Классный час - викторина для 7-9 классов «Эта память, верьте, люди, всей земле нужна»

"Описание материала: Классный час – викторина для 7-9 классов "«Эта память, верьте, люди, всей земле нужна» формирует у учащихся патриотизм и мировоззренческую устойчивость через личное восприятие и углубленное изучение истории Великой Отечественной войны по произведениям художественной литературы, изобразительного искусства и музыки, воспоминаниям современников. Школьники, обращаясь к изучению произведений художественной литературы, изобразительного искусства и музыки, посвященные Великой Отечественной войне, развивают историческое мышление, активизирует познавательную, исследовательскую деятельности. А приглашённые ветераны Великой Отечественной войны своим личным примером, рассказами о тех страшных военных годах, о подвигах советских людей формируют у подрастающего поколения любовь к Родине, уважительное отношение к исторической памяти народа, восп...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час - викторина

для 7-9 классов

«Эта память, верьте, люди, всей земле нужна».

Цель: формирование патриотизма и мировоззренческой устойчивости через личное восприятие и углубленное изучение истории Великой Отечественной войны по произведениям художественной литературы, изобразительного искусства и музыки, воспоминаниям современников.

Задачи: изучение произведений художественной литературы, изобразительного искусства и музыки, посвященные Великой Отечественной войне; формирование любви к Родине, уважительного отношения к исторической памяти народа; воспитание у детей чувства уважения к своим защитникам, чувства гордости за свой героический народ; развитие исторического мышления, активизация познавательной, научно-исследовательской деятельности.

Приглашенные: ветераны Великой Отечественной войны.

Оборудование: фотографии, схемы, музыкальное сопровождение, стенгазеты, рисунки учащихся.

Ход классного часа.

Учитель:

Великая Отечественная… Время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.

Отгремела война. Уже давней историей стала.… Но разве можно былое забыть! Наш классный час посвящен Дню воинской славы России «9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1945г.)» и в этот праздничный для всей страны день к нам в гости пришли ветераны (представление гостей).

Ведущий:

Задохнулись канонады

В мире тишина.

На большой земле однажды

Кончилась война.

Будем вновь встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память, верьте, люди,

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем,

Вновь придет война.

Ведущая:

Возвращались солдаты с войны.

По железным дорогам страны

День и ночь поезда их везли.

Гимнастерки их были в пыли

И от пота ещё солоны

В эти дни бесконечной весны.

Возвращались солдаты с войны.

И прошли по Москве, точно сны,

Были жарки они и хмельны,

Были парки цветами полны.

В зоопарке трубили слоны -

Возвращались солдаты с войны.

Возвращались домой старики

И совсем молодые отцы -

Москвичи, ленинградцы, донцы…

Возвращались сибиряки!

Возвращались сибиряки -

И охотники, и рыбаки,

И водители сложных машин,

И властители мирных долин, -

Возвращался народ-исполин…

Возвращался?

Нет!

Шёл он вперёд,

Шёл вперёд

Победитель-народ!

Ведущий:

Память сердца не гаснет. Она передается от отцов к детям. Пусть сегодня оживет в нашей памяти подвиг отцов и дедов наших. На них шла сила, поставившая свой кованый сапог почти на всю Европу и бороздившая гусеницами танков ее земли.

Ведущая:

Против этой силы неодолимо встали наша армия, наш народ. Были горькие месяцы отступления, было почти отчаяние. Но на берегах русской реки Волги, у стен Сталинграда, остановились, как на последнем рубеже, который надо отстоять, и стали тверже камня, прочнее металла. Искра сталинградского огня через долгие-долгие месяцы, через новые муки взошла звездой победы.

Ведущий:

Все солнечной дышит весною,

И яблони в белых цветах.

Москва салютует героям,

Страну защитившим в боях.

И гул орудийных раскатов

Колышет вверху облака…

Жива ваша память, солдаты,

Бессмертна она на века!

Сегодня страна салютует

И тем, кто в тяжелом бою

Погиб за Отчизну родную,

За мирную землю свою!

И их имена - на граните,

На бронзе, на мраморе плит.

Народом ничто не забыто,

Народом никто не забыт.

Ракеты взлетят - над Москвою

В алмазных огнях небосвод…

И доблестный подвиг героев

В сердцах у народа живет.

Учитель:

Предлагаю почтить минутой молчания память всех тех, кто отдал свои жизни за великую Победу (звучит метроном).

Учитель:

Сегодня, ребята, нам предстоит вспомнить произведения литературы, искусства, музыки о войне, соприкоснуться к некоторым историческим военным событиям. Только воспоминания будут представлены несколькими темами викторины.

Приглашаю команды принять участие в викторине.

