Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Я-гражданин России

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»










Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения Я-гражданин России









Составитель:

Классный руководитель

9 класса

Кононова Дарья Александровна









с.Покровское, 2014г.



Паспорт программы

Наименование программы

Программа воспитания учащихся «Я - гражданин России»

Исполнители программы

Классный руководитель и учащиеся МКОУ СОШ №10 с.Покровского

Цель программы

  • Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.

  • Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного города, края и страны.

Задачи программы

  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

  • Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье.

  • Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.

Сроки реализации программы

2014 - 2017 гг. (3 года)

Ожидаемые результаты

  • Духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом.

  • Формирование стойкой патриотической позиции.

  • Формирование целостной, научно-обоснованной картины мира, приобщение к общечеловеческим ценностям.

  • Воспитание потребности в духовном обогащении.

  • Общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.

  • Воспитание уважения к труду, человеку труда.

  • Создание условий для уважительного отношения к правам ребенка.

  • Консолидация усилий субъектов воспитательной системы для развития и становления личности и индивидуальной помощи ребенку.

  • Формирование активной жизненной позиции молодежи, ориентирование ее на здоровый образ жизни.

  • Повышение уровня социальной активности, гражданской ответственности, духовности подростков и молодёжи, повышение статуса участников мероприятий.

  • Формирование положительного имиджа ГБОУ школа №57 через тиражирование инновационного опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в районе.





Пояснительная записка

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн - террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. В связи с этим разработана программа образования детей и подростков, цель которой - социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.

«Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально-грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право».

Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Это вопросы не только философские, социальные, экономические, но и чисто педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин - государство» и «человек - общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина;
В статье №2 Закона РФ "Об образовании" определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Среди важнейших названа задача патриотической направленности: "Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье".

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие "патриотизм" становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога - позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

Главное в программе - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программу рекомендуется использовать в средней школе с 1-го по 11-й класс. Она включает в себя 5 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России. Программа предоставляет воспитателю большую свободу творчества.

Правовой базой для составления программы являются:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

  • Рекомендации "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации" (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/ 16).

  • Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001 г. № 90/30-16).

Генеральная цель:

  • Развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовность к активному проявлению в различных сферах жизни общества.

  • Формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного села, края и страны.

Задачи:

  • Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы с общественными.

  • Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

  • Формирование необходимых материальных и правовых норм поведения в части государственных, трудовых, гражданских и семейных законов, осознание себя как части правового государства, способного к сотрудничеству с другими через изучение Конвенции о правах ребёнка.

  • Развитие нравственных взаимоотношений в семье;

  • Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.

Основные принципы организации воспитания:

  • Принцип целостно-смыслового равенства.
    У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: "хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело".

  • Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

  • Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

  • Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.

  • Принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).



  • Принцип развития - путь воспитательной системы по следующим ступеням: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Участники программы: учащиеся 9 класса МКОУ СОШ №10

Организация программы

Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на три года.

учащиеся 9-11-х классов.

Период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития человека, его профессионального самоопределения. Поэтому, школа должна подготовить учащихся к сознательному выбору профессии, в том числе и военной. В учебно-воспитательном процессе следует не просто передавать учащимся знания о разных профессиях, о событиях в стране, о её историческом развитии, но и формировать у них ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.

Содержание программы

Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.

Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, к своей малой Родине

Основные направления реализации Программы

Организация работы по патриотическому воспитанию:

  • Использование государственных символов России в патриотическом воспитании (герба, флага, гимна);

  • Совершенствование процесса патриотического воспитания;

  • Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания;

  • Информационное и техническое обеспечение в области патриотического воспитания;

  • Разработка системы приёмов, методов мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы;

  • Организация работы в школьном музее;

  • Пополнение школьной библиотеки материалами патриотического содержания;

  • Создание базы методических разработок внеклассных мероприятий и уроков патриотической направленности.

  • Привлечение родителей учащихся, жителей микрорайона к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях;

  • Включение в планы воспитательной работы классных руководителей вопросов патриотического воспитания;

  • Поисковая работа по увековечиванию памяти защитников Отечества;

  • Проведение военно - спортивных мероприятий, игр, сборов;



  • Проведение мероприятий, посвящённых памятным датам России, событиям военной истории родного края;

  • Организация социально - значимых дел, акций;

  • Работа объединения по патриотическому воспитанию «Кадет»;

С учетом психологических, физиологических возрастных особенностей подростков созданы условия для обеспечения патриотического воспитания.

