Конспект ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ХИМИИ.

Миллер Екатерина Иннокентьевна КГУ «СШ№10 с.Николаевка « Осакаровского района Карагандинской области

В связи с введением ЕНТ по химии возникла необходимость формирования у учащихся прочных теоретических знаний, а так же умений и навыков, необходимых для достижения высоких результатов.

Цель ЕНТ - выявить уровень подготовки выпускников по биологии и химии средней школы и основной школы по предмету для итоговой аттестации за курс, а также для отбора с целью поступления в ВУЗ и колледж или 10 классы.

Содержание экзаменационной работы по биологии, химии определяется на основе:

- стандарта образования по биологии, химии;

- программы среднего образования.

В тестовом материале включены задания, проверяющие усвоение знаний и умений учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, новой ситуациях.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать объекты, процессы, явления, называть основные положения теорий, законов, закономерностей, определять биологические и химические термины, понятия и пользоваться ими.

Задания на воспроизведение знаний охватывают содержание всех блоков предмета.

Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: определять, сравнивать, показывать причинно - следственные связи. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоении основного содержания.

Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биолого - химических процессов и явлений, обобщение, анализ, формулирование выводов, прогнозирование.

Задания этого блока проверяют сформированность у школьников научного мировоззрения, творческого мышления.

Результаты ЕНТ позволяют судить об уровне подготовки учащихся, влиять на качество учебно - воспитательного процесса, определять пути совершенствования химического образования.

На что обратить внимание:

- доскональное изучение стандарта образования учителем;

- усиление прикладной направленности предметов;

- проработка содержания курсов учителем и классификации системы знаний из класса в класс.

Анализируя итоги необходимо отметить, что уровень подготовки учащихся к аттестации (ЕНТ) является недостаточным. Учащиеся при выборе 4 предметов на ЕНТ забывают о мотивации (успешность по предмету, профиль выбранной профессии и т. д.).

Первым надо готовить психологическую сторону, эта работа может быть проведена с родителями и учащимися. Следующая это процессуальная подготовка и последнее это предметная подготовка.

Предметная подготовка должна начинаться по химии с 8 класса, как только начинаются предметы. Для более качественной подготовки учащихся необходимо проведение занятий - кружков по предмету, факультативных и элективных курсов и организация довузовской подготовки. Это нужно для того, чтобы у детей расширять кругозор, обогащать словарным запасом, формировать умения наблюдать и формулировать свои мысли.

В основу обучения и подготовки к ЕНТ рекомендуется включить:

- реализацию деятельного подхода (знания - практика - проверяющий компонент);

- системная организация консультаций (знания - проверка - применение в новой ситуации);

- применение различных форм репетиторства (настенный, письменный, устный, модельный и др.).

Особо надо обратить внимание учителю в учебной работе на предэкзаменационную подготовку учащихся. Основные задачи этого этапа: актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ПГК и ЕНТ элементам содержания, помочь школьникам обобщить и систематизировать полученные знания для облегчения их использования при выполнении контрольных заданий, разобрать типичные тестовые задания, выделить и проработать наиболее сложные вопросы, познакомить учащихся со всеми видами заданий в тестовой форме, а также с критериями оценивания, создавать специальный банк заданий для тренировки учащихся, отработки умений выполнять задания в различных тестовых формах.

К примеру, можно предложить следующий алгоритм предэкзаменационного повторения:

При изучении курса химии следует обратить внимание на следующие разделы:

- вещества - неорганические, органические, строения, зависимость свойств веществ от их строения;

- химические процессы, факторы влияющие на химические реакции4

- вещества и процессы в природе и их изменения под действием окружающей среды.

Пример:

Характеристика понятий «Оксиды», «Кислоты» и т. д.

Система изучения: определение - классификация - номенклатура - строение - физические и химические свойства - получение - нахождение в природе - применение.

Требования:

- знания теории строения веществ, химические терминологии, классификации химических реакций;

- взаимосвязь оксидов с другими классами неорганических соединений и органическими веществами;

- умение составлять молекулярные и ионные уравнения реакций, расставлять коэффициенты;

- определять условия проведения реакций.

