Час общения Твори добро

Данная разработка поможет провести интересный час общения, где дети будут высказывать свое мнение, анализировать свои поступки. Для этого использовано упражнение " Найди свое место", где дети не только выбирают, но и объясняют причину данного выбора.Попробуют найти ответ на вопрос: -Достаточно ли я толерантен? В процессе занятия формируются навыки групповой работы.Интересно проходит работа по выработке правил доброго человека, где каждый член группы высказывает свое мнение.Занятие заканчивается ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор- Рябцева Ольга Владимировна, социальный педагог, МБОУ гимназия №11 г. Елец, Липецкая область.

Форма: час общения

Тема: «Твори добро!»

Методическая цель:

- поиск наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы в целях успешной адаптации школьников

цели:

  • Формирование чувств доброты, милосердия, толерантности, сопереживания, сочувствия, нравственного выбора.

  • Развитие качеств нравственной личности.

  • Формирование навыков групповой работы.

Оборудование: плакат с изображением солнца, лучи( по кол-ву человек), рисунок подсолнуха, семена подсолнечника, стаканчики, земля, мягкая игрушка солнце, ручки, 4 листа А4

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, здравствуйте гости. Мы начинаем наш час общения.

1 Звучит песня « Дорогою добра»

-Мы не случайно начали наш час общения с этой песни.

- О чем в ней говориться? (о добре, доброте), поэтому и тема нашего разговора будет такова «Твори добро!»

2. Упражнение «Лучи»

У каждого из вас уже есть представление о добре, доброте. Что вы понимаете под этими словами?

А теперь я попрошу вас записать свои мысли на лучах, которые лежат перед вами на столе.

(Пишем определения доброты на лучах, некоторые зачитываем)

Добро- понятие нравственности, противоположное понятию зла,означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

А Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Добро - это счастье всех людей, это умение видеть и ощущать прекрасное». Человеческая доброта, душевная чуткость, милосердие, расположение к людям, умение радоваться и переживать за других людей, доброжелательность создают основу человеческого счастья. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. И наоборот, если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один.

3. Упражнение «Найди своё место»

Ребята задумайтесь, кто из вас считает себя добрым человеком?А кто не очень добрым?

-Прошу выйти в сектор « +» справа от меня и»-« слева от меня

-Почему ты занял место в этом секторе?

(возможо оживление, смех).

Я вижу ваши удивленные глаза ( я слышу ваши бурные эмоции.) Что же вас так удивило? Может быть мы не ожидали увидеть здесь некоторых ребят.

. Я открою вам небольшую тайну, что на самом деле среди собравшихся здесь никто не слукавил, внутри каждого из нас есть своя индивидуальная мерка- измеритель, она то и подсказывает нам каким надо быть. Некоторые, например, накормят котенка и уже считают себя добрым, хотя он сделал всего лишь доброе дело. Другой может сделать подряд много добрых дел: перевести старушку через дорогу, поднять коляску соседке, поднять мусор за другого и считать это обычным делом, долгом, не приписывая себя славу доброго человека.

Прошу занять свои места.

Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово -
И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.

Первый шаг к доброте- это доброе слово.

Мы поговорили о проявлении доброты в поступках, а с помощью каких слов мы способны распознать доброе расположение к нам?( дет ответы: спасибо ,здравствуйте, благодарю, доброго вам здоровья).Это не просто проявление элементарной вежливости, в этих словах мы выражаем свою человеческую сущность, свое отношение к человеку и к сделанному для нас добру.

4. Упражнение «Эксперимент»

- Давайте сейчас с вами проведем эксперимент. Закройте глаза и поднимите руку те, кто всегда говорит близким и знакомым людям: «Здравствуйте!». Опустите руку, откройте глаза и отметьте на своих карточках +, кто сейчас поднимал руку. Снова закройте глаза и поднимите руку те, кто всегда говорит «спасибо». Откройте глаза и поставьте +. Продолжаем ту же работу: кто всегда говорит «извините»? Ставим себе +. И наконец, кто из вас практически всегда говорит: «Желаю вам всего доброго!». Открываем глаза и считаем, сколько + у вас всего получилось. (спросить у 3-4 человек)

А теперь вспомните тот момент, когда каждый из вас находился в сектор +, посчитав себя добрым человеком. Совпало ли ваше мнение с результатом эксперимента? Выводы вы сделаете сами.

Вывод: Да, эти слова важны для нас, но дело не только в том, чтобы всегда произносить их в нужный момент, сколько в умении отвечать на добро движениями своей души, то есть быть добросердечным, чутким, сопереживающим человеком.

