Доклад Воспитание патриотических чувств к малой родине

Воспитательная работа по формированию патриотических чувств у учащихся начальной школы имеет огромное значение, это связано в первую очередь с тем, что современному россий-скому обществу необходим человек любящий и знающий свою Родину, ее уникальность и осо-бенности. Для формирования  предпосылок патриотических качеств необходи-мо использовать материал повседневной жизни школьника, материал, позволяющий сформиро-вать отношение к окружающим людям, природе и местности на основе ситуационной вовлеч...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДОКЛАД


Россия- страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм- любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Младший школьный возраст- это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научится любить близких , беречь природу, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее. Кроме того, социальный опыт ребенка- это не то, что он знает и помнит, потому прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Цели программы: формирование основ патриотизма ( воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, воспитание уважения к культуре и истории родного края).

Задачи: изучение природы, истории и культуры родного края; воспитания уважения и интереса ко всем нациям; бережного отношения к памятникам истории, культуры родного края, сохранение традиции.

Технологии: знакомство с историческим прошлым малой родины; с традициями и обычаями калмыцкого народа, фольклором;

Формы работы: мероприятия, посвященные важным историческим датам; классные часы; викторины; интегрированные уроки; исследовательская деятельность.

Эталон носителя патриотических качеств культивируется на чувстве привязанности к месту жительства к людям, его населяющим, на изучение истории Отечества, гордости за ее успехи и страдания за ее неудачи, а главное - на желание созидать во благо Родины

. Программа «Я - патриот Родины» включает следующие направления, связанные между собой логикой воспитания патриота своей Родины.

1. Мое «Я»- формирования гражданского отношения к себе.

2. «Я и моя страна»- формирования гражданского отношения к Отечеству.

3. «Я и моя планета»- формирование патриотического отношения к родной планете Земля, экологическое воспитание.

4. «Я и культура»- формирование гражданского отношения к культурно-историческим произведениям искусства и их понимания значимости в жизни каждого гражданина.

Предлагаю несколько тем по патриотическому воспитанию личности: «Я и ты - мы часть природы», «Войны священные страницы навеки в памяти людской», «Исторические уголки родного города», «Знаменитые люди Калмыкии», «Фольклор, традиции и обычаи»

. С помощью художественных и научно-познавательных текстов школьники знакомятся с героическим прошлым и современными достопримечательностями малой родины, что воспитывает в них чувство гордости за дела предков и современников. Знакомство с музеями и театрами, храмами и памятниками позволяет понять особенности культурной жизни города и в меру своих возможностей поучаствовать в ней.

Каждое путешествие - это новый взгляд на героическое прошлое и настоящее родного края. Такие уроки способствуют осознанию детьми того, что каждый из них может и должен стать достойным сыном или дочерью малой и большой Родины.

Большую роль в формировании патриотического отношения к своему родному краю играет отбор учебного содержания. Ученики читают и слушают рассказы, стихотворения о Калмыкии, писателях и поэтах, о земляках - героев фронта и тыла, о неповторимой красоте природы, многообразии растений и животных. Эти художественные и научно-познавательные тексты способствуют развитию у школьников эмоциональной отзывчивости,

сопереживания, восхищения подвигами и жизнью земляков. Это помогает учащимся увидеть, что люди достойные уважения и восхищения, могут жить рядом - на соседней улице, в соседнем доме, что позволяет формировать образ настоящего гражданина своей малой и большой Родины.

Знакомясь с фольклором, традициями и обычаями своего народа , ребята приходят к выводу, что главными ценностями для всех россиян были и остаются трудолюбие и ответственность, доброта и отзывчивость, душевная щедрость и честность.

Эмоциональные переживания являются лучшим средством формирования любви к окружающему миру- малой родине и людям, жившим и проживающим сегодня на нашей земле.

Положительная эмоциональная атмосфера, создаваемая учителем при передаче знаний о выдающихся земляках и замечательном родном крае, способствует формированию искреннего чувства гордости за свою малую родину, за причастность к ней.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский сказал: «Великий воспитатель - народ». По мнению известного психолога, патриотическое воспитание к Родине,- это отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживает события жизни, говорит на родном языке. Глубокое патриотическое чувство формируется в ходе всей жизни человека, но в младшем школьном возрасте требует специальных условий.

В своем докладе я обобщила свой опыт по возрождению и сохранению национальной культуры в учебной и внеурочной деятельности.