Примерный план изучения понятия оксид:

- определения бинарных и сложных соединений оксидов;

солеобразующие

- классификация несолеобразующие

жидкие (Н2О, СL2, О7), газообразные (СО, СО2)

твердые (СuО, Fе2О3)

- название, строение

Сложная полимерная структура АL2О3, SiО2, Сr2О3

молекулярная кристаллическая решетка СО2Р2О5

ионные кристаллы Nа2О, СаО

Структурная формула С=О С=О, Н-О-Н

- химические свойства - СuО+Н24 = СuSО42О

- СО2+Са(ОН)2 = СаСО32О

- ZnО + Н24 = ZnSО4+ Н2О

- (амф) + КОН = К2ZnО2 + Н2О

- получение - Nа + О2 = Nа2О

- Сu(ОН)2 = СuО + Н2О

4НNО3 = 4NО2 + О2 + 2Н2О

СаСО3 = СаО +

В подготовке ЕНТ большое значение имеет уголок.

Предлагается примерная форма оформления уголка ПГК и ЕНТ

1. Инструкции по ПГК, ЕНТ (нормативная база).

2. Подготовка к экзамену:

- условия;

- технология работы (чередование видов деятельности);

- технология умственной деятельности;

- развитие памяти

- развитие умений

- целеполагание и т.д.

3. Репетитор:

- объяснение трудных вопросов;

- разъяснения пути решения задач;

- вопросы - ответы.

4. План подготовки (работы) на месяц:

- консультации;

- сдача работ;

- тестирование

5. Промежуточный контроль (ПК), итоговый (экзамен):

- сколько их должно быть;

- итоги каждой формы контроля;

- отражение итогов на графике, таблице и т. д.

6. Предложения, советы, литература и т.д.

Еще одним документом является папка учителя, в которой должны быть следующие разделы:

- инструкции (нормативная база);

- план работы учителя:

пояснительная (цели, задачи, положения);

Учебная работа (консультации, уроки и т.д.);

Контроль (ПК, экзамен);

- журнал.

- набор листов по предмету.

Предложенный алгоритм работы может изменяться. Эти сведения позволят учителю химии, биологии выработать стратегию подготовки и сдачи ЕНТ в соответствии с целями, которые ставятся перед учителем.

Основные этапы работы к подготовке к ЕНТ

1. Анализ основных ошибок, допускаемых при выполнении КИМов.

Для более полной качественной оценки выполнения элементов содержания целесообразно анализировать результаты всех учащихся района.

На основании этого анализа сделаны выводы, что необходимо уделить особое внимание изучению таких разделов и тем, как:

  1. Характерные химические свойства простых веществ металлов и неметаллов.

  2. Особенности строения, характерные свойства и способы получения органических соединений.

  3. Общие научные принципы химических производств.

  4. Природные источники углеводородов и их переработка.

  5. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений.

  6. Развивать навыки в расчётах объёмных отношений газов при химических реакциях.

2. Создание банка дидактических материалов для подготовки к ЕНТ

В настоящее время банк дидактических материалов, представленных в нашем кабинете химии содержит задания по следующим темам:

  1. Основные классы неорганических соединений.

  2. Характерные химические свойства простых веществ металлов и неметаллов.

  3. Взаимосвязь неорганических веществ.

  4. Классификация химических реакций.

  5. Скорость химических реакций.

  6. Химическое равновесие.

  7. Электролитическая диссоциация.

  8. Реакции ионного обмена.

  9. Окислительно-восстановительные реакции.

  10. Гидролиз солей.

  11. Электролиз.

  12. Углеводороды.

  13. Кислородсодержащие органические соединения.

  14. Азотсодержащие органические соединения.

  15. Углеводы.

  16. Взаимосвязь органических соединений.

Представлены расчётные задачи следующих типов:

  1. Вывод формул соединений.

  2. Массовая доля растворённого вещества.

  3. Кристаллогидраты.

  4. Определение состава смеси веществ.

  5. Тепловой эффект химических реакций.

  6. Решения по уравнениям реакций, которые могут протекать с образованием нескольких веществ.

  7. Растворимость веществ.

  8. Вычисление объёмных отношений газов.

  9. Погружение металлической пластинки в раствор соли.

  10. Скорость химической реакции.

  11. Химическое равновесие.

  12. Комбинированные задачи.

3. Оформление стендов ЕНТ.

Стенд в кабинете химии нашей школы содержат информацию о структуре экзаменационной работы, общие сведения о критериях оценивания работы, демонстрационный вариант ЕНТ, рекомендации по подготовке к экзамену.

