Сотрудничество как ведущий метод организации воспитательной деятельности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слово «сотрудничество» обозначает одно из ведущих понятий современной гуманистически ориентированной педагогики. Сотрудничество - это, буквально, взаимодействие труда действующих вместе людей, то есть их совместная деятельность.

Суть сотрудничества заключается в том, что все партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности. [65]

Сотрудничество несет в себе все основные признаки совместной деятельности. Это наличие единой цели, побуждение участников совместной деятельности работать вместе, объединение индивидуальных деятельностей в единое целое, разделение единого процесса деятельности на отдельные взаимосвязанные операции, и их распределение между участниками, координация индивидуальных деятельностей и управление ими, наличие единого конечного результата.

Слайд 4 - родители

Со - труд - ничество-великий труд, а труд - вид деятельности. А деятельность предполагает наличие цели, средств, результата.

Цель у школы и родителей едина: воспитать Человека успешного, достойного, конкурентоспособного. Но в погоне за успехом важно не растерять более ценное, что есть в человеке - Совесть. Для достижения такого результата потребуется работа ума и сердца как семьи, так и школы. В выборе средств воспитания школа и родители стараются найти общий язык. Хотя это и не просто. Ведь родители - взрослые люди со своими взглядами и претензиями. И не каждый готов к такому сотрудничеству. А без взаимного согласия здесь не обойтись.

Слайд 5 работа с родителями

Здорово, что с каждым годом становится все больше неравнодушных родителей! Совместные встречи, консультации психолога, обмен опытом, родительские лектории, общешкольные собрания на которых идет поиск ответов на сложные вопросы воспитания - вот что интересует наших продвинутых родителей.

Трудно найти более эффективное средство воспитания как совместные праздники, встречи детей и родителей. Как радуются ребятишки, когда в школу на праздник приходят родители! И не только участвуют, но и сами проводят интересные встречи. В такие моменты переплетается всё: традиции семьи и школы; поколения детей и поколение «отцов». Можно порадовать близких и испытать взаимную гордость детям и родителям за успехи друг друга. Традиционными стали общешкольные праздничные концерты «Мы славим женщину, чьё имя мать», «Мой папа - молодец!», «Ай, да бабушки». Семейными праздниками стали школьные ярмарки «Как щедра, ты наша осень», «Масленица пришла!». Воспитательная деятельность объединяет усилия всех педагогов, учеников, родителей, ставит их, если не в равные, то в сходные условия.

Миссия школы заключается в осуществлении долгосрочного партнерства с учащимися, их родителями, социальными институтами с целью формирования высоконравственной деятельной личности ученика. Работа школы направлена на то, чтобы учащиеся смогли стать полноправными членами различных социальных общностей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Хотиловская СОШ»















СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ВЕДУЩИЙ МЕТОД


ОРГАНИЗАЦИИ


ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.











Абушенкова Н.В.,

учитель английского языка







2016г.



«Подавляющее множество детей подаёт добрые надежды; если все это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание».

Квинтилиан, I век н. э.

Со - труд - ничество - великий труд, а труд - вид деятельности. А деятельность предполагает наличие цели, средств, результата.

Итак, наша цель - формирование гармонично развитой, социально-активной, творческой личности ученика, воспитанной в национальных

традициях гражданственности и патриотизма, способной интегрироваться в современное социально - экономическое пространство.

Говоря языком науки, на выходе из учебного заведения ученик в идеале должен быть личностью диалоговой, информационно - ориентированной, креативной, социально-, общекультурно-, коммуникативно-, исследовательско - и общекультурно - компетентной.

Достижение этой цели невозможно без, как минимум, психолого - педагогического сопровождения обучения (на всех этапах и для всех участников процесса); объединения усилий школы, ученика и его семьи; сотрудничества с общественными организациями и обеспечения контроля результатов.

Итак, рассмотрим нашу тему:

1.Сотрудничество учителя и ученика.

Эта связь для процесса обучения и воспитания естественна и налажена самой деятельностью школы. Она осуществляется в процессе обучения и во внеучебной деятельности, когда школьникам предоставляются возможности для творческой и социальной самореализации личности.

В своей работе с детьми учитель должен учитывать возрастные психологические особенности школьников. Обратимся к помощи психологов:

а) Важнейшим периодом, оказывающим влияние на всю последующую жизнь ребенка в школе, является первый класс, а точнее, первое полугодие начального обучения. Именно в этот период происходит встреча ожиданий и установок ребенка с установками и ожиданиями учителя, родителей. Смысл здесь не только в том, чтобы сделать отношения между участниками школьной деятельности демократичными, гуманными, теплыми, но в создании и поддержании возможности использования детской инициативы в построении совместной со взрослыми учебной деятельности.

