Рабочая программа по здоровьесбережению

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Рязановская средняя общеобразовательная школа

Егорьевского района Московской области



Программа по здоровьесбережению





Разработчик:

классный руководитель

Саморукова И.Г.












п. Рязановский

2014

Пояснительная записка

В современном обществе наблюдается снижение уровня культуры нации по сохранению своего здоровья и жизни, отсутствие навыков социальной адаптации, низкий уровень знаний способов выживания в неблагоприятных условиях, неумение оказывать помощь окружающим и себе лично. И как результат - ослабление здоровья нации.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений брала своё начало еще в начальных классах. Необходимо обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное - приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети среднего и старшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно обучение детей здоровому образу жизни.

Для себя я поставила задачу: формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Согласно Закону об образовании на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. В этой связи, Закон об образовании в п.1 ст.2 в числе основных принципов государственной политики в области образования провозглашает «приоритет ... здоровья человека» (п.1 ст.2), а в п. 3.3. ст.32 устанавливает, что образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса (п. 3.3. ст.32). Таким образом, в указанных нормах акцент делается на охрану здоровья учащихся. В п. 1 ст. 51 Закона об образовании в дополнение к указанным положениям требуется от образовательного учреждения «создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».

Данная рабочая программа составлена на основе требований, изложенных в Законе об образовании и согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Нормативно-правовая база:

  • Конвенция о правах ребенка

  • Законы и подзаконные акты Российской Федерации:

  • Закон РФ «Об Образовании», статья 2, п.1 (от 13.01.1992 № 12-ФЗ с внесенными позднее изменениями)

  • Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации»

  • Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30.03.1999 № 52-Ф3)

  • Закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

  • «Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы»

  • Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Министерства образования и науки РФ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2011 № 373;

  • План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 1507-р;

  • Программа «Здоровье» МОУ Рязановской СОШ Егорьевского муниципального района Егорьевской области на 2012-2015гг.

Участники программы:

Обучающиеся, родители, классный руководитель, медицинский работник, социальный педагог, учителя-предметники, школьный психолог, администрация школы.

Программа разработана для учащихся второй ступени обучения с 5 по 7 классы.

Особенности осуществления образовательного и воспитательного процесса:

Контроль за реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.

Срок реализации программы:

3 учебных года (с 2014 по 2017гг)

Цели: создать условия для формирования у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, а также помочь сделать осознанный выбор здорового образа жизни.

Задачи:

  • профилактика заболеваний,

  • укрепление здоровья,

  • поддержание высокой работоспособности ученика;

  • формирование навыков физической культуры и личной гигиены, как жизненной необходимости;

  • организация мониторинга здоровья и физического развития;

  • признание ответственности за психическое и физическое состояние обучающихся и их родителей.

Направления деятельности

1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса:

- обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации

образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности;

- организация рациональной системы питания учащихся;

- обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся;

- проведение тестирования, анкетирования по выявлению уровня физического и психологического здоровья обучающихся.

2. Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями:

- организация родительского всеобуча;

- конференции, лектории, викторины для обучающихся;

- проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда,

противопожарной безопасности.

3. Учебно-воспитательная работа:

- использование на уроках и во внеурочной деятельности

здоровьесберегающих технологий;

- разработка тематических классных часов по формированию ЗОЖ;

- вовлечение обучающихся в посещение спортивных секций.

4. Профилактика и коррекция здоровья:

- физкультминутки, зарядка для глаз;

- участие класса в школьных днях здоровья;

- участие класса спортивно-массовых мероприятий.

Принципы реализации

Используемые образовательные технологии

Название технологии/метода

Обоснование применения с точки зрения здоровьесбережения.

1

кейс-метод

Способствует

  • достижению высокой мотивации посредством постановки значимых задач;

  • развитию навыков коммуникации и профилактике возникновения непродуктивных конфликтов;

обеспечивает дифференцированный подход посредством выполнения посильных задач каждым членом группы ….

2

Игровые технологии

Способствуют

  • воссозданию и усвоению общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением;

  • активизации психических процессов;

  • преодолению различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.

  • самореализации ребёнка;

  • постановке диагноза ребёнка;

  • физическому развитию.