4. Проведение внутришкольного мониторинга уровня знаний учащихся, репетиционных экзаменов.

5. Систематическое формирование на уроках химии умений и навыков, необходимых учащимся для успешной сдачи ЕНТ.

6. Создание плана повторения учебного материала, необходимого для успешной сдачи ЕНТ.

7. Создание педагогической системы по подготовке учащихся к ЕНТ.

Разработанная педагогическая система включает в себя следующие этапы.

I. Подготовительный этап.

  1. Изучение плана экзаменационной работы.

  2. Классификация тестовых заданий по темам.

  3. Создание банка дидактических материалов.

  1. Практический этап.

  1. Отработка навыков решения элементарных расчётных задач.

  2. Решение расчётных задач по отдельным темам.

  3. Решение комбинированных расчётных задач.

  4. Изучение и повторение тем отдельно по уровням А, В, С согласно плану экзаменационной работы.

  5. Подготовка учащихся к ЕНТ через проведение химического эксперимента.

  1. Диагностический этап.

  1. Регулярная проверка качества знаний учащихся в форме тестирования.

  2. Мониторинг знаний учащихся в форме репетиционных экзаменов.

Для достижения высоких результатов на едином государственном экзамене необходимо систематическое углублённое изучение предмета с первого года обучения. Необходимо прививать интерес к предмету через проведение факультативных, кружковых, групповых и индивидуальных занятий. Проводить работу с учащимися и родителями по популяризации профессий, связанных с химией. Подробно информировать учащихся о высших учебных заведениях Казахстана, факультетах и специальностях, для поступления на которые необходимо углублённое изучение химии и сдача экзамена в форме ЕНТ. Проводить встречи со студентами химических специальностей.

Необходимо постоянно вводить эффективные способы, методы и приёмы подготовки учащихся к ЕНТ, формировать и оттачивать на практике педагогическую систему подготовки к данному экзамену.

IV этап подготовки к ЕНТ. Как и предыдущий, этот этап должен начинаться информационной беседой с учениками и их родителями, где определяются условия подготовки к ЕНТ , цели и задачи такой подготовки на предстоящий учебный год. Опять характеризуются возможности учителя, подчеркивается важность самостоятельной работы учеников и помощи родителей в этой работе.

Основной учебной целью этого этапа является повторение всего школьного курса химии, ликвидация возможных пробелов, углубление знаний и выработка навыков по отдельным разделам и видам деятельности. Одновременно ученики должны более конкретно познакомиться со структурой КИМов текущего года, выработать стратегию своей работы на экзамене, получить необходимую психологическую подготовку к нему. При организации этой работы большое значение имеет выбор реальных целей.

Выбор реальных целей определяется уровнем подготовки и личными целями конкретного выпускника. В группе учащихся, готовящихся к ЕНТ, могут быть разные ребята. Там может быть участница различных олимпиад, рассчитывающая на поступление в престижный московский вуз, для которой значимо получение как можно более высокого результата. И там может быть ученик, проучившийся все предыдущие годы на троечки, для которого ЕНТ по химии лишь необходимое условие для поступления в колледж, на специальность, с химией связанную отдаленно. Могут быть ученики, за которых специальность выбрали родители, не имеющие к химии ни особой склонности, ни особых способностей. Могут быть и такие, кто выбрал этот предмет «за компанию», вместе с товарищем, или подругой. В двух последних случаях может потребоваться дополнительная работа с учеником, с родителями, направленная или на отказ от экзамена, или на более полное осознание самим учеником сделанного им выбора.

Особенности подготовки сильных учеников. Основной целью подготовки к ЕНТ для сильных учеников является овладение навыками выполнения наиболее сложных заданий части С. К этому относится и знание наиболее широкого круга окислительно-восстановительных реакций, и реакций возможно большего числа классов органических соединений, и методов решений самых сложных типов расчетных задач. Для такой подготовки ученикам рекомендуются пособия для абитуриентов наиболее авторитетных вузов и т.п. Большую часть заданий ученики такого уровня обычно выполняют самостоятельно, помощь в решении наиболее сложных из них они могут найти у учителя или на Интернет-ресурсах.

