Обобщение опыта работы по теме Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах

Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.        Я считаю, что залогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику,  как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является ум...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ с. Царевщина

Балтайского района Саратовской области







Обобщение опыта работы классного руководителя

Березиной Татьяны Владимировны

по теме:



«Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах»





















2011 - 2012 учебный год

«Взаимодействие с семьей - залог успешной работы классного руководителя»



«Семья - основная инстанция в жизни ребенка. Она предоставляет ему безопасность опеку и воспитание. Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи. Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, которые в свою очередь отражают культуру родных мест, Родины, края или группы жителей» У. Милке.

Одним из главных направлений в работе классного руководителя является работа с родителями. Именно от взаимоотношений между классным руководителем и родителями учащихся зависит успешное обучение и воспитание ребёнка. Установление контактов с родителями учащихся - начало всех начал.

Хотите ли Вы, не хотите ли.

Но дело товарищи, в том,

Что прежде всего мы - родители,

А всё остальное потом.

Р.Рождественский

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс.

В моей педагогической деятельности было много выпусков, но каждый класс мне по-своему дорог, про каждый класс я могу с гордостью сказать: ЭТО МОИ ДЕТИ.

Я считаю, что залогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться с детьми, понимания ребенка, способности помочь ученику, как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями. Дети, родители, педагоги - члены одного школьного коллектива.

Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия. Для того чтобы обеспечить успешность воспитания детей, необходимо организовать сотрудничество педагогов, детей и родителей.

Для эффективной совместной работы классному руководителю необходимо доверительное отношение родителей к нему. Учащиеся проводит в школе достаточно много времени, и родителю важно знать, что все происходящее с его ребенком в это время находится под контролем профессионала, которому он доверяет. В этом случае уважительное отношение родителей к педагогу отражается и на отношении ребенка к классному руководителю.

Все родители нередко считают себя вполне подготовленными к воспитательной работе и не считают необходимым для себя приобретение специальных педагогических знаний. Отсутствие таких знаний приводит к многочисленным ошибкам в семейном воспитании. Например, могут быть допущены следующие ошибки: дефицит общения родителей с детьми, что приводит к отделению детей от родителей, лишает взрослых возможности более активно влиять на ребенка; неумение организовывать трудовое воспитание детей; несогласованность действий со школой; наличие отрицательных примеров из жизни родителей; слабое знание родителями методов воспитания, неумение или нежелание изменять их по мере взросления детей. Это должен учитывать каждый классный руководитель.

Американский педагог Ричард Арендс отмечает: «Учителя хотят, чтобы нормы, регулирующие их отношения с родителями, охватили и заботу о детях, и поддержали их учебную программу. В тоже время большинство учителей не хотят, чтобы родители вмешивались в их классную работу. Вообще, учителя склонны сохранить расстояние между собой и родителями»
... Правила, как работать с родителями зависят от конкретных обстоятельств.
Русский педагог Т. Воликова пишет: «Формы работы учителя с родителями разнообразны:
- индивидуальные: посещение семей учащихся на дому, беседы с родителями в школе, дни консультаций родителей в школе;
- групповые: (Родители могут объединяться в группы по образованию, педагогической культуре, по поведению и показателям успеваемости их детей.) Здесь выделяются: взаимная работа учителя и родителей на уроках, когда родители помогают учителю вести урок; и работа с активом;
- коллективные: классные собрания, общешкольные родительские собрания, родительские конференции по обмену опытом воспитания, консультации, вечера вопросов и ответов, совместные внеклассные мероприятия и т. д.
Содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения»
И.В.Гребенщиков пишет: «Родители должны обладать педагогической культурой. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей - их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.
Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель»

Выделяются следующие формы педагогического просвещения:
Традиционные:
- родительские собрания;
- лекции;
- вечера вопросов - ответов;
- диспуты;
- дни открытых дверей.
Нетрадиционные:
- деловые игры;
- регламентированные дискуссии.

Выбор форм и методов воспитания с учетом знаний и опыта родителей, сложившихся традиций в работе с родителями, определяет сам классный руководитель. Эффективность сотрудничества классного руководителя с родителями достигается путем сочетания массовой, групповой, индивидуальной форм работы при их преемственности. Можно выделить основные этапы педагогических отношений семьи и школы, классного руководителя:

  1. Собеседование с детьми и родителями при записи в школу.

  2. Изучение состава класса, уровня подготовленности детей к школе.

  3. Анкетирование родителей.

  4. Посещение детей на дому.

  5. Педагогическое руководство семейным воспитанием через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации.

  6. Организация родительского самоуправления.

  7. Выявление положительного опыта воспитания детей в семье.

  8. Обобщение опыта работы.

С первого дня работы родителям сообщается, что необходим постоянный контакт с учителем, согласованная работа. На первом родительском собрании в 1 классе родители заполняют анкеты, идет знакомство с жизнью семьи, ее интересами. Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Повестка каждого собрания обязательно включает беседу, подведение итогов работы родителей, чтение детских сочинений о маме, каникулах, т.е. представление творческих работ учащихся. Родительские собрания надо проводить так, чтобы родители были уверены в том, что вместе мы можем достичь многого. По мнению родителей, каждая наша встреча дает повод к размышлению, вызывает желание анализировать, думать, читать.

