Доклад - сообщение на педсовете по теме: Адаптация пятиклассников

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №5

Володарского района Нижегородской области














Доклад

«Особенности адаптации пятиклассников»













Учитель:

Марина Е.Б.











р.п. Центральный

2015 г.



Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и про­филактика проблем.

Задача: ознакомить с психологическими особенностями пе­риода адаптации; проанализировать состояние классного коллектива и отдельных его участников в условиях адаптации к новым условиям учебы; выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем.

Итак, первая часть школьной жизни уже позади - ребенок отучился в начальной школе. Он по­взрослел. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», ряды которых сам покинул всего лишь три месяца назад. Он теперь - пятиклассник! Подростку предстоит понять тре­бования средней школы и приспособиться к ним.

Давайте разберемся, в чем же заключается сложность этого пе­риода и как миновать «подводные камни», о которые «спотыкаются» и дети, и родители, и педагоги.

Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребен­ка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. Е. Мышление в понятиях и это способствует возникно­вению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.

В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе взаимоот­ношений класса, формируется статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.

Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего свя­заны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных с решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не со­ответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей . О нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учите­лей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от ин­теллектуальной готовности, но и оттого, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Физиологические проблемы пятиклассников

  • изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

  • быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

  • изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей

• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий.

  • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

  • Организации правильного питания ребенка. Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

  • Забота родителей о закаливании ребенка.

  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка.

Психологические проблемы адаптации пятиклассников

  • Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

  • Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

  • Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

  • Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и вне учебные контакты.

  • Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.

  • Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню.

  • Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

  • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.

  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

Правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни.

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

  • Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

  • Не дерись без причины.

  • Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

  • Играй честно, не подводи своих товарищей.

  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым.

  • С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  • Старайся быть аккуратным.

  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!



Литература для подготовки :

1. Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. СПб., 1996.

2. Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997.

4. Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995



© 2010-2022