Надо учитывать, что многие ученики, занимающие высокие призовые места на олимпиадах, не обладают достаточной системностью и полнотой знаний. Ориентируясь в одних разделах курса химии на уровне вузовской программы, они «плавают» в других. Способствовать такому положению дела могут и элементы «звездной болезни» у некоторых учеников. Поэтому, наряду с решением наиболее сложных задач, сильные ученики должны регулярно тренировать себя на выполнении заданий части А и В. При этом перед ними ставятся задачи: а) свести к минимуму ошибки, допускаемые по невнимательности; б) выявить те темы курса химии, где ошибки допускаются по незнанию, изучить эти разделы, отработать полученные знания на тематических тестах.

Еще одной проблемой сильных учеников при выполнении ими тестов является то, что они порой видят правильные ответы там, где их не предусмотрел автор задания, ориентированный на школьный уровень знаний. Надо объяснить таким ученикам, что их задача на ЕНТ не в том, чтобы найти истинные или кажущиеся ошибки теста. Их задача понять, какие именно знания проверяются этим заданием, и показать, что эти знания у них есть. Если даже обнаружились два правильных ответа на вопрос в части А, из них надо всегда выбрать тот, который наиболее прост, отвечает наиболее общим свойствам веществ, наиболее широкому кругу реакций.

Возвращаясь к выполнению заданий части С, следует отметить, что сильные ученики не всегда внимательно относятся к записи решения задачи, к письменной мотивировке своих действий, порой опуская элементы решения, которые им кажутся очевидными, или не утруждая себя переносом этих элементов с черновика на чистовик. Следует объяснить, что все это может привести к потере баллов, которую не всегда удастся исправить апелляцией. Объяснения лучше подкреплять подчеркнутым занижением оценки работ с такими недостатками, не обращая внимания на правильность ответа и устные объяснения: - «Так тебя бы оценили на экзамене!»

Подготовка слабых и средних учеников ориентирована на успешную сдачу ЕНТ как минимум на удовлетворительную отметку. Для этого достаточно уверенного выполнения части А контрольно-измерительных материалов. Конечно, это не означает, что они должны тренироваться только по этим тестам. И в части В и в части С даже среднеподготовленному ученику могут встретиться достаточно простые элементы заданий, которые позволят сделать результат экзамена более весомым.

Однако подготовку учеников этой группы надо вести по самым характерным свойствам веществ, наиболее распространенным типам реакций, самым простым и чаще всего используемым алгоритмам решения задач. Для самостоятельной работы рекомендуются пособия, наиболее отвечающие уровню сложности реального экзамена - пособия, выпускаемые федеральной предметной комиссией по химии. Попытки разбирать с этими учениками задачи повышенной сложности, задавать эти задания для самостоятельной работы могут привести к тому, что у учеников сформируется установка на неудачу, представление о чрезмерной сложности экзамена, порой и отказ от него тогда, когда выбирать что-то другое будет уже поздно.

Одной из распространенных проблем учеников со средним уровнем подготовки является плохое знание номенклатуры химических веществ. Даже зная алгоритм решения задачи, такой ученик не справится с решением, если вместо сульфата меди запишет формулу сульфида, вместо карбида - формулу карбоната. Плохое знание номенклатуры затруднит и ответы на многие вопросы частей А и В. Проводить отдельные занятия по изучению номенклатуры может и не стоит, но надо посоветовать различные способы уложить эту информацию в память: табличка с названиями важнейших кислот и солей над рабочим столом или над постелью, карточки с названием вещества на одной стороне и формулой на другой, игры-соревнования на лучшее знание номенклатуры и т.п.

Существенным для успешной сдачи ЕНТ является также знание способов получения и свойств различных классов веществ, а также взаимосвязей меду ними. Помогут в усвоении и закреплении этих знаний опорные схемы, посвященные классификации веществ и свойствам отдельных классов, схемы генетических рядов в неорганической и органической химии. Если ученик не справляется с каким-либо заданием теста, это задание анализируется с помощью одной из схем, выясняются свойства, необходимые для правильного ответа. Постепенно ученик учится и самостоятельно использовать схемы при затруднениях, а это приводит к закреплению основных свойств веществ.

Хотя выше и говорилось, что целью данного этапа является повторение всего школьного курса химии, но ограниченность времени требует выбора трех-четырех тем, наиболее важных для сдачи экзамена, или наиболее сложных для конкретного ученика. На отработку материала этих тем и делается основной упор. Такими темами, например, могут быть: «Реакции в растворах (электролитическая диссоциация, ионные реакции, гидролиз)», «Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии», «Кислородсодержащие органические вещества», «Решение расчетных задач». По возможности материал этих тем связывают с рассмотрением вопросов других разделов школьного курса.