обеспечивают игровую терапию. Во время игры уч-ся отдыхает, эмоционально самовыражается, что ведёт к расслаблению физическому и психическому.

3

Проблемно-поисковые технологии.

Способствует развитию способностей обучающихся (логического мышления, гибкости ума), его индивидуальности. Поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

4

Дифференцированные технологии

Помогает увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.

Предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.

5

ИКТ

Вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

Принцип реализации направлен на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

культуру интеллектуальную (способность управ­лять своими мыслями и контролировать их).

Ожидаемые результаты

  • положительная динамика состояния здоровья обучающихся, снижение заболеваемости;

  • повышение интереса к спортивным мероприятиям, мотивация к двигательной деятельности;

  • валеологическая просвещенность учащихся;

  • увеличение количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях;

  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

  • повышение приоритета здорового образа жизни.

Система организации контроля за выполнением программы


  1. Результативность работы по программе рассматривается 1 раз в год на ШМО классных руководителей.

  2. Мониторинг состояния здоровья обучающихся 1 раз в год.

  3. Анкетирование обучающихся.

План мероприятий по реализации программы


для 5-7 классов

мероприятие

сроки

ответственный

планируемый результат

1.

Оформление листка в классном журнале

начало сентября

каждого

уч. года

Кл.руководитель, медработник школы

Помощь в планировании мероприятий по ЗД

2.

Оформление листа «Показатели здоровья уч-ся» в папке «Классное руководство»

начало

сентября каждого

уч. года

кл.руководитель

Помощь в планировании мероприятий по ЗД

3.

Оформление социального паспорта

начало

сентября каждого

уч. года

Кл.руководитель

Помощь в планировании мероприятий по ЗД

4.

Общешкольный день Здоровья.

1 раз в четверть

учитель физ-ры, кл.руководитель

Укрепление здоровья, формирование навыков физической культуры

5.

Инструктажи по ТБ.

в течение уч.года

кл.руководитель,

учителя-предметники

Знание ТБ, её использование в различных ситуациях

6.

Уроки ПДД.

В течение уч.года по отдельному плану

Кл.руководитель

Просвещение уч-ся

7.

Уроки по пожарной безопасности

В течение уч.года по отдельному плану

Кл.руководитель

Просвещение уч-ся

8.

Проведение физминуток, минуток релаксации.

Каждый урок, кроме физ-ры

Учителя-предметники

Уч-ся меньше устают во время уроков

9.

Участие в 1 этапе Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»

сентябрь-октябрь

каждого года

Учитель физ-ры

Укрепление здоровья, формирование навыков физической культуры

10

Президентские игры и президентские соревнования

Январь каждого года

Учитель физ-ры

Укрепление здоровья, формирование навыков физической культуры

1 год реализации программы

11

Урок Здоровья «Почему некоторые привычки бывают вредными»

сентябрь

Кл.руководитель

Профилактика употребления ПАВ

12.

Тестирование уч-ся «Оценка школьной мотивации, адаптации в 5 классе»

сентябрь

Педагог-психолог

анализ тестирования для кл. родительского собрания

13.

Урок Здоровья «Чтобы тело и душа были молоды…»

октябрь

Кл.руководитель

Привитие навыков ЗОЖ

14.

Индивидуальные беседы «Как я готовлю уроки»

октябрь

Кл.руководитель

Привитие навыка планирования, рационального использования времени

15.

Кл. родительское собрание «Адаптация уч-ся в средней школе» с приглашением учителей-предметников.

Октябрь

Кл.руководитель

Просветительская работа

16

Беседа «О вреде курения» (презентация)

ноябрь

К. руководитель

Привитие навыков ЗОЖ

17

Выпуск экспресс-листовок, посвященных Дню борьбы с курением.

Ноябрь

Редколлегия класса

Привитие навыков ЗОЖ

18

Промотр видеофильма «СПИД- чума века»

декабрь

Кл.руководитель

фильмотерапия

19

Выступление на секции кл. руководителей «Формирование ЗОЖ: возможные формы воспитательной работы»

декабрь

Кл.руководитель, педагог-психолог

применение разнообразных форм работы в практике кл.руководителей

20

Урок-практикум «Осторожно, гололёд»

январь

Кл.руководитель

Учитель физ-ры

Научить правильно падать на льду, снежной трассе

21

Викторина «Спорт, спорт, спорт»

январь

Кл.руководитель

Развитие интеллекта, просвещение уч-ся

22

Урок-практикум «Способы конструктивного решения конфликтов»

февраль

Педагог-психолог

Получение советов как вести себя в конфликтной ситуации.