Вот некоторые примеры:

Задачи по математике с использованием краеведческого материала.

1. В альчики играло 5 мальчиков и столько же девочек. Сколько детей играло в альчики?

2. Верблюд живет 40 лет. 1/5 ч. своей жизни он растет. Сколько лет растет верблюд?

3. Одна швея сшила 15 национальных костюмов, а другая в 3 раза меньше. Сколько всего костюмов сшили?

4. Театр Юного Зрителя посетили 30 второклассников и 15 третьеклассников. Во сколько раз меньше посетило театр третьеклассников, чем второклассников?

5. Суслик вырыл норку в степи. Днем он принес 35 зернышек, а вечером еще 10. Сколько зернышек суслик принес в норку?

6. С 8 овец настригли 48 кг. шерсти, с каждой поровну. Сколько всего овец нужно настричь, чтобы получить 30 кг. шерсти?

Задания по русскому языку краеведческого и экологического содержания.

1. Прочитайте. Напишите по памяти.

В пушистом наряде из снега,

Сурова и словно нема,

Спустилась с холодного неба

Седая Старуха-Зима.

В.Шуграева.

2. Спишите, подчеркните существительные в И. п.

Родная моя, калмыцкая степь! Одно только небо больше тебя. На твоих просторах возникали у меня необычные образы и острые мысли. Не только радость, но и много горя приносила степь моему народу. И все-таки каждый калмык любит тебя, тоскует вдали от тебя.

М. Намруев.

Проблема катастрофического снижения численности сайгаков является одной из острейших экологических проблем нашего времени. Сейчас, как и сто лет назад, существует реальная угроза вымирания этих животных.

Калмыкия - единственное место в Европе, где живут древние животные сайгаки.

В стихотворении Д.Н.Кугультинова «Смерть сайгака или Расстрелянное утро» степь предстает «как праздничный подарок», но высшее достижение природы - скульптура - сайгак.

Грянувший выстрел, пропорол насквозь прозрачность утра, принес смерть красавцу-сайгаку.

И покачнулся мир в моих глазах.

Все доброе исчезло в струйке дыма…

Нет,

Не сайгака здесь дымится кровь.!..

Казалось утро девушкой любимой,

Напоминало первую любовь…

3. Спишите. Найдите глаголы. Определите число и время.

Сайгак все время в движении. В отличие от лошадей, коров, овец, он не разрушает почву, не вытаптывает пастбище, не съедает всю траву подчистую.

При малейшей опасности плавное движение сайгака точно взрывается, переходит в стремительный бег, похожий на полет.

Воду сайгаки чуют своим удивительным носом далеко и безошибочно. Чабаны знают об этом и гоняют отару на водопой по сайгачьему следу.

А. Бадмаев

4. Спишите. Найдите и подчеркните «опасности письма»

С небом сравнима родная степь.

Необозрима ровная степь.

Захлестнет горло песней живой.

Широко - просторно над головой…

Х. Сян-Белгин.

На уроках литературного чтения школьники знакомятся с героическим эпосом «Джангар»

«Джангар» - величественное произведение народного творчества, ставшее в сознании калмыков священным.

Бумба - страна шести тысяч и двенадцати богатырей, страна, управляемая легендарным ханом Джангаром, страна,

Где неизвестна смерть, где бессмертны все,

Где небеса в нетленной сияют красе.

В «Джангаре», как в зеркале, отражены надежды и чаяния калмыцкого народа, его представления о чести и благородстве, об истинной дружбе, его мечты о счастье и благополучии.

Основная идея эпоса - идея единения народа, защита своей страны от врагов. В служении народу, отчизне видят смысл своей жизни герои эпоса, что выражается в присяге богатырей:

Жизни свои острию копья предадим,

Страсти свои державе родной посвятим.

Да отрешимся от зависти, от похвальбы,

От затаенной вражды, от измен, от алчбы.

Груди свои обнажим и вынем сердца

И за народ отдадим свою кровь до конца.

Вопросы: В чем заключается основная идея «Джангара»?

Как вы понимаете присягу богатырей?

Богато и разнообразно калмыцкое устное народное творчество. Величественный «Джангар», мудрые сказки, щемящая душу широкая, бесконечная, как сама степь, калмыцкая песня.

В течение веков калмыки и в горе и в радости, и во время тяжких испытаний, неоднократно выпадавших на их долю, обращались к своему фольклору.

