Программа индивидуального развития младшего школьника. Из опыта работы классного руководителя 3 класса МБОУ «СОШ №3» Кузнецовой Ларисы Валерьевны

Раздел Классному руководителю
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Краснодарский край

Муниципальное образование Тбилисский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 29 августа 2014 года протокол № 8

Председатель ________ Ильченко Т.А.

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.



Программа

индивидуального развития младшего школьника




Из опыта работы

классного руководителя

3 класса МБОУ «СОШ №3»

Кузнецовой Ларисы Валерьевны


ПРОГРАММА

ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА



Центральной фигурой учебно-воспитательного процесса является личность ученика. Личность возникает в результате культурного и исторического развития. Быть личностью - это значит иметь активную жизненную позицию, постоянно строить себя и других. Помочь в становлении личности учащегося должны учителя, администрация, психолог, педагоги дополнительного образования. Общая цель их усилий - целенаправленно обеспечить возрастное развитие ученика с учетом его природных способностей, возможностей, индивидуальных склонностей и устремлений.

Цель программы:

  • формирование здоровой, компетентной, социально активной личности,
    имеющей определенную гражданскую позицию.

  • Устранение пробелов в знаниях ребёнка в связи с переменой места жительства.

  • Определение дальнейшего маршрута обучения

Задачи:

1. Создание благоприятных условий для самовыражения и развития творческого потенциала ученика, повышение его общественного и личностного статуса;

2. Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

3. Воспитание гражданских и нравственных качеств, развитие творческого мышления, необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире;

4. Воспитание человека гуманного, толерантного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому, милосердие, доброту.

5. Составление графика дополнительных занятий для дальнейшего успешного обучения и определения маршрута обучения.

Для достижения цели работа строится по следующим направлениям:

1. «Интеллект»

Вид работы классного руководителя:

  • формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования

Формы внеклассной работы:

 интеллектуальные конкурсы, викторины;

 индивидуальные занятия.

2. «Здоровье»

Вид работы классного руководителя:

  • показать значимость физического и психического здоровья

Формы внеклассной работы:

 спортивные конкурсы, спартакиады, марафоны;

 Беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Спорт в нашей семье», «Что значит здоровый образ жизни» и др.;

 дни здоровья.

3. «Гражданин»

Вид работы классного руководителя:

  • формирование у учащегося соответствующих знаний о праве, правовых нормах

Формы внеклассной работы:

 Конкурсы, викторины по правовой тематике;

4. «Общение»

Вид работы классного руководителя:

  • передача учащему знаний, умений и навыков социального общения людей .

Формы внеклассной работы:

 тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;

 Тренинги общения учащихся и их родителей;

 Праздники, конкурсы.

5. «Нравственность»

Вид работы классного руководителя:

  • помочь учащемуся осознать нравственные нормы и правила.

Формы внеклассной работы:

 Тренинги нравственного самосовершенствования;

 классные часы по теме нравственность.

6. «Досуг»

Вид работы классного руководителя:

  • создание условий для проявления учеником инициативы и самостоятельности, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Формы внеклассной работы:

 Посещение разных кружков;

 Празднование памятных дат календаря.

7. «Экология»

Вид работы классного руководителя:

  • формирование экологического мировоззрения.

Формы внеклассной работы:

 Благоустройство нашей улицы;

 Работа на пришкольной территории, на клумбах;

 Изготовление скворечников, кормушек.

8. «Семья»

Вид работы классного руководителя:

  • максимальное сближение интересов родителей и учителей по формированию развитой личности.

Формы внеклассной работы:

 Тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род»;

 Тренинги родительского взаимодействия.





Виды деятельности учащегося:

  1. Учебная деятельность;

  2. Познавательная деятельность;

  3. Общественно-полезная деятельность;

  4. Творческая деятельность;

  5. Спортивно - оздоровительная;

  6. Экологическая деятельность.

Предполагаемые результаты:









 физически и психический здоровый человек, с потребностью к здоровому образу жизни, способный радоваться жизни и радовать других;

 компетентная, социально активная личность, имеющая определенную гражданскую позицию и жизненные установки;

 культурная, свободная личность с чувством ответственности, высоким уровнем самосознания и самоуважения, с выраженными коммуникативными способностями;

 творческая личность с развитой эмоциональной сферой, с музыкально-эстетическим вкусом, готовностью к самосовершенствованию;

 гуманная, толерантная личность с высоким чувством патриотизма, милосердия, готовая к самопожертвованию, любви ко всему живому и забота о нем;



Этапы индивидуального развития ребенка:

1 этап - Информационно - аналитический

Цель: выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На этом этапе идет сбор информации. При этом используются различные методы:

 метод анализа документов;

 метод независимых характеристик;

 наблюдение;

 беседа.



По результатам работы составляется психолого-педагогическая характеристика.