V этап, заключительный. Выделяется достаточно условно, это последний месяц-полтора перед сдачей экзамена. Основная цель - тренировка в условиях, максимально приближенных к условиям реального экзамена, выработка определенного плана, стратегии работы на экзамене, психологическая подготовка.

Психологическая подготовка для сильных и слабых учеников имеет свои особенности. Самые сильные ученики от завышенной самооценки или чувства ответственности порой нацелены на самый высокий. Когда такого результата достичь не удается, это может оказаться тяжелым психологическим ударом, который может привести к нервному срыву и другим тяжелым последствиям. Такому ученику надо объяснить результат - во многом результат везения. Никакой роли он не будет играть в его дальнейшей судьбе, и нужен только для самолюбования и, может быть, для красивой галочки в отчетах. Любой нормальный человек, выполняя работу такого объема и сложности, допустит 1-2-3 ошибки. И я (учитель) жду от тебя результата с тремя ошибками. Будет меньше - мы все порадуемся, но это не повод для особого зазнайства. Будет больше - вот это печально, значит либо особенно не повезло, либо отнесся к этой работе слегка поверхностно. В любом случае, сколько бы важным не казался тебе этот экзамен сейчас, это далеко не самое сложное испытание, какие тебе еще встретятся в жизни.

Для слабых и средних учеников главное в психологической подготовке знать, что экзамен им по силам. Тем не менее, это серьезное испытание и, чтобы показать в нем максимально весомый результат, надо работать на нем со всей ответственностью. Ведь главное не только сдать, но и быть потом не среди последних в конкурсном отборе.

Стратегия работы на экзамене должна обеспечить правильное распределение времени, уменьшить число возможных ошибок из-за спешки и невнимательности. Конечно, она может иметь индивидуальные особенности, обусловленные стилем работы конкретного ученика. Примерный вариант может включать три этапа, три круга работы.

Отмечай верное и пропускай сложное.

Проверяй сделанное, отбрасывай неверное, используй «три шпаргалки» и законы химии.

Проверяй сделанное и угадывай ненайденное.

Остается актуальной необходимость усиления внимания к организации целенаправленной работы по повторению, систематизации и обобщению учебного материала. Эта работа должна быть направлена на развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, в особенности - взаимосвязь состава, строения и свойств веществ. Необходимо усилить внимание при изучении, повторении и обобщении наиболее значимых компонентов курса. К ним относятся: химическая связь; особенности состава и строения неорганических и органических соединений различных классов; взаимосвязь веществ; особенности протекания процессов гидролиза солей; реакции окислительно-восстановительные; электролиз расплавов и растворов солей; качественные реакции неорганических и органических веществ; общие научные принципы химического производства.

Систематизация теоретических знаний поможет достаточно эффективно организовать повторение материала об отдельных химических элементах и их соединениях. Этот учебный материал проверяется в экзаменационной работе заданиями различного типа. Успешному их выполнению будет способствовать не столько использование подобных заданий в процессе тренировочных занятий при подготовке к экзамену, сколько применение определенного алгоритма в ходе систематизации и обобщения знаний об элементе, веществе и классе веществ.

Прежде всего, следует постоянно обращать внимание учащихся на то, что характерные свойства каждого конкретного вещества и различных классов веществ в полной мере зависят от их состава и строения. Именно поэтому при выполнении заданий о свойствах веществ (классов веществ), в первую очередь, необходимо использовать знания о видах химической связи и способах ее образования, об электроотрицательности и степени окисления химических элементов в соединениях, о зависимости свойств веществ от типа кристаллической решетки, о поведении веществ с различным видом связи в растворах и т.д.

Для успешного формирования важнейших теоретических понятий курса в учебном процессе целесообразно использовать разнообразные по форме упражнения и задания на применение этих понятий в различных ситуациях, например, в процессе формирования основных химических понятий (химическая связь, гидролиз, электролиз, окисление, восстановление, изомеры, гомологи и ряд других) использовать разнообразные упражнения и задания на применение учащимися усвоенных знаний в различных темах курса (например, при изучении тем «Электролиз», «Гидролиз», «Окислительно-восстановительные реакции», «Генетическая связь неорганических и органических соединений» и др.). Выполнение заданий перечисленных тем достаточно часто вызывают у учащихся затруднения.