23

Родительский лекторий «Режим дня школьника»

февраль

Кл.руководитель

Просвещение родителей

24

Выступление агитбригады «О пользе витаминов»

март

Учитель природоведения

Привитие культуры питания

25

КВН «Правила дорожные знать каждому положено»

апрель

Кл.руководитель

Знание правил ПДД

26

Конкурсная программа «Я выбираю здоровье»

апрель

Кл.руководитель

Приобщение к ЗОЖ

27

Конкурс рисунков «Если хочешь быть здоров»

апрель

Учитель ИЗО

Приобщение к ЗОЖ

28

Спортивные соревнования, посвященные Дню Победы

май

Кл.руководитель

Учитель физ-ры

Укрепление здоровья, формирование навыков физической культуры

29

Экологический урок «Природа не прощает ошибок»

май

Кл.руководитель


Просветительская беседа

30

Кл. родительское собрание «Безопасность детей в дни школьных каникул»

май

Кл.руководитель

Напомнить родителям о соблюдении ТБ детьми на дороге, водоеме, пожарной безопасности

2 год реализации программы

31

Классный час «ЗОЖ- главный путь сохранения здоровья»

сентябрь

Кл.руководитель

Выработать варианты ЗОЖ

32

Классное родительское собрание по профилактике асоциальных явлений «Факторы риска заболеваний, связанных с вредными привычками и образом жизни»

сентябрь

Кл.руководитель

признание ответственности за психическое и физическое состояние обучающихся их родителей.

33

Неделя физ-ры и спорта «Готов к труду и обороне»

октябрь

Учитель физ-ры

Укрепление здоровья, формирование навыков физической культуры

34

Урок здоровья «Умей трудиться и отдыхать»

октябрь

Кл.руководитель

Привитие навыков планирования

35

Беседа о профилактике ОРЗ, ОРВИ, гриппа.

ноябрь

Кл.руководитель,

медработник

Привитие навыков ЗОЖ

36

Выпуск листовок «Скажем - нет сигарете!»

ноябрь

Кл.руководитель

Привитие навыков ЗОЖ

37

Тренинг «Скажи «нет» ПАВ»

декабрь

Кл.руководитель

Педагог-психолог

Привитие навыков ЗОЖ

38

Доклад на секции классных руководителей «Влияние вредных привычек членов семьи на здоровье детей»

декабрь

Кл.руководитель

Просветительская работа

39

Олимпийская викторина «От Афин до Сочи»

январь

Кл.руководитель

Развитие интеллекта, просвещение

уч-ся

40

Беседа «Зубы и наше здоровье»

январь

Кл.руководитель,

медработник

Привитие

навыков ЗОЖ

41

«Урок мужества и благородства (разговор для мальчиков)»

февраль

Кл.руководитель

формирование навыков физической и психической культуры

42

Спортивное соревнование «А, ну-ка, мальчики»

февраль

Кл.руководитель,

педагог-организатор

Укрепление здоровья, формирование навыков физической культуры

43

Родительский лекторий «Повышение физической активности - основной путь улучшения здоровья»

март

Кл.руководитель

Педагог-психолог

признание ответственности за физическое состояние обучающихся их родителей.

44

Круглый стол «Секреты здорового питания»

март

Кл.руководитель,

медработник

Привитие

навыков ЗОЖ

45

Тренинг «Что такое здоровье»

апрель

Кл.руководитель

Привитие

навыков ЗОЖ

46

Беседа «Правила езды на велосипеде»

апрель

Кл.руководитель

Знание правил ПДД

47

Подвижные игры на свежем воздухе

апрель

Кл.руководитель

Укрепление здоровья, формирование навыков физической культуры

48

Легкоатлетический забег, посвященный Дню Победы

май

Учитель физ-ры

Укрепление здоровья, формирование навыков физической культуры

49

Агитбригада «Команда «Суперстар» представляет»

май

Кл.руководитель, педагог-организатор

формирование навыков физической культуры

50

Кл. родительское собрание «Скоро лето»

май

Кл.руководитель

Напомнить родителям о соблюдении ТБ детьми на дороге, водоеме, пожарной безопасности

3 год реализации программы

51

Урок здоровья «Что такое душевное здоровье?»