  1. Общие сведения об ученике


  1. Изучение домашних условий жизни и семейного воспитания школьника


  1. Взаимодействие с классом:


  1. Учебная деятельность


  1. Направленность личности учащегося и специальные способности:


  1. Здоровье школьника:


Характеристика



Шепелев Максим Андреевич родилась 2 февраля 2005 года. Проживает в х. Северин, Тбилисского района. Прибыл в 3 класс в августе 2014 года из Украины. Отец устроился на работу шофёром. Мать - безработная. Семья состоит из 3 человек. Снимаю жильё. Взаимоотношения в семье - доброжелательные. Максим не всегда участвует в домашнем труде. Соблюдает режим дня. У него нет друзей и в классе, и вне школы. Максим регулярно посещает учебные занятия, систематически готовит домашние задания только под руководством матери. На уроках мало отвечает, руки не поднимает, ответы даёт однозначные, полные - только повторяя за учителем. Имеет много пробелов в знаниях. Он не умеет самостоятельно организовать свой учебный труд. Часто отказывается выполнять задания учителя. Максим - вежливый мальчик. Культуру поведения соблюдает. Любит рисовать, не хотел посещать кружок спортивных танцев. В классе друзей найти пока не смог, замкнут, плохо знает одноклассников по именам. Поручения выполняет не добросовестно. Уклоняется от мероприятий, проводимых в классе и школе. К нему учащиеся обращаются доброжелательно.

Октябрь 2014 г.



2 этап. Диагностический


Цель данного этапа - углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи:

1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, соответствия развития возрастным особенностям по следующим направлениям:

 диагностика познавательной деятельности учащихся;

 исследования эмоционально-личностной сферы;

 диагностика межличностных отношений;

 диагностика психологического здоровья;

2. Компьютеризация полученных результатов.


Карта личностного развития ученика.



1.Здоровье



Группа здоровья (заполняет медсестра)

Хронические заболевания(заполняет медсестра)

Количество дней, пропущенных по болезни

Особенности функционирования нервной системы







2. Успеваемость -

3. Внешкольные занятия - кружки в школе.



4. Развитие познавательных способностей (заполняется после наблюдений)


Способы познания (зритель, слушатель, деятель)

Интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение)

Прочность усвоения знаний и умений

Легкость усвоения знаний




5.Социально- личностное развитие (заполняется после наблюдений)


Патриотизм

Товарищество

Уважение старших

Доброта

Честность

Трудолюбие

Бережливость

Дисциплинированность

Прилежание

Любознательность

Любовь к прекрасному

Стремление быть сильным, ловким, закаленным


Оцениваются уровни по трехбалльной шкале:

  • 3 балла - высокий

  • 2 балла - средний

  • 1 балл - низки.

Исходя из полученных данных, была составлена программа развития ученика на 2014-2015 учебный год по следующим направлениям:


  • Умственное

  • Физическое

  • Нравственное

  • Эстетическое

  • Экономическое

  • Экологическое

  • Правовое


Умственное


Трудовое


Физическое, здоровье


Нравственное


Эстетическое

Экологическое


Правовое

Организация индивидуальных занятии.

Беседа «Без труда и рыбки из пруда…»

Помощь в уборке кабинета

Уборка территории вокруг школы

Посещение кружка «Сильные, ловкие, смелые»

Участие в спортивных соревнованиях, проводимых в школе и классе и вне школы

Беседы « О закаливании», «Правила личной гигиены» «Всегда будь опрятен и аккуратен»

Беседы по этическим темам

Привитие привычки бережно относиться к другим людям.

Привитие таких качеств, как трудолюбие честность, справедливость и порядочность

Чтение художественной литературы

Помощь в оформлении кабинета к различным праздникам

Уборка территории вокруг школы

Беседа «Сохранить природу - сохранить жизнь»

Соблюдение «Правил для учащихся» и

«Правил внутреннего распорядка школы», распорядка дня.










































В конце 1 полугодия 2014-2015 учебного года получены следующие результаты:

Месяц

Развитие интеллектуальных способностей и

любознательности

Воспитание патриотизма

Воспитание товарищества

Воспитание

честности

Воспитание бережливости

Воспитание прилежания, аккуратности

Воспитание дисциплинированности

Воспитание любви

к прекрасному

сентябрь



октябрь



ноябрь



декабрь



В конце 2 полугодия 2014-2015 учебного года получены следующие результаты:

Месяц

Развитие интеллектуальных способностей и

любознательности

Воспитание патриотизма

Воспитание товарищества

Воспитание

честности

Воспитание бережливости

Воспитание прилежания, аккуратности

Воспитание дисциплинированности

Воспитание любви

к прекрасному

январь



февраль



март



апрель



В мае 2015 года подводится итог, чтобы поставить задачи на следующий год.

Литература.

1.Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.-М.: Просвещение, 1991.

2. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе.-М.: Просвещение,1991.
3. Материалы к родительскому собранию по теме " Самооценка наших детей". В газете " Школьный психолог" №36, 1998.
4. Изучение школьной тревоги младших подростков. В газете " Школьный психолог" № 42, 1998..
5. Хмелев Е.А. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов. В журнале "Воспитание школьника" № 8,

6. Управление качеством образования. Сборник методических материалов. Сост. О.Е. Лебедев. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2002г.

7. Тенденции развития образования: проблемы управления.Материалы.Первой конференции Центра изучения образовательной политики. М.: «Университетская книга», 2005г.


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей начальных

классов МБОУ «СОШ № 3»

от 15 мая 2014 года № 6

_____________ Ющенко М.В.

Подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______ Пономарева А.А.

подпись Ф.И.О. _____________________2014 г.


















© 2010-2022