Такие задания необходимо использовать и при изучении нового материала. В частности, такой подход важен при изучении традиционно трудной для учащихся темы «Электролиз». При изучении различных случаев электролиза предметом обязательного обсуждения должны стать вопросы: что такое электролиз, как он протекает, как предсказать состав продуктов электролиза в том или ином случае. Важно также отметить, что школьный курс химии предполагает знакомство с электролизом, протекающим на так называемых инертных электродах, т.е. таких, которые в самом процессе электролиза не участвуют. При рассмотрении сущности электролиза солей важно привлекать знания об электрохимических возможностях металлов (и водорода), тренировать умение пользоваться «Рядом напряжений металлов».

В разделе «Химическая связь» целесообразно уделить больше внимания усвоению понятия относительной электроотрицательности химических элементов и формированию умения использовать при определении вида химической связи «Ряд относительной электроотрицательности элементов».

При формировании базовых знаний о реакциях окислительно-восстановительных необходимо обеспечить не только формирование понятий окисление и восстановление, но и отработку умений определять окислитель или восстановитель, степень окисления элементов в сложных веществах и указывать, как изменяется степень окисления элемента в процессе реакции, как влияет среда на протекание окислительно-восстановительных реакций.

При формировании понятий «скорость химических реакций» и «химическое равновесие», которые важны для понимания учащимися фундаментальных законов протекания химических реакций и научных принципов производства неорганических и органических веществ, необходимо развивать понятие о факторах влияющих на скорость химических реакций, особое внимание следует уделить рассмотрению таких условий смещения равновесия, как изменение концентрации веществ и изменение давления.

При изучении органических веществ важно опираться на основные положения теории строения органических веществ А.М, Бутлерова о взаимном влиянии атомов в молекулах, отмечать особенности механизма реакций, шире применять правило Марковникова для объяснения направления реакций присоединения по кратным связям.

На протяжении всего курса следует ориентировать учащихся на овладение языком химии, на использование номенклатуры ИЮПАК, на совершенствование умения терминологически грамотно характеризовать любой химический процесс. Важно сформировать у учащихся вычислительные умения, необходимые для решения задач различных типов.

С ведением ЕНТ в школьную практику большое значение приобретает совершенствование методики контроля учебных достижений выпускников. Формы контроля могут быть самыми разнообразными в зависимости от конкретных целей и специфики изученного материала. Вместе с тем целесообразно уже в ходе текущего контроля использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе ЕНТ и в значительной степени нацелены не на простое воспроизведение полученных знаний, а на проверку сформированности умений применять эти знания. В частности, это задания, ориентированные на проверку умений описывать химические свойства конкретного вещества того или иного класса. Учитывая содержание контрольных измерительных материалов и принятую форму проведения ЕНТ, целесообразно шире использовать практикоориентированные задания и задания на комплексное применение знаний из различных разделов курса. Обучая школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора адекватной последовательности действий. Одновременно важным становится формирование у учащихся умения рационально использовать время, отведенное на выполнение проверочной работы с большим количеством заданий, каковой и является экзаменационная работа ЕНТ.

В целях повышения качества обучения химии в школах города предлагается следующее:

  • учителям химии необходимо более подробно знакомиться с нормативными документами (стандартом образования, кодификатором, спецификацией и другими), овладевать современными образовательными технологиями, позволяющими достигать высоких результатов;

  • учителям усиленно отрабатывать «западающие» темы по химии, для подготовки к экзамену рекомендуется использовать

  • при составлении тематического планирования учесть замечания, перечисленные выше, увеличить время на решение расчетных задач и взаимосвязь неорганических и органических веществ, особое внимание уделить свойствам серной и азотной кислотам;

  • на заключительном этапе обучения химии особое внимание необходимо уделить организации систематического повторения и обобщения наиболее значимых и трудных для учащихся элементов содержания, и, прежде всего: особенности состава и строения неорганических и органических веществ; зависимость химических свойств веществ от их строения; особенности протекания процессов гидролиза солей и электролиза расплавов и растворов солей, окислительно-восстановительные реакции, генетическая связь неорганических и органических соединений;

  • уделить внимание формированию у учащихся химических понятий: «количество вещества», «окислитель», «восстановитель», «коррозия», «гидролиз», «раствор», «расплав»;

