- Преподавателю
- Классному руководителю
- Доклад - сообщение на педсовете по теме: Адаптация пятиклассников
Доклад - сообщение на педсовете по теме: Адаптация пятиклассников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Марина Е.Б. |
Дата | 02.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №5
Володарского района Нижегородской области
Доклад
«Особенности адаптации пятиклассников»
Учитель:
Марина Е.Б.
р.п. Центральный
2015 г.
Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.
Задача: ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации; проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учебы; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.
Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он повзрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять требования средней школы и приспособиться к ним.
Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого периода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.
Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. Е. Мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.
В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе взаимоотношений класса, формируется статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей . О нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и оттого, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Физиологические проблемы пятиклассников
-
изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
-
быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
-
изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей
• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий.
-
Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
-
Организации правильного питания ребенка. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
-
Забота родителей о закаливании ребенка.
-
Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка.
Психологические проблемы адаптации пятиклассников
-
Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
-
Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
-
Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
-
Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные контакты.
-
Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.
-
Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Рекомендации для родителей
-
Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
-
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.
-
Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
-
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
-
Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
-
Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
Правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни.
-
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
-
Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.
-
Не дерись без причины.
-
Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
-
Играй честно, не подводи своих товарищей.
-
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
-
Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
-
Из-за отметок не плачь, будь гордым.
-
С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
-
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
-
Старайся быть аккуратным.
-
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
-
Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Литература для подготовки :
1. Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. СПб., 1996.
2. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.
4. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995