сентябрь

Кл.руководитель,

Педагог-психолог

формирование навыков психической культуры

52

Командные подвижные игры на свежем воздухе

сентябрь

Кл.руководитель,

Учитель физ-ры

Укрепление здоровья, формирование навыков физической культуры

53.

Родительский лекторий «Особенности подросткового периода»

октябрь

Кл.руководитель,

Педагог-психолог

Просвещение родителей

54.

Классный час «Как строить отношения»

октябрь

Кл.руководитель

Привитие навыков культуры взаимоотношений

55

Диспут «Жизнь без сигареты -поговорим о преимуществах»

ноябрь

Кл.руководитель

Привитие

навыков ЗОЖ, культуры собеседования

56

Выступление на педсовете «Личный пример и авторитет родителей в формировании ЗОЖ подростков»

ноябрь

Кл.руководитель

Просвещение учителей, сбор статистических данных

57

Кл.час «Правда о наркотиках» с просмотром видеоролика

декабрь

Кл.руководитель

Привитие

навыков ЗОЖ

58

Занятие «Создаём коллаж» (о планировании)

декабрь

Кл.руководитель

Привитие навыка рационального использования времени

59

Прогулка на лыжах в зимний лес.

январь

Кл.руководитель,

Учитель физ-ры

Укрепление здоровья, формирование навыков физической культуры, психотерапия

60

Викторина «Спортивный брейн-ринг»

январь

Кл.руководитель

Развитие интеллекта, просвещение

уч-ся

61

Соревнование «Вперёд, мальчишки»

февраль

Кл.руководитель,

Педагог-организатор

Укрепление здоровья, формирование навыков физической культуры

62

Беседа «Осторожно, грипп!»

февраль

Кл.руководитель

Привитие

навыков ЗОЖ

63

Беседа «Правильное питание и различные диеты»

март

Кл.руководитель

Привитие навыка сбалансированного питания

64

Тестирование «Биологические ритмы человека»

март

Педагог -психолог

Просвещение, диагностика уч-ся,

65

Круглый стол «Наступит ли мода на здоровье?

апрель

Кл.руководитель,

медработник

Привитие

навыков ЗОЖ

66

Беседа «Правила личной гигиены подростка»

апрель

Кл.руководитель,

медработник

Привитие

навыков ЗОЖ

67

Командные соревнования, посвященные Дню Победы

май

Учитель физ-ры

Укрепление здоровья, формирование навыков физической культуры

68

Кл.час «Переутомление, его признаки и методы снятия»

май

Кл.руководитель,

педагог-психолог

Привитие навыка рационального использования времени, отдыха

69

Выступление о работе по программе здоровьесбережения на секции классных руководителей

май

Кл.руководитель


Отчёт о выполнении программы

70

Классное родительское собрание «Выполнение программы по здоровьесбережению»


Кл.руководитель


Отчёт о выполнении программы


Методическое обеспечение

1. Тесты.

2. Физкультурные минутки на уроках.

3. Разработки уроков Здоровья.

4. Материалы к родительским лекториям.

5. Доклады к педсоветам, ШМО классных руководителей.

6. Презентации к классным часам, урокам здоровья, к выступлениям.




Литература

  1. Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе.- 2-е изд., испр.-М.:Айрис-пресс,2005.

  2. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры.- Ростов н/Д:Феникс,2007.

  3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита - СПб.,1997.

  4. Ковалько. В.И.»Здоровьесберегающие технологии…» Москва, «ВАКО» 2007 г.

  5. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья - СПб.,1998.

  6. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

  7. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

  8. Дик Н.Ф. «Классные часы и родительские собрания», Ростов-на Дону, « Феникс», 2003

  9. Максименко Н.А. Спутник классного руководителя, Волгоград,

« Учитель»,2007


© 2010-2022