  • развивать у учащихся логическое мышление, с использованием на уроках заданий на сравнение, обобщение, по аналогии и другие;

  • обращаться с веществами, понимая, какие изменения могут происходить с ними при конкретных условиях и как предотвратить возможные опасные последствия их неправильного использования

При выборе правильного ответа необходимо использовать логические умозаключения.
Нужно рекомендовать выпускникам сразу же исключать те варианты, которые содержат неправдоподобные признаки. Например, задание: Графит и алмаз - это:
1. разные химические элементы;
2. одно и то же вещество;
3. аллотропные видоизменения одного химического элемента;
4. разные агрегатные состояния одного вещества.
В данном случае, даже слабо знающий химию выпускник, уверенно можно отбросить 4-й вариант, так как любой, даже школьник начальных классов, знает, что и алмаз, и графит - это твердые вещества. Имея самые элементарные представления об алмазе и графите, можно отбросить также и 2-й вариант ответа, так как обе модификации углерода обладают разными свойствами, т. е. будут различными веществами. Исключая заведомо неверные ответы, можно тем самым заметно сузить поле выбора.
Еще один пример использования логики - в рядах веществ обращать внимание на первые или последние звенья в предлагаемых вариантах ответа. Например.
Степени окисления кислорода возрастают в ряду веществ:
1. Nа2SO3, Nа2S2О3, Na24 2. Na2О, Na2О2, O2F2
3. ОЗ, ОF2, С12О 4. СаО2, СаО, Са(СlO)2
Если сразу обратить внимание на последние звенья вариантов ответа Na24, О2F2, С12О, Са(С1О)2, - то можно сделать вывод: верный вариант ответа - 2, так как во всех остальных случаях кислород имеет степень окисления -2.

При выполнении заданий первой части необходимо опасаться вариантов-ловушек.
Например: К одному классу неорганических соединений принадлежат вещества, формулы которых:
1. NаОН, СиОН, Сu(OH)2, FеSO4*7Н2О; 3. НСl, СНЗСООН, Н2SO4, НNO2;

2. К2О, NО, Р2О5, ОF2; 4. СаЗN2, ВаSO4, Fе2(SO4)3, NаС1.
Некоторые выпускники поторопятся выбрать 2-й вариант ответа, считая, что в нем приведены формулы оксидов, и не обратят внимания на то, что ОF2 оксидом не является, ибо у кислорода в этом соединении степень окисления +2, а не - 2. Другие выберут 4-й вариант ответа и опять допустят неточность, так как соли - это продукты замещения атомов водорода в молекуле кислоты на атомы (ионы) металла, и поэтому нитрид кальция к солям относить некорректно.

Если задание кажется трудным или непонятным, лучше пропускать его, не тратить время и вернуться к нему позднее.
Так как среди последующих заданий теста вашим выпускникам обязательно встретятся такие, с которыми они справятся, а задержавшись на трудных или непонятных заданиях, они не успеют выполнить остальные и, следовательно, не доберут те баллы, которые могли бы получить.
Учителю необходимо подчеркнуть, что в любом профессионально подготовленном тесте немало заданий, с которыми очень сложно справиться, - так запрограммировано. Поэтому нет никакого смысла тратить эмоциональную энергию на преждевременную досаду. Эта рекомендация должна быть адресована, прежде всего, медалистам. Для успеха им необходимо категорически отказаться от комплекса отличника, который обязывает делать все, и даже больше того, делать правильно.

Необходимо рекомендовать выпускникам быть внимательными и сосредоточенными.
При выполнении заданий на первом этапе нужно обязательно читать каждое из них до конца, так как нередко тестируемые пытаются понять условие задания по первым словам и достраивают концовку в собственном воображении, допуская тем самым досадные ошибки в самых легких вопросах.
На втором этапе при выполнении пропущенных на первом этапе заданий, если ученики не уверены в правильности выбранного ответа, то пусть они доверяют своей интуиции.
Хотелось бы обратить внимание учителей химии на следующие, казалось бы, не имеющие отношения к химии оплошности выпускников, из-за которых, однако, они могут потерять немало баллов. Например, часто встречается такая ошибка, когда тестируемый, выполняя задание «сумма коэффициентов в уравнении реакции», забывает посчитать коэффициент 1, который перед формулами не записывается. Аналогичную ошибку допускают и при подсчете индексов: индекс 1 в формуле также не записывается, но он есть, и в сумме индексов должен быть учтен.
При выполнении расчетных задач следует обратить внимание на единицы измерения величин. Например, выполняя задание: «Какая масса бензола (кг) может быть получена из 672 мЗ (н. у.) ацетилена при 75%-ном выходе продукта от теоретически возможного?», экзаменуемые должны перевести мЗ в л, а г в кг.

