Доклад на тему Развитие разговорной речи на уроках технологии

МБОУ “ СКОШ   №5   VIII вида”  ШМР  МО  Доклад на тему      "Развитие разговорной речи на уроках технологии"            На уроках предметно-практического обучения создаются наиболее благоприятные условия для реализации ведущего принципа обучения слабослышащих детей языку – принципа коммуникации.На своих уроках я стараюсь решать такие задачи, как формирование житейских понятий, развитие познавательных интересов восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, формирование ручных умений и навы...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие разговорной речи на уроках технологии

Развитие разговорной речи на уроках технологии

На уроках предметно-практического обучения создаются наиболее благоприятные условия для реализации ведущего принципа обучения слабослышащих детей языку - принципа коммуникации.

На своих уроках я стараюсь решать такие задачи, как формирование житейских понятий, развитие познавательных интересов восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, формирование ручных умений и навыков слабослышащих детей, формирую такие черты характера, как чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за общее дело, воспитываю аккуратность в работе.

На уроках предметно-практического обучения происходит изготовление реальных предметов, благодаря чему деятельность оказывается для учащихся понятной и близкой. Это ведет к развитию активности, сознательности и целенаправленности школьников.

Дети занимаются такими видами деятельности, как лепка, рисование, моделирование, конструирование, изготовление аппликаций, макетов, панорам, альбомов и др…

На уроках предметно-практического обучения учащиеся получают знания о различных материалах (вата, ткань, природные материалы и др.) и их свойствах. Учатся правильно пользоваться инструментами и материалами (линейкой, треугольником, гаечным ключом, иглой).

Однако особое значение придается развитию словесной речи, как средству общения. На каждом уроке я знакомлю детей с новыми понятиями или закрепляю и развиваю дальше те понятия, с которыми они познакомились на предыдущем уроке. Учащимся не только запрещается спрашивать своего соседа, обращаться за помощью к учителю и друг другу, помогать более слабому товарищу, напротив, подобные действия поощряются и это содержит в себе важнейшие предпосылки для развития живого развития учащихся, как с учителем, так и между собой.

На своих уроках я использую различные формы работы. При фронтальной работе учителя с классом общение происходит главным образом с учителем. Более широкие возможности для развития общения учащихся между собой открываются в тех случаях, когда ведет урок «маленький учитель». При этой работе я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы по ходу работы учащиеся задавали ему уточняющие вопросы, чтобы между детьми развивались небольшие диалоги, происходило подлинное словесное общение.

Еще более активизирует общение учащихся бригадная форма работы. Класс делится на 2 бригады. Учащиеся сами выбирают бригадиров, которые руководят непосредственно работой, следят за аккуратным и правильным выполнением задания и сообщают учителю, кто сделал правильно, а кто неправильно, оказывают помощь членам своей бригады. Работа бригадами имеет важное воспитательное значение. Она дисциплинирует ребят, воспитывает умение работать коллективно. Дает возможность легко организовать помощь сильных учеников слабым, воспитывает чувства товарищества и взаимопомощи. Для развития общения учащихся между собой открывает более широкие перспективы.

При работе парами в каждый момент урока происходит одновременно общение всех учащихся класса друг с другом. Такую форму работы я использую при конструировании, при работе со строительным материалом, при работе с мозаикой и нал аппликацией, при изготовлении различных поделок.

Выполнение индивидуальных заданий помогает слабослышащим школьникам обрести уверенность в себе, выполнение поделки на основе речевых инструкций без опоры на наглядный образец поделки, выполнение поделки по словесному описанию или рассказу.

Далее идет отчет о выполненной работе. Первый вопрос задаю детям: «Что ты сделал?». По мере роста запаса слов, ученики начинают отчитываться не только о результате работы в целом, но и в каждой отдельной операции. Использую не только устную, но и письменную форму речи. В конце урока я обязательно даю оценку выполненной работе.

На уроках предметно-практического обучения осуществляется тесная связь с уроками русского языка, развития речи, чтения, природоведения, математики. Происходит практическое усвоение знаний этих предметов. Поделки изготовленные детьми на уроках предметно-практического обучения передаются для дальнейшей работы в классе с целью дальнейшего обогащения словарного запаса. Например, на уроке предметно-практического обучения изготовлен детьми макет «Зима». На уроке чтения он является наглядным пособием, а на уроке развития речи - предметом обсуждения. Сделанные кораблики на уроке предметно-практического обучения в 1 классе, используются для решения задач и примеров на уроках математике. Сделанный календарь, модель термометра или макет «Горы и равнины» использует учитель на уроках природоведения. Виды работ: лепка, рисование, макетирование, моделирование, аппликация используемые на уроках предметно-практического обучения находят применение на уроках чтения, развития речи, математики, природоведения при наличии тех форм работы, которые учитель использует на уроке предметно-практического обучения.

Анализ работы показал, что проведение уроков предметно-практического обучения повышает, воспитывает самостоятельность. Данная организационная форма работы способствует соблюдению принципа индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. Задания даются с учетом возможностей детей, что создает наилучшие условия для успешного продвижения наиболее способных детей и помогает развитию слабых учащихся.

Работа над изделием в условиях предметно-практического обучения происходит следующие этапы. Сначала знакомлю учащихся с темой урока, с предстоящим видом деятельности и с той конкретной поделкой, которую они должны сделать. Затем происходит второй этап - составления плана работы над поделкой.

На уроках я создаю оптимальные условия для сознательного владения умением составлять план. Учу составлять три вида планов: пооперационный, поэтапный, сложный (в зависимости от класса и вида работы).

Третий этап - это подготовка материалов для работы уже с первого класса учу учащихся составлять заявку и получать материалы и инструменты для работы. При работе с заявкой я стараюсь придерживаться строго правилам: давать детям материалы и инструменты в точном соответствии с заявкой. Если ученик в практической деятельности обнаружит, что чего-то не хватает и изделие не получается, то бригадир выдает недостающие материалы только после того, как ученик дополнит заявку. Дальше идет изготовление поделки. При изготовление поделки я использую разнообразные виды работ: выполнение поделки по образцу на основе подражания действиям учителя выполнение поделки по (образцу) представлению с предварительным составлением эскизов на основе речевых инструкций. Эффективность обучения трудовым навыкам и умением с тесным взаимодействием с общим и речевым развитием слабослышащих детей, позволяет значительно расширить круг формируемых умений и навыков, повышает сознательность их усвоения, наполняет интеллектуальным содержанием. В кабинете отведено определенное место, где хранится наглядное пособия (шаблоны, карточки, таблички, картинки, образцы детских работ). Дети видят результаты своего труда, учатся сравнивать, подражать лучшим работам.



© 2010-2022