Этот возраст является возрастом позитивных преобразований в интеллектуальной, эмоциональной, социальной сферах развития ребенка. Чем больше позитивных приобретений будет у ребенка, тем легче ему справиться со сложностями подросткового возраста. Авторитет взрослого к концу младшего школьного возраста утрачивается, и все большее значение для него приобретают сверстники, возрастает роль детского сообщества.

б) Переход детей в среднюю школу в целом можно охарактеризовать как кризис школьного развития ребенка. Иное содержание работы классного

руководителя, связанное с ограничением его включения в развитие групповых отношений; формирование норм школьной жизни; увеличение количества предметов; несогласованность педагогов в отношении объема домашних заданий; предметно-кабинетная система обучения; сохраняющаяся позиция родителей как "руководителей"; отношение учителей к детям как к взрослым (к старшеклассникам) - все это ставит детей в затруднительное положение, зачастую они "теряются" в этой ситуации, и это сказывается на адаптации их к обучению в средних классах, влияет на интерес к школе, вызывает неровность личностных и интеллектуальных успехов. Первостепенное значение здесь имеет поддержание эмоционально благополучного состояния детей в школе, координация отношений к процессу обучения пятиклассников между педагогами и родителями.

в)После 9-го класса во многих школах происходит переформирование классов с целью обучения детей в определенном направлении (естественнонаучном, гуманитарном, эстетическом и т.д.). При этом интересы и познавательные склонности, способности имеют зачастую вспомогательное значение. А между тем от профильного самоопределения выпускников зависит "профессиональное здоровье" общества, объем расходов государства, связанных с неустойчивым профессиональным определением молодежи, переходом из вуза в вуз, работой не по специальности и т.д. Здесь особая ответственность лежит и на учителе, и на семье с ее традициями.

г)Опыт, эрудиция, накопленные за годы обучения умения и знания десяти- и одиннадцатиклассников позволяют им обсуждать не только круг межличностных проблем своего класса, отношений со взрослыми, но понимать и широкий контекст отношений между людьми - социальный, психологический, этический, философский. Это дает возможность юношам и девушкам развивать личностное мировоззрение, самосознание, "примерить" свои жизненные цели к социуму, в котором представляемая перспектива наполняется индивидуальным содержанием. Педагоги и родители должны помочь старшеклассникам справиться с преодолением многих жизненных трудностей, с которыми сталкиваются в этом возрасте дети, например: общение с людьми, проблема выбора спутника жизни, свобода, счастье, любовь, успех в отношениях между людьми и т. д.

А теперь задумаемся: вправе ли мы заниматься судьбой ребенка?

Не только имеем право, а обязаны, но при соблюдении двух условий: учитель должен быть профессионально подготовлен к решению детских проблем и должен любить детей и исходить в отношениях с ними из общепринятого понимания добра и справедливости.

направить класс в русло созидательной работы.

Итак, полноценное сотрудничество учителя и ученика возможно, но при взаимных усилиях с обеих сторон: ученик должен активно участвовать в образовательном процессе, а учитель должен не только хорошо знать свой предмет, но быть состоявшейся личностью и обладать знаниями в области психологии. Кроме того, учитель в идеале должен быть нравственным ориентиром для ребенка.

2. Рассмотрим сотрудничество учителя и семьи.

Здесь можно говорить о двух составляющих:

а.Школа - родители и

б.Учитель - родители.

Связь школы и родителей осуществляется посредством родительских собраний, работы классных и общешкольного родительского комитетов, работы школьного психолога с родителями и учениками, участие в общешкольных мероприятиях, анкетирования учащихся и родителей по

в общешкольных мероприятиях, анкетирования учащихся и родителей по

выбору углубленного изучения предметов и профильного обучения, по профориентации; социологических опросов по отношению семьи к школе, предложений по улучшению организации учебно-воспитательного процесса и т.д.

Дальновидное руководство старается сформировать заинтересованное отношение родителей к учебному заведению через умение в каждом ученике увидеть его своеобразие, положительное начало, заметить успех, сообщить об этом родителям, привлечь родителей к общественным делам. Все это способствует росту авторитета школы и желанию родителей помогать ей.

Важно понимать, что школа и семья преследуют единую цель в образовании и воспитании ребенка, поэтому они должны работать совместно. Взаимосвязь с родителями является обязательной при желании развивать способности каждого ученика в школе и за ее пределами. Учитель является связующим звеном между школой и семьями учащихся, и родители имеют возможность для достаточно тесной связи с учебным заведением, правда, не все ею пользуются, но об этом чуть позже.

Рассмотрим отношения учитель - родители.

