой и щедростью души.
-
Папа, который то и дело забывает, что он уже взрослый, и играет со всеми детьми, как озорной мальчишка.
-
Ему нужен отец - чуткий и мудрый наставник, понимающий заботы своего сына и дочери, строгий и требовательный к самому себе и к другим. Отец, вносящий в дом веру в завтрашний день, спокойствие в души членов семьи, устанавливающий заботливое, чуткое отношение между ними.
И в заключение мне хочется сказать: трудная эта должность - быть отцом. Трудная, но прекрасная. И пусть любовь к детям поможет вам воспитать настоящих людей, гармонично развитых, высоконравственных. Думайте, фантазируйте, изобретайте, утепляйте, освещайте свой дом обязательно вместе со своими детьми. (Папам вручаются памятки.)
Приложение 1
1) Тест для отцов «Стили и методы воспитания ребёнка в семье».
Уважаемые папы! Перед вами часто встречающиеся ситуации, которые могут происходить в жизни с вашим ребёнком. Дайте вариант ответа на предложенные ситуации.
-
Ваш ребёнок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно - то вернётся домой с синяком, то с разорванной одеждой…
а) Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете одежду, прикладываете, если нужно, компресс - 3 очка.
б) Оказываете помощь ребёнку, но при этом постоянно внушаете ему, что это плохо кончится - 0 очков.
в) Вы делаете вид, что ничего не случилось, даёте возможность ребёнку самому справиться со случившимся - 5 очков.
-
У вашего ребёнка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны…
а) Вы беседуете с их родителями и просите их обратить внимание на поведение их детей - 2 очка.
б) Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них - 5 очков.
в) Вы объясняете своему ребёнку, что эти друзья ему не пара - 0 очков.
-
Ваш ребёнок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удаётся, он пытается бунтовать…
а) Вы считаете, что умение проигрывать пойдёт ему на пользу - 0 очков.
б) Вы стараетесь ему объяснить, в чём истинная причина поражения - 3 очка.
в) Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения - 5 очков.
-
Вашего ребёнка трудно вечером уложить вовремя спать…
а) Вы постоянно объясняете, как важен для ребёнка сон - 3 очка.
б) Вы позволяете ребёнку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и тоже время - 5 очков.
в) Вы всегда укладываете ребёнка в одно и тоже время, не принимая никаких
возражений с его стороны - 0 очков.
-
Ваш ребёнок очень любит смотреть телевизор…
а) Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он всё равно будет смотреть его - 0 очков.
б) Вы говорите своему ребёнку, что ему можно смотреть и что нельзя - 2 очка.
в) Вы сами определяете круг передач, которые ребёнок может смотреть - 5 очков.
-
Ваш ребёнок с раннего детства за словом в карман не лезет…
а) Вы объясняете, что такое поведение неприлично - 5 очков.
б) Вы запрещаете своему ребёнку вести себя подобным образом - 0 очков.
в) Вы поощряете своего ребёнка за приличное поведение - 3 очка.
-
Вашему ребёнку иногда достаётся от сверстников…
а) Вы учите своего ребёнка давать сдачи обидчикам - 5 очков.
б) Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников - 3
очка.
в) Вы просите своего ребёнка избегать контактов с такими детьми - 0 очков.
-
Ваш старший ребёнок достаточно часто обижает младшего…
а) Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймёт
свои ошибки без подсказки - 0 очков.
б) Вы наказываете старшего ребёнка за это в присутствии младшего - 5 очков.
в) Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребёнку независимо от их
взаимоотношений со старшим ребёнком - 3 очка.
-
Ваш ребёнок грубит, дерётся с другими детьми, становится злым и бессердечным…
а) Вы тоже ведёте себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе
почувствовал, как плохо он себя ведёт - 0 очков.
б) Вы стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 очков.
в) Вы ищете причины такой реакции ребёнка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребёнка во дворе и в классе и т. д. - 2 очка.
Анализ результатов теста.
0 - 18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребёнка по своему образцу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребёнок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость, уверенность в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях.
Если вы над этим не задумаетесь, это может привести к тому, что ребёнок, столкнувшись с взрослым миром, может в нём просто потеряться и не найти себя.
Вы считаете, что опекать ребёнка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции.
19 - 32 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребёнок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок. Однако, в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребёнку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребёнка и может привести в подростковом возрасте к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации.
33 - 45 очков. Вы осознаёте, что ребёнок не может проживать свою жизнь чужим умом, и создаёте все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу событий и явлений.
Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребёнка, а идёте рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками.
Вы учите своего ребёнка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счёт, но и создаёте условия для их самостоятельного исправления.
Вам нравится видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.
Приложение 2
Анкета для учащихся «Я и моя семья».
-
Кто глава вашей семьи?
-
Чем ты огорчаешь родителей?
-
Чем ты их радуешь?
-
С кем ты в семье особенно дружен?
-
Кому доверяешь секреты?
-
Всё ли знают о тебе родители?
7. Как наказывают тебя родители?
-
Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?
-
Если тебе плохо, то кому первому расскажешь о своих огорчениях?
-
Понимают ли тебя папа и мама?
Что хотел бы ты изменить в своей семье?
Приложение 3
Памятка для пап «Как любить своего ребёнка»
-
Воспитывайте ребёнка делом и личным примером. Добиться можно лишь того, что делаешь сам.
-
Умейте слушать своего ребёнка.
-
Разговаривая с ребёнком, проявляйте терпение и такт. Старайтесь быть требовательным, но добрым воспитателем.
-
Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребёнка, вселяя надежду на исправление. Не накапливайте опыт непослушания.
-
Никогда не принимайте решения в одиночку. Когда отец и мать противоречат друг другу - для ребёнка это занимательное зрелище.
-
Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребёнку добра и человечности.
-
Учитесь признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки. Будьте справедливым в оценке поведения ребёнка.
-
Не гоните детей от себя, когда заняты каким-либо делом: потраченные сегодня минуты внимания к ребёнку избавят вас от долгих часов мучений, когда он станет старше.
-
У отца с сыном должны быть свои мужские секреты. Совместные прогулки, увлечения дадут почувствовать сыну, что он «свой парень».
11