Сухомлинский «Как любить детей». Духовная общность между учителем и ребёнком. Защитное воспитание по В. А. Сухомлинскому

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8

Сухомлинский « Как любить детей». Духовная общность между учителем и ребёнком.

Защитное воспитание по В. А. Сухомлинскому.

« Любить ребёнка - значит защищать его от того зла, которое ещё окружает многих детей в жизни (мы имеем прежде всего семью). Ежегодно, когда школьный порог переступают первоклассники, с тревогой смотришь в глаза детям, которые несут в своём сердце открытую рану. Я хорошо знаю этих детей, знаю их родителей, знаю боли и тревоги детской души, знаю, что отдельных детей надо уже не воспитывать, а перевоспитывать. Эти дети у меня на особом учёте, их воспитание я называю защитным воспитанием - оно является важной составной частью моей педагогической системы.

С какими же ранами приходят дети, искалеченные злом семейного окружения?

По моему мнению, очень опасная рана ( а опасна она тем, что поражает сердца детей даже во многих, на первый взгляд, благополучных семьях)-одиночество , когда ребёнок знает и чувствует, что он никому не нужен. Речь идёт здесь о том, что мать или отец

Отказываются от ребёнка, что его оставили на произвол судьбы. Такие случаи бывают редко, и о них следует говорить особо. Речь идёт о намного более сложном явлении духовного одиночества. Ребёнку присуща способность жить сердцем, отдавать его близкому человеку, другому существу или даже неодушевлённым предметам. Эта работа любить бескорыстно облагораживает душу ребёнка, делает его жизнь богатой, светлой. У подавляющего большинства детей, пришедших в школу, есть кто-то другой, кому-то они отдали свою душу, и это даёт им счастье, полноту духовной жизни. А у некоторых детей жизнь сложилась так, что они никому не смогли отдать своего сердца и чувствуют себя одинокими, не знают счастья духовной близости, родства. Это бывает в тех семьях, где самые близкие ребёнку люди-мать, отец-лишены сердечной чуткости, не способны откликнуться на стремление детского сердца завязать искреннюю задушевную дружбу. Эмоциональное невежество родителей, ограничивающихся материальными потребностями, иногда животными инстинктами, - всё это калечит детскую душу: в школу такие дети приходят глухими к добру; их сердце - как задубевшая подошва. Защитить ребёнка от духовного одиночества, пробудить способность жить сердцем - одна из важнейших задач защитного воспитания.

Есть ещё более грозное одиночество: отдельные дети понимают, что родились они на свет случайно, ни отцу, ни матери не нужны. Эти дети приходят в школу с тяжёлой психической травмой. Они, как правило, несут в своём сердце открытую рану - озлобленность. Озлобленный ребёнок не верит в человечность. К искреннему, сердечному слову учителя он проявляет настороженность и недоверие. Защитное воспитание детей с этой травмой требует глубокой, самоотверженной любви воспитателя к человеку, высокой культуры чувств, тонкой способности отделять зло от личности ребёнка.

С тяжёлой раной приходят в школу дети, которых в семье воспитывают в духе обмана, нечестности, эгоизма, неуважения к людям. Они не способны чувствовать сердцем человека рядом с собой, не верят в добро. Если не защитить детей от зла, господствующего в семье, они вырастут жестокими людьми, готовыми во имя собственной выгоды пойти на всё, вплоть до измены, до зверского желания уничтожить того, кто стоит у них на пути. Лишённые защитного воспитания, с раной в сердце, которой не заметил воспитатель, эти дети, став взрослыми людьми, часто становятся на путь самых страшных преступлений.

С искалеченным сердцем приходят в школу дети, с первых шагов своей сознательной жизни подвергающиеся телесным наказаниям. Отец, который бьёт ребёнка, убивает в его сердце самое дорогое: ту способность жить сердцем, о которой говорилось выше. Пинки, подзатыльники, удары ремнём - не только насилие над телом. Это также и удары по чуткому детскому сердцу. С каждым ударом оно становится всё менее чувствительным к этим самым ударам, становится толстокожим. Воспитанный в раннем детстве в духе насилия над телом и духом, ребёнок становится невосприимчивым к каким бы то ни было мерам воспитательного влияния. Часто он жесток и бессердечен.

Защитное воспитание этих детей является, по сути, испытанием педагогической культуры учителя - испытанием его любви к человеку.

В своеобразном защитном воспитании нуждаются и заласканные в семье дети, избалованные полной и ничем не ограниченной свободой самовыражения. Есть некоторая часть детей, родители которых не приучают к подчинению личных интересов интересам других людей. Эти дети приносят из семьи дикий, нелепый принцип: « Я так хочу - так и делаю, мне нравится - значит, можно». Несчастлив тот ребёнок, в душе которого живёт животная уверенность в том, что его интересы самые важные. Он становится хамом, наглецом, хулиганом, если не защитить его от «благ» полной свободы самовыражения. Советы и требования учителя о поведении в коллективе такой ребёнок переживает как личное оскорбление.

Защитное воспитание - это глубоко индивидуальное творчество педагога. Тут надо уметь так прикоснуться к болезненному, искалеченному сердцу ребёнка, чтобы воспитание не обернулось для него страданием. От духовного одиночества самой лучшей защитой является пробуждение чувства любви, симпатии к человеку - учителю или старшему товарищу-школьнику, к кому-нибудь из таких же одиноких людей - к старику или старухе, к женщине-матери, потерявшей своего сына.

Сближение с человеком начинается с того, что воспитатель учит одинокого ребёнка сопереживать: рассказывать ему о горе, трагедии, пережитых тем, с кем он намеревается с того, что воспитатель учит одинокого ребёнка сопереживать: рассказывает ему о горе, трагедии, пережитых тем, с кем он намеревается сблизить своего воспитанника. Сопереживание-это первый шаг к познанию человека сердцем. Ребёнка, который по тем или иным причинам в семье не познал любви к самому близкому, самому дорогому существу, я учу близко принимать к сердцу чужое горе. Чем глубже сопереживание, тем более чутким становится ребёнок к людям, которые его окружают.

В защитном воспитании одиноких детей очень важно, чтобы ребёнок не почувствовал воспитательной преднамеренности: учитель старается сблизить его с кем-то специально для того, чтобы воспитать … Если к этому

«запланированному добру» добавляется ещё хоть маленькая капелька равнодушия - ребёнок воспротивится, возненавидит и учителя, и того, с кем учитель собирается его сблизить. Сближение одинокого ребёнка с другим человеком должно происходить в естественных условиях. Человек, которому ребёнок отдаст своё сердце, должен иметь в своём сердце что-то такое, что обогатило бы ребёнка духовно. Развеять детское одиночество может только духовно богатый и щедрый человек.

Детей, озлобленных бессердечностью родителей, детей не нужных ни отцу, ни матери, - очень мало. За тридцать два года работы в школе в мою жизнь вошло девять таких детей. Они всегда пробуждали в моём сердце острое чувство жалости, и я старался дать им то, чего они не знали в семье. Я становился другом таких детей, и за мои сердечные заботы они платили искренней, щедрой, самоотверженной любовью. Именно дружба с этими детьми стала для меня животворным источником вдохновения, той целебной водой, в которой нуждается каждый педагог, когда напряжённый труд утомляет его сердце, истощает духовные силы.

Стать другом такого ребёнка, пробудить в его сердце чувство любви, полюбить его всеми силами своей души - это требует большого искусства. Озлобленные равнодушием родителей, дети очень насторожены, они с недоверием относятся к ласке, хотя она им необходима, как влага томимой жаждой земле. Но начинать надо не с проявления ласки. Я стараюсь найти с ребёнком такой общий духовный интерес, такую деятельность, чтобы ребёнок почувствовал во мне человека и потянулся к человеческому. Как правило, эта общая деятельность рождается в коллективе. Потом ребёнок становится моим товарищем, мы словно забываем, что мы - учитель и воспитанник. Духовное общение становится для нас потребностью. У ребёнка исчезает подозрительность и озлобленность. За любовь и сердечность ребёнок платит искренней готовностью отдать богатства своей души, чем-то утвердить свою симпатию. Личная дружба-это удовлетворение потребности в человеке - одна из высших моральных потребностей, которые школа должна утверждать с детства.

Самым действенным способом защиты ребёнка от обмана, нечестности, эгоизма является пробуждение уважения к самому себе, пробуждение чуткости к человеческому в себе. Воспитание таких детей требует длительной индивидуальной работы. Здесь надо также найти общность духовных интересов, чтобы увидеть дорожку к человеческому сердцу. Чаще всего основой этой общности у меня является книга. Книгой и разговором о книге я открываю ребёнку глаза и сердце на добро и зло, добиваюсь того, что он восхищается добром и презирает зло.

Как бы ни было поражено детское сердце уродством домашней атмосферы, в нём теплится искра сопереживания, и чем меньше ребёнок, тем больше в нём способность сопереживать.

Воспитание детей, сердце которых искалечено побоями, грубым окриком, бранью, требует не только бережности, чуткости, но и большой настойчивости. Миссия педагога состоит прежде всего в том, чтобы защитить ребёнка от насилия над телом и душой. Я добиваюсь того, что отец перестаёт бить ребёнка. Но во многих случаях побои и брань уже огрубили детское сердце, сделали его жестоким и глухим к добру. Тут сложнейшие инструменты педагогического искусства должны быть использованы для того, чтобы пробудить в детском сердце чуткость к тончайшим способам влияния на человеческую душу - прежде всего к красоте и к слову учителя. Я стремлюсь к тому, чтобы ребёнок, искалеченный побоями и бранью, никогда не слышал крика, угрозы, никогда не ждал наказания.

Потом я начинаю пробуждать его сердце красотой. Лечение красотой - так можно назвать одну из граней моей педагогической системы. Об этой грани не расскажешь в двух словах. Здесь надо характеризовать сложность и многогранность тонких духовных влияний на чувства, сердце, а через сердце и на разум. Перед ребёнком с огрубевшим, «толстокожим» сердцем я раскрываю красоту природы, музыки, живописи. Это требует времени и большого терпения. Иному ребёнку приходится открывать глаза на десятки картин природы, пока сердце его, образно говоря, не встрепенётся, не ощутит оттенков красоты. Весною и летом, осенью и зимой я хожу с детьми в лес, в поле, сад, в дубраву, на луг - слушать музыку природы. Это один из самых действенных способов лечения красотой. Пробуждая сердце, красота будто бы открывает сокровеннейшие уголки, и они становятся чуткими к слову учителя.

Важнейшим способом защитного воспитания детей, искалеченных побоями и бранью взрослых, является забота о живых существах, цветах, растениях - обо всём живом и красивом.

Очень большого внимания и педагогического такта требует защита детей, избалованных ничем не ограниченной свободой самовыражения, от произвола родителей, - ибо только произволом можно назвать удовлетворение детских капризов, жизнь по принципу «мне всё дозволено». Не надо пытаться сразу, с первого дня сломить волю такого ребёнка. В воспитании таких детей я придерживаюсь принципа столкновения желаний, интересов. Я добиваюсь того, чтобы ребёнок, избалованный произволом родителей понял: мои желания, мои интересы вполне законные и мотивированные, сталкиваются с такими же законными желаниями и интересами других людей. Мне хочется удовлетворить своё желание, но и другому человеку хочется удовлетворить своё желание, которое противоречит моему. Я убеждаю ребёнка: если ты и тот человек, с желанием которого столкнулось твоё желание, будете действовать только в своих собственных интересах, жизнь превратится в ад, человек опустится до уровня пещерного дикаря. Такая «свобода» будет приносить только несчастье и страдания. Следовательно, чтобы пользоваться благами подлинной свободы, надо урезать свободу своего самовыражения, ограничить свои желания, помнить, что принцип « мне всё дозволено» - это звериный закон дикарей и хулиганов.

А чтобы ребёнок всё это осмыслил, он должен на собственном опыте убедиться, что без ограничения свободы самовыражения, без умения урезывать желания не может быть настоящей свободы.

Чтобы защитить ребёнка от зла, преодолеть зло и утвердить добро, надо видеть, понимать прошлое и представлять будущее ребёнка, чётко наметить перед собой идеал воспитания. Надо любить в ребёнке всё человеческое, чистое, благородное».[12]

Библиография

1.Амонашвили Ш. А. Без сердца что поймём.- М. : ООО « Издательский Дом Шалвы Амонашвили».-2004.-с.64

2.Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга I ./ Амонашвили Ш. А. - М.: Амрита, 2010.- 288с.

3.Амонашвили Ш. А. Почему не прожить нам жазнь героями духа.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003.-с.64( Антология гуманной педагогики).

4.Амонашвили Ш. А. Рыцарь Гуманной Педагогики. Ларец Чести и служения / Ш. А. Амонашвили.- М.: Издательский Дом Амонашвили; Д.: ЗАО « Радегаст-Сервис», 2009.- 108с.

5.Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты?- Донецк, 2005.- с. 48

6.Амонашвили Ш. А..Учитель, вдохнови меня на творчество! - Хмельницкий: подольский культурно-просветительный центр имю Н. К. Рериха; Центр инновационной педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, 2011.-68с.-( Библиотека Гуманной Педагогики).

7.Амонашвили Ш. А. Чтобы дарить Ребёнку искорку знаний, Учителю надо впитать море Света.- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили,2009-114с.

8.Амонашвили Ш. А.Школа Жизни.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 200.-144с.

9.Каптерев П. Ф. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили. Антология гуманной педагогики

10.Манифест гуманной педагогики / [ Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики; Артёмовский Центр Гуманной Педагогики].- Донецк: издательство « Ноулидж» (донецкое отделение), 2011- 43 с.

11.Молчанова К. А. Учитель / К. А. Молчанова- Т.: Ассоциация гуманно-личностной педагогики в Эстонии, Таллинн.- 2012.- 32с.

12.Сухомлинский В. А. Как любить детей.-М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, Антология гуманной педагогики



© 2010-2022