Работа классного руководителя с родителями очень сложна. Их влияние имеет огромное значение для ребенка, однако в большинстве случаев данное влияние стихийно. Часто оценка родителями поведения их детей не совпадает с оценкой учителей, а также с оценкой самих учеников. Поэтому учитель должен искать путь к сердцу родителей, чтобы дать им позитивное направление.

Взаимоотношения с родителями укрепляются, когда:
- учитель родителям старается дать то, что требуется и от них (выслушивает их проблемы, высказывает понимание и доброжелательность по отношению к их детям);
- учитель не забывает, что родители должны смотреть на школу глазами детьми (сначала устанавливает контакт с детьми, а затем с их родителями);
- учитель стремится раскрыть способности родителей в отдельных областях воспитания детей;
- учитель помнит, что нельзя родителям указывать, а тем более ругать их детей;
- учитель надеется на победу добра в душе ребенка;
- учитель делится накопленным педагогическим опытом и т. д.»
Для успешной воспитательной работы учитель должен обладать педагогическим мастерством:
- хорошо знать и любить своего воспитанника и свою работу;
- сознательно стремиться достигнуть поставленных воспитательных целей и задач;
- эффективно применять воспитательные формы, методы и способы;
- уметь общаться и взаимодействовать с семьей воспитанника;
- поднимать авторитет родителей в глазах учеников;
- передавать родителям научные знания и педагогический опыт;
- начинать разговор не с проблем детей, а с общих приятных вопросов, не спешить решать проблемы;
- показывать внимание родителям, интересоваться их работой, домом;
- обсудить эмоции, возникающие из-за школы, учителей, детей;
- внимательно слушать и принимать то, что говорят родители, не критиковать их мнение, а стараться понять, что разрешает им так думать;
- договориться об общих целях и на родительских собраниях говорить о том, что важно всем;
- уделять столько времени, сколько требуется;
- мотивировать аргументы тем, что то, о чем вы говорите важно всем и большинство вас поддерживают;
- информировать родителей лично, при помощи писем, индивидуальных бесед и телефонных звонков.

В своей работе я стараюсь придерживаться всех этих принципов и правил. Совместная работа с родителями дает хорошие результаты. Родители хорошо контактируют не только с классным руководителем, но и со школой, откликаются на любые просьбы.

Самыми активными формами сотрудничества с родителями являются внеклассные мероприятия: спортивные соревнования "Мама, папа и я - спортивная семья", "Веселые старты", конкурсы "А ну-ка, мальчики!", "Веселая игра", "Хозяюшки", праздники для мам. Данные мероприятия очень нравятся как родителям, так и детям.

Традиционные стали мероприятия «Праздник для пап», ребята готовят развлекательную программу, подарки и веселые конкурсы. Хочется отметить, что папы на какое - то время становятся детьми, забывают обо всех своих заботах и окунаются в игры и конкурсы.

Обобщение опыта работы по теме Сотрудничество классного руководителя и родителей в начальных классах



Каждый год задаю родителям один и тот же вопрос: «Чего вы ждёте от школы?» Ответы, как правило, повторяются. На первом месте - сохранение психологического и физического здоровья детей - 70%, повышение культуры - 50%, высокий уровень образования - 40 %.

Родителями - это отдельная и самостоятельная работа. Я строю отношения с родителями на основе дружбы и взаимоуважения. Ведь чтобы расположить ребёнка к себе, направить его в нужное русло, прежде всего я должна понимать и уважать его родителей!

Думаю, что в основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Приоритетным направлением в своей работе считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.

Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше провести праздники, организацию новогодней ёлки. В работе с родителями классному руководителю необходимо много такта, терпения, выдержки и знаний, но самое главное родителей надо принимать такими, какие они есть. В общении с ними я опираюсь на понимание, сотрудничество, толерантность.

Воспитание - сложный многогранный процесс, осуществляемый многими людьми одновременно, результат которого отсрочен во времени, а классный руководитель является координатором воспитательной деятельности и его роль сложно переоценить. На мой взгляд, ни один воспитательный ресурс по отдельности не может дать четкий устойчивый результат. Хочется надеяться, что слаженная совместная деятельность стольких людей позволит детям моего класса по окончании школы не просто стать частью современного общества, но и занять в нем достойное место, на то, что, став взрослыми, и создав свои семьи, они смогут воспитать своих детей в любви и уважительном отношении ко всем участникам воспитательного процесса..

Литература:

  1. Болдырёв Н.И. Классный руководитель М., 1978

  2. Дик Н.Ф., Горожанкина З.Н. Методы семейного воспитания. Методические рекомендации. Ростов, 1991

  3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.: ЦГЛ, 2002



© 2010-2022