Пословицы и поговорки.

Аранзал погибает за хозяина, богатырь - за Родину.

Ветер разрушает горы и скалы, слова укрепляют взаимоотношения людей.

Человека украшает ум, лошадь - скорость.

Богатство иссякает, а знания - никогда.

Загадки.

На холме семь отверстий ( голова).

У огня величиной с чашу грелся весь народ. (солнце)

На ветвистом дереве двенадцать ветвей,

На каждой ветви по тридцать листьев. (год, месяцы)

Благопожелания.

Пусть годы , сменяя друг друга, в памяти делами остаются.

Пусть год наступивший несет изобилие и радость.

Во все времена, отмечая Зул,

Пусть здравствует всё!

Дети этого дома пусть растут счастливыми,

Пусть живут без страха, пусть не знают бед.

И в стране своей родной пусть приложат силы:

Где была пустыня, пусть бурлит вода,

Где сухие долы - зашумит листва.

На зеленой травке пусть стада тучнеют,

И в степи бескрайней пусть арбузы зреют.

Под лучами солнца в довольстве и богатстве,

В мире и спокойствии пусть радуются все!

На уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии особенно интересно подбирать стихи калмыцких поэтов и писателей о родной природе, о способности видеть прекрасное в привычном.

Мир степи.

«Сама природа неустанно

Любуется красой тюльпана».(С.Каляев).

Снова степь заполыхала, по влекущей к себе алыми костерками тюльпанов. Их звездные чашечки, просвечиваясь золотыми лучами молодого солнца, тянутся к чистой сини небес…

Прекрасны тюльпаны! «Равные солнцу!» - говорили о них в старину.

Белы, сиреневы, желты

Неповторимые цветы.

Но больше всех в полях весны

Тюльпанов, что красным - красны.

Тюльпаны родины моей,

Кто с вами рос - душой светлей.

В моей бы силе приказать-

Вас никогда в полях не рвать!

(Г.Кукарека)

Эти произведения объединяет одна тема (любовь к Родине, степи, природе, переживания о судьбах животных и птиц…)

«Степной орёл»

Хоть навстречу ветер свищет,

А внизу - и пыль, и зной,

Он летит, глазами рыщет,

С высоты добычу ищет

День - деньской орёл степной.

(В.Шуграева)

Загадки степного края

Какая хохлатая птица Глянь, горделиво по волнам плывет

Забавно кукует: «У - ду!» Белая крупная птица,

Вниз загнутым клювом гордится, Длинную шею свою изогнет,

Удобно искать им еду. Чтобы напиться водицы.

(Удод) (Лебедь)

Зеленеет дерева макушка Вдоль берега летает птаха,

И в укромных пронизях ветвей… Глянь, низко-низко над водой.

Все кукует пестрая пичужка… Она вся в черненькой рубахе.

Кукованье чьё слышно сильней? Нам вестник-будет дождь большой

(Кукушка) (Ласточка)

Предлагаю вашему вниманию совершить путешествие по нашему городу. Это можно использовать на классных часах.

«Город, в котором я живу».

- Вы решили побывать в Элисте?

- Раскройте географический атлас. В самом юго-восточном уголке европейской части России, в центре треугольника, вершинами которого будут Ставрополь- Волгоград- Астрахань, вы найдете наш город. На одной примерно широте с Элистой находятся Одесса, Женева.

Города, как и люди, имеют паспорта. Заглянем в паспорт Элисты. Год рождения- 1865г.

Город, расположенный в низине, открывается перед взором путешественника неожиданно Известный писатель К.Г.Паустовский, посетивший Элисту в начале 30-х годов, так описал свои первые впечатления: «Элиста… это степной мираж, получивший плотную, вполне осязаемую форму… Появляется Элиста так: 300 км. степей начинают тяготить, как бесконечный лабиринт…. И внизу, в золотой пыли и в синих озёрах тени от облаков, спрятан игрушечный город».

Наш город начинался с истока- родника. Однажды в широкой степной долине пробился сквозь песчаную почву родничок. Потом другой, третий…И вот уже множество звонких ручейков слились в узкую речушку - такую редкую и желанную в безводной степи. Калмыки, кочевав по Манычу, облюбовали это место для летних стоянок и дали ему звучное имя «Элст» - песчаное, потому что весь северный склон долины покрывали пески. Название «Элиста» закрепилось потом за возникшим здесь селом, которое стало затем городом.