Воспитание, ориентированное на продолжение развития навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения следующих задач:

  • определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;

  • нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;

  • сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;

  • обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития,

  • формировать у учащихся представление о самосознании и самовоспитании. Научить подростков планировать свою деятельность; наблюдать за своим поведением, характером, волей. Сравнивать себя с другими людьми (взрослыми, сверстниками), сопоставлять оценки, которые ему дают товарищи, учителя с собственными представлениями о себе; ана­лизировать свою деятельность (учёба, обще­ние, труд) и внутреннее состояние.

а) Организация работы учащихся в оказании помощи нуждающимся пенсионерам и инвалидам.

б) Проведение психологических тестов, диагностик.

в) Проведение классных часов на морально-правовые темы.

г) Создание условий для самореализации личности ребенка через участие в классных и общешкольных мероприятиях.

и) На уроках и во внеурочное время знакомить учащихся с правилами жизни, труда и поведения, прививать им практические навыки участия в жизни школьного коллектива, учить соотносить свои поступки с правилами и нормами общественной морали.

Мероприятия по реализации Программы

№п/п

Направления работы

Базовые мероприятия по реализации направлений

1

Реализация образовательных программ патриотического воспитания обучающихся в урочное время

  • Уроки ОБЖ, музыки,

истории и обществознания, литературы, ИЗО

2

Формирование гражданско - патриотического сознания

  • Конкурс патриотической песни

  • Музейные уроки (в школьном музее)

3

Привлечение общественности к решению проблем патриотического воспитания молодежи

  • Встреча с ветеранами «Как это было»;

  • Уроки мужества;

  • Митинг у мемориала погибших в годы ВОВ;

  • Акция «Памяти ветеранов»

4

Создание системы гражданско - патриотического воспитания

  • Традиция - чествование флага

  • России на торжественных школьных мероприятиях;

  • Участие в Параде Победы 9 Мая;

  • Вахта Памяти (9 Мая, в День Победы);

  • Смотры художественной самодеятельности

5

Повышение уровня работы пресс-центра по вопросам патриотического воспитания молодежи

  • Оформление тематических стендов,

  • Выставки книг в школьной библиотеке;

  • Конкурс рисунков «Война глазами детей», «Сильной половине человечества, посвящается»;

  • Исследовательские работы;

6

Патриотическое воспитание через различные формы экскурсионной работы, походы


  • Туристические поездки;

  • Походы «По местам отгремевших боев…»

7

Сотрудничество с родителями и педагогами

  • Родительские собрания;

  • Участие в военно-патриотической игре «Зарница» для уч-ся 5-10 классов;

  • Альбом Памяти «Война в истории моей семьи»;

  • Конкурс сочинений: «История моей семьи в истории моей страны», «Поклонимся великим тем годам»

8

Система воспитательной работы, направленная на благотворительность

  • Операция «Забота» - помощь по дому пожилым людям;

  • Акция «Памяти достойны» (уборка памятников)

  • Акция «Букет благодарности» (поздравление учителей, вышедших на заслуженный отдых, с Днем учителя, 8 Марта, Рождеством, 9 Мая);

  • Акция «Спешите делать добро»



Ожидаемый результат

Реализация целевой программы патриотического воспитания «Я - гражданин России»:

  • обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего поколения;

  • создание условий для преемственности поколений;

  • конкретизация цели воспитательной работы;

  • содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;

  • воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;

  • создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;

  • повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;

  • поступление обучающихся в военные учебные заведения и учебные заведения МЧС;

Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине - селу Покровскому.

Литература.


  1. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.

  2. Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.

  3. Жирякова А.А. «Сыны Отечества» - школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.

  4. Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.

  5. Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.

  6. Лихачев Д.С. Земля родная. - М., 1983.

  7. Методические рекомендации об усовершенствовании функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Воспитание школьников. 2006, №6. С. 2-5.

  8. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.

  9. Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.

  10. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.

  11. Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.

  12. Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.

  13. Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29



© 2010-2022