Сегодня будет судить следующее жюри… (представление жюри, обязательно пригласить ветеранов).

Капитаны, вы готовы представить свои команды? (представление капитанами своих команд).

Тема 1. «История Великой Победы».

Учитель:

Были события в войне, которые стали героической историей. Наша тема так и называется «История Великой Победы». Внимательно слушайте вопросы, чья команда будет готова отвечать, поднимите руку.

Вопросы:

1. Что вы знаете об истории праздника День Победы? С каким событием он связан? (История праздника ведется с 9 мая 1945г., когда в пригороде Берлина был подписан акт о безоговорочной и полной капитуляции вермахта.)

2. Кто участвовал в подписании акта? (Начальник штаба верховного главнокомандования генерал-фельдмаршал В. Кейтель от вермахта, заместитель Верховного главнокомандующего маршал СССР Георгий Жуков от Красной Армии и маршал авиации Великобритании А. Теддер.)

3. Кем был издан приказ о победоносном завершении ВОВ? (Верховным Главнокомандующим Маршалом Советского Союза И. Сталиным.)

4. Кем и когда было водружено Знамя Победы над рейхстагом? (Советскими воинами Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария 1 мая 1945г.)

5. Когда впервые был широко отпразднован День Победы в СССР? (Спустя 20 лет, в 1965 году 9 мая был объявлен праздничным днём.)

6. Когда впервые после распада СССР стали проводиться ежегодные парады Победы на Красной площади? (В 1995г.)

7. Какому юбилейному событию было приурочено Открытие мемориального комплекса на Поклонной горе и памятника Г. К.Жукову на Манежной площади? (50-летию Победы, в 1995г.)

8. Перечислите награды, посвященные Дню Победы (Орден Победы, медаль «За взятие Берлина», медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг»; Юбилейные медали: медаль «20 лет Победы в ВОВ 1941-1945», медаль «30 лет Победы в ВОВ 1941-1945», медаль «40 лет Победы в ВОВ 1941-1945», медаль «50 лет Победы в ВОВ 1941-1945», медаль «60 лет Победы в ВОВ 1941-1945», медаль «65 лет Победы в ВОВ 1941-1945».)

Тема 2. Исторические события.

1. 14 июля 1941г. под городом Оршей наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных минометов. Как ласково назвали установку реактивной артиллерии? (Катюша.)

2. Какое историческое событие, транслирующееся по радио на всю страну, проходило в Москве в начале ноября 1941 г., когда враг стоял в 80 км от города? (Парад войск на Красной площади 7 ноября.)

3. После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкой армии? (Битва под Москвой.)

4. Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны? (Сталинградская битва.)

5. Какое кодовое название носит операция, которая происходила с 30 декабря 1942 г. по 2 февраля 1943 г. и в результате которой армия Паулюса была рассечена и должна была капитулировать? ( Кольцо.)

6. 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при форсировании неприступной, по мнению немцев, системы укрепления («восточный вал»). О какой битве идет речь? (Форсирование Днепра.)

7. После какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью в руки советского командования? (Курская битва.)

8. Когда и где проходил парад войск в ознаменование победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне? (24 июня 1945 г. в Москве на Красной площади.)

Тема 3. Исторические места.

1. Крепость, построенная в 1833-38гг., героически оборонялась в 1941 г. с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость. ( Брестская крепость.)

2. Этот город называли «вратами Москвы». Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город. (Смоленск.)

3. В годы Великой Отечественной войны 28 бойцов И.В. Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов. Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? (Москва.)

4. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 г. после 250-дневной обороны? ( Севастополь.)

5. «Дорога жизни» - единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро.)

6. 58 суток сержант Павлов и его бойцы отбивали атаки вражеской пехоты, танков и самолетов, ведя оборону в одном из домов города. В каком городе находится этот «Дом солдатской славы», знаменитый дом Павлова? (Волгоград.)

7. 12 июля 1943 г. в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение. Около какой деревни оно состоялось? ( Прохоровка.)

8. Город, основанный в 1255 г. Тевтонским орденом, являющийся с 18 века резиденцией прусских королей, 9 апреля 1945 г. был взят штурмом советскими войсками. По решению Потсдамской конференцией с 1945 г. вошел в состав СССР. Как назывался этот город до 1946 г. и как называется сейчас. (Кенигсберг, ныне Калининград.)

Тема 4. Полководцы Великой Отечественной войны.

1. В честь каких выдающихся полководцев в годы Великой Отечественной войны были учреждены ордена? (Александра Невского, Кутузова, Суворова, Богдана Хмельницкого.)

