Организация воспитательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в условиях открытой (сменной) школы

Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гр Гражданско-патриотическое направление основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству. По этому направлению проводятся беседы, информационные часы «Имею право», «Символы России», «Национальные праздники России», «Защитники Отечества». На «уроках мужества» обязательно рассказываем нашей молодёжи  о выпускнике школы,  Андрее Костюкове, который,  выполняя долг перед Отечеством,  погиб в Чечне. ажданское воспитание.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация воспитательной работы

по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи

в условиях открытой (сменной) школы

Булгакова О.И.,

учитель математики,

Воронцова Л.Н.,

учитель химии,

Рындина Ю.Н.,

учитель физики,

МБВСОУ «Открытая (сменная)

общеобразовательная школа № 35»


Патриотизм, чей бы то ни был,

доказывается не словом, а делом.
В. Г. Белинский

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

«Слово патриотизм подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление - сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы теряем себя как народ, способный на великие свершения... Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент - это патриотизм», такую оценку дал В.В. Путин о создавшемся положении в стране.

Важнейшей задачей в нашей стране в современных условиях является задача воспитания патриотизма у подрастающего поколения, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Академик Д.С. Лихачев писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций, коллектива школы, общественности, родителей по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание.

Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Важнейшим звеном в воспитательной системе школы, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам является деятельность классного руководителя. Он прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Мы, Булгакова О.И., Воронцова Л.Н., Рындина Ю.Н., на протяжении многих лет являемся классными руководителями.

Контингент учащихся сложен, не однороден по составу, общему и интеллектуальному развитию, большинство из них имеют низкий уровень знаний, умений и навыков, испытывают серьёзные трудности в усвоении учебного материала, восприятии информации, изложении своих мыслей. В одном классе у нас учатся школьники не только разных уровней подготовки, но и разного возраста.

Роль патриотизма всегда возрастает в переходные периоды развития государства. Поэтому мы считаем, что патриотическое воспитание в школе на данный момент является приоритетным. Для реализации данного направления нами определены следующие задачи:

1. уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям,

2. осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

3. уважение к Конституции и другим законам Российской Федерации, к государственной символике, к общечеловеческим ценностям;

4. развитие у учащихся интереса к истории родного края, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине, как части огромной России.

Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи только тогда даёт результат, когда оно проводится в системе. За многие годы у нас сложилась определённая система, которая базируется на сохранении и развитии традиций.

На первом занятии по патриотическому воспитанию мы стараемся привить у учащихся чувство гордости к своей школе, её выпускникам. А нам есть чем гордиться. Наша школа является памятником истории и культуры. Здесь в 1907-1913 гг. учился писатель Д.И. Крутиков, а в советское время преподавал известный художник А.М. Зубов.

Работу по гражданско-патриотическому воспитанию мы выстраиваем по направлениям: 1. Историко - краеведческое и экскурсионное - направлено на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, гордость за предков. Ежегодно учащиеся наших классов участвуют в месячнике гражданского и патриотического воспитания, в рамках которого посещают школьный и краеведческий музеи, клуб «Поиск». Это способствует формированию у ребят гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей. Незабываемые экскурсии в музей клуба «Поиск» организовывал наш выпускник прошлых лет и член клуба, Репко Артём, выступивший и в роли экскурсовода.

2. Гражданско-патриотическое направление основано на любви к Родине и народу, национальном самосознании, гражданском долге, готовности к достойному служению Отечеству.

По этому направлению проводятся беседы, информационные часы «Имею право», «Символы России», «Национальные праздники России», «Защитники Отечества». На «уроках мужества» обязательно рассказываем нашей молодёжи о выпускнике школы, Андрее Костюкове, который, выполняя долг перед Отечеством, погиб в Чечне.

3. Литературно-музыкальное и художественное направление отвечает за духовное становление личности. В этом направлении мы акцентируем внимание наших учеников на произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины; произведения классиков. На примере малых фольклорных жанров они учатся любить и охранять родную природу, гордиться своим Отечеством и «малой родиной», восхищаться подвигами героев, сопереживать им, и чувственно относиться к близким и окружающим людям.

В своей работе мы используем такие формы как тематические беседы, конкурсы, викторины, устный журнал, презентации, коллективные творческие дела, встречи с интересными людьми, которые внесли значительный вклад в историю своей страны. Их живое слово оставляет в душах молодых самое неизгладимое впечатление.

Нами разработаны и проведены мероприятия:

  • «Пусть всегда будет мама» (проблемы семейного воспитания как часть патриотического воспитания);

  • «Любимый город - честь тебе и слава» (воспитание любви к родному городу, к своей «малой» родине);

  • «Гражданином быть обязан» (гражданское воспитание);

  • «Чужой боли не бывает» (воспитание толерантности, чувства эмпатии);

  • «Уроки мужества» (военно-патриотическое воспитание);

  • «Встречи с ветеранами Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн» (воспитание гражданских качеств личности);

  • «Этот день Победы мы приближали, как могли...» (осознание великого народного подвига, проникновение чувством благодарности к живым и павшим за будущее Родины;

  • «Во имя Родины» (развитие чувства гордости за свою страну, за земляков-участников Великой Отечественной войны).

Наши ученики принимают активное участие в муниципальных и Всероссийских конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию:

  • Муниципальный этап областного конкурса фотографий в рамках недели «Музей и дети»;

  • Городской конкурс рисунков «Великая Отечественная война глазами детей»;

  • Городской конкурс творческих работ «Искусство родного края»;

  • «Празднование Масленицы на Руси»;

  • Областной конкурс творческих работ «Подвиг учителя на фронте и в тылу»;

  • Городской конкурс «Афганский ветер».

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Патриотическое воспитание молодёжи должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать ведущее место в нашей воспитательной работе. У нас - педагогов есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов своей страны через разнообразие содержания и форм работы, которое способствует воспитанию чувства гордости за героическую историю страны, уважению к предкам и развитию гражданского самосознания у молодёжи. И как отметил Савченко Е.С.: «В нашей области накоплен богатый опыт патриотического воспитания подрастающего поколения. Эта задача остается в числе приоритетных для нас и на перспективу».

Список литературы

1. Патриотическое воспитание в современной школе//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2005. - № 6. - с. 120-131.

2. Лысенко, В.С. О программе патриотического воспитания в школе. Взгляд философа// Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2006. - № 3. - с. 6-10.

3. Быков, А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. - 2007. № 5. - с. 4-7.

4. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия// Воспитание школьников. - 2007. № 5. - с. 2-8.

5. Встреча В.В. Путина с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодёжи (стенографический отчёт). Краснодар, 12.09.2012// verav.ru/common/message.php?table=message&num=596



© 2010-2022