Успешное выполнение теста зависит от знания химической номенклатуры.
Так, если требуется определить число соединений, формулы которых в тестовых заданиях записаны не в строчку, лучше всего дать название каждому веществу по его формуле. Аналогично «работает» номенклатура и при определении числа изомеров, и при определении характерных свойств классов органических соединений.
Учитель должен рекомендовать выпускникам отнестись к химическому языку с должным почтением: он вместо препятствия к заветной высокой сумме тестовых баллов может стать средством к достижению этой цели. Так, при выполнении заданий на определение гомологов и изомеров первые легко можно узнать по названиям - у них начало и конец названий будут одинаковыми, например: 2-метил...диен-1,3 (бута-, пента-, гекса-, гепта- и т. д.).

Знакомство с технологией оценивания заданий части С.
Учителю необходимо довести до сведения учащихся, что при разработке критериев оценивания учитываются особенности проверки усвоения элементов содержания всех пяти заданий с развернутым ответом, включаемых в экзаменационную работу. Принимается во внимание и тот факт, что формулировки ответов экзаменующихся могут быть как очень общими, обтекаемыми и не конкретными, так и излишне краткими и не достаточно аргументированными.
Общей особенностью оценивания всех заданий с развернутым ответом, подчеркивает учитель, признана необходимость фиксации в ответах условий осуществления данной химической реакции.
Проиллюстрируем сказанное на примерах оценивания отдельных видов заданий с развернутым ответом, использованных в КИМах ЕГЭ.
Задание. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции:
2 + К2Сг2О7 + ... → К2SO4 + ... + Н2O Определите окислитель и восстановитель.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Элементы ответа:
1) составлен электронный баланс:
3| S+4 - 2е → S+6
2| Сг+6 + 3е → Сг+3
2) расставлены коэффициенты в уравнении реакции:
3SO2 + К2Сг2O72SO4 → К2SO4 + Сг2(SO4)3 + Н2O
3) указано, что сера в степени окисления +4 (сернистый газ за счет серы в степени окисления +4) является восстановителем, а хром в степени окисления +6 (или дихромат калия за счет хрома в степени окисления +6) - окислителем.
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы 3
В ответе допущена ошибка только в одном из элементов 2
В ответе допущены ошибки в двух элементах 1
Все элементы ответа записаны неверно 0

Будет полезным, если учитель попросит учащихся выполнить аналогичное задание, а затем оценить это выполнение в соответствии с предложенными критериями оценивания.

Еще Киплинг писал: "Образование - величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно" Качество образования "задает" качество жизни человека и общества, ибо оно

определяется не только качеством ЗУН, но и качеством личностного, мировоззрен­ческого, гражданского развития подрастающего поколения и его эмоционально-ценностного ориентирования в окружающем мире. Отсюда проблема качества образования должна рассматри­ваться с позиции, прежде всего, человеческой и социальной ценности образования, т.к. полноценное образование, полученное человеком, позволяет ему не только овладеть определенными знаниями о природе, человеке, обществе, но и познать самого себя, проявить в последствии себя в качестве гражданина, семьянина, труженика.

Тот опыт работы и общения с детьми, который я имею на сегодняшний день, побуждает меня совершенствоваться. Я никогда не останавливаюсь на достигнутом и стремлюсь всегда вперед. При разработке уроков я, ориентируясь на Госстандарт и программу, использую Интернет, современные достижения в химии и смежных дисциплинах.

Для меня главное в педагогической деятельности - глубокое знание теоретического материала, умение применять инновационные педагогические технологии, любовь к детям и к своему делу. Только в этом случае будет создана эффективно функционирующая национальная модель образования, достигнут высокий уровень обучения, которые обеспечат конкурентоспособность нации, интеграцию Казахстана в мировое образовательное пространство.

Я люблю свою профессию и очень рада, что судьба дала мне возможность называться этим очень не простым, но замечательным словом «Учитель».


© 2010-2022