2. В честь каких известных русских флотоводцев в годы Великой Отечественной войны для награждения моряков были учреждены ордена? (Нахимов, Ушаков.)

3. Маршал Советского Союза, с июня 1942 г. до конца войны командовал фронтом. Кто этот полководец? ( Л.A. Говоров.)

Тема 5. Музыкальная викторина «Эхо фронтовой песни».

1. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной. Кто написал музыку и как называется эта песня? ( А. В. Александров, «Священная война».)

2. В самые тяжелые дни блокады Ленинграда создана гениальная 7 симфония. Ее первая трансляция из осажденного города была воспринята во всем мире как проявление гражданского мужества. Назовите ее автора. ( Д. Шостакович.)

Учитель:

Помните стародавнюю пословицу: «Когда гремят пушки, музы молчат»? В Великую Отечественную войну гремели пушки, строчили пулеметы и автоматы, рвались фугасные бомбы, мины и гранаты… вступали в бой танки, самолеты, военные корабли. Это были действительно испепеленные войной годы. Но в это страшное время на передовых позициях устраивались концерты, на фронт выезжали артисты. Для солдат играли отрывки из пьес, читали стихи и рассказы, исполняли танцы, показывали фокусы. Особенно фронтовики любили слушать песни! Пели под баян и гитару.

Наши участники приготовили в качестве домашнего задания несколько фронтовых песен.

Сейчас будут звучать куплеты из песен, служащие вопросом для команды противника, ей необходимо вспомнить правильное название песни и ее авторов. За правильный ответ команда получает один балл.

Участники исполняют куплеты из песен военных лет.

Учитель: Благодарим наших замечательных артистов. Здорово, что фронтовые песни не смолкают и сегодня. Они доносят до нас атмосферу боевой обстановки, дух патриотизма и героизма. Это - память, которую мы обязаны хранить.

Тема 6. «Великая Отечественная война в искусстве».

Учитель:

На долю наших художников выпала почетная миссия - сделать искусство действенным оружием в народной войне, воспеть его мужество. На первый план выдвигаются агитационные формы искусства. И не только плакат, карикатура, листовка - все виды искусства становятся мощным оружием в борьбе против фашизма. Вам предстоит ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, за дополнение к нему - 0,5 балла.

1. Перед вами произведения искусства военного времени. Определите, к какому виду и жанру искусства принадлежат эти работы, возможно, вы вспомните год их создания, авторов этих полотен, скульптур, памятников? («Родина - мать зовет!» 1941г.; «Над миром нависла угроза фашизма» 1941г.; «На запад!» 1943г.; «Враг будет разбит!» 1941г.; «Бей насмерть! 1942г.)

2. Художник А. Пахомов вместе со всеми пережил страшную зиму 1941 - 1942 года в Ленинграде. Он стал честным и непредвзятым рассказчиком о горе и беде, о человечности людей героического города. Какой период Великой Отечественной войны отразил в своих картинах художник? Может вы вспомните названия серии его картин? (Блокада Ленинграда; серия «Ленинград в годы блокады и восстановления».)

3. Каким событиям посвящена эта картина? Как она называется? Кто ее автор? Когда она была написана? (В июле 1942г. пал Севастополь, несмотря на героическое сопротивление моряков Черноморского флота. А. Дейнека «Оборона Севастополя», 1942г.)

4. Особое место среди картин, созданных в годы войны, занимают полотна батального жанра. Огромная заслуга в развитии этого жанра принадлежит П. А.Кривоногову, чей творческий путь начался в 1940г. Как называется картина художника? Где происходит изображенное в ней событие? («Победа», 1945 - 1947г.г.)

5. В скульптуре, как и в других видах станкового искусства, военная тематика становится основной уже с первых дней войны. В конце 1945г. по постановлению правительства стали сооружать монументы в память бойцов и офицеров, павших в боях за освобождение стран Европы от фашизма. Одним из первых был открыт мемориал в Трептов - парке в Берлине. Его создатели - скульптор Е. В.Вучетич, архитектор Я. Б.Белопольский. Как называется центральная часть памятника-ансамбля воинам нашей армии, павшим в боях с фашистами? («Воин - освободитель», 1946 - 1949гг.)

Ведущий:

Памятник солдатам на кургане,

Их геройству,

Легендарным дням.

Как гвоздика

В бронзовом стакане,

Алый венчик

Вечного огня.

Ими спасено

Отчизны знамя,

Честь ее в сраженьях спасена.

Чистое, негаснущее пламя

Озаряет павших имена.

6. Сегодня мы празднуем с вами замечательный праздник - День Победы. Посмотрите на представленные изображения полотен художников, все они посвящены этой великой дате. Назовите авторов картин. (В. Шаталин «Победа», Б. Иогансон «Праздник Победы» - 1947г., Китаев «Возращение с Победой»).