А с чем обычно ассоциируется у людей доброта? С какими предметами, явлениями?

(ответы детей)

Вывод: доброта обычно в нашем представлении ассоциируется, прежде всего, с солнцем, которое светит и согревает всех людей независимо от их характера, поведения, поступков, т.е. независимо от того добрые мы люди или нет.

У нас в классе находится такое солнышко. Но посмотрите на него внимательно, нравится ли вам, как оно выглядит? (Да). Да, оно красивое. Но может ли оно излучать свет, тепло, радость без своих лучей? ( Нет).

Давайте сделаем наше солнце красивым и теплым и прикрепим к нему свои лучики.

(Час общения Твори доброК солнцу присоединяем лучи, на которых написаны выведенные ребятами определения доброты.)

Какие чувства вызывает у вас созданное нами солнце?

5 Притча о мудром индейце

. К сожалению, в жизни не всегда присутствует только все доброе, по некоторым, неведомым нам законам, все имеет свою противоположность: если есть белое, значит есть черное, если есть прекрасное, значит будет и безобразное. И если есть сила добра, значит есть и сила зла. В жизни это неминуемо, нам приходится ежедневно делать выбор между ними.

Я расскажу вам притчу, а вы подумайте и объясните, почему я выбрала именно ее. (идут слайды)

Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
- Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

-Как вы поняли слова мудрого индейца? О чем он говорил?

(ответы детей)

- От человека, от нас самих зависит, какая сторона души у нас будет преобладать. Это будет зависеть от наших мыслей (дурные они или хорошие),поступков, дел. Чтобы в нашей душе было меньше темных пятен, чтобы она становилась светлее, чище. Необходимо не допускать плохих мыслей, поступков и слов.

Чтобы стать хорошим, достойным человеком, мы должны стремиться быть добрыми, совершая добрые поступки.

6. Групповая работа «Правила доброго человека»

Давайте создадим правила , которые нужно соблюдать, чтобы стать добрым человеком.(4 мин)

( работа в группах :обсуждение и записать на приготовленных листах)

Примерные записи

  • Помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

  • прощать ошибки других;

  • не жадничать;

  • жалеть других;

  • не ждать похвалы и награды;

  • быть приветливым и вежливым;

  • внимательным к людям;

  • делать добрые дела;

  • не отвечать злом на зло;

Озвучить.зачитывают дети.

Эти правила помогут вам работать над собой , чтобы стать достойным человеком.

А вот правила которые предлагает мудрая сова:

Попробуй не наступать, а уступать

Не захвативать, а отдавать

Не кулак показывать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться

Не кричать, а выслушать

Не разорвать, а склеить

Попробуй и ты увидишь, какими теплыми, радостными, спокойными станут твои отношения с окружающими людьми

Какое удивительное чувство согрееет сердце,

Старайся ради себя самого не прчинять вреда другому человеку.

7.«Семечко».

(рисунок подсолнуха на ватмане)

- Перед вами на столе лежат семена. Возьмите каждый себе по семечку.

- Какое растение может вырасти из этого семени? (подсолнечник)

- Из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, плоды)

- Есть ли это у семени?(нет)

- Что нужно, чтобы из семени выросло прекрасное, здоровое растение? (Свет, вода, тепло.)

- А какими качествами должен обладать прекрасный, добрый, хороший человек? (Дети называют качества личности вежливость, доброжелательность,добродушие, милосердие благородство.)

- А что необходимо, чтобы эти качества развились у человека? (Их надо «вырастить» - воспитать.)

- Есть ли все эти качества у вас? Какое из них вы хотели бы в себе «вырастить», воспитать?

- А что для этого нужно делать? (Работать над собой, прикладывать усилия)

Подумайте сейчас об этом, и посадив в горшочек семечко, ухаживая за ним, помните о том качестве, которое хотите «вырастить» в себе.

(каждый в горшочек сажает семечко, чтобы вырастить в себе качество хорошего, доброго человека)

-Закончить наш разговор мне хотелось бы стихотворением Т. Кузовлевой «Твори добро» ,которое прочтет Косыгина Анна.

Твори добро -
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь - действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта.

8. РЕФЛЕКСИЯ: Стоя в круге, передаем друг другу солнышко , как символ доброты ,добрых поступков.

- Будем, передавая это солнышко , делиться с другими своей добротой.

- Передавая солнышко, вы можете начать свою мысль с фразы: «Сегодня я понял…», «Теперь я знаю…»

Вывод: Будьте добрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым делом помочь.





© 2010-2022