Учитель выполняет в классе образовательную функцию, т. е. осуществляет обучение и воспитание. При этом учитель должен правильно построить отношения не только с учениками, но и с их родителями. Эти отношения складываются в процессе:

1. общения на родительских собраниях и в процессе индивидуальных контактов;

2. внутриклассных мероприятиий, например, в походах, поездках, на праздниках и т.п.

3. В процессе подготовки к выпускным вечерам.

4. При прохождении мониторингов, опросов, работы со школьным психологом и пр.

Учитель , как профессионал, вероятно более компетентен в вопросах воспитания, но, по определению, значительная, а, может быть, и главная роль в формировании воспитательной системы в классе отводится семье.

Современная благополучная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя - привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами.

Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда решающую роль играет семья.

Во-первых, именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка;

во-вторых, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность.

Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает;

в-третьих, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами;

в-четвёртых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Работа классного руководителя с родителями очень сложна, как сложны вообще отношения между людьми, идущими к одной цели разными путями. А иногда и цели - то разные. Не всегда мнение учителя и родителей по вопросу, каким и кем должен быть обучаемый ребенок, совпадает. Часто оценка родителями поведения их детей не соответствует оценке учителей, а также оценке самих учеников. Поэтому учитель должен искать путь к сердцу не только учеников, но и родителей, чтобы дать их усилиям позитивное направление.

выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.

Работа классного руководителя с родителями очень сложна, как сложны вообще отношения между людьми, идущими к одной цели разными путями. А иногда и цели - то разные. Не всегда мнение учителя и родителей по вопросу, каким и кем должен быть обучаемый ребенок, совпадает. Часто оценка родителями поведения их детей не соответствует оценке учителей, а также оценке самих учеников. Поэтому учитель должен искать путь к сердцу не только учеников, но и родителей, чтобы дать их усилиям позитивное направление.

Как же учителю и родителю найти общий язык?

Вообще, чем больше родители будут задействованы в решении школьных проблем своего ребенка, тем больше вероятности, что учитель и семья найдут общий язык. В некоторых школах существует, например, Совет родителей - коллегиальный орган самоуправления родителей, заинтересованных качеством образования не только своего ребёнка, но и детей учебного заведения в целом. Это сообщество родителей и учителей, которому не безразлично, как и чему учится их ребенок и другие дети в школе, как они себя чувствуют, как в динамике растёт Личность ученика.

Преподаватель должен быть наставником не только для детей, но и для их родителей, особенно молодых; донести до них их роль в формировании творческой личности ребёнка; объяснить, что для ребёнка очень важна похвала, поддержка и одобрение родителями того дела, которым их дети занимаются. Необходимо дать понять родителям, что дети не должны быть созерцателями жизни, они могут и должны быть активными её строителями. Надо помнить, что от конфликтов учителя и родителей страдает ребенок. А он в любом случае гораздо уязвимее взрослых людей.




3. Рассмотрим отношения ученик - семья.

Каждая семья вырабатывает с течением времени определенную систему воспитания, которая вытекает из понимания целей и задач воспитания, методов и приемов и привнесенного в данную семью опыта.

Но типов семейных взаимоотношений наука выделяет только 4: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

  1. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

2. Опека в семье - это система отношений, при которых родители обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. У них отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

3. На признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, строиться тактика "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. Мне кажется, что за этой пассивностью лежат элементарные лень и равнодушие родителей по отношению к своим детям. Для педагога это одна из самых трудных и опасных ситуаций.

4. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом. Большое значение в становлении самооценки имеет стиль се воспитания, принятые в семье ценности. Можно выделить три стиля семейного воспитания:

- демократический

- авторитарный

- попустительский (либеральный).

При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. (Стиль "согласия").

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. (Стиль "подавления").

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

«Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».

В.Сухомлинский

Государство имеет непосредственную связь со школой и косвенно со всеми компонентами триады. С одной стороны, оно играет руководящую роль, с другой - получает ответную реакцию, пожинает результаты своей деятельности со всех членов социума.

Здесь важно понять оптимальное соотношение роли школы, семьи и государства в воспитательном и образовательном процессах. Это соотношение может меняться в зависимости от конкретных обстоятельств. Во всяком случае, можно определить сферы преимущественной ответственности:

1. Государство - формирование социального заказа на необходимый уровень профессиональной образованности и уровень культуры, а также материальное обеспечение образования, воспитания и обучения труду от имени и на средства общества.

2. Семья - формирование ценностных ориентаций и жизненных навыков в начальный период становления личности.

3. Школа - образование, воспитание и обучение детей труду в период наибольшей восприимчивости.


© 2010-2022