Тема 7. «Литература военных лет».

Учитель:

Мы уже говорили с вами, что война с первых же своих шагов не оправдала старую истину: «Когда гремят пушки, музы молчат!». Нет! Музы не молчали, а литературному искусству трагические события дали новый толчок. М. Алигер так написала об этом тяжком времени в своем стихотворении.

Ведущая:

Наступила грозная година,

Только наших сил врагам не счесть.

И соединилось воедино

Наши гордость, благородство, честь,

Музыка, поэзия, природа -

Все, чем нам Отчизна дорога,

С армией великого народа

Двигалась рекою на врага.

Учитель: В «Литературе военных лет» вам предлагается вспомнить творчество поэтов и писателей, посвятивших свои произведения героической теме Великой Отечественной войны. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Одной из первых, если не самой первой, вступила в сражение с фашизмом муза Константина Симонова. Одно из его стихотворений пользовалось в дни войны необычайной популярностью. Обагренные кровью листики, на которые бойцы переписывали его, находили в нагрудных карманах раненых и убитых. Стихотворение написано от имени солдата, обращено ко всем женщинам, повествует о большой любви и верности. О каком стихотворении идет речь? Может кто-то из вас знает это стихотворение и прочитает его наизусть. (К. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»)

2. Красноармеец И. А. Байдужий писал 17 апреля 1943 года поэту: «Ваша поэма... энциклопедия фронтовой жизни бойца». О каком произведении идет речь и кто его автор? ( А. Твардовский «Василий Теркин».)

3. О каком литературном герое эти сроки? (Василий Теркин, о котором рассказывает в одноименной поэме А. Т.Твардовский.)

То серьезный, то потешный, -

Нипочем, что дождь, что снег, -

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный,

Русский чудо-человек.

4. Кто является автором короткого стихотворения как бы призывающего каждого из нас быть готовым к ответу перед собственной совестью…

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они - кто старше, кто моложе

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же…

как оно называется? (А. Т.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины».)

5. Герой какого литературного произведения повествует следующее:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось.

(Это стихотворение «Сороковые» Давида Самуиловича Самойлова.)

6. Как называется произведение и кто его автор?

а) День Победы. И на огнях салюта

Будто гром: - Запомните навек,

Что на сраженьях каждую минуту,

Да, буквально каждую минуту

Погибало десять человек.

(Эдуард Асадов «День Победы».)

б) - Здравствуй…. Сердцем, совестью, дыханьем

всею жизнью говорю тебе:

- Здравствуй, здравствуй. Пробил час свиданья,

светозарный час в людской судьбе

(Ольга Бергольц «Встреча с Победой».)

в) Скорей, скорей одеться!

Скорей позвать ребят!

В честь праздника Победы

Орудия палят.

(Ольга Высотская «Салют».)

Учитель:

Викторина закончена. Просим жюри подвести итоги.

Объявление победителей, награждение, слово ветеранам.

Ведущий: Сегодня мы хотим сказать нашим уважаемым ветеранам - большое спасибо. Благодаря вам мы живем, слышим детский смех и видим, как беззаботно и радостно живут дети.

Исполняется песня «День Победы».

Учитель:

На груди ордена,

На висках седина,

Позади боевые походы.

Не грусти, старшина,

Что украла война

Наши лучшие юные годы.

Снятся Днепр и Моздок,

И тревожный гудок,

Снятся нам штыковые атаки.

На висках седина,

За окном - тишина.

Пусть она никогда не взорвется!

Пусть пришла седина,

Но осталась страна,

Что великой Россией зовется.

Ведущая:

Я хочу, чтобы гордость была за страну,

Чтоб красивым был прожитый день,

Чтоб заснуть у хорошего чувства в плену,

Вспоминая хороших людей...

Ведущий: 9 Мая - святой день для тех, кто помнит годы войны. Это повод для встреч, которых, к сожалению, бывает так мало в повседневной жизни с ее заботами и проблемами.

Ведущая: И мы всегда рады видеть вас. Хотелось бы еще много- много лет иметь возможность готовить концерты для тех, кто боролся за мирную жизнь и победил в этой борьбе.

Ведущий: Пусть этот праздник еще долгие годы будет добрым поводом собираться вместе.

Учитель: Дорогие ветераны и участники Великой Отечественной войны! От имени тех, кто имеет возможность жить в мирное время, мы говорим сердечное спасибо и низкий вам поклон!

Учащиеся вручают ветеранам цветы и сувениры.

Учитель:

На этом наш классный час закончен. Благодарю гостей, жюри и команды за участие.



© 2010-2022