Памяти любимого поэта…

В этом году 13 марта в нашей школе открылся музей Д.Н.Кугультинова. В актовом зале состоялось торжественное собрание, посвященное дню рождения великого поэта. Дети, учителя читали его стихи, звучала народная музыка, калмыцкие песни.

Фрагмент классного часа: «Я сейчас в родстве со всем живым…»

-Родился поэт в домике школьного учителя в 1922 году. Он родился на земле своих предков, в обетованной стране Бумбе, о которой мечтали многие поколения кочевников калмыков и о которой, сидя у костров, слагали песни седовласые джангарчи. Он родился поэтом и смог заглянуть в волшебную книгу степи.

Постойте! Вы были в стране Апреля?

Где птичьи трели? Где звон капели?

Еще не бывали?.. Несу вам вести!

А лучше со мной поспешите вместе!

Там столько событий - волшебных, разных…

Сегодня Солнце справляет праздник.…

И куда бы не забросила его судьба, всегда тянуло туда, где ничто не заслоняет взора, в степь, именно к тем местам, где родился.

Пусть огромна земля, которая

Всем нам - родина с первых дней,

Но всегда был моей опорою

Лишь один уголок на ней

Оказываясь нередко вдали своей родины, Кугультинов испытывает огромное чувство радости, возвращаясь в родные края:

Вот бы глотками огромными пить

Счастье, как воздух!

Хочется с неба снимать и дарить

Яркие звезды!

Для поэта родина - не только географическое понятие. Это люди, которые живут на земле его предков, прославляя ее своим трудом. Это память о тех, кто ценой своей жизни защитил ее в боях. Это невидимая связь поколений, сохраняющих и преумножающих традиции, язык и культуру народа

Кто свой родной язык не признает,

Не замечая всех его красот

Не потому ль, что он к нему привык?

Тот, кто не ценит свой родной язык,

Тот жесточайший заслужил упрек:

Он матерью своею пренебрег.

« Это наша Побед - одна на всех»

Есть события в жизни людей и отдельных народов, над которыми не властно время. Победа в Великой Отечественной войне относится именно к таким, потому что принадлежит всем поколениям. И через 65 лет именно она объединяет разные слои многонационального российского общества и все возрасты.

Неизмерима цена Победы - Великой Победы, юбилей которой отмечается в этом году как всенародный праздник, как чествование солдат- победителей и День Памяти героев, павших в боях за Родину.

Дети должны знать наших земляков, участвовавших в защите Родины от вражеского нашествия.

За боевые подвиги около 4000 воинов Калмыкии получили различные награды, а 22 человека были удостоены высшего знака воинского отличия - звание Героя Советского Союза.

Бессмертие

Они собою заслонили степь.

И имена их с губ людских не сходят

…Над братскою могилой в Элисте,

В который раз весна без них восходит.

Их Элиста. Она над их могилой

Склонилась скорбно - мать их и сестра…

Опять весна… опять их город милый

Еще прекраснее, чем был вчера…

(В.Шуграева)

В столице Калмыкии Элисте несколько улиц названы именами наших героев, отдавших жизнь в борьбе с фашизмом: Бадмы Адучиева, Владимира Косиева, Юрия Клыкова, Тамары Хахлыновой, Эрдни Деликова.

Имя Володи Косиева улица носит гордо.

Сколько таких красивых улиц у нашего города!

Ходят по ним мальчишки, и незаметны вроде,

Спорят, читают книжки. Но в каждом живет Володя.

(В.Шуграева)

Помнит о нем Калмыкия.

Славит о нем Калмыкия.

Память о нем жива.

Улица, где он вырос,

Стала улицей Клыкова.

Дети на ней играют.

Шепчет о нем листва.

(В.Шуграева)

Мы, представители поколения, знающего о минувшей войне по рассказам старших, книгам и кинофильмов, далеко не безразличны к судьбам своих героев-земляков. Они сделали все возможное и даже невозможное для того, чтобы отстоять честь и независимость Отчизны, утвердить мир на земле.

Патриотизму нельзя научить. Чувство патриотизма сродни чувству любви к матери: недаром слова «родина» и «мать» часто употребляются как синонимы. Оба эти чувства, являясь как бы врожденными, с возрастом получают развитие. Поэтому в воспитании патриотических чувств у младших школьников во главе угла - эмоциональное воздействие на